страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Духовные стороны христианства

ТЕРПЕНИЕ

Терпение скорбей и оскорблений уподобляет Христу

Кто намеревается сделаться подобным Христу, тому преимущественно нужно благодушно и терпеливо переносить скорби: телесные болезни или обиды, укоры людей или козни невидимых врагов (33, 449).

Если мы хотим легко претерпевать всякую скорбь и искушение, пусть будет для нас желанна, пусть всегда стоит перед нашими очами смерть за Христа. Преподобный Макарий Египетский (33, 453).

Если брат скажет тебе грубое слово по малодушию, перенеси это с радостью, ибо, рассмотрев помыслы свои перед Всеведущим Богом, найдешь, что ты сам согрешил (34, 41).

Кто ради Бога, для сохранения мира переносит жестокие слова человека грубого и неразумного, тот назовется сыном мира и может стяжать мир в душе, теле и духе (34, 83).

Христос подвергся за нас позорнейшей смерти, поэтому и мы, ради Его заповеди и за свои грехи, должны терпеливо и спокойно переносить... справедливые и несправедливые оскорбления и бесчестия (34, 181).

Когда вспомнишь об оскорбляющих и преследующих тебя, не жалуйся на них, но лучше помолись о них Богу, как о виновниках величайших благ для тебя (34, 184).

Стяжавший долготерпение не допустит лукавого помышления о ближнем. Преподобный авва Исаия (82, 216).

Не ропщи и не позволяй себе кого-нибудь оскорбить (82, 24).

Не страшись бесчестий, наносимых людьми. Преподобный Антоний Великий (82, 24).

Бог не радуется так никакой добродетели, как если кто впадет в скорбь и терпеливо до конца переносит ее с благодарением. Равным образом от больного Бог не требует поста или подвига телесного, требует от него только терпения, благодарения и умной молитвы, состоящей в том, чтобы ум всегда был направлен к Богу. Пост и телесные труды совершаются человеком для обуздания нечистых страстей, а телесная болезнь выше и крепче поста, подвига и телесного труда. Поэтому с немощного не спросится пост и труд телесный, нужно только непрестанно благодарить Бога и молить, чтобы Он даровал терпение(82, 381).

Если будешь одержим телесной болезнью, не малодушествуй. Если Господу Богу угодно, чтобы ты был немощен по телу, кто ты, чтобы тебе огорчаться этим? Не Бог ли промышляет о тебе во всем? Неужели ты живешь без Него? И потому переноси болезнь терпеливо и проси Бога, чтобы Он даровал тебе полезное, то есть чтобы совершалась над тобою воля Его, а ты безмолвствуй в терпении, питаясь тем, что принесут по любви (82, 388).

Кто терпеливо переносит презрение, бесчестие и убыток, тот может спастись. Изречения безымянных старцев (82, 398).

Долготерпеливый не скоро воспламеняется гневом, не оскорбляет, не легко трогается пустыми речами (25, 10).

Долготерпеливый всегда в радости, в веселии и в восхищении, потому что надеется на Господа (25, 10).

Терпеливого не легко обмануть, он не склонен к раздражению, радуется в скорбях, свыкается со всяким добрым делом, людям, ничем не довольным, во всем угождает (25, 10).

Терпеливый, когда приказывают ему, не противоречит, когда делают выговор, не хмурится, во всех случаях находит для себя врачевство в долготерпении 25, 10).

Терпеливый безупречен в делах, готов к постам, тверд в молитвах, прям в ответах, в. исполнении поручения покорен, старателен в жизни (25, 12).

Терпеливый готов к послушанию, украшен долготерпением, исполнен любви. За оскорбления он благословляет, в ссорах хранит мир, в безмолвии мужествен, в псалмопении не ленив (25, 12).

Терпеливый достигает всякой добродетели (25, 12).

Терпеливый в оказании услуг любезен, в обращении привлекателен, в общежитии и общении с братством приятен, в бдениях не угрюм, в заботах о странниках старателен, в уходе за немощными предупредителен (25, 12).

В ком нет терпения, тот подвергается многим потерям и не в состоянии стать добродетельным (25, 13).

Кто нашел путь долготерпения и незлобия, тот нашел путь жизни (25, 173).

Потерпи Господа в день скорби, чтобы Он покрыл тебя в День гнева (25, 210).

Обладающие терпением избавляются от многих скорбей (25, 140).

Оттого что не терпим подчинения и уничижения ради Господа, мы лишаем себя праведных утешений (25, 216).

Если не терпишь заушения и удара, как понесешь крест свой? Если не несешь креста, то как наследуешь славу на Небесах? (26, 234).

Будь долготерпелив, чтобы стать сильным и благоразумным. Долготерпение - прекрасный дар, потому что изгоняет вспыльчивость, гнев и презрительность, приводит душу в мирное состояние (25, 519).

Подлинно великую награду назначил Господь за перенесение не только гонений, ран, уз, убийства и смерти, но и одного лишь оскорбления и слов поношения (Лк. 6, 22) (25, 50).

Человек оскорбил тебя? Неужели из-за этого ты станешь оскорблять Бога? Не примириться с оскорбившим - значит не столько мстить ему, сколько оскорблять Бога, заповедавшего примирение (25, 555).

Все святые достигли обетовании постоянным и долгим терпением. Поэтому будем каждый день побуждать себя, чтобы и нам с ними наследовать Царство Небесное (26, 135).

Беден и окаянен тот, кто не приобрел терпения; он колеблется ветром, не переносит обиды, малодушествует в скорбях, ропщет при поучении, прекословит в послушании, ленив в молитвах, медлителен в ответах, склонен к спорам (27, 368).

Не тот, кто оскорбляет, но тот, кто малодушествует и огорчается оскорблением, бывает тому причиной, так как уязвляется им. Преподобный Ефрем Сирин (32, 594).

Христос повелел не только благодушно и с кротостью перенести обиду, надо идти дальше в мудрости: быть готовым терпеть больше, чем хочется обидчику, силой терпения победить его дерзкую наглость, чтобы он удивился твоей необычайной кротости и с тем отошел прочь (37, 362).

Удостоиться претерпеть что-либо ради Христа - величайшая благодать, совершенный венец и награда, не меньше будущего воздаяния. Это знают те, которые умеют искренне и пламенно любить Христа (38, 825).

Когда увидишь, что враг огорчает тебя, не говори ни одного оскорбительного слова и не желай ему зла за это, но войди (в церковь), преклони колени и, проливая слезы, моли Бога прекратить скорбь, потушить печаль (38, 787).

Врач заботится о том, как бы вылечить больного, а не о том, чтобы узнать, насколько он виновен в своей болезни. И ты будь врачом для оскорбившего тебя: старайся только уничтожить его болезнь (38, 838).

Человек добродетельный, хотя бы подвергся бесчисленным оскорблениям, не потерпит никакого вреда, а злоумышляющие против него, скорее, на себя самих поднимают меч (40, 47).

Если тебя оскорбит друг или огорчит кто-нибудь из ближних - помысли о своих согрешениях против Бога и о том, что своей кротостью в отношении к ним ты умилостивишь для себя будущий Суд (42, 40).

Когда терпим что-либо от злых людей, то, взирая на Начальника нашего и Совершителя веры, будем представлять себе, что... терпим за добродетель и за Него. Если станем помышлять об этом, то все будет легко и переносимо. В самом деле, если каждый даже хвалится тем, что страдает за возлюбленных, то будет ли чувствовать какую-либо скорбь тот, кто претерпит что-нибудь за Бога? 42, 516).

Вас оскорбляют? Оскорбляют и Бога. Вас поносят? Поносят и Бога. Вас подвергают оплеванию? То же терпел и Господь наш. В этом Он имеет общее с нами, а в противном - нет. Он никогда не оскорблял, да и не будет, не поносил, не обижал. Следовательно, мы (оскорбляемые) имеем общее с Ним, а не вы (оскорбляющие). Переносить оскорбления свойственно Богу, а оскорблять, напротив,- диаволу. Вот две противоположные стороны (43, 348).

Ты хочешь получить блаженство там? Потерпи здесь ради Христа - ничто не может сравниться с этим блаженством (43, 148).

Человек терпит зло и переносит его великодушно, это великое приобретение: терпение зла заслуживает отпущения грехов, это подвиг мудрости, училище добродетели (43, 444).

Когда же мы претерпеваем зло, диавол делается пленником и терпит зло, в то время как хочет сделать его нам (44, 686).

Для меня доблестнее терпеть зло за Христа, чем принимать от Него почести. Это - великая честь, это - слава, выше которой нет ничего (45, 66).

Если Христос, сделавшись для меня рабом и вменив ни во что славу, ничего не считал для себя столь славным, как быть распятым за меня, то чего не должен я претерпеть? (45, 66).

Если у тебя нет терпения по отношению к твоему ближнему, то как будет терпеть тебя Бог? (45, 86).

Ненависть к нам за Бога лучше любви: когда нас любят для Бога, мы делаемся Его должниками за такую честь, а когда ненавидят нас, то Он Сам делается Должником, за Которым остается наша награда (45, 807).

Нужно переносить все с долготерпением, потому что это и значит веровать (46, 99).

Ничто не может равняться с долготерпением. Такой человек никогда не оскорбляется, но как алмазы не разбиваются, так эти души - выше всех стрел (46, 188).

Особенно то показало чистоту блаженного Иова и прославило его, что во время испытания болезнью и бедностью он сохранил твердый, непоколебимый дух, что приятнее Богу, чем слова благодарности. Принесем же и мы эту духовную жертву (46, 1027).

Ничто так не сильно, как долготерпение; такой человек не терпит ни от кого бедствия, так как бесстрастен по душе (46, 1121).

Жизнь праведных светоносна, но как она делается светоносной, если не через терпение? Приобрети и возлюби его, ибо это мать мужества (46, 446).

Ничто не может служить таким свидетельством совершенной разумности, как долготерпение. Святитель Иоанн Златоуст (46, 1114).

В терпении упражняйся прежде необходимости, чтобы, когда она настанет, всеоружие его найти готовым (48, 242).

Терпение - мир во время браней, тишина в бурю, тишина среди наветов и опасностей...Преподобный Нил Синайский (49, 227).

Мужественно потерпи человека неразумного, ибо приятно сохранять равнодушие при людях немудрых тому, кто мудр о Господе (50, 187).

Точно знаю, что перенесение оскорблений и обид и здесь доставляет нам доброе мнение о нас, и там принесет величайшую похвалу. А быть признательным тому, кто обижает и оскорбляет и тем как бы побуждает к большей мудрости, особенно когда делает это часто и хвалится этим... самое великое дело (52, 389).

Мудрый и кроткий, переносящий обиды и оскорбления от врагов, когда оскорбляют - не оскорбляется и когда обижают - не обижается. А если говорить правду, обиженными и оскорбленными бывают сами обидчики и оскорбители: их и люди осуждают, о них и отзываются худо. А кто выше оскорбления и обиды, тот и здесь бывает увенчан от всех похвалами, как победивший не только врага, но и раздражительность, и там приемлет от Бога великие награды. Если же скажешь, что много нужно пота и труда, чтобы все перенести, не буду отрицать этого, но скажу, что большими трудами мы заслуживаем венцы. Преподобный Исидор Пелусиот (52, 108).

Ты не должен ожидать терпения от добродетели других, то есть не жди, что ты приобретешь его, если никто не будет огорчать тебя (что, впрочем, не в твоей власти). Лучше приобретай его своим смирением и великодушием, которые в твоей власти. Авва Пинуфий (53, 48).

Цель терпения состоит не в том, чтобы гневаться справедливо, а в том, чтобы вовсе не гневаться (53, 112).

Терпение, с которым мы принимаем искушения, состоит не столько в нашей крепости, сколько в милосердии и утешении Божием. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (53, 220).

Когда потерпишь какое-либо бесчестие от людей, считай, что это послано от Бога к твоей славе; когда Он придет, ты окажешься верным и избежишь осуждения. Преподобный Марк Подвижник (54, 34).

Кто смиренно терпит возводимые на него обвинения, тот достиг совершенства, и ему удивляются святые Ангелы (55, 292).

Кто может с радостью перенести обиду, даже имея в руках средство отразить ее, тот принял утешение от Бога по вере в Него (55, 292).

Покажи врагу терпение свое и опытность свою в малом, чтобы не искал у тебя великого (55, 372).

По мере смирения дается терпение (55, 385).

Терпение - мать утешения и некая сила, обыкновенно порождаемая широтой сердца. Преподобный Исаак Сирин (55, 385).

Усердно пей поругание, как воду жизни, от всякого человека, желающего напоить тебя этим лекарством... тогда глубокая чистота воссияет в душе твоей, и свет Божий не оскудеет в сердце твоем (57, 47).

Поистине дело великих - терпеть поругание от всех. Да не приводит вас в ужас сказанное мною: никто никогда не мог одним шагом взойти на верх лестницы (57, 172).

Терпение есть отказ от оправданий и внимание себе (57, 229).

Терпение есть готовность к скорби и ежедневное ожидание ее (57, 229).

Где есть страх геенны, там терпение всяких трудов и скорбей (57, 258).

Глубина долготерпения проявляется в человеке, когда он пребывает в равном спокойствии и в присутствии,. и в отсутствии злословящих. Преподобный Иоанн Лествичник (57, 244).

Бог наш не именуется Богом праздного бездействия и утех, но Богом терпения и долготерпения. Он действительно производит терпение и благодушие в тех, кто предает Ему себя, чтобы они одерживали победу дивную и новую, подобную той, какую одержал Христос, распятый и вкусивший смерть. Он победил убийц своих и мир, теперь же уделяет от подобной силы Своей и тем, которые страждут за Него, и через них снова побеждает тех же убийц и мир. Это надо знать всякому христианину, чтобы кто не оказался всуе верующим во Христа, как не знающий таинства христианства (60, 331).

Но если христианин забудет о благодати и подумает, что сам, своею силой, вынес бремя испытания и терпения, а не силой благодати Божией, тогда он теряет благодать и остается обнаженным, и диавол помыкает им как хочет (60, 331).

Верующий без ропота переносит всякое искушение, будучи уверен, что за такое терпение получит нетленный венец. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 436).

Терпение есть как бы камень, недвижно стоящий против ветров и волн житейских. Достигший терпения не изнемогает при наводнении и не возвращается назад, но, находя радость и покой, не увлекается самомнением, а всегда пребывает невредимым от сетей врага. Когда встретит бурю, терпит с радостью, ожидая конца; когда бывает тихая погода, ожидает искушения до последнего вздоха... Такой знает, что в этой жизни нет ничего неизменного, но все проходит, поэтому он нимало не заботится о чем-либо земном, но предоставляет все Богу, ибо Он печется о нас (63, 26).

От плача и терпения рождается надежда и бесстрастие, от них - умерщвление себя для мира. И если человек будет пребывать в терпении, не отчаиваясь оттого, что отовсюду видит утеснение и смерть, но, понимая, что это источник просвещения, если он будет дерзновенным, как достигший возраста духовного, то через многие слезы и скорби он придет в состояние ясно видеть святые страдания Господни, и утешается ими, и считает себя поистине ниже всех, видя, сколько благ изливается на него от благодати Божией (63, 45).

Если подвизающийся пребывает в терпении, не надмеваясь и не отвращаясь от добродетели, то воздвигается и он от умерщвления тела... ибо телесными деланиями он сораспинается Христу телесно и душевными сораспинается душевно (Гал. 5, 24), потом спогребается Ему умерщвлением чувств и ведения по естеству и мысленно воскресает ради бесстрастия, во Христе Иисусе, Господе нашем. Преподобный Петр Дамаскин (67, 69).

Не всем надлежит терпеть бесчестие за имя Христово, не всем, но только святым и чистым; дело же подобных нам людей с благодарностью принимать бесчестие, исповедуя, что справедливо терпим за наши дурные дела. Авва Зосима (68, 114).

МУЖЕСТВО

Мужество есть не что иное, как твердость в истине. Преподобный Антоний Великий (66, 110).

Мужество есть твердость в опасностях. Святитель Григорий Богослов (15, 337).

Дело мужества и в том, чтобы управлять пятью чувствами и не допускать, чтобы через них осквернялся наш внутренний человек - дух или внешний - тело. Авва Евагрий (66, 634).

Того признаю истинно мужественным, кого не привела в замешательство злокозненность врагов. Ибо многих одолевают подобные обстоятельства. А он ив неблагоприятных обстоятельствах оказывается неуловимым, и напасти переносит благодушно, и козни обращает в случай к приобретению славы. Он не унижается до раболепного угодничества, но держится такого образа мыслей, который выше всего, что ни злоумышляют другие... Преподобный Исидор Пелусиот (52, 187).

Будьте мужественны и вместе великодушны: Бог пребывает в чело веке великодушном. Великодушный соответствует воле Божией во всякое время. Преподобный Антоний Великий (82, 15).

Крепость желающих стяжать добродетели заключается в следующем: если они падут, то не должны предаваться малодушию, они должны восстать и снова подвизаться (82, 201).

Господь одаривает почестями и наградами тех, кто мужественно подвизается на крестном поприще земной жизни, кто свергает с себя бремя преходящего мира терпением скорбей и умерщвлением тела (82, 210).

Мужество состоит в том, что человек вооружается против прежде сделанных грехов, молит Бога о даровании ему прощения в них, молит Бога, чтобы они не возобновлялись ни в его уме, ни в сердце, ни в действиях (82, 220).

Утверждай мужеством сердце твое, не предавайся унынию, думая: "Как мне исполнить заповеди Господа, когда я грешник?" Если человек оставит грехи свои и обратится к Богу, то покаяние возрождает его в новую, духовную и святую жизнь. Преподобный авва Исаия (82, 234).

Тем, кто имеет меч в руке своей. Бог помогает во время всей жизни. Если будем храбры. Он сотворит с нами милость. Преподобный Пимен Великий (82, 332).

В иное время надо уклоняться от умышляющих зло. А кому попущено впасть в искушение, тот должен просить в молитвах об облегчении, чтобы ему по силам было понести искушение, и об исполнении воли Божией (6, 372).

Если бы надежды христиан ограничивались этой жизнью, то справедливо было бы скорбеть о раннем разлучении с телом. Но если для живущих по Богу началом истинной жизни становится освобождение души от телесных уз, зачем же нам печалиться, как не имеющим упования? Святитель Василий Великий (9, 203).

Кто благодушествует и мужается в опасности, тот, если и умирает, умирает доблестно, а если остается жив, делается славным. Поэтому если и смерть доблестна, и жизнь прославлена, то мужественный приобретает выгоды, равно как и малодушный получает себе в удел двоякое зло, потому что и смерть его позорна, и жизнь его бесславна. Преподобный Ефрем Сирин (29, 86).

Брат сказал авве Пимену: "Я замечаю, что, куда ни пойду, везде нахожу себе помощь". Старец ответил ему: "В настоящее время Бог милосерд к тем, кто носит меч". Если мы будем мужественны. Он явит нам Свою милость. Достопамятные сказания (79, 208).

В 1434 году сын Юрия князь Димитрий Шемяка опустошил страну Вологодскую; несчастные жители бежали из своих жилищ и скитались в лесах, не зная, где приклонить голову, многие умирали с голоду. Толпы разоренных стекались за пищей в обитель преподобного Григория Пельшемского, и он помогал им, насколько мог. Одушевляясь любовью к Отечеству, он решился сказать правду Шемяке: "Князь Димитрий,- говорил пустынник,- ты творишь дела не христианские. Ступай лучше в страны языческие, к людям, не знающим Бога. Христианские вдовы и сироты вопиют против тебя перед Богом. Сколько людей гибнет из-за тебя от голода и стужи, и если не прекратишь междоусобия, кровопролития и насилия, то сам скоро лишишься и славы, и княжения!" Шемяка, рассерженный правдой, приказал сбросить святого Григория с высокого моста на лед реки. Сильно разбившись, преподобный несколько часов лежал без чувств. Наконец он пришел в себя и, с трудом встав с места, сказал окружавшим его: "У немилостивого князя и слуги немилостивы, но скоро погибнут они, несчастные". Как ни жесток был Шемяка, но опомнился, уступил обличениям Григория и оставил Вологду. Это мужественное ходатайство святого за несчастных усилило в народе уважение к преподобному и его обители. Троицкий Патерик (90, 39-40).

предыдущий материал оглавление продолжение...

 
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение