страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Духовные стороны христианства

ДУХ СВЯТОЙ

Верую... в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго

"Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне" (Ин. 15, 26). Словами: Который от Отца исходит, Спаситель засвидетельствовал, что Отец есть источник Святого Духа. Он не сказал: "изойдет" или "произойдет", но "исходит", чтобы показать, что естество Их одно и то же, что существо Их нерасчленимо и нераздельно, и Лица соединены между собою, ибо что происходит, то не может отделяться от того, из чего оно происходит. Блаженный Феодорит (113, 388).

Мы должны исповедовать веру, преданную нам отцами, собранными некогда в Никее, и не отлагать от нее ни одного слова, зная что триста восемнадцать отцов говорили не без внушения Святого Духа. Святитель Василий Великий (113, 86).

С ними (отцами первого Никейского собора) поистине восседал и Сам Иисус Христос, Который сказал некогда: "где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 20)....Сам Дух Святой внушил им (то есть отцам собора) истину, ибо не сами они говорили, но Дух Бога и Отца говорил в них (Мф. 10, 20). Святитель Кирилл Александрийский (113, 86).

Есть Отец, имеющий совершенное и ни в чем не нуждающееся бытие, корень и источник Сына и Святого Духа... Хотя обо всем можно сказать, что оно от Бога, но собственно Сын от Бога и Дух от Бога, потому что и Сын исшел от Отца, и Дух от Отца исходит, но Сын от Бога неизреченно. Святитель Василий Великий (113, 390).

Общее Отцу и Сыну и Святому Духу - несозданность и Божество; общее же Сыну и Святому Духу-то, что они из Отца, а особенность Отца-нерожденность, Сына-рожденность, Духа Святого - исходность. Святитель Григорий Богослов (113, 391).

Веруем и в Духа Святого... от Отца исходящего... Мы научены тому, что Он исходит от Отца, но не доискиваемся того, как исхо дит, держась в тех пределах, которые нам положили богословы и блаженные мужи. Святитель Кирилл Александрийский (113,392).

Все (общего характера) названия удобно прилагаются к каждому лицу, но с сохранением одному Отцу быть Отцом, потому что Он Один есть Начало; Сыну-быть Сыном, потому что Он Один рождается, и Утешителю быть Духом Святым, потому что Он имеет собственное исхождение от Отца. Святитель Анастасий Антиохийский (113, 392).

Справедливо, что Отец дал всему бытие, и Сам ни от кого ничего не получил,- но равенства с Собою не дал Он никому, кроме Сына, Который родился от Него, и Святому Духу, Который от Него исходит. ...От Отца Сын, от Отца и Дух Святой, но Сын родился, а Дух исходит... Не от Себя Самого Сын, но от Того, от Кого рожден, не от Самого Себя Дух Святой, но от Того, от Кого исходит... Отец не уменьшил Себя, чтобы родить из Себя Сына, но так родил из Себя другого Себя, что весь остается в Себе и пребывает в Сыне, такой, каков и один. Равно и Дух Святой, всецелый из всецелого, не удаляется от Того, от Кого исходит, но таков с Ним, каким исходит из Него, не уменьшая Его исхождением Своим и не увеличивая Своим пребыванием в Нем. Блаженный Августин (113, 391).

Дух Святой всегда был и есть и будет; Он не начал и не прекратит бытия, но всегда пребывает с Отцом и Сыном. Ибо невозможно было или Отцу когдалибо быть без Сына, или Сыну без Духа: крайне бесславно было бы для Божества, как бы вследствие изменения Своих советов прийти в полноту совершенства. Итак, Дух всегда был приемлемым, а не приемлющим; совершающим, а не совершаемым; наполняющим, а не наполняемым; освещающим, а не освещаемым; приводящим к обожению, а не вводимым в обожение. Он всегда один и тот же, Сам для Себя и для Тех, с Которыми соединяется. Он невидим, не подлежит времени, невместим, неизменяем, не имеет ни качества, ни количества, ни вида. Он неосязаем, самодвижен, приснодвижим, свободен, самовластен, всесилен (хотя, как все принадлежащее Единородному, так и все принадлежащее Духу, возводится к первой Причине). Он- Жизнь и Животворец; Он Свет и Податель света; Он истекающая Благость и Источник благости; он Дух правый, владычний (Пс. 50, 12, 14). Через Него познается Отец и прославляется Сын (Ин. 16, 14), Сам Он, познаваемый только Ими-целостное единение, единое служение и поклонение (14, 14).

Он мой Бог, Им познал я Бога, Он Сам есть Бог и меня в той жизни творит богом. Он всемогущ. Он раздаятель даров, предмет песнопений чистого лика небесных и земных; Он, Жизнеподатель, сидит на превознесенном престоле, исходит от Отца. Он Божия Сила, Самовластитель... Святитель Григорий Богослов (14,221).

Самым важнейшим доказательством того, что Дух соединен со Отцом и Сыном, служит сказанное, что Он имеет такое же отношение к Богу, какое к каждому человеку имеет дух, находяшийся в нем. Ибо сказано: "кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия" (1 Кор. 2, 11). И этого довольно. Святитель Василий Великий (113, 388).

предыдущий материал оглавление продолжение...

 
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение