страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Духовные стороны христианства

ПОКАЯНИЕ

"Сотворите себе новое сердце и новый дух"

(Иез. 18, 31)

"Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?.. покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших... Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог, но обратитесь и живите!" (Иез. 18, 23, 30-32).

"И ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии" (Иоил. 2, 12-13).

Утверждай мужеством твое сердце, не предавайся унынию, не говори: "Как мне исполнить заповеди Господа, если я грешник?" Если человек оставит свои грехи и обратится к Богу, то покаяние возрождает его в новую духовную и светлую жизнь (82, 234).

Благословен Бог покаяния! И благословен Богу возлюбивший покаяние и преклонивший голову под иго покаяния! Родится он свыше в инобытие соединением своей воли с волей Божиею. Преподобный авва Исаия (82, 235).

Покаяние нужно приносить от всего сердца, кающийся обязан быть постоянно одним и тем же, а именно: таким, каким начал покаяние. Если он изменит себе, этим обличается, что в его рассудке нет твердого основания. Такой человек приносит покаяние как обучающееся дитя; и как побитый плачет от побоев, а не по произволению... не переменяя сердечного расположения. И ты приносишь покаяние с такой мыслью: "Если найду случай, опять предамся пороку". Не желаю тебе, кающийся, постоянно плакать и на краткое время предаваться безрассудству; не желаю тебе безвыходно быть в церкви и вести себя в ней, как на торжище. Не думай, что есть часы для Бога, чтобы преуспевать тебе в мудрости, и есть часы для диавола, в которые должно предаваться распутству. Не рассчитывай, что есть время для благочестия и есть время для беззакония. Так поступают лицедеи: в обществе они люди добропорядочные, а на зрелище бесчестные; в свете заслуживают доверие, а на зрелище-обманщики. Но ты и на торжище будь таким же, каков в церкви, так же честен в делах, помыслах, в поступках и словах, как честен в исповеди. Преподобный Ефрем Сирин (27, 184).

Весьма достойно удивления, что Господь Бог, изведя Своих людей из земли Египетской с тем намерением, чтобы ввести в землю обетованную, не ввел их в нее сразу, но сначала водил сорок лет по пустыне. А ведь путь от Египта до обетованной Ханаанской земли не более десяти дней, ибо в десять дней можно свободно дойти сухим путем из Египта в Палестину. Но Бог водил Своих людей сорок лет по непроходимым местам, прежде чем ввел их в обетованную землю. Какая причина и цель этого? Цель та, чтобы они совсем отвыкли от тех злых, греховных дел, к которым привыкли в Египте; и прежде чем не отвыкли они от своих греховных нравов, до тех пор не ввел их в обетованную землю. Так и ты, христианин, не можешь войти в открытое для тебя Небо, прежде чем отвыкнешь от тех злых дел, к которым привык.

Кроме того, еще и то удивительно, что за исключением Иисуса Навина и Халева никто не вошел в землю обетованную из тех, кто вышел из Египта, но лишь их дети вошли. Все же вышедшие были покрыты гробами в пустыне, ибо написано: "и воспылал в тот день гнев Господа, и поклялся Он, говоря: "люди сии, вышедшие из Египта, от двадцати лет и выше не увидят земли, о которой Я клялся" (Чис. 32, 10-11). Почему же не допустил Бог войти в обетованную землю всем, кто вышел из Египта, но только детям их был дан этот дар? Златоуст так объясняет причину этого: "Потому,-говорит он,-чтобы наследовавшие обетованную землю не только сами не знали греховных египетских дел, к которым привыкли их отцы, но даже не было бы таких, которые и помнили о них. Потому старые израильтяне и пали мертвыми в пустыне, чтобы в Палестине не научили детей своих тому безбожию и сквернодействию, которые они творили в Египте с египтянами". Если входящим в обетованную землю нельзя иметь даже и воспоминания о грехе, то тем более нам, входящим в отверстое Небо, необходимо истребить не только греховные нравы, к которым привыкли, но даже и память о грехах (исключая сожаление о грехах) необходимо искоренить в нашем уме, чтобы мы не пали мертвыми душой в окаянной пустыне нашей жизни и не лишились небесного входа. Святитель Димитрий Ростовский (103, 206-207).

Где нет плодов покаяния, там не истинное покаяние, но ложное, не что иное, как прельщение совести. Поэтому оно ничем и не помогает кающемуся, пока он не оставит грехов и не начнет новой жизни. Ибо покаяние-не что иное, как духовное воскресение. Ибо пока человек пребывает в грехах, он хотя и живет телом, но духом мертв, ибо не имеет в своей душе Бога, Который есть жизнь и источник жизни. Что для нашего тела душа, то для нашей души Бог. Тело живет до тех пор, пока в нем находится душа; душа живет до тех пор, пока в ней обитает Бог Своею благодатью. Тело умирает, если душа покинет его; душа умирает, если Бог ее оставляет. Оставляет же душу Бог не из-за чего иного как из-за греха. Ибо Бог и грех вместе пребывать не могут: "беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим",-говорит пророк (Ис. 59, 2). Душа же, лишившаяся благодатного присутствия Божия, как своей жизни, мертва, как и тело, лишившееся души, мертво. К такой душе взывает Бог: "встань, спящий, и воскресни из мертвых" (Еф. 5, 14) (104, 1464-1465).

Истинное покаяние есть изменение сердца и нравов злых в добрые нравы. Истинное покаяние непременно порождает стыд и сожаление в сердце кающегося, что он так бесстыдно и бесчинно поступал с Богом. Истинного покаяния не может быть, когда человек не хочет отстать от грехов и проявить послушание Богу; это не покаяние, а прелесть и ложь и потому бесполезно для кающегося. Ибо покаяние и произвольный грех-противоположны одно другому и вместе быть не могут (104, 1427).

Не в том только состоит покаяние, чтобы от внешних великих грехов отстать, но в перемене ума и сердца и обновлении внутреннего состояния. То есть нужно отвратиться от всей суеты мира сего, ибо она препятствует спасению; рассматривать различную душевную немощь, то есть гордость, гнев, зависть, нечистоту, сребролюбие и прочее, жалеть и сокрушаться, что такое зло вошло вместе со змеиным ядом в нашу душу, которая была создана чистой и непорочной, и с таким сожалением и сокрушением молиться Христу, чтобы силою Своею Он исправил и исцелил нас. А когда сердце или внутреннее состояние исправится, тогда и внешняя жизнь и внешние дела будут добрые (104, 1429).

Двоякий плод у истинного обращения и покаяния. Первый плод есть прощение грехов, которого удостаивается кающийся грешник от Преблагого Бога, ради Ходатая всех Иисуса Христа, Господа нашего. "Если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника" (1 Ин. 2, 1)-говорит апостол. А где отпущение грехов, там все блага, приобретенные смертью Христовой, там вместо гнева- благодать и милость Божия. О чудное и воистину желаемое изменение! Окаянный грешник приемлется в число праведных, из сына тьмы становится сыном света, из чада диавольского-чадом Божиим, из наследника вечной смерти и ада-наследником Вечной Жизни, вечного блаженства и Царствия Божия. Второй плод истинного обращения и покаяния есть новое сердце и новый дух, которого Бог от нас требует: "сотворите себе новое сердце и новый дух" (Иез. 18, 31). Сам Бог обещает подать их истинно кающимся ради святого имени Своего: "дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять" (Иез. 36, 26-27). В обратившемся всем сердцем и истинно кающемся все становится иным-иные мысли, начинания, намерения, иные старания и дела, чем были прежде. Святитель Тихон Задонский (104, 1432).

Установитель покаяния-Творец твой, создавший тебя из ничего. Тем легче Он может воссоздать тебя: сделать сердце боголюбивое из сердца грехолюбивого (108, 99).

Ищи, чтобы ожило твое мертвое, окаменелое сердце, чтобы оно раскрылось для ощущения своей греховности... тогда явится истинный плод молитвы, истинное покаяние. Ты восстенаешь перед Богом и будешь вопиять к Нему молитвой из бедственного состояния души, тебе внезапно открывшегося (108, 149).

Покаяние для ожесточенного сердца невозможно: надо, чтобы сердце смягчилось, исполнилось соболезнования и милости к своему бедственному состоянию греховности. Когда объемлется и преисполняется сердце милостью, тогда только делается оно способным к покаянию. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 43).

Нельзя откладывать покаяние, ибо мы не знаем часа смерти

Не полагайся на лукавого, который внушает тебе обманные помыслы и говорит: "ты еще молод, еще много лет будешь жить; потому теперь веселись и не печаль души своей, в старости покаешься"... Если не каешься в молодости, в возрасте, полном сил, когда в состоянии понести всякий труд и выдержать подвиг, то, состарившись, не будешь ли представлять в оправдание бессилие? (25, 217).

Иному помысел нередко внушает: "Ты еще молод, в старости покаешься". И если он доживет до старости, помысел скажет: "Теперь ты состарился и имеешь нужду в покое". Необходимо ежедневно работать Господу со страхом и трепетом, ибо кто сказал нам, что мы доживем до старости? А если и доживем до старости, то будет ли у нас добрый помысел, если уже с этого времени мы нерадим о своем спасении? (26, 217).

Горе тому, кто говорит: "Пока наслажусь плотью, а в старости покаюсь", потому что, подобно сети, внезапно накроет его смерть и ожидание его погибнет (26, 535).

Не откладывай, христианин, со дня на день обращения своего ко Господу, чтобы не вышел на тебя внезапно и приговор страшного Судии, призывающий тебя к Нему для возвращения того, что ты приобрел на Его таланты, и чтобы тебе вместо похвал, связанному по рукам и ногам, не получить осуждения во тьму кромешную. Пока еще есть время, постарайся припасть к Судии, чтобы Он простил тебе все грехи (27, 77).

Есть, человек, покаяние, потому что нет ничего невозможного для Бога! Нет покаяния для тех, которые торгуют покаянием. Кто в надежде на покаяние пребывает во грехе, тому нет покаяния (27, 206).

Не медли, кающийся, пока возможен вход в брачный чертог, приготовь себе светлую ризу, потому что нужны брачные одежды. Облекись в белую ризу для вечери, пока не явился внезапно Жених (28, 137).

Притеките к покаянию, грешники, потому что этот мир цветет недолго и скоро преходит. Блаженны кающиеся: Суд ожидает грешников, которые не творили дел праведных (28, 502).

Не сокрыто ли от тебя, когда придет и постигнет тебя конец? Но очищение от грехов можешь получить тотчас, если только будешь молить о нем. Преподобный Ефрем Сирин (113, 558).

Берегитесь, чтобы не отняты были у вас срок и поприще, данные для покаяния, прежде чем вы успеете достичь в покой Сына Божия. Преподобный авва Исаия (82, 218).

Когда не осталось в содомлянах... искры покаяния, по Суду Божию они стали добычей огня. Преподобный Макарий Египетский (33, 409).

Никто столь не благ и не милосерд, как Господь, но некающимся и Он не прощает. Преподобный Марк Подвижник (54, 35).

Пока рана еще нова и горяча, она легко исцеляется, застарелые же, оставленные в небрежении и запущенные раны нелегко излечиваются и для заживления своего требуют многих трудов, резании, присыпаний и прижиганий. Многие раны от времени делаются неисцелимыми, но у Бога все возможно (Мф. 19, 26). Чем позднее покаяние, тем оно тягостнее. Преподобный Иоанн Лествичник (113, 559).

Приступая к Нему, приступай не с лицемерием, не с двоедушием, но с чистой совестью. Прежде чем скажешь что-нибудь неважное или важное, Он предвидит, о чем ты будешь говорить. И прежде чем отверзаешь свои уста, заранее знает, что у тебя в сердце. Не колеблись и не скрывай своего недуга. Врач не жесток, но сострадателен... (36, 274).

Не расслабляй себя избытком долготерпения Божия и не имей намерения навсегда отдаться удовольствиям. Не говори: "Пока еще понаслаждаюсь любовью, пока попользуюсь молодостью; немного спустя придет время покаяния, завтра покаюсь". Тщетны подобного рода рассуждения, дурны решения твоей воли, плохим советником служит для тебя твоя похоть. Ты говоришь: "Сегодня согрешу, а завтра покаюсь". Хозяин ли ты завтрашнего дня? Если ты вникнешь как следует, то окажется, что и сегодняшним днем ты вполне располагать не можешь: одна часть сегодняшнего дня прошла, а другая еще впереди; та уже не твоя, а эта пока еще не твоя. Ты говоришь: "Сегодня я воспользуюсь удовольствием, а завтра покаюсь". То, что в твоих руках, ты отдашь удовольствию, а то, что не твое,-покаянию? Воспользуйся лучше моим советом: сегодняшний день отдай покаянию, а греху не оставляй даже завтрашнего. Святитель Иоанн Златоуст (42, 975).

Непрестанно пребывай в покаянии, которое является основанием нашего спасения, так как мы не знаем ни дня, ни часа, в который придет Господь. Преподобный Нил Синайский (48, 886).

Мы слышали в Евангелии, как Господь обличает тех, которые состояние неба распознавать умеют, но не могут угадать времени приближения Царствия Небесного. Это сказано иудеям, но слово Господа дошло и до нас. Сам Он, Господь наш Иисус Христос, начал благовестие Свое так: "покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 4, 17). Теми же словами начал проповедь и Иоанн Креститель, Его Предтеча. И вот теперь Господь обличает тех, кто не хочет покаяться ввиду приближения Царства Небесного. "Не придет Царствие Божие приметным образом",-говорит Господь,-оно "внутрь вас есть" (Лк. 17, 20, 21). Воспользуемся же благоразумно увещанием Учителя, чтобы не потерять времени милости Спасителя, которая до тех пор оставляет место покаянию, пока не наступит время воздаяния. Ибо для того и щадит Господь человека, чтобы он обратился и чтобы никто не подпал осуждению. Бог знает, когда прийти концу века, а теперь время веры. Застанет ли нас здесь конец века, не знаю; быть может, и не застанет. Но это время к каждому из нас близко, потому что мы смертны. Мы ходим среди опасностей. Итак, послушаем Господа и сотворим в самих себе то, что Он заповедал. Блаженный Августин (116, 149).

Молодой человек есть как бы несжатая нива, как бы необобранный виноградник, полный плодов, то есть сил, крепости и способностей к богоугождению. Но кто в нем пожинает эти плоды? Приходит мир с суетой, как с серпом, и пожинает себе; приходит плоть с серпом природных страстей и пожинает себе, что хочет; приходит диавол с соблазнительными искушениями и старается пожать и поглотить даже и остатки. Когда же минуют молодые годы и наступит осень старости, тогда сам человек захочет пожать что-либо на ниве своей жизни или обобрать свой виноградник, но не найдет ничего полезного: все прежде его пожали и обобрали-мир, плоть и диавол, а ему осталась солома. Остается он в скудости, имея возможность найти во всей жизни своей едва какой-либо колос, едва какую-либо небольшую гроздь добродетелей. Видя же при кончине всю свою скудость и нищету и рассмотрев всю свою жизнь, прошедшую в нерадении, разве не зарыдает он, говоря: "О, горе мне!" Также и святой Ангел Хранитель, не имея возможности собрать что-либо доброе при кончине такого человека и положить это доброе против злых его дел, пророчески зарыдает, плача и говоря: "О, горе мне!"

Итак, нехорошо молодому откладывать покаяние до старости (103, 543).

Вспомним еще святого Григория, который говорит: "Часто те, беззаконие которых Бог долго терпит, неожиданно похищаются смертью, так что им не приходится и поплакать при смерти о содеянном". Итак, никто пусть не говорит: покаюсь при смерти, покаюсь во время последней болезни. Хорошо говорит Господь Бог наш: "должно делать дела... доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать" (Ин. 9, 4). Днем является жизнь наша, ночью же-кончина наша. Если днем ни сеешь, ни насаждаешь, ни жнешь, ни собираешь, то как это будешь делать ночью? Если во дни временной жизни твоей не умножаешь добрых дел, то как приобретешь их при кончине, откуда соберешь их?

Гордый царь Навуходоносор, много прогневавший Бога и вызвавший Его ко мщению, увидел во сне великий дуб, образ своей высоты, и услышал голос: "срубите это дерево" (Дан. 4, 11). Святой пророк Даниил, толкуя ему и объясняя, что на нем, Навуходоносоре, должен исполниться этот сон, советует ему: "искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой" (Дан. 4, 24). Мы же рассмотрим только одно слово "может": "вот чем может продлиться мир твой".

Слово "может" есть слово сомнения, будет ли то или не будет? Будет ли милостив Бог или не будет? Посмотрим: святой пророк Даниил дает совет Навуходоносору рассыпать грехи милостынями, но прощение грехов он считает неизвестным, сомнительным, ибо говорит: "может продлиться мир твой". Хорош совет пророческий, но надежда на спасение неопределенна, и удивительно, как пророк, провидевший будущее, не провидел ясно, милостив ли будет Бог к грехам Навуходоносора. Прежде времени царь не позаботился о своих грехах и не давал милостыню, но если сделает это уже при посечении своем, "может продлиться" мир его. Если же пророк не знал о том, принята ли будет милостыня Навуходоносора при кончине его, то как ты, не будучи ни святым мужем, ни пророком и не заботясь о своем спасении, как, говорю, ты можешь быть уверен, что при кончине твоей сотворишь милостыню, и что эта милостыня твоя будет принята, и что ты сподобишься .прощения? Делайте, пока есть день, пока вы здоровы и в состоянии; когда же склонится день жизни, постигнет вас смертная ночь и изнеможете и телом, и духом, тогда не мечтайте сделать что-либо доброе, согласно словам Господа: "приходит ночь, когда никто не может делать" (Ин. 9, 4). Святитель Димитрий Ростовский (103, 545-547).

Видишь, что всему определено свое время, как говорит Екклесиаст: "Всему свое время, и время всякой вещи под небом" (Еккл. 3, 1). Птицы в свое время строят гнезда и выводят птенцов; скоты и звери в свое время сходятся и рождают; рыбы также в свое время; деревья и травы в свое время одеваются листвой, цветут и приносят плоды; земледельцы в свое время пашут, сеют и собирают плоды-всякой вещи свое время определил наш Создатель Бог.

Это учит нас, что и нам Бог определил свое время к исканию вечного спасения. Это настоящее время, "сегодня", пока находимся в этом мире, пока мы живы и в пути. Это время определено нам к исканию спасения, которое Христос, Сын Божий, заслужил Своею Кровию. Потому это время уподобляется в Писании времени сеяния: "Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную" (Гал. 6, 7-8) ...Будет время, когда никто не получит этого, даже если будет искать со слезами и воздыханиями. Как неразумные земледельцы, пропустив удобное время, хотя и сеют, но только губят семена, ибо не в то время сеют, когда нужно, так и неразумные грешники будут некогда искать спасения, но не получат его, ибо тогда будет время Суда, а не покаяния.

Ныне время сеять, искать, просить, стучать в двери милосердия Божия, когда Бог обещал услышать и помочь; и Он слушает и помогает. "Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог Тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения" (2 Кор. 6, 2). Ныне "всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят" (Мф. 7, 8), говорит Христос. Тогда этого не будет.

Я, мол, при смерти могу покаяться, говорит кто-нибудь. С таким покаянием можешь и в ад пойти. О, человек, тогда ли хочешь каяться, когда прекращается время покаяния и наступает время Суда и наказания? Тогда ли хочешь обратиться к Богу, когда Бог тебя призовет к ответу? Тогда ли хочешь искать, когда время уже проходит? Бесспорно, должно и каяться при смерти, и особенно молиться, и с усердием призывать Бога, ибо тогда душе предстоит самый великий подвиг. Но откладывать покаяние до смерти-это прельщение ума, нерадение о спасении и уловка диавола, который вкладывает такую мысль в сердце человека и учит его нарушать закон Божий бесстрашием, прогневлять Бога и откладывать покаяние со дня на день, чтобы так обманом погубить человека. Поэтому, если хочешь блаженно умереть, ныне будь таким, каким хочешь быть при смерти. Рассуждай о мирских вещах, чести, славе, богатстве и роскоши ныне так, как рассуждают умирающие, которые тогда все оставляют. Берегись греха и о сделанном сожалей ныне так, как тогда берегутся и сожалеют. Хочешь тогда получить отпущение грехов от Бога во имя Христово? Позаботься об этом теперь. Хочешь тогда получить у Бога милость? Ищи ее теперь.

Но кто хочет получить милость у милостивого Бога, тот перестает прогневлять Бога и о прежнем бесстрашии сожалеет. Тот же перестает Его прогневлять, кто перестает грешить и творит плоды покаяния.

Рассуждай об этом, грешная душа, и внемли словам Предтечи: "Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь", (Мф. 3, 10). Видишь, куда грешники, не творящие плодов покаяния, определяются: они будут посечены, как бесплодные деревья, секирой Божиего Суда и будут брошены, как дрова, в огонь вечный. Святитель Тихон Задонский (113, 568).

Покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1, 15). К покаянию надо прибегать, как к священному якорю. Семь раз в день падая, семь же раз в день надо и вставать. Евангелие нам в этом случае представляет утешительные примеры. Мы видим в нем оправданных мытарей, плачущих блудниц, которым отпущены грехи, разбойников, отверзающих себе путь в Небо голосом покаяния, гонителей, причисляемых к апостольскому лику. Все это грешная душа пусть примет себе в уверение, что и покаяние спасительно, и Судия на сердечное умиление грешника преклоняется милосердием, и огненная река Страшного Суда Его угашается слезами покаяния. И потому-то святой Амвросий, умирая, свободно мог сказать: "Не боюсь умереть, ибо имею Благого Господа".

Многие, закоснев во зле, льстят себе надеждой, что могут покаяться при смерти; но кроме того, что эта надежда неопределенна, святые отцы считают, что у человека, который всю жизнь прожил нераскаянно, едва ли может быть при смерти истинное покаяние. Ибо тогда уже не он дурные дела, но дурные дела его оставляют.

Были некоторые учители, которые столь строго толковали апостольские слова, что, по их мнению, тех, которые однажды отверглись Христа, сколько бы они после ни раскаивались, сколько бы ни проливали слез, больше нельзя принимать в христианство, а оставить их участь навсегда с неверными и осужденными, ибо невозможно таких "опять обновлять покаянием" (Евр. б, 6).

Если принять такое толкование, что остается делать грешнику, который своей беззаконной жизнью отвергается Христа, презирает Евангелие, уничтожает дары Духа Святого, гнушается сладчайшего вкуса слова Божия, не внемлет силе Грядущего Века,-что остается делать такому грешнику, как только погрузиться в отчаяние и каждую минуту видеть перед собою отверстый ад?

Но вся Церковь, страшась подвергнуть кого-либо ужасу такой судьбы и рассуждая, что нет греха, превосходящего человеколюбие Божие, упомянутые слова апостола понимает так: невозможно грешника снова обновлять покаянием Крещения. Этой священной дверью он введен в Церковь, сопричислен христианству, отлучен от неверных. Поэтому хотя он и грешник, но должен считаться только больным и требует лечения. Хотя бы отрекся и от веры Христовой, но раскаивается в этом, и его падение считается величайшим, но не таким, чтобы не силен был Бог снова восставить его. Нет нужды снова действием Крещения сопричислять его к Церкви, к которой он уже был сопричислен. Достаточно того, чтобы он своим плачем и сокрушением вызывал сожаление у Бога и людей; достаточно того, чтобы глаза его стали источниками слез и наполнили бы купель покаяния для его таинственного омовения в ней. Достаточно, чтобы он положил непреклонное намерение впредь на свою блевотину не возвращаться. Отвергшегося Петра и гонителя Павла человеколюбиво принял Господь, не отвергнет и всякого грешника, прибегающего к Нему с таким покаянием.

Кающийся признает свой грех, а Бог этот грех изглаживает из книги осуждения. Кающийся воздыхает, а Бог собирает его воздыхания в недро Свое. Кающийся проливает слезы, а Бог их отирает. Кающийся испытывает угрызения совести, а Бог прилагает к ней пластырь утешения. Кающийся изнуряет постом свое тело, но дух его обновляется. Кающийся углубляется в молитву, но мысль его возносится к Небесам. Кающийся обличает себя и стыдится себя самого, но Сын Человеческий не постыдится его, когда придет во славе Своей (Лк. 9, 26).

Христианин! Будешь ли, уповая на это, пребывать в грехе или нерадеть о благости и долготерпении Божием? Не потому должны быть больные, что есть лечение, но потому изобретено лечение, что могут быть больные. Не истинно покаяние того, кто никогда не перестает грешить и как будто нарочно ищет болезни, чтобы истощить действие лечения и искусить силу врача. Смотри, чтобы не быть отвергнутым, как злоупотребляющий Благостью Божией и благодатью. "Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец-сожжение" (Евр. 6, 7-8). Бойся того, что "по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога" (Рим. 2, 5). Юность прошла в сладострастии; совершенный возраст не уменьшил, а умножил беззакония; старость также проходит в расслаблении тела и души; найдет внезапно Суд и осудит раба неключи-мого. Платон, митрополит Московский (106, 17-22).

Господь начал проповедь Свою так: "исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие" (Мк. 1, 15). В конце веков тоже будет сказано: исполнилось время, приблизилось Царствие, но будет прибавлено не "покайтесь и веруйте", а "Выходите на Суд". Время покаяния и трудов самоисправления кончилось; давай каждый отчет в том, что сделал на земле благого или злого. Итак, пока время, поспешите воспользоваться им к своему спасению. Объятия Отчие отверсты-к принятию всех, приходящих с искренним чувством сокрушения о прошедшем и с желанием впредь поработать Богу усердным исполнением Его святых заповедей. Для каждого из нас конец века-смерть; она дверь в другую жизнь. Почаще посматривай в нее и повернее для себя определяй: что же потом?-и, определив, без жалости к себе примись за труды, чтобы заготовить неготовое ко вступлению туда, где радость нескончаемая, и к отстранению всего, что может подать право слугам тьмы кромешной возобладать нами и увлечь в свою область, откуда уже не будет выхода. Епископ Феофан Затворник (107, 251-252).

Если случится сказать или сделать что-нибудь противное заповедям Божиим, то немедленно врачуй погрешность покаянием, и посредством искреннего покаяния возвращайся на путь Божий, с которого уклонился нарушением воли Божией (108, 299-300).

Вечером, отходя ко сну... рассмотри действия свои в течение прошедшего дня... припомнив все согрешения свои делом, словом, помышлением, ощущением, принеси в них покаяние Богу с расположением и сердечным залогом исправления. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (108, 300).

предыдущий материал оглавление продолжение...

 
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение