страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Ответы свт. Феофана Затворника на вопросы духовной жизни

БОГ


ИИСУС ХРИСТОС

...Небо и земля все сущее во Христе Иисусе гармонически сочетавается. Затем все текущее во времени в Нем имеет свое средоточие. И есть Он посему ключ к уразумению таин миробытия и мироправления (38, с. 80).

Определение быть спасению через искупление во Христе было первоначальное, совершенно свободное определение воли Божией. Первоизбранник Христос. Но как Он не Себя ради, а ради спасаемых, то в избрании Его избраны и сии. Божие благословение все почиет на Христе, а ради Его и на всех верующих в Него. В них все от Бога чрез Христа (38, с. 53).

Движимый любовью Господь, не терпя, чтоб любимое Его творение человек погибал в сем бедственном положении, благоволил низойти на землю, принять на Себя человеческое естество, страданием и смертью удовлетворить правде Божией и, по воскресении, вознестись на небо и, седши одесную Бога и Отца, снова открыть человеку свободный доступ к живому Богообщению (44, с. 15).

Затем и воплотился Единородный Сын Божий и Бог, что Премудрость Божия не находила иного удобнейшего способа к нашему спасению (44, с. 26).

Бог Слово восприемлет человечество, чтоб опять возсоединить его с Богом (38, с. 123).

...Непостижимо великое дело воплощения, сила которого простирается на всю вечность, прикрыто отовсюду глубоким самоуничижением и смирением, и совершилось в смиренной хижине древоделателя, в городе, от которого никто не чаял ничего доброго (51, с. 99).

Как в семени, знающие дело, видят все древо, так при виде Младенца Иисуса все изострившие свое умное зрение посредством пророческого света тот час уразумели в Нем Господа (51, с. 309).

Бог в Господе Иисусе Христе учредил новый, лучший и действеннейший образ жизни по Богу. Почему кто хочет ныне жить Богу, то есть вполне по воле Его... тот должен бросить закон и веровать в Господа: ибо такова ныне воля Божия, чтоб Богу жить не иначе, как во Христе и через Христа (31, с. 197).

Вся история прежде Христа Господа была педагогического свойства. Все там клонилось к тому, чтобы приготовить человечество к величайшему делу Божию, явленному во Христе (38, с. 75).

Человек пал и погибал в своем падении. Для спасения его пришел на землю Единородный Сын Божий, указал путь <спасения> (51, с. 155 156).

По ходу устроения спасения нашего так было, что пришло время ввесть, духовно, в сыновство иудеев и язычников, пришел Сын Божий, совершил все предначертанное в Совете Божием о нашем спасении и, вознесшись на небо, Духа Святаго ниспослал от Отца. Сей Дух потом и сынотворил всех, которые веровали (31, с. 295).

...Бог приемлет человеческое естество в Свою личность и, облегшись в него, сообщает ему присноживую неистощимую полноту (56, с. 24). ...Господь Иисус Христос... в Своем лице явил естество наше безгрешным, чистым и совершенным (46, с. 150).

После тридцатилетнего периода жизни Господь являет Себя миру и в продолжение трех с половиной лет "Божески действует среди людей, показывая в Себе Бога воплощенна Божественною мудростью в учении, Божественною силою в знамениях и чудесах, Божественною премудростью, благостынею и святостию в жизни и образе действования и Божественным всеведением сердечных помышлений и будущих вещей" (55, с. 3).

Крестная смерть Господа заменила все жертвы ветхозаветные и все оправдательные чины (52, с. 403).

Христос Господь искупил нас из плена князя мира сего, в котором мы держимы были за грех прародительский, и цена, которую Он дал за выкуп, есть Кровь Его (38, с. 67).

Все в Господе Спасителе. Он умилостивляет Отца и Духа Святаго посылает. Совершив домостроительство спасения, Он стал Владыкою нашим, и мы Его рабы, купленные Кровию Его (46, с. 436).

Одно ходатайство есть, и без него никакое другое ходатайство не сильно... Ходатайство Господа Спасителя. А побочных ходатайств может быть много, проводников того ходатайства... размножителей. ...Тут и Божия Матерь Ходатаица, действующая в силу ходатайства... Сына Ее. А если Самого Спасителя прогневали, кто пред Ним походатайствует? Но прогневляем, ибо грехами Кровь Его попираем? Вот тут Божия Матерь и есть... и говорим Ей: "Матернее Твое дерзновение употребляющи моли..." (6, п. 942, с. 3).

...Христос Господь Ходатай источный, как Примиритель человечества с Божеством. Он Своею смертию примирил нас с Богом и открыл чрез то доступ к нам всех милостей Божиих, Он есть совершитель воплощенного домостроительства спасения (6, п. 943, с. 5).

Господь спит во гробе телом, душою же сошел Он во ад и сущим там духовом проповедал спасение (43, с. 81).

Господь со креста сошел во ад и разрушил ад, изведши содержащихся в нем... (41, с. 130).

...Поелику воскрес Господь, то и вознесся и сидит одесную Отца, ходатайствуя о нас и удостоверяя, что с Ним все нам даровано будет и что воистину где Он, там и слуга Его будет (48, с. 531).

Таинственно мы соделываемся причастниками сего воскресения в крещении, слагая в нем ветхую жизнь и облекаясь в новую. Но в этом только залог, начало и основание к будущему воскресению в славе, подобно Воскресению Господа (37, с. 174 175).

Сила воскресения Христова невыразимо велика! Нам не понятие только светлое надо возыметь о Нем но и в сочувствие с Ним войти: ибо не для Себя, а для нас воскрес Господь; нас совоскресил. Это воскресение верою увидеть и радость от того возыметь даруй, Господи (8, п. 1346, с. 100).

Воскресши, Он <Иисус Христос> воскрес, как начаток умерших имеющих, то есть воскреснуть, как Перворожденный из мертвых (Кол. 1,18), за Которым и другие все родятся из мертвых в жизнь нескончаемую (33, с. 547).

Если воскресший есть Бог, и человеческое естество, воскрешенное в Нем, есть центр всего тварного, то сила Воскресения Христова, падая ближайшим образом на человечество, чрез Него должна нисходить и во все области бытия (52, с. 404).

...Христос Господь есть единственный Посредник, через Которого нисходит на нас всякое Божие благословение; всякое дарование духовное подается нам чрез Христа и ради Христа (38, с. 50).

Знаем, что Утешитель не низшел бы, если бы не возшел Господь (51, с. 176).

Утешая учеников Своих, Господь говорил, что для них лучше, чтобы Он взошел на небо, ибо, возшедши, Он пошлет вместо Себя Утешителя <Святаго> Духа (43, с. 128).

...Надо полагать, что Вознесение Господне было сопровождаемо особою некоею славою, не виденною людьми, но узренною Ангелами и воспетою их славословием (47, с. 316 317).

Вознесшийся Господь принял Божескую честь и славу, без сомнения, по человечеству: ибо Его Божество всегда сияло неизменною Божественною славою (51, с. 174).

Планеты обращены к солнцу и им правятся в движении. И весь духовный мир Ангелы и святые на небе, и люди, духовно живущие на земле, обращены к Господу Спасителю и Им хороводятся. Он центр, вокруг которого все вращается, возглавитель всяческих яже на небеси и на земли... (Еф. 1, 10) (12, с. 111 112).

Человечество в лице Иисуса Христа прошло небеса и стало пред лице Самого Бога... Этим открылся истинный путь святых, сокрытый для древних... (51, с. 278).

Род за родом будут сменяться в течение времени, век за веком будут проходить, а то великое дело Божие, которое во Христе Иисусе совершено и представляется и содержится Церковью, пребудет неизменно, обогащая род наш все большими и большими дарами небесными и всегда будет подвигать уста к славословию (38, с. 252).

СУД БОЖИЙ

Суд всем будет; но тем, кои оправдания достойны, Суд будет такой, что будто его не будет; радостно будет встречен, будто совсем не Суд, а объятия Господни; радостно пройден, и в радость после него... Сподобятся сего верующие в Господа, как следует, и живущие по воле Его (2, п. 346, с. 214).

Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения ими не миновать. Чего ищут эти мытники в проходящих? Того, нет ли у них ихнего товара. Товар же их какой? Страсти. Стало быть, у кого сердце непорочно и чуждо страстей, у того они не могут найти ничего такого, к чему могли бы привязаться; напротив, противоположная им добротность будет поражать их самих, как стрелами молнийными (34, с. 289-290).

Как глас трубы, возвещающий Божие повеление, прозвучит, так в то же мгновение мертвые возстанут, а живые изменятся, то есть примут нетленное тело, в каком воскреснут и умершие (33, с. 599).

...Хотят или не хотят, чаяли или не чаяли воскресения, но одни воскреснут к славе, а другие к мукам (52, с. 133).

Страшный Суд! Судия грядет на облацех, окруженный несметным множеством небесных сил безплотных (43, с. 48).

Добрый ответ на Суде не иной, ибо о том, что сделано, и вопросов не будет.., а что не сделано или сделано противно должному... тут весь ответ... И этого ничем нельзя покрыть, как покаянием здесь... (6, п. 1035, с. 194).

Будущая жизнь будет соответствовать духовному преуспеянию здесь (37, с. 160). Будущее блаженство что есть, как не нескончаемая вечеря Господа с верными Своими? Там Он их всем удовлит, всем насытит, обвеселит и облаженствит (38, с. 91).

ПОМОЩЬ БОЖИЯ

Даром ничто не приходит. Помощь Божия всегда готова и всегда близ, но она уделяется только ищущим и трудящимся и притом тогда, когда ищущие переиспытывают все свои средства... и полным сердцем начнут взывать: "Господи, помоги!" А пока остается хоть малое чаяние чего-либо от своих способов, Господь не вмешивается сюда, как бы говоря: "Чаешь сам достигнуть! Ну и жди..." Но сколько ни будешь ждать, ничего не будет (4, п. 572, с. 41).

Сознание бессилия настоящее преддверие к получению помощи Божией (4, п. 615, с. 90).

БЛАГОДАТЬ СВЯТОГО ДУХА

Благодать Духа Святаго с нами с момента крещения и миропомазания. Молитвы церковные, домашние, труды подвижничества и доброделания развивают сей дар и дают ему простор действовать в нас. Лучшее к тому средство сердечная молитва, которую и самому надо считать плодом Духа и вместе привлекательницею Духа. В этом смысле и церковная о Духе Святом молитва имеется привлекательницею Духа (2, п. 342, с. 211).

Дело обращения к вере благодать совершает, а как? это тайна. Орудий у нее много (33, с. 263).

Благодать двояко действует: со вне, когда призывает, и это всеобщая благодать, никто не исключен: ибо Господь всем хочет спастися и в разум истины приити; когда кто, вняв призванию, обращается, тогда благодать чрез Таинство крещения или покаяния внутрь вселяется и там созидает спасение или образует из стихий добра, естественных человеку, нового человека, наследника вечного Царствия Небесного, не властительски, а руководительно и помогательно, то есть, указывая добро, и помогая совершать его (1, п. 185, с. 204).

Благодать Божия не смотрит на то, каков кто был до возжелания ее, а ждет только этого возжелания. И тотчас начинает свое дело, как у Екатерины-великомученицы чистой, так и у Марии Египетской, бывшей до того неисправною (36, с. 106).

Враг и лукавое, грехолюбивое сердце все тянет на свою сторону. Благодать Божия помогает тому, кто сам себя бережет, а кто бросается в огонь, того она оставляет сгореть (5, п. 818, с. 104).

...Не подходят ли спереди искушения внутренние, или скорби и тяготы внешние? Такова мысль святого Исаака. Ощутишь, говорит, особое действие благодати. Смотри строго во все стороны, не отяготила бы какая напасть. Но ближе скорбных напастей, припадки самовосхваления... Собирайте тогда все из прежней жизни, чего по совести похвалить не можете, и завалите этим возстающие помыслы, как иной раз вспышку огня заваливают землею, чтобы не породился от малого большой пожар. За самовосхвалением и самоценом следуют греховные помыслы и движения и другое немалое. От этого всего спаси вас Господи! (3, п. 531, с. 227 228).

Самоцен и отступление благодати всегда неразлучны. Господь отвращает очи Свои от зазнавшегося... А за отступлением благодати не всегда падение следует. Следуют только охлаждение, нехорошие движения и неустойка против страстей, не в смысле падения в дела страстные, а в смысле смятения сердечного: например, скажет кто неприятное слово... и сердце загорится гневом и подобное (6, п. 969, с. 84).

Положите себе жить в памяти Божией и ходить в присутствии Божием, и это одно приведет вас к доброму концу. Все сие от благодати Божией. Без благодати Божией никаким другим способом ничего духовного приобрести нельзя (5, п. 939, с. 231).

Состояние хорошее, которое испытали вы, есть плод осенившей вас благодати Божией. Оно дается всякому, кто искренно обращается к Господу. Так говорит о сем святой Макарий Египетский. И дается в начале, а потом скрывается. Господь дает только сим разуметь, что есть из чего трудиться и гнать в след Его. Состояние это не может равняться никакому естественному восторгу. Оно исключительное, и только прикосновением Господа к душе испытывается. Заметили ли вы место, где чувствовалось... Это в сердце. Продлить сие состояние не в нашей власти, но некое подобие ему производить трезвением можно (1, п. 138, с. 154).

В иных пребывает она <благодать> сокровенною, неявляемою; в иных обнаруживает себя в свойственных ей действиях на них, но обнаруживает не непрерывно, а с перерывами; иных, наконец, осеняет вполне и неотступно являет действие свое, и для них и для других заметно (61, с. 136).

Что говорит святой Симеон, что благодать заставляет забыть и презреть все земное и небесное, временное и вечное, то под этим разумеет все тварное, всякую тварь. Ибо, когда благодать возгорится, тогда сердце исполняется любовию к Богу, а любовь к Богу истинная делает, что для души ничего нет, кроме ее и Бога. Вот что говорит Симеон святой (8, п. 1252, с. 27).

Припомните притчу о десяти девах. Пять юродивых не вошли в чертог оттого, что не имели огня в светильниках. Это значит, что, приняв благодать, как и все, они не озаботились возгреть ее в себе, и не потрудились над собою, чтобы дать ей простор полно воздействовать в себе. Погасили благодать, света и не оказалось: ибо неоткуда ему произойти в нас, как от благодати (36, с. 102).

Если бы все зависело от Бога, то в одно мгновение все стали бы святы. Одно мановение Божие, и все бы изменилось. Но таков уж закон, что человеку надо самому восхотеть и взыскать, и тогда благодать уже не бросит его, лишь бы только он пребыл верен ей (36, с. 104).

...Благодать нисходит на свободное желание и искание, и что только взаимным сочетанием их зачинается сообразная с благодатию и свойством свободной твари новая благодатная жизнь (68, с. 21).

Человек сам собою ничего не созиждет в себе доброго, если не придет благодать; и благодать не дает ничего человеку, если человек сам не трудится... (6, п. 957, с. 57).

Верность свою благодати или Господу человек свидетельствует тем, что ни в мыслях, ни в чувствах, ни в делах, ни в словах, ничего не допускает такого, что сознает противным Господу, и, напротив, никакого дела и начинания не пропускает, не исполнив его, коль скоро сознает, что на то есть воля Божия, судя по течению его обстоятельств и по указанию внутренних влечений... Это иногда требует много труда, болезненных самопринуждений и самопротивлений... (12, с. 121 122). Благодать как источник всех благ духовных, мир как плод ее. Благодать, нисходя внутрь и все там претворяя и преобразовывая, с Богом примиряет и преискренне сочетавает, внутри все умиротворяет и всех братским союзом связывает (41, с. 14).

...Как получается благодать, и как благодать проявляется в силе. Получается чрез святые таинства, не иначе, а явною становится в тех, которые умертвят страсти известными подвигами (в "Добротолюбии" смотрите выписки из св. Марка Подвижника). Ясность сия состоит в особом разумении веры, в мирном устроении сердца, в углубленных молитвах, в самопожертвованиях во благо других, в терпении невозмутимом... так что смотрящие надивиться не могут. Отличительная черта наития Духа мир глубокий, и отрешенность от всего видимого внутрь пред Бога. Тут пресекается всякое движение телесное, и чувство употребления престает... (8, п. 1444, с. 175).

Благодать... Святаго Духа, пришедши и вселившись в сердце, становится источником духовной жизни, ведущей в живот вечный (61, с. 136).

СПАСЕНИЕ

...Сотворить нас без нас мог Бог, а спасти нас без нас не может (38, с. 62).

В деле нашего спасения извольте различать две стороны: устроение спасения Господом Спасителем, или домостроительство спасения, и потом приложение сего ко спасению каждого, или содевание спасения каждым. В первом все от Господа Спасителя, а во втором и наше участие есть, и столь важное, что оно есть условие спасения. Тут уместно, кроме нашего личного действования, и содействие других, и не только уместно, но и неизбежно, ибо мы яко христиане едино тело... состоим в необходимой связи и взаимодействии. Вот тут и учители, и помощники, и ходатаи... не безсильные, так что их учительство, помощь и ходатайство бывает действенно для нас. И однако же это никак не следует считать чем-либо умаляющим силу первого Божеского учительства, помоществования и ходатайства. А напротив иметь это протоком и проводником к нам сего первого. Отсюда: все упование на Тя... изъявляется в этом второстепенном зависимом отношении... все упование после Бога... (6, п. 942, с. 4).

...Ход вечного предопределения о устроении нашего спасения был такой: благоволив спасти человека, Бог благоволил избрать для сего средством воплощение Единородного Сына Своего Бога Слова. Вследствие сего все спасаемые должны были стать сынами Богу (38, с. 58).

...Для того, чтобы и каждый частно соделался спасенным чрез Него <т.е. Христа>, надлежит прийти к Нему определенным путем и получить сие спасение. Всякому спасение готово; но сам приди и возьми его. Вот тут и труды, и труды не малые, и скорби, и опасения, и борения (46, с. 158).

Вы молитесь сказать вам, где лучше спастись? И Бог не сказывает. Если не сказывает, значит дает знать, что нечего об этом молиться... Потому что и в настоящем положении ничего нет, что бы могло мешать спасению. Все дело в добром произволении и в спасительном настроении сердца. О сем и забота буди!.. Что есть, то хранить; чего и недостает, то прибавить... По какой программе? По блаженствам... Что написано в блаженствах, надо все в сердце возыметь, и рай!.. (3, п. 422, с. 65-66).

Спастися везде можно, и спасение не от места и не от внешней обстановки, а от внутреннего настроения. Если вера жива, если нет грехов, разлучающих с Богом и благодать Божию погашающих, если общение со Святой Церковью и исполнение всего церковного прочны и верны, и усердны, то состояние ваше спасенное, остается вам только блюстись и хранить себя в сем чине жизни, пребывая в памяти о Боге и смерти и держа в душе всегда сокрушенное и смиренное чувство (3, п. 375, с. 8-9).

Спасение не от места, а от душевного настроения. Везде можно спастись и везде погибнуть. Первый ангел между Ангелами погиб. Апостол между Апостолами в присутствии Самого Господа погиб. А разбойник на кресте спасся! Ищешь спасения? Добре! Ищи! Спасение нам удобно. Ибо имеем Господа Спасителя, Который ничего больше не желает и ни о чем больше не печется, как о нашем спасении. К Нему прибегай и молись всеусердно, да устроит спасение твое. Он поможет тебе и место избрать, где лучше спастись (1, п. 46, с. 44).

Ищете спасительных уроков или ответа, как душу спасти. Спасителю предлагали такой вопрос, и Он ответил: аще хощеши спасен быти, соблюди заповеди. Это же и я вам предлагаю. Каковы заповеди? Все. Читайте Евангелие, читайте Апостол... и замечайте, что там относится к вам, берите то для себя в правило, а как без Божией помощи ни в чем успеха иметь нельзя, то паче всего молитесь. Если вам свободно ходить в церковь, ходите как только возможно. А если всякий день возможно, всякий день ходите. Милостыню подавайте... Будьте смиренны, кротки, ко всем уважительны, не спорьте и не бранитесь, никого не осуждайте. Будьте уступчивы... Дух сокрушен, сердце сокрушенно, смиренно имейте (8, п. 1433, с. 167).

Бога бойтеся и заповеди Его исполняйте... Ибо в этом спасение. Церковь Божию любите. Со всеми в ладах будьте... милостыню по силам не забывайте... Терпите, что пошлет Бог потерпеть (8, п. 1439, с. 169).

Спасение души главное. Но спасает души Спаситель, а не мы. Мы только веру свою, свою Ему преданность свидетельствуем и Он уже, по мере нашего к Нему прилепления, подает нам все нужное ко спасению. Не думайте трудами что заслужить; заслуживайте вы верою, сокрушением и преданностию себя Богу. Делайте побольше добра, помогайте нуждающимся (1, п. 89, с. 74).

...Бог пожалел нас и не хотел, чтоб мы были вне Его, оставались в отпадении, а благоволил изобресть способ возсоединения, который состоит в том, что Сын Божий и Бог пришел на землю и воплотился, и в Своем лице соединил человечество с Божеством и чрез то всем нам дал возможность соединяться чрез Него с Богом. Те, которые веруют, крестятся и другие принимают таинства, соединяются живо со Спасителем, а чрез Него и с Богом. И в этом спасение! (1, п. 89, с. 74).

Хотеть спастися лежа на боку, желать, чтобы спасение пришло само собою, как-нибудь. Если и вы больны таким недугом, то излечитесь от него, восприяв ревность к содеванию спасения... и дело спасения пойдет успешно. Чтобы раздражить ревность, разъясните себе крайность положения, в каком находитесь. Каждую секунду может схватить смерть, затем суд и решение прииди или отыди! Если это может случиться сию секунду, то нечего дремать, надо встать и приступить к делу... и делать сие, не пропуская ни одной терции что же именно делать? Держа веру в Господа Спасителя и Cвятую Его Церковь, уклоняться от зла и творить благо, словом, делом и помышлением... (1, п. 133, с. 145).

На деле же есть светлое водительство Божие, которым Он всех и каждого ведет к последнему концу. Никто не забыт. Всех отец есть Бог. Как несчастен род наш, когда для спасения его необходимо было, чтобы Сам Бог снизошел к нему, принял его естество, и в этом естестве проложил ему путь восхождения туда, где Он Сам есть одесную Отца? (1, п. 135, с. 148).

Враг, губитель душ, через ревность о спасении всех, оставляет в пагубе душу того, кому влагает такие мысли. Святой Антоний Великий задумался было однажды об участи людей. Ангел Господень явился ему и сказал: "Антоний! Себе внимай! А то не твое дело" (1, п. 139, с. 155-156).

Спасение содевать нам заповедано со страхом и трепетом, ибо посреде сетей ходим, идем по жердочке над бездною, или по узенькой тропинке, по обеим сторонам которой пропасти... (1, п. 185, с. 208-209).

Чувство безсилия самому спастись в порядке вещей, но нечаяние спасения должно выбросить из словаря христианского... Ибо имеем Господа Спасителя, о нашем спасении пекущегося, и нас к тому всячески располагающего и укрепляющего (1, п. 199, с. 249-250).

...Пока есть дыхание в ноздрях, упование спасения имеет место, и может увенчаться успехом. Стоит только придти к Спасителю. А Он грядущего к Нему никогда не иждинет 1 (1, п. 200, с. 253).

Ревнование сие есть плод благодати. Господь призвал вас. Сие всегда исповедуйте с полным благодарением. Если призвал, то не бросит, только сами не отшатывайтесь от Него. Ибо не все от Господа, а есть часть и от нас. Что же от нас? Всеусильное действование в угождение Богу. Оно и будет, пока будет ревнование. Когда есть ревнование, оно свидетельствуется заботою о спасении жаркою (2, п. 255, с. 85).

Спасение во всяком положении можно совершать. Главное в благонастроении сердца. А по нему прилаживайте и телесную и внешнюю жизнь. Господь да вразумит вас (3, п. 372, с. 6).

Где все по маслицу течет, там трудно спасать душу свою (2, п. 209, с. 9).

Надежду и веру нельзя иметь крепкими без дел и трудов по делу спасения... Какие дела и труды? 1) Отвращение возыметь ко всем грехам не делам только, но и к мыслям и сочувствиям к ним; 2) определить себя на дела противоположные им. Это вы сами для себя должны найти и установить; 3) главное, плоти угодия бегать... ее надо строго наказать умертвить; 4) молитвенный чин установить домашний и церковный... 5) внешние сношения упорядочить и бегать случаев, могущих возбуждать движения страстей (3, п. 481, с. 134).

Все свое спасение отдать надо в руки Господу, самый верный, надежный, благий и мудрый путь (5, п. 771, с. 29).

...Спасение к месту не привязано. Везде возможно, и везде на деле содевается. В монастыре конечно лучше, как вы пишете. Но и там свои есть неудобства. Для спасающихся везде путь тесный и прискорбный. И никто еще цветами усыпать его не ухитрился (5, п. 844, с. 124).

Возложите все упование свое на Господа, и Он устроит ваше спасение... яко Спаситель есть (5, п. 860, с. 136).

Свету Сына соделай служителя. Свет Сына спасение Господом устроенное, и всем нам подаваемое ради веры и жизни по вере. Служитель сего Света есть тот, кто всеусердно служит Господу верою и всяким доброделанием. Силу быть таковым подает Господь же, в Коего облекаемся в Крещении, и с Коим искренне соединяемся в Святом Причащении (8, п. 1248, с. 24).

Страданием Своим Господь совершил наше спасение. Мы же усвояем себе сие спасение после Святых Таинств спостраданием Ему. Дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно даруй нам, Господи. Грехопадения святой Апостол назвал вторым распинанием Господа. Хоть бы в чувство нам сие принять... Тогда сколько бы было сокрушения, сколько слез, сколько воздыханий! (5, п. 890, с. 158 159). Спасение наше в Кресте, а именно в крестных страданиях. Чрез напрасные скорби и страдания прививаемся к Кресту Христову и из него приемлем силу крестную очищающую, освящающую и благоволение Божие привлекающую. Путь тесный и прискорбный есть прямая дорога в рай (5, п. 941, с. 232).

...Ни Божия Матерь, ни Ангелы, ни святые не суть производители и дарователи спасения. Они только ходатайствуют, чтобы образ спасения, Господом Спасителем для всех данный, был и к нам приложен, и мы таким образом в силу его спаслись... Господь Спаситель, все прочие пособники дарования нам спасения. Образ спасения Господом совершенный можно уподобить больнице для всех учрежденной... Врач Господь, и врачевство Его: но исполнители и приложители к делу образа врачевания Ангелы и святые и служители Божиих Таин (6, п. 943, с. 5-6).

Даром устроен нам только образ спасения, или воплощенное домостроительство. Спасение же каждого, ни одного, не совершается даром. В спасении каждого неотложно участвуют решения собственной воли его. И на основании сих решений, на них и вслед за ними приходит благодать и строит свое. Это же решение лежит и в основе того, что дается каждому вследствие крещения, хотя оно совершается еще в младенчестве (6, п. 944, с. 10-11).

Призванный есть тот, кто пошел вслед призвания, покорил свободу свою зовущему гласу (31, с. 97).

...Сомнительно, чтобы спасение могло устроиться помимо исполнения обязанностей, которые налагаются званием и состоянием. Ибо как то и другое от Бога, то то и другое может быть обращено или на угождение Ему, если верно исполняется, или на оскорбление Его, если не исполняется (8, п. 1219, с. 4).

Путь спасения конечно ведом вам. Покаявшись и положив намерение жить исправно, надо уже без всяких уступок, приносить плоды покаяния, в посте, молитвах и помогании другим. Надо полюбить уединение, молчание и труд, чтобы меньше мысли разсеивались. Блуждание мыслей разслабляет благое намерение. К службам ходить неопустительно и дома утруждать себя поклонами. Читать душеспасительное хорошо, но не много. Немногое прочитанное запоминать надо, чтобы не попусту читать (8, п. 1441, с. 170-171).

Ищешь спасения доброго дела ищешь, душа дороже всего мира. Но ничего нет легче, как найти спасение: ибо имеем Спасителя Премудрого, Всеблагого и Всемогущего, Который ничего так не желает, как спасения каждого из нас. К Нему и обращайся, Его Единого проси и моли, и Он доведет тебя до спасения, имиже весть судьбами. Спасения искать есть то же, что Господа искать. А Господь везде есть, и где бы ни был ищущий Его, тут и Он есть... и готов дать Себя тому, кто ищет Его... Отвори Ему дверь сердца, и Он войдет... Вот и обретение Господа и с Ним спасения... Ведай сие... и сего взыщи. Господь Сам научит тебя всему (8, п. 1449, с. 181-182).
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение