страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Ответы свт. Феофана Затворника на вопросы духовной жизни

ЦЕРКОВЬ НЕБЕСНАЯ

БОЖИЯ МАТЕРЬ

Меня давно как-то спрашивала одна красавица: "За что так высоко чествуют Матерь Божию, не только выше всех людей святых, но даже Ангелов иАрхангелов?" Я ответил: "За то, что ни Ангелы с Архангелами, ниХерувимы, ни Серафимы не имели такого тесного и существенного участия вустроении спасения нашего, как Она". Устроение нашего спасения именуетсявоплощенным домостроительством. Надлежало Сыну Божию и Богу восприять вСвое лицо естество человеческое, и без сего не могло быть устроено наше спасение... Естество сие взято из Приснодевы через наитие Святаго Духа иосенение силы Вышнего. Ангелы же и Архангелы служат при воплощениивнешно, не входя внутрь существа дела воплощения; тогда как Божия Матерьв самое существо его входит. За то и чествуется выше всех тварей... Всилу сего же существенного участия в воплощении, и заступление Ее за нассильнее всех (4, п. 583, с. 57).

АНГЕЛЫ

Еще при купели крещения Он <Бог> приставил к нам Ангела-Хранителя,который и будет идти с нами чрез весь путь жизни, пока за гробом предастна Cуд Господу (60, с. 106).

Враг хитер, но Ангел Божий сильнее его: махнет мечом, и все паутинныесплетения вражии разлетятся, как прах, возметаемый ветром (4, п. 581 582, с. 56).

А свои мысли добрые разве не приходят?.. У всех приходят... Они Ангелом-Хранителем внушаются, и их надобно записывать... (3, п. 538, с. 237).

Это погружение в Бога, эта Богодвижимость и Богоблаженство, и естьистинная жизнь чистого духа. Таково состояние безплотных сил (51, с. 195).

Планы Премудрости Божией в мироправлении и искуплении в Боге сокрыты иоткрываются Ангелам, поколику сие нужно для исполнения даемых им повелений (38, с. 221).

Ангелы поют на небеси и не могут не петь. Как лучи из солнца, как благоухание из крина, так песнь из уст Ангелов. Силы их существа находятся в совершенном согласии, подобно струнам благоустроенной Псалтири. Живя, они приводят их в движение и, живя, поют (51, с. 148).

АПОСТОЛЫ

...Апостолы все вложили в Церковь. Ей предали всю истину, которую имоткрывал Дух Божий; ей предали таинства для освящения верных и в нейучредили пастырство, прямое преемство апостольства, которого долг хранить вложенное Апостолами в Церковь, держать то в действии, над всеми и во всем обществе христианском (38, с. 288).

...Появились писания Апостольские не для изложения христианского учения, а для устранения недоразумений и безпорядков, возникавших в частных общинах христианских. И следовательно, содержат только частные предметы, а не все вообще христианское. Они писали уже к христианам настоящим, вполне по-христиански образованным... И хотя касались христианских начал, то настолько лишь, сколько это требовалось предметом, о коем шла речь. В писаниях Апостольских все христианское видно; но ничего не раскрыто вполне и систематически. На все есть указания и намеки, но полного изложения нет, кроме тех предметов, относительно коих возникалинедоумения (6, п. 946, с. 19).

Все апостольское, таким образом, переходило из рода в род жизнью иделом. Апостолы все, что передали, ввели в жизнь умственную, нравственную, семейную... и во все виды жизни. Жизнь от жизнизагоралась... и жизнь, Апостолами заведенная, блюлась (6, п. 974, с. 96).

Мужи Апостольские, по примеру и заповеди Апостольской, правя Церковью, вто же время воспитывали при себе таких мужей, которые бы после них моглизанять место их и продолжать блюсти Апостольские учения и порядки (6, п.974, с. 95).

СВЯТЫЕ

В Церкви Божией каждый день благочестивому вниманию предлагается одинили несколько примеров, как люди, верные Господу до смерти, подвизалисьв служении Ему, каких удостаивались дарований здесь и какою увенчаныславою на небе... Потому непременный долг наш вникать в жизнь святых икаждого дня, тем паче в жизнь святых, нарочито празднуемых (60, с. 84).

Обитают они <святые> в определенном месте; но когда им повелевается или позволяется, тотчас переносятся куда нужно... и никаких преград нетолько не встречают, но и не видят Когда нужно, переносятся, а когда неттакой нужды, на своем месте пребывая, видят по всем направлениям, чтогде есть и что где творится. И когда очи свои обращают на землю, то естьна нас грешных, то ясно видят и нас... только не это грубое тело наше,до коего им дела нет, а видят самую душу нашу, как она есть, не непосредственно, а посредством оболочки души, сродной с их оболочкою и тою стихиею, в коей они живут: ибо состояние души верно отражается в ее оболочке (36, с. 50).

Одна душа не человек, и жизнь душою неполная человеческая жизнь. Всесвятые в настоящее время живут душою и духом, и Божиим укрепляемые могуществом помогают призывающим их, но действование сие и вкушение благ до воскресения несовершенно, есть только начаток и залог того, что будет по воскресении (33, с. 571).

Духовная помощь не всегда видимо подается. Чаще она совершается внутри, посредством изменения мыслей и чувств. А кто ее производит и как односостояние духа отходит, а другое приходит, мы часто и отчета себе датьне можем. Состоим постоянно под небесным влиянием Ангелов, святых иособенно Пресвятой Богородицы... (60, с. 40).

Тогда пред всеми возсияет свет славы благодати Божией и явно будет,какие совершенства кто стяжал трудами на земле и в каких проявляетсяБожеская слава. Ибо слава та не внешно будет одевать их, а проторгатьсяиз внутри, из тех святых качеств, какие составляют строй души их (54, с. 470).

Тогда же Он покажет, что суть святые и верующие в Него, какуюблагодатную силу носят они в себе на земле и какою духовною славою облечены души их, под покровом бренного тела и несветлого внешнего положения. Что теперь сокрыто, то тогда явлено будет всем. Господь облечет их славою, какою Сам облечен, так что не тоько чуждые Ему, но и сами верующие и Ангелы удивятся тому и прославят Его Самого (54, с. 470). Никто так не умеет расшевелить заснувшую душу, как святой Ефрем <о Псалтири Ефрема Сирина> (1, п. 94, с. 82).

Симеон Богослов сокровище неоцененное. Сильнее всех он внушает ревность о внутренней благодатной жизни. И пишет просто (3, п. 527, с. 223).

Читайте Симеона Нового Богослова. Я перечитываю теперь, для означения опечаток, его слова в первом выпуске заключающиеся. Как тут настойчиво излагает он суть дела жизни христианской... производя ее во всем пространстве от Господа Спасителя исключительно. И все у него так ясно излагается, что беспрекословно покоряет ум и требует повиновения. Когда бы Господь помог хоть немножко попасть на ту колею, по которой Он ведет хотящего спастися (4, п. 575, с. 47).

...Давно вы читали святого Симеона Нового Богослова? Возьмите еще прочитать. Его слова очень возбудительны... (4, п. 617, с. 91).

Хорошо вы сделали, что взялись снова прочитать святого Симеона. Это самый отрезвительный отец (4, п. 659, с. 124).

Он <Симеон Новый Богослов> очень научает страху Божию (5, п. 901, с. 174).

Батюшка о. Серафим <Саровский>, коли взглянет на вас ласково, то вам нечего более желать. В этом одном полное вам обеспечение насчет жизни душеспасительной. Все дело, впрочем, тут не от места, а от строя сердечного (4, п. 683, с. 141). Святой Иоанн Богослов раскрывает перед взором ума вашего две картины: одну мира многомятежного, указывая чем он занят и как пусты предметы те.., а с другой богатого в милостях Бога, Коего хоть не видим, но имеем возможность силой любви в себе Его иметь, и не видя видеть Его, и не ведая ведать сердцем совершеннее даже, чем умом (4, п. 689, с. 145).

МОЛИТВА СВЯТЫХ О НАС

Я верую, что святые все на небе едино тело составляют. Они все вместе молятся о нас, хотя мы простираем молитвы то к тому, то к другому. И Божия Матерь со всеми предстоит о нас Богу. Когда просите, чтоб святые присоединили свое предстательство пред Господом к молитве Божией Матери, ничего особенного не делаете. На небе так всегда и есть (1, п. 1, с. 7).
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение