страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Духовные стороны христианства

БОГОУГОЖДЕНИЕ

Он снизошел чтобы нам вознестись...

Уподобимся Христу, ибо и Христос уподобился нам. Станем богатыми в Нем, ибо и Он стал человеком для нас. Он воспринял худшее, чтобы дать лучшее, обнищал, чтобы нам обогатиться Его нищетой. Он принял образ раба, чтобы нам получить свободу. Он снизошел, чтобы нам вознестись, был искушаем, чтобы нам победить, претерпел бесславие, чтобы нас прославить. Он умер, чтобы нас спасти, вознесся, чтобы привлечь к себе лежащих на земле после греховного падения (11, 7).

Знающие цель нашего призвания... должны не мимоходом выслушивать богословские слова, но стараться в каждом изречении и в каждом слове открывать сокровенный смысл. Мы обязаны уподобляться Богу, насколько это возможно для естества человеческого, уподобление же невозможно без познания... (6, 198).

Всякое действие и всякое слово Спасителя нашего Иисуса Христа есть правило благочестия и добродетели (113, 278).

Для того и воплотился Он, как бы на иконе изображая и благочестие и добродетель, чтобы каждый и каждая, взирая на Него, по возможности подражали Первообразному. Для того Он носил наше тело, чтобы и мы, насколько возможно, подражали Его жизни. Поэтому когда слышишь о Его словах или делах, принимай это не как придется, поверхностно, но погружайся в глубину созерцаний, старайся стать причастником таинственной сути сказанного (113,278).

Бог, сотворивший человека, есть истинная Жизнь; поэтому, кто утратил подобие Божие, тот утратил и общение с жизнью... Святитель Василий Великий (8, 56).

Как Адам был началом смерти всех живых, так Господь наш стал началом жизни для всех мертвых. Преподобный Ефрем Сирин (31, 102).

Господь пришел Ходатаем за тебя, чтобы воззвать погибшего, израненного, возвратить тебе первоначальный образ чистого Адама. Преподобный Макарий Египетский (33, 192).

Христианин есть тот, кто, насколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями. Преподобный Иоанн Лествичник (113,278).

Каждый из нас есть живописец собственной жизни. Наша душа - как бы полотно, добродетели - краски; Иисус Христос есть образ, с которого мы должны списывать. Святитель Григорий Нисский (113, 278).

Он (Иисус Христос) неверных преклонял к вере убеждением, неблагодарных приводил в чувство снисходительностью, противоречащим отвечал с кротостью, милостиво терпел гордых, гонителям смиренно уступал, убийц пророков и всегдашних врагов Божиих, даже в самый час крестных страданий, желал привести к Богу (113,279).

Если мы во Христе, если мы облеклись в Него, если Он для наспуть спасения, то, следуя по этому спасительному пути, будем подражать Его примеру, как убеждает нас апостол Иоанн: "Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал" (1 Ин. 2,6). Святитель Киприан Карфагенский (113,279).

Если бы Иисус Христос не был истинным Богом, то не оставил бы нам примера. Святой Лев, папа Римский (113, 279).

И Владыка твой любил и призывал к Себе ненавидевших Его, и чем немощнее они были, тем более заботился о них. Он удостаивал трапезы Своей мытарей и грешников. Чем более народ иудейский презирал и поносил Его, тем больше Он оказывал ему помощи и милосердия. И ты подражай Ему (113, 279).

Если ты тело Христово, то неси крест, потому что Он нес; претерпи оплевание, удары по лицу, распятие, как претерпел Он, хотя был безгрешен... (45, 28).

Если ты ученик, то подражай учителю, это долг ученика. Если Он Сам шел через скорби, а ты идешь через спокойствие, ты идешь не тем путем. Как же ты следуешь, не следуя? И как ты можешь быть учеником, не следуя Учителю? Святитель Иоанн Златоуст (113, 279).

Каждый христианин должен быть кроток, тих и терпелив в бедствиях, никому не воздавая злом за зло, потому что и Сам Христос подвергался поношениям от иудеев, терпел, переносил побои и удары по лицу. Святитель Афанасий Великий (113, 279).

Видишь ли, как беспредельно шествие для восходящих к Богу, как пройденное всегда становится началом того, что лежит выше. Святитель Григорий Нисский (19, 276).

Свет Твой одежда славы: кто им облечен, тот праведен. Преподобный Ефрем Сирии (29,230).

На вопрос святого Иоанна: "За кого меня принимаете?" можно было бы ответить многими великими словами: назвать его Ангелом, посланным перед лицом Христовым, денницею и светильником, другом Жениха... Но все эти слова соединяются и заключаются в одном, если мы называем его подобным Христу, Сыну Божию, если и не во всем, то есть не в Божестве, не в божественной силе Его, то в человеческом, и то, впрочем, отчасти... Горящая свеча имеет некоторое подобие солнцу, ибо солнце, как и свеча, освещает и согревает, однако солнце делает это несравненно сильнее, чем свеча. Так и между Христом и Иоанном существует подобие: Христос подобен солнцу, а Иоанн свече, ибо, как говорит Господь: Он был светильник, горящий и светящий (Ин. 5, 35). Но хотя Иоанн лишь отчасти подобен Христу, все же подобен настолько, насколько не может быть подобен весь мир, ибо "из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя" (Мф. 11, 11). (103,707-713).

Немногие уподобляются Христу в Его вольных страданиях, в трудном несении креста и в распятии. Апостол Павел умоляет нас: "Подражайте мне, как я Христу" (1 Кор. 4, 16). Но святой апостол, скажи нам, в чем ты подобен Христу, Господу нашему? Он говорит, что подобен в распятии: "Я сораспялся Христу" (Гал. 2, 19). ...Апостол говорит здесь о духовном распятии, что выясняется из других его слов: "Для меня мир распят, и я для мира" (Гал. 6, 14). Ибо распяться миру значит сораспяться Христу, и сораспяться Христу, значит - распяться миру. Потому скажем апостолу: о истинно подобный Христу. Ты не только подобен Христу, Господу своему, в духовном распятии, но и преподобен Ему - подобнее, чем другие! Ибо кто так распялся Ему, как ты, который говорил: "Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем" (Гал. 6, 17)" и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых (Кол. 1, 24)? Кто так умер для мира, как ты, который говорил:

"Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа" (Флп. 3, 8)? Святитель Димитрий Ростовский (103, 778-779).

Апостол повелевает "отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины" (Еф. 4, 22-24). Отложим образ ветхого человека, скотоподобный и звериный, мерзкий и нечистый, и облечемся в новый образ Божий, небесный и святой. И станем подобны Отцу нашему Небесному, Который нас создал по образу и подобию Своему. И этот образ, растленный грехом, Отец наш небесный обновляет во Христе силой святого Духа. Станем подобны Ему благими нравами: будем милосердны, как Он милосерден, будем чисты и святы, как Он свят, будем щедры, кротки, терпеливы и милостивы, как Он долготерпелив и многомилостив. И поскольку будем совлекаться ветхого человека, по стольку будем облекаться в нового; ибо отвержение одного есть облечение в другого, и смерть одного есть жизнь для другого. Совлекается и умерщвляется ветхий человек-облекается и оживляется в нас новый. Поскольку же будем облекаться в нового человека, постольку будут в нас богоподобные свойства. Поскольку же будут богоподобные свойства, постольку будет чист и ясен в нас образ Божий. Святитель Тихон Задонский (104, 212-213).

...Посредством святого мира христианин, совершив поприще покаяния, примиряется с Богом, со всеми обстоятельствами, со всеми ближними, с самим собой и становится сыном Божиим по благодати (108, 522).

Господь - Дух и человека, прилепляющегося к Господу, соединяет с Собой, делает духом... Человек этот становится духовным, заимствуя из Духа Господа духовные свойства, причем отделяются и отпадают от него свойства скотоподобные (111, 134).

При посредстве Господа нашего Иисуса Христа излиты на род человеческий благодеяния бесчисленные и неизреченные: совершено не только искупление людей, совершено усыновление их Богу. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 138).

СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ

...Если хочешь последовать Господу нашему Иисусу Христу, то соблюдай заповедания Его. Если хочешь распять с Ним ветхого твоего человека, то устрани от себя тех, которые сводят тебя с креста. И приготовь сердце твое переносить благодушно уничижение, любить оскорбляющих тебя - смиряться пред всеми, обуздывать свои пожелания. Молчи языком и устами, не осуждай никого в сердце твоем (82, 144).

Приложим всевозможное попечение устранить страсти и восстановить в себе свойства человеческие в том состоянии, в котором явил их в Себе Господь наш Иисус Христос. Он свят и обитает в одних святых (82, 174).

Господь наш Иисус Христос принял за нас страдание и крестную смерть и служит этими Своими действиями образцом для нас. Мы должны, как говорит апостол, "познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых" (Флп. 3, 10-11) (82, 190).

Господь, избавляя верных Ему от того страха, который наводится миром, преследующим учеников Господа, сказал: "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир" (Ин. 16, 33). Укрепляя их, чтобы они не малодушествовали в скорбях, Он дал радость сердцам их, говоря: "вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею" (Лк. 22, 28-29). Это сказал Он не всем, но тем, которые пребывали с Ним в искушениях. Кто же эти, пребывшие с Иисусом в искушениях, как не те, которые противостоят влечениям падшего естества и, наконец, вполне уничтожают действие их? Слова эти произнес к ним Господь, когда шел на крест. Желающий есть и пить на трапезе Господа да взойдет с Ним на крест. Крест Иисусов есть воздержание от страстей, увенчивающееся совершенным истреблением их (82, 206-207).

Христово иго благо, и бремя легко (Мф. 11, 30). Его составляют: чистота, чуждая гнева, благость, кротость, духовная радость, воздержание от всех страстей, любовь ко всем, святое рассуждение, непоколебимая вера, терпение скорбей, отчуждение от мира в сердце, желание разлучиться с телом и соединиться со Христом. Вот в чем заключается благое иго и легкое бремя, которое Христос заповедал нам возложить на себя и носить на плечах наших. Это одновременно и путь. Ради него, чтобы идти по нему, святые приняли на себя многие труды и подверглись многим скорбям. Не сможет никто вступить на этот путь, если не освободится от всех страстей, если не стяжает любви. Божественная любовь освобождает человека от всех пристрастий преходящего мира. Авва Исаия (82,209).

"И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их" (Мф. 14, 14). В этом Евангельском сказании есть духовный смысл. Последование народа за Иисусом из городов означает, что народ оставил свой прежний образ жизни и различные мнения. А выход Иисуса Христа из уединенного места к народу означает, что они не имели сил сами дойти до Него и потому Спаситель вышел им навстречу, подобно тому как отец вышел навстречу блудному сыну. Увидев множество людей, Он сжалился над ними и исцелил больных, чтобы полная вера получила вознаграждение. Блаженный Иероним (115, 783).

Он оставил Свою жизнь как прообраз добродетели для всех желающих жить благочестиво, чтобы и другие, видя эти черты, запечатлевали в жизни своей похожий образ. Он Сам учит нас:

"Кто Мне служит, Мне да последует" (Ин. 12, 26), разумея не телесное последование за Ним, а по возможности полное подражание Его жизни. Святитель Василий Великий (113, 278).

Будем следовать Тому, Кем мы спасены, и принадлежать к Его достоянию, не заботясь о том, что малоценно и принадлежит только земному. Святитель Григорий Богослов (16, 125).

Христианин тот, кто не оставляет без внимания пути Христова, но желает шествовать по этому пути через страдания Христовы. Не желай идти другим путем, кроме того, по которому шел Сам Христос. Очевидно, что этот путь скорбный, но зато уже самый безопасный. На другом пути, может быть, есть утешения, но зато на нем много разбойников. Блаженный Августин (113, 279).

Будем внимательно смотреть, куда шествует Господь, и последуя Ему, держаться стези Его. Ибо Иисусу последует тот, кто подражает Ему. Потому Он и говорит: "Иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов" (Мф. 8, 22). Последовать значит подражать. Поэтому Он повторяет: "Кто Мне служит. Мне да последует" (Ин. 12, 26).

Итак, поразмыслим, куда Он шествует, чтобы служить Ему в нашем последовании. Вот Он, Господь и Создатель Ангелов, желая принять естество наше, которое создал, нисходит во утробу Девы. Он не пожелал родиться в мир от богатых, избирает родителей бедных. У них не было даже агнца, которого надо было (по закону) принести в жертву за Него, и Матерь приносит в жертву "две горлицы или двух птенцов голубиных" (Лк. 2, 24). Не пожелал Он также быть счастливым в этом мире, но переносил бесчестия и осмеяния; претерпел оплевания, биения, заушения, терновый венец и крест. Мы лишились внутренней радости из-за наслаждений телесных, и Он показывает, с какою горечью она возвращается. Итак, что должен претерпеть за себя человек, если Бог столько претерпел за людей?

Потому кто уже верует во Христа, но еще держится корыстолюбия, гордится почестями, воспламеняется ненавистью, оскверняется нечистотой похоти, желает в мире счастья, тот не стремится следовать Христу, в которого верует. Ибо если тот, кому Учитель указывает путь скорби, желает радости и наслаждений, тот идет другим путем. Святитель Григорий Двоеслов (116, 310-313).

Как хотящим выйти из Египта надо было следовать за Моисеем, так и хотящим войти в обетованную землю израильтянам надо было следовать за Иисусом Навином; так и хотящим освободиться от служения диаволу и бедствий его и войти в Небесное отечество надо следовать за Иисусом Христом. "Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет" (Ин. 12, 26) говорит Господь. Последуем же за Христом сердцем (104, 1756-1757).

Все хотят быть со Христом прославленным и превознесенным. Но мало кто хочет нести со Христом крест, поругание, уничижение, посмеяние и терпеть скорбь. Но Он говорит: "И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня" (Мф. 10, 38). Ибо хотящему быть со Христом во царствии и славе Его надо и в этом мире быть с Ним, смирением и терпением Ему последовать и так нести свой крест (104, 1757).

Что значит последовать Христу, как говорит Господь: "Возьми крест свой, и следуй за Мной?" Злодеи страждут и несут крест свой, но не следуют Христу, поскольку по делам своим приемлют. Что значит следовать Христу? Быть в истинном покаянии, творить плоды покаяния и терпеть всякое страдание, какое бы ни случилось, ради любви Божией, взирая на Самого Христа, так пострадавшего. Христос делал только добро и греха не сотворил, и добру учил, но терпел всякое страдание ради нас, творя волю Небесного Своего Отца и совершая дело Его (Ин. 4, 34). "Быв послушным даже до смерти, и смерти крестной" (Флп. 2, 8). Так научил Он нас Своим примером, как подобает угождать Богу: то есть творить добро и терпеть зло, чтобы творить волю Божию. Ибо угождать Богу - значит творить Его волю. Без этого невозможно угождать Богу. Ибо воля Божия в том, чтобы мы творили добро и великодушно переносили все тяжелое, преодолевая его с безропотным терпением (104,1758).

Царю своему Христу должны быть подобны и воины Его, истинные христиане. Смиряются ниже всех, но Бог их выше всех возносит (1 Ин. 4, 4); странствуют по земле, но отечество их- небо; на земле обитают, но имеют "жительство - на небесах", от-куда ожидают и Спасителя (Флп. 3, 20). В рубищах ходят, но внутри покрываются царской багряницей. Человеческого наследия лишаются, но имеют Божие; "наследники Божии, сонаследники же Христу" (Рим. 8, 17). На земле богатство не ищут и не имеют: но небесные сокровища отверзаются им (2 Кор. 4, 7). Люди их гонят, но Бог приемлет (2 Кор. 6, 17). Люди их оставляют, но с Богом имеют общение (1 Ин. 1, 3).

Мир их осуждает, но Бог оправдывает (Рим. 8, 30-33). Мир их проклинает, но Бог благословляет (Еф. 1, 3; 1 Пет. 3, 9; Гал. 3, 9). Мир их оскорбляет, но Бог утешает (2 Кор. 1, 4). Мир их бесчестит, но Бог их прославляет (Пс. 90, 15; 1 Пет. 5, 10) (104, 1759-1760).

Если Христос есть глава верных, то не соединенные с Ним верой и любовью не являются членами Его тела. Не соединены же с Ним те, кто не следует за Ним. Не следуют Ему те, кто не подражает Его смирению, терпению, кротости и прочим Божественным нравам. Если Христос ведет к небу, то непременно заблуждаются те, кто за Ним не следует. Если Христос - наш пастырь, то не Его овцы те, которые не слушают Его гласа: "Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною" (Ин. 10, 27).

Если Христос-учитель и наставник наш, не Его ученики те, кто не учится от Него смирению, терпению, кротости. Если Христос свет, то ходят во тьме те, кто не идет за Ним,- непременно остаются во тьме те, кто удаляется от света. Если Христос-жених верных душ, те, кто удаляются от Него, прелюбодействуют. Если Христос истина, непременно прельщаются и заблуждаются те, кто не придерживается Его. Если Христос-жизнь, то мертвы те, кто отлучается и удаляется от Него, как сказано: "Вот, удаляющие себя от Тебя гибнут" (Пс. 72, 27). Видишь, возлюбленный христианин, как нужно нам следовать Христу, ибо это "одно только нужно" (Лк. 10, 42), и, напротив, как опасно удаляться от Того, у Которого жизнь и блаженство. Святитель Тихон Задонский (104,1765-1766).

...Шествие во след Христа по пути земного странствования - это деятельность, всецело направленная по заповедям Его... Изучи Евангелие и сможешь жизнью твоей последовать Христу (108,85).

Отречение от мира предшествует последованию за Христом. Второе не совершается в душе, если не совершится в ней предварительно первое (108, 86).

Многие приступают к Господу-не многие решаются последовать Ему (108, 86).

Христианин, желающий быть последователем Господа нашего Иисуса Христа и сделаться по благодати Сыном Божиим, рожденным от Духа, прежде всего должен положить себе за правило... благодушное терпение всех скорбей, телесных страданий и обид от людей, и наветов от демонов, и самого восстания собственных страстей (108, 350).

Стремящийся последовать Христу и быть сонаследником Его должен ревностно подражать Его страданиям (108, 354).

Навыки имеют силу, подобную естественным качествам; последователю Господа Иисуса Христа надо стяжать хорошие навыки и уклониться от навыков дурных (108, 377).

Истинное смиренномудрие состоит в послушании и последовании Христу (108, 535).

"Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною",- (Мф. 16, 24), возвещает святое Смирение. Иначе невозможно быть учеником и последователем Того, Кто смирился до смерти, до смерти крестной. Он воссел одесную Отца. Он Новый Адам, Родоначальник святого племени избранных. Вера в Него вписывает в число избранных, избрание совершается святым смирением, запечатлевается святою любовью (108, 543).

Для истинных последователей Христа Его Чаша-чаша радостей (108, 547).

Невозможно нам, пребывая в плотских наслаждениях, пребывать вместе с тем в состоянии духовном. Потому-то Господь непрестанно преподносит возлюбленным Своим Чашу Свою, Ею поддерживая умерщвление для мира и способность жить Духом (108, 549).

Ваша деятельность, люди, должна всецело заключаться в исполнении воли Божией. Образец этой деятельности показан, правила этой деятельности преподаны человечеству совершенным Человеком, Богом, принявшим на Себя образ человеческий (109, 104).

Последовать Христу-значит проводить земную жизнь единственно для неба, подобно тому, как проводит Свою земную жизнь Богочеловек (109, 355).

Облекаться в образ Небесного Человека, облекаться в Господа Иисуса Христа, всегда носить в теле мертвость Господа Иисуса Христа-значит не что иное, как постоянно умерщвлять в себе плотское состояние постоянным пребыванием в Евангельских заповедях (109, 383).

Что значит последовать Христу? Значит: изучать Евангелие, иметь Евангелие единственным руководителем деятельности ума, деятельности сердца, деятельности тела (111, 95).

Только при посредстве живой веры человек может отречься от мнимых достоинств падшего естества своего, сделаться учеником последователем Господа разумом и деятельностью, подобающем естеству обновленному (111, 207).

Благодушное терпение скорбей есть деятельное, живое сознание своей греховности. Благодушное терпение скорбей есть деятельное, живое познание и исповедание Искупителя. Благодушное терпение скорбей есть последование Господу нашему Иисусу Христу (111, 371).

...Последование Христу не может состояться без принятия Креста и признания в нем новозаветной Правды и Оправданий Божиих. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 280).

СЛУЖЕНИЕ БОГУ

"Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии" (1 Кор. 6, 20).

Служение Богу из всех действий человеческих есть самое значительное и славное. И это действие не только по долгу, но и по естественному предназначению должно быть и внутренним и внешним, душевным и телесным. Нельзя совершать служение Богу, когда этого не чувствует душа. Но нельзя также, чтобы душевный жар благочестивых чувств не сказывался некоторыми проявлениями на теле. Когда твое сердце горит любовью к Богу, тело не может быть подобным древу неодушевленному. Тогда и глаза и лицо твое отражают внутреннее состояние, тогда отверзаются уста твои, радостно восклицая: "Все кости мои скажут: "Господи! кто подобен Тебе".." (Пс. 34, 10).

Служить богу - значит повиноваться только Его закону. Ты не можешь найти извинения в том, что закон этот тебе неизвестен или труден. Он заключен в самом тебе, он написан на самом сердце твоем перстом Божиим, письменами неизглаждаемыми. Ничего не предпринимай против совести, предписывающей, что тебе делать и чего не делать, и тогда исполнишь ты должное служение Богу.

Служить Богу - значит устремляться только к тому, что делает дух твой спокойным. Спокойствие духа соединяет с Богом в этой жизни союзом веры и добродетели, а в будущей-союзом славы. Мы имеем благого Бога, не созданы только для беспокойства и суеты, но созданы, чтобы наслаждаться Его благодеяниями и употреблением во благо даров Его. Когда же беспокоимся и суетимся, это не входит в намерение благого Бога. Суетой мы сами извращаем намерение Его и свою волю и беспокоим себя и мучим. И потому служить Богу - нечто совсем иное, чем служить собственному довольству. Служить Богу-значит хранить любовь к Нему и к тому, который создан по образу Его. "Всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него" (1 Ин. 5, 1). Бог ревнив в любви, истребляет "всякого отступающего" от Него (Пс. 72, 27). Требование это так же праведно, как и естественно для нас. Сердце так устроено, что оно стремится ко всякому совершенству, и видя что-то доброе, прекрасное, полезное, пленяется им. Но что совершеннее Бога? Что прекраснее Его совершенств? Что полезнее Его благодеяний и нужнее для нас? Потому служить Богу-значит следовать естественному расположению нашему; и нельзя от этого отречься, разве только лишившись человеческой сущности и самого бытия.

Служить Богу-значит отвергнуть все то, что противно служению Его. Иной служит идолам, но это последняя крайность человеческого ослепления. Иной же служит и истинному Богу, но не тем образом, как предписывает Его святой закон; и апостол давно осудил служение самовольное (Кол. 2, 18). Мы не должны следовать мыслям своим в этом важном деле, ибо они бывают ошибочны, надо хранить установления, утвержденные Церковью, но более всего надо беречься, чтобы в служении Богу не было никакого внешнего действия без всякого внутреннего сердечного чувства. Такое служение есть одно лицемерие и суеверие: ибо такие служители устами чтут Бога, но сердце их далеко отстоит от Бога;

всуе же чтут Его, по слову Евангельскому (Мф. 15, 8).

Служить Богу-значит отречься от самого себя, по учению христианскому. Мы ощущаем в себе страстные склонности, которые влекут нас к пороку, несмотря ни на просвещенность мысли, ни на сопротивление совести, ни на голос Божиего закона. Однако страсти кажутся столь нам свойственными, будто они с нами нераздельны; и прервать их кажется столь же трудным, как будто нам надо разорвать самих себя. Но какого бы труда это ни стоило, а хотящему служить Богу надобно прервать страстные склонности и стать выше самого себя, или, по Евангельскому выражению, отречься от самого себя (Мф. 16, 24). Это противоборство в нас самих премудрый Создатель попустил для того, чтобы подвиг добродетели был сильнее, а тем и наша победа была славнее, и плоды приятнее.

В этом состоит служение Богу, и эти обязательства мы берем на себя в Крещении. Если бы мы служили Богу и по одной естественной склонности, и тогда не было бы нам извинений, если бы не соответствовали этому долгу. Но когда мы торжественно принимаем это обязательство перед священным алтарем, перед лицом всей Церкви, в присутствии всех Ангелов, и запечатлеваем его погружением в спасительную купель, присягая верно служить Царю и Богу, то что мы могли бы принести в извинение, если бы преступили эти обязательства? Платон, митрополит Московский (Левшин) (105, 30-35).

Служение Богу - подвиг христианина

Все старание и весь подвиг христианина должен быть обращен на то, чтобы стяжать дух Христов и таким образом приносить плоды Духа Святого, ибо в этом и состоит духовный закон и назначение бытия (60,30).

Всякий христианин должен посредством покаяния, милостыни и всякой другой добродетели изо всех сил стремиться принять действие благодати Святого Духа, силою Которого и начнет он жить истинно по Христу. Ибо нет другого способа и средства к тому, чтобы христианин жил во Христе, кроме принятия свыше благодати Христовой. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 127).

...Царство Небесное восхищают не беспечные, не распущенные, не избалованные, не изнеженные, но ревностные искатели. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (Авва Авраам 53, 632).

Никто не получает награды, не пробежав поприще. Труды рождают славу, подвиги приносят венцы (7, 204).

Подвижник не бежит от скорбей... но идет им навстречу и подвергается всякому искушению (5, 367).

Если подвижник будет возноситься, есть у него смиритель тяжкий и сильный, который может низвести до ада. Если же будет смиряться, то будет вознесен блистательно и величественно, потому что Бог возвышает смиренного собственной силой. Святитель Василий Великий (8, 380).

Охотно иди по неровному пути. А если восходишь вверх, смотри, не скользок ли путь, чтобы, не упав, достичь цели и пройти сквозь узкие врата. Там свет и слава, и упокоение от всех бедствий. Святитель Григорий Богослов (15, 80).

Мера подвига твоего заключается в том, чтобы не прелюбодействовать в мыслях, но противостоять страстям и внутренне вести брань, бороться с пороком и не слушаться его, не принимать его даже в помыслах. Преподобный Макарий Египетский (33, 124).

Труды и подвиги этой кратковременной жизни не только хранят нас от согрешений, но и приготовляют душе венцы еще прежде исхода из тела (34, 210).

Если не удручать подвигами своего тела, не увидеть и Божественного света. Преподобный авва Исаия (34, 212).

Никогда не слабеет духовная брань у подвижника Христова. Чем более он побеждает, тем более сильная начинается брань. Ибо после покорения плоти восстанет на победителя - воина Христова такое множество противников, такое полчище врагов, раздраженных его триумфами. Это для того, чтобы воин Христов, разленившись в праздности мирного состояния, не стал забывать о славных подвигах своей борьбы, и расслабев от праздной беспечности, не лишился награды. Итак, если с возрастанием добродетели хотим взойти к высшим степеням триумфа, то в том же порядке должны вступить в новые подвиги. Сначала мы должны говорить с апостолом: "Бьюсь не так, чтобы только бить воздух;

но усмиряю и порабощаю тело мое" (1 Кор. 9, 26-27) Чтобы, победив в этом сражении, мы опять могли сказать с апостолом:

"Наша брань не против крови и плоти, но... против духов злобы поднебесных" (Еф. 6, 12). Ибо иначе мы никаким образом не сможем сразиться с ними и не заслужим того, чтобы вступить в духовную брань, если будем побеждены в сражении с плотью и разбиты в борьбе с чревом. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (53, 60).

Тому, кто подвизается на внутренней брани, в каждое мгновение надо иметь следующие четыре делания: смирение, крайнее внимание, противодействие помыслам и молитву. Смирение потому что брань у него идет с гордыми соперниками демонами, а он должен всегда иметь в сердце помощь Христову, ибо Господь ненавидит гордых. Внимание чтобы не хранить в своем сердце никакого помысла, даже если он кажется добрым. Противодействие помыслам - чтобы, как только заметить, кто пришел, "тот-час с гневом восстать против лукавого, как говорится: "И я дам ответ поносящему меня" (Пс. 118, 42)),-"Только в Боге успокаивается душа моя" (Пс. 61, 2). Молитву-чтобы после противодействия, сразу воззвать из глубины сердца с воздыханиями неизреченными. Преподобный Исихий Иерусалимский (67, 169).

Неизбежный подвиг уже при дверях. Примем щит веры; с любовью почерпнем из Божественного источника спасительные для нашей души надежды. Подразумеваю Несозданную, Единосущную Троицу, этот Источник жизни. Преподобный Ефрем Сирин (27, 137).

Как воин сражается в поту, в пыли, зное, в трудах и страданиях, так и праведнику здесь нужно много терпеть и все великодушно переносить, если он хочет там получить светлые венцы (36,466).

Подвизайся в мудрости тихо, с достоинством и страхом и с заботой о том, что тебя видит Бог, удаляй излишние заботы (36,900).

Если во время подвига ты не раз упадешь, не отчаивайся. Опять вставай и подвизайся, и не отступай до тех пор, пока не увенчаешься блистательным венцом победы над диаволом и сокровища добродетели не скроешь в безопасном месте. Когда утвердишься в навыке добродетели, уже не будешь более преступать заповедей по нерадению (41, 121).

Зачем ты говоришь, что со злом сопряжено великое удовольствие, а с добродетелью - великий и тяжкий труд? Но какая же была бы тебе и благодать или за что бы ты получил награду, если бы это было не трудное дело? (42, 233).

Никакой подвиг не может быть великим, если он не приносит пользы другим (44, 580).

Хотя мы должны все относить к Богу, однако и сами должны быть деятельны, брать на себя труды и подвиги (45, 607).

Если ты хочешь сделать великими свои подвиги, не считай их великими, но признавай, что спасаешься благодатью, чтобы сделать Бога своим должником не только за твои дела, но и за такую признательность. Святитель Иоанн Златоуст (46, 532).

Святой Павел вначале так ревностно защищал ветхозаветные порядки, ибо искренне был уверен, что в этом непреложная воля Божия Не потому был он ревностен, что это была вера его отцов но потому, что служил Богу. В этом был дух его жизни посвящать себя Богу, и все силы обращать на угодное Ему. Потому для обращения его или для того, чтобы заставить его не стоять так за Ветхий Завет, а стать, напротив, на сторону Нового Завета, достаточно было осязательно показать, что Бог не хочет уже Ветхого Завета, а хочет Нового, что все благоволение Свое Он перенес от первого ко второму. Это и совершило явление Господа на пути. Тут стало ясно, что он не туда направлял ревность, куда следует, и что, действуя так, он не угождает Богу, а идет против воли Его. Это прозрение при помощи благодати Божией сразу изменило его стремления, и он воззвал: "Господи! Что повелишь мне делать?" (Деян. 9, 6). И с этого момента всю свою ревность он обратил на то, что было ему указано. И всю жизнь не забывал этого события, но, благодарно воспоминая его, разжигал тем свою ревность, не щадя сил для Господа, Спасителя своего. Так действуют все, и так следует действовать всем искренне обратившимся к Господу. Епископ Феофан Затворник (107, 122-123).

предыдущий материал оглавление продолжение...

 
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение