страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Ответы свт. Феофана Затворника на вопросы духовной жизни

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

Ходи в памяти Божией и памяти смертной... Храни дух сокрушения, сердце сокрушенно и смиренно... Будь послушен, люби молчание... времени не имей праздного (1, п. 43, с. 42).

Брань духовная... Брань, ведущая к тому, чтоб всегда в мире глубоком пребывать и с Богом, и с людьми, и в себе самих мирствовать (1, п. 53, с. 48 49).

Со всякою немощию душевною следует тотчас обращаться с молитвой к Господу, прося Его исцелить. Затем, употребляя и от вас зависящие средства и собственные усилия, ждите помощь свыше, и Господь в свой час пошлет помощь и исцелит (1, п. 120, с. 127).

Кроме этой безжалостности к себе, возбудителями духовными, самыми сильными бывают стояние вниманием в присутствии Божием и непрестанное чаяние вот-вот смерть (1, п. 196, с. 242).

Снова начинать такой закон духовной жизни. Каждый день надо считать первым днем жизни в страхе Божием, заднее все забывая кроме грехов, о коих всегда надо каяться (2, п. 331, с. 203).

Духовная жизнь не безусловно подлежит влиянию внешней обстановки, и может цвести во всяком месте и при всяких положениях; ибо она вся во внутреннем строе, и пред внешним не преклоняет выи, а, напротив, властвует над ним и его направляет (3, п. 385, с. 27).

Если можете, сколько можно скрывайте свои дела по жизни духовной, и ни во взоре, ни в разговорах, ни в других отношениях не обнаруживайте, но действуйте просто... только пустоболтанья избегайте (3, п. 488, с. 156).

Страх Божий и благоговейность пред неописанным величием Его всегда держите и возгревайте в себе, а при Нем сердце сокрушенно и смиренно. Веру крепкую храните и упование несокрушимое. Смиряйтесь пред всеми и других выше себя имейте. Молчание возлюбите и уединяйтесь, сколько возможно, чтоб быть во единении с Господом. Тогда Он Сам соделается для вас Руководителем и Учителем, и других таких лиц уже не потребуется для вас (3, п. 497, с. 169 170).

...Внутреннему делу цены нет, и ему ничто не должно быть предпочитаемо (3, п. 506, с. 184).

Радость не со вне, а из всего строя нравственно-религиозного. Для нас христиан, она зарождается исповеданием великих благ от рождения Сына Божия плотию, с принятием нашего естества, а растет и крепнет пребыванием в порядках сыновства Богу, чрез облечение во Христа Господа таинственно в крещении или покаянии, и действенно в жизни... Господь приял плоть нашу из девственных кровей. Как мы в силу воплощенного домостроительства едино бываем с Господом, то отличительною чертою характера нашего христианского стала девственность девственность в мыслях и чувствах, и в состоянии плоти. Сласть плотская стала отрицанием христианства внутри нас. И ничто так не подавляет радости духовной ныне... как сия сласть. А враг нашептывает, будто это ничего (4, п. 633, с. 106).

Мерою себе поставьте, что, когда вы стоите в полном недовольстве собою, то вы в добром чине; коль же скоро хоть малое чувство самодовольства придет, и начнете вы цену себе давать, знайте, что вы не в своем виде, и начинайте тогда теребить себя. Господа ради не забывайте сего пунктика (4, п. 703, с. 169).

Преспеяние в духовной жизни означается все большим и большим сознанием своей негодности, в полном значении сего слова, без всяких ограничений; так что коль скоро дается себе цена, в каком бы ни было отношении, дело пошло криво. И опасно. Подсядет враг и начнет отводить глаза, а тут камушек подбросит; споткнуться можно. Душа, дающая себе цену, точь-в-точь ворона, уронившая сыр (4, п. 705, с. 172).

Чем грешнейшею себя чувствовать будете, тем путь ваш правее. Но надо добиваться, чтоб чувство своей грешности как бы натурально исходило из глубины души, а не было навеваемо со вне своим размышлением, или сторонним словом (4, п. 707, с. 180).

...Сильное у вас желание исправиться во всем, и малом и великом. Господь да сохранит в вас сию ревность. Она корень и источник всей духовной жизни человека. Избегайте самонадеянности и надежды на человека. Всю печаль свою возверзите на Господа вседушно. И Он, ничего так не желающий, как спасения души, вразумит и наставит и силу даст следовать Его внушениям. Молитва дыхание жизни духовной, как вы испытываете сами. Потому и говорить нечего... молитесь прилежнее. Непрестанно молитесь: Господь близ, и помощь Его близка,... всякий момент (5, п. 797, с. 82).

Для внутренней жизни, внешняя благоприятствующая обстановка полезна, но не безусловно необходима (5, п. 804, с. 90).

Жаждете просвещения духовного. Оно само собою приходит, когда кто идет путем духовной жизни, и в какой мере исполняются при сем требования такой жизни, в такой и плод получается, а затем и ведение просветительное приходит... Мы много хлопотали об успехе в духовной жизни... А дело просто совершается. Надо корень ее поглубже водрузить. Корень страх Божий! Когда он придет, все ублагоустроит, всему научит... О нем молитесь!.. и его своим размышлением развивать старайтесь (5, п. 837, с. 119).

Жизни духовной Источник, Питатель и Совершитель есть Христос Господь, Который, по неизреченной милости Своей, благоволит вступить в общение тесное с достойно причащающимися Пречистого Тела Его. В эту пору и взговорить Он может душе: "Спасение твое есмь Аз!" Слушайте! Но надобно приступать к Нему в чувстве погибающей, и не имеющей на чем опереться (5, п. 844, с. 123).

Молитвенные же высокие состояния бывают только, как Божии посещения (5, п. 883, с. 153).

Но всегда помнить надо и чувствовать, что успех в духовной жизни и во всех ее проявлениях есть плод благодати Божией. Духовная жизнь вся от Пресвятаго Духа Божия. У нас и свой есть дух, но безсильный. В силу вступает он, когда осенит его благодать (5, п. 895, с. 163).

Главное страх Божий и дух сокрушен... Теплота и сладость хороши в деле духовном; но не ими надо определять цену деланий духовных (5, п. 902, с. 176).

Храните память Божию и память смертную. От них страх Божий будет в силе. От страха внимание к себе и всем делам своим, мыслям и чувствам. От сего трезвенная благоговейная жизнь. От сей страстей подавление. От сего чистота. От чистоты с Богом пребывание, не мыслями только, но и чувством (5, п. 903, с. 178 179).

Спрашиваете: "Что надо делать, когда внутри раздвоение". Во-первых, ведайте, что это не худое что, а обычный оборот духовной жизни. Когда дух наш по действию благодати пробуждается, тогда он устремляется к Богу, и все туда устремляет. Эгоистический же нрав и после сего все еще остается и выставляет права свои, влеча по старому обычаю к себе и чувство и волю. Оттого все испытывают как и Апостол: хотящу ми творити доброе, вижу, что мне злое прилежит. Вот и раздвоение. Что тут сделать? Всегда принимать сторону духа, а требования эгоистического плотского человека отгонять, подавлять. В сем духовная брань. Она коротка... Как только заметите движение внутри противное духу... отвергайте сердцем, некоею неприязнию поразите сие движение, и тут же к Господу обращайтесь молитвенно, и Он поможет. Искреннее отвержение недоброго и искренняя молитва к Господу всегда побеждают; и раздвоение внутреннее пресекают... (6, п. 958, с. 58 59).

Нечувствие породит неродение, от того и другого возьмет силу забвение. Сии три составляют полный паралич душевный (6, п. 971, с. 89).

Заботьтесь, чтобы все шло от сердца. О внешних положениях не думайте (6, п. 977, с. 103).

Главное установиться в сердце пред лицом Бога, и стоять так неотступно. Когда это есть, тогда все прочее придет само собою. В череде изменений духовных в сердце самое лучшее есть тяготение внутрь... для сопребывания с Господом. Тогда все внешнее отходит: остается Бог в душе и душа в Боге... (6 п. 988, с. 121).

...Смерть не пресекает хода духовной жизни (6, п. 992, с. 126).

Лучше всего, если совсем себя забудете, а будете только иметь в мысли как бы Бога не прогневить чем, неугодным Ему в мыслях, словах и делах. Если не поостережетесь и будете много обращать внимания на людские речи и взоры, то сделаете из себя (извините) чирей, самый чувствительный даже к движению воздуха, а не только к прикосновению. Смотрите в оба сами. Вот мера: кто смирен, тот не может видеть, чтобы кто-либо относился к нему ниже его достоинства: ибо он так низким себя считает, что никто не может отнестись к нему ниже того, как бы ни ухитрялся. В сем премудрость! (8, п. 1234, с. 15). На языке пусть будет молитва Иисусова, в уме предзрение Господа пред собою, в сердце жажда Бога, или общения с Господом. Когда все сие будет постоянно, тогда Господь, видя, как нудите себя, подаст просимое (8, п. 1338, с. 94).

Что мешает внутреннему строю, того ни под каким видом не допускать. Вот для этого и надо под боком иметь старца. Лучше всего для этого идет духовник. Мало-мало, что встретится, тотчас спросить. Совесть будет спокойна. А то она будет законно теребить (8, п. 1454, с. 190).

В принятии пищи немного оскудить питание, равно и у сна отнимать кое-что. Как что сами смотрите. Не нужно вязать себя, а свободно действовать. иногда так, иногда иначе; одно имея в виду плоти угодия не творить, и ни в чем не самоугодничать. И спать или бодрствовать тоже разно можно, имея одну меру: не засыпаться крепко (8, п. 1458, с. 197).

Что за победительная мысль? Когда обращается кто к Богу, тогда происходит борьба самолюбие и мир с одной стороны, а Божии истины с другой. Перебирает человек эти истины, и одолевает самость и мир, но из этих истин не все одинаково на всех действуют: на одного одна более действует, на другого другая. Но есть среди них для каждого такая, которая как только вспадет в сознание, тотчас склоняет человека на сторону Божию. Эта истина в первой борьбе оканчивает победу, и в частных борьбах тоже прогоняет врагов (8, п. 1344, с. 98 99).

Но когда у кого господствует духовность, тогда хоть это будет его исключительным характером и настроением, он не погрешает, во-первых потому, что духовность есть норма человеческой жизни, и что, следовательно, бывая духовным, он есть настоящий человек, между тем, как душевный и плотяный человек не есть настоящий человек; а во-вторых потому, что как ни будь кто духовен, он не может не давать должного душевности и плотяности, только их не жирно и в подчинении духу. Пусть не широка у него душевность (в научных познаниях, исскуствах и делах прочих) и крепко стеснена плотяность, все он настоящий полный человек. А душевный (многознающий, искусник, делец), а тем паче плотяный не есть настоящий человек, как бы красным ни являлся он во вне. Он безголов. Отсюда простой человек, Бога боящийся, выше многообразованного и элегантного, но не имеющего в целях своих и стремлениях угождения Богу (36, с. 45) Молитва для самонаблюдения барометр духовный. Барометром определяет, как тяжел или легок воздух, и молитва показывает, на сколько высоко-холоден или низко-холоден дух наш в его обращении к Богу. И молитесь, как начали. Почаще становитесь пред своими иконами в продолжении дня и кладите всякий раз по несколько поклонов, поясных и земных. Пасть на колени и класть поклоны еще лучше. Никто ведь не видит, кроме Господа. Молитвы утром и вечером своим чередом. В те часы побольше надобно, так, как у вас положено; а в эти частые припадания к Господу понемногу; не так, однако ж, как обычно знакомым при встрече, кивнуть головой, и довольно. Усердие, впрочем, всему научит, которое и подогревайте всячески. Но никогда не забывайте, что существо молитвы есть ума и сердца возношение к Богу, ибо Бог везде есть. И св. Пророк учил свою душу: на всяком месте владычества Его, благослови, душе моя, Господа! Больше всего к этому располагать может, как я уже писал, память о Боге, а вы еще лучше прибавили: любовь к Богу. Благослови, Господи вас на это на исключительную любовь к Господу. Но и к возлюблению Господа путь есть память о Нем с углублением мыслию в Его Божеския свойства и действия. К памяти Божией надо себя приучать, и средство к тому, как писал, краткая молитовка, непрестанно в мысли повторяющаяся: Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную! Вот вы уже начали ее; и продолжайте, сидя, ходя, делая что или говоря, при всяком случае и во всякий момент, все держите в мысли, что Господь близ, и взывайте к Нему из сердца: Господи, помилуй! (36, с. 165).

Перемена в духе наша общая участь. Терпеть надо, предавая участь свою в руки Божии. Об одном да будет забота, чтоб всегда с Господом быть. Во всех случаях прямо к Нему обращайтесь, Ему открывайте тяготы души своей и молитесь, да избавит, аще волит. Отрады и утешение не суть окончательное свидетельство о добром настроении. Главное решимость и ревность Богу угождать, дух сокрушен и сердце сокрушенно и смиренно, и предание себя в волю Божию. Когда сие есть добре (2, п. 340, с. 210).

Конечный плод образование чувства к Богу, которое неразлучно с непрестанною молитвою, или есть одно и то же с нею. Тут бывает живой союз с Богом цель духовной жизни (1, п. 192, с. 235).

Главное ведь ходить пред Богом, или под оком Божиим с сознанием, что Бог смотрит на вас, на душу вашу в ваше сердце, и там все видит... Это сознание самый сильный рычаг в движении внутренней духовной жизни (4, п. 598, с. 75).

СТРАХ БОЖИЙ

Корень всему благоговейный страх Божий, из коего вера о Боге и в Бога, предание себя Богу, упование, прилепление к Богу в чувстве любви с забвением всего тварного... (2, п. 244, с. 62).

Страх Божий главное. Когда он приходит, то как добрый хозяин все по-своему устрояет в душе. Есть он у вас? Если есть, благодарите Бога и храните его, а если нет, разбудите его: ибо он в духе нашем содержится, и если не проявляется, то по нашему невниманию. От страха Божия первое чадо дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно. Чувство сокрушения да не отходит от сердца! Для поддержания страха Божия надо держать неотходную память о смерти и Суде. Как только проснетесь, так призывайте сию память и весь день будьте в содружестве с нею, как первою советницею своею. К сему присоедините сознание присутствия Господа близ вас и в вас, так что Он все видит и самое сокровенное. Сие сознание с памятию смертною, неразлучным имеют страх Божий. Когда сия троица поселится в сердце вашем, тогда пойдет у вас молитва из сердца, с непрестанными взываниями к Господу Спасителю. Вот все! Если это есть в вас в какой-либо степени, то дело спасения вашего в ходу, а если нет, надо все поднять в сердце. Ибо если сего нет, все другое ничто... (3, п. 550, с. 251 252).

Из совокупности таких духовных движений исходит страх Божий, благоговейное стояние пред Богом в сердце. Се страж и охрана благодатного состояния... (3, п. 384, с. 25).

Страха Божия ничто столько сильно не поддержит, как память о Страшном Суде. Духу же уныния от этого поддаваться не следует. А следует только осмотреться хорошенько кругом, и что окажется неугодным Господу, то тотчас устранить и, если нужно, очистить покаянием (3, п. 392, с. 38).

Что бывает с вами во время говения... страх, волнение... полагать надо, исходит от врага. Он, верно, около вас разживается чем-нибудь. Исповедь же и причащение опаляет его и прогоняет. Вот он, предвидя сие, и поднимает тревогу. Потрудитесь не отходить от памяти Божией и памяти смертной... Они не только во время говения, но и во всякое гонят его и опаляют и приступа к вам не дадут. Сами видите, как душеспасительно для вас говение... и можете сами же себе повелеть почаще говеть (3, п. 474, с. 118).

Под страхом Божиим образуется решимость ни в чем себе не поблажать, а напротив, умучивать себя наперекор своим хотениям... Страх Божий, страх Божий, страх Божий вот что надо водрузить в сердце, а сбоку на подмогу поставить страх смертный (4, п. 557, с. 18 19).

...Ангелы со страхом и трепетом всегда предстоят Богу, и чем выше они, тем сии чувства живее (46, с. 375).

Поселите поглубже в себе страх Божий, и он, взяв в руки бразды правления вашего внутреннего человека, устремит вас в след Господа, для стяжания светлой славы, нам обетованной, подгоняя бичами смертной памяти и памяти Суда... на коем никакие извинения не приемлются в резон... (4, п. 687, с. 143).

ВНИМАНИЕ

Когда внимание в Боге, тогда неизбежно и все дела пойдут по-Божьему. С вниманием к Богу в тесной связи страх Божий, который есть источник всего хорошего и отгнатель всего нехорошего. Укрепившись, он образует благоговейный нрав. Берегите сей нрав, и все добре будет идти. Когда это даст Бог, а даст, когда усердно взыщете, тогда не будете жаловаться, что иной стишок недоговорен, или поклон не положен, ибо тогда будете иметь то, что ищется трудами молитвенными (1, п. 203, с. 259).

Собрание ума в сердце есть внимане, собрание воли бодренность, собрание чувства трезвение. Внимание, бодренность, трезвение три внутренних делания, коими совершается самособрание и действует внутрь-пребывание. У кого есть они, и при том все, тот внутрь; у кого нет, и при том хоть одного, тот вне (68, c. 206). Что не так могли внимать себе, что делать? Господь видит, что это не столько от небрежения, сколько от обстоятельств ваших... и прощает вам ради скорби вашей о том. От житейских людей нельзя требовать такой сосредоточенности, какая обязательна для оставивших житейские порядки (8, п. 1310, с. 70).

Благослови вас Господи с терпением стоять в избранном порядке жизни. Внимание к тому, что бывает в сердце и исходит из него есть главное дело в христианской исправной жизни. Этим и внутреннее и внешнее приводится в должный порядок. Но ко вниманию всегда надо прилагать разсуждение, чтобы обследовать как должно происходящее внутри и требуемое внешностию. Без разсуждения и внимание ни к чему. Где взять разсуждения? В совести, просвещенной ведением божественной воли, сказанной в Евангелии и Посланиях Апостольских. Этим путем очень удачно определяется, что можно и чего нельзя допускать в поступках, словах и начинаниях. Господь да умудрит вас (5, п. 764, с. 17).

...Разсеяние внимания охлаждает теплоту, а умаление теплоты ослабляет внимание. Отсюда закон духовной жизни: держи сердце в чувстве к Богу, всегда будешь в памяти Божией (2, п. 244, с. 65).

БЛАГОНАСТРОЕНИЕ

Имейте в виду главное, именно сердце благонастроенное ко Господу и ко всему, что требует от нас дело спасения (3, п. 497, с. 169).

Развивай в мыслях обилие милостей Божиих, явленных в творении, промышлении и особенно в искуплении, доведи до сознания, что ты милостями сими всесторонне объят: что ни движение, то милость; что меньше дышишь, нежели получаешь милостей, что миг больше, нежели расстояние милости от милости, или что ты стоишь в них неисходно (56, с. 396).

Отрады и утешения не суть окончательное свидетельство о добром настроении. Главное решимость и ревность Богу угождать, дух сокрушен и сердце сокрушенно и смиренно, и предание себя в волю Божию. Когда сие есть добре (5, п. 865, с. 140)

В горестях благо скрыто под скорбию сердца, оттого не ощущается и не видится, хотя есть не думательно, а действительно (4, п. 753, с. 250).

Примите мое благожелание сохранить дарованное вам благонастроение, сколько можно дольше... Не осуечайтесь, не разсеивайтесь, паче же не допускайте страстных движений, не больших только, но и самых малых... И огонек, теперь в вас горящий и светящий, протянет свое светение и согревание вас непрерывно... (5, п. 854, с. 131).

ВЕРА

Вера не есть что-нибудь мало важное, как бы избыток сверх нуждался, а есть кровная и существенная нужда, как дыхание, пища, сон и прочее подобное. Знание ее есть дело самонужнейшее; потому и ревность о ней должна быть самая первая (56, с. 345).

Я в Отце, вы во Мне и Я в вас. Се цепь, связующая нас с Богом. Вот и вся система веры. И я не вижу у вас сомнений в этом. Полагаю, что их и нет у вас... Вы сами соблазняете, относя себя к числу неверов (1, 140, с. 161).

...Сущность веры нашей сокровенна, и по причине непостижимости ее, и по причине сокровенности ее действия в нас. Зародилась она в тайне Триипостасного Бога прежде век, и приведена в исполнение непостижимейшим для всех тварных умов образом, и усвояется или причастными себя делает верующих тоже сокровенно (47, с. 311).

Вера дар, но не безусловный и не непосредственный. Дару веры предшествует своеличная вера с покорением ей ума, возжелание веры и взыскание ее (46, с. 203).

Правило веры слагается из следующих трех частей: из ведения содержания веры, из восприятия сего содержания сердцем, и из введения жизни своей в порядок, указываемый верою (18, с. 518).

Вера сия идет от Бога, есть Его царский указ к нам, подданным, открыта нам с желанием, чтобы мы приняли ее и спасались ею (56, с. 341).

...Полное правило веры нашей начинается знанием, проходит чрез чувство и завершается жизнью, овладевая чрез это всеми силами существа нашего и укореняясь в основах его (18, с. 520).

Един есть Бог и Един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус (1 Тим. 2, 5). Так надо веровать во Христа Спасителя, таинства принимать, заповеди исполнять и все, что содержит и предписывает Святая Церковь. С Господом тот, кто с Церковью. Будьте так не суемудрствуя и будете на спасенном пути (1, п. 89, с. 74 75).

Вера, когда жива и пламенна, не может укрываться в сердце без обнаружения, а сама собой выходит и в слове, и во взоре, и в движении, и в делах (40, с. 108).

...Вера с страданием за нее есть высший дар (52, с. 67).

...Она <вера> входит в сок и кровь и становится неотделимым элементом жизни (54, с. 445).

Святость цель жизни, вера ее производитель, охрана, опора и совершение (38, с. 36 37).

Вера... знаменует великий переворот в верующем. <Она> изливает в сердце верующего обильную благодать, дающую ему силу плодоприносить правду и святыню... (39, с. 238).

...Главная беда не потух бы огонек, что в сердце... Ой, ой, ой! Какая беда, если потухнет! А стоите на сильном ветру. Ну, как потухнет! Сами вы зажигали его? Нет. И снова зажечь тоже не ваше будет дело. А Тот, Кто зажигает, не поблажлив. Проси и моли, а у Него один ответ: "Зажигал уже. Зачем погасил?" И или совсем не зажжет, или если и зажжет, то даст знать неблагодарному гасителю... (2, п. 262, с. 103 104).

Вера целительница души, упованием окрыленная и любовью согретая (3, п. 466, с. 109).

Вера, что все и большое и малое от Бога, научит принимать все, как благо, каким злом ни казалось бы то. А коли оно не сознается злом, то и страха не производит (4, п. 567, с. 34).

Что не все веруют, не умаляет значения веры. Надо смотреть на тех, которые искренно веруют, и на то, что им дается через веру. Вера христианская не система учения, а образ восстановления падшего в силу смерти Богочеловека, благодати Духа Святаго. Возьмите кого-либо из шедших во след Господа и увидите, как он мало-помалу растет духом, и становится великим при всей невзрачности внешней. Вот отец Серафим. Простой, неученый до чего дошел? Неверам многоученым уста заграждал единым словом. Вот и сила! А жизнь его какова, а нрав? Так и всех переделывает благодать, которые предаются ей (1, п. 135, с. 148).

...Не смотрите на то, что всюду пошла такая шаткость... Есть непреложная истина в вере, и вот вам доказательство... Как вначале насаждалась вера через проповедь, Господу поспешествующу и слово утверждающу последствующими знаменьями; так после того поддерживалась она и доселе поддерживается осязательным присутствием силы Божией среди верующих, в Святой Церкви, свидетельствуемой знамениями. Сим говорит Господь: Се Аз с вами есмь, как и обетовал с нами быть до скончания века. Если же Господь с нами, кто на нас? Древле обетовал Бог: Вселюсь в них (верующих слову Его) и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие. И это исполняющимся на нас видим мы ныне. На памяти нашей сколько уже было удостоверений в этом! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! А заблуждающимся внушает Господь: "что влаетесь 1 всяким ветром учения? Вот где столп и утверждение Моей истины. Как перстом указываю Я вам верную и не заблудную дорогу. Держитесь Церкви, в коей Я являю силу Свою, и избавитесь от пагубы, в которую ввергнут вас пустые ваши мудрования" (2, п. 273, с. 126).

О святом Лоте Апостол сказал, что он мучился душею, смотря на нечестие содомлян, и причитает его к сонму мучеников. Таков и ваш чин. Мучась душею при встрече грубых неверов, вы приобщаетесь благодати мученичества... Неверы обычно нос высоко поднимают, выражая тем торжество свое над верными. Но вера стоит, и верные, во смирении своем, не теряют нисколько от того в своих чаяниях верных обетований Божиих. И ныне видно, на чьей стороне истина... Но будет день, когда это будет объявлено торжественно пред всею тварию... на безконечное утешение верующих и на непоправимую вечную пагубу неверов (8, п. 1359, с. 110 111).

По слову Божию, вера и исполнение заповедей на одной линии стоят, и ни той, ни сему предпочтения не дается. И вера без дел, и дела без веры ничего не значат. Только в неразрывной связи содевают они спасение наше, и сами при сем приемлют настоящую свою цену, силу и значение (46, с. 61).

Проба христиан вера, любовию споспешествуемая! (37, с. 443).

Любовь ширится на основании веры, множась, как цветы на хорошей почве (54, с. 445).

Вера рождает радость и мир, радость и мир множат упование, все же сие бывает силою Духа Святаго (40, с. 358).

Вера в Господа есть таинство возстановления падшего. Возстановление сие тотчас и начинается, как только кто приступит верою к Господу. Но зреет и совершается большею частию сокровенно. Во всей светлости оно явится в будущей жизни, где получит и соответственное себе внешнее положение и состояние (47, с. 219).

НАДЕЖДА

Врата смерти зря всегда пред собою, питайте христианскую надежду и, ею отгоняя ужасность смерти, радуйтесь, как вступающий в царские палаты (2, п. 366, с. 236). Добре творите, что питаете надежду и упование живо. Они луч, освещающий путь жизни и веселящий среди неизбежных теснот жизни. Возгревайте их паче и паче. Они поддерживали мучеников в терпении и преподобных в подвигах. Без них один мрак и безпредельное томление (5, п. 876, с. 148).

Упование ведает, что будущее принадлежит Господу Христу и Святой Церкви Его. Оно как бы уже переселяется туда и там живет не воззрением только, но и чувством, в уверенности, что преславна та духовная жизнь, которая, исходя от Прославленного Господа, качествует ныне в членах Его только внутренно, но в свое время преславно раскроется и вовне и проникнет собою все (24, с. 126).

Упование есть самый нежный цветок в саду духовном, но и самый крепкий. Лишь только повеет на него тлетворное дыхание греха, он увядает; но когда нет этого, никакая сила не может сокрушить его; напротив, сам он укрепляет все благоуханием своим (34, с. 386).

Надежда от веры, но когда ощущение это делается частым, тогда оно подкрепляет и самую веру. Таким образом, надежда воздает вере дань, как своей родоначальнице. Под взаимным их влиянием спеется святая жизнь, имеющая последнею целью созидание любви в сердце (34, с. 363 364).

ЛЮБОВЬ К БОГУ И БЛИЖНИМ

Искорените прежде эти злые древа страстей, и на месте их произрастет одно многоветвистое древо, дающее цвет и плод любви (19, с. 741).

Духовное горение сердца к Господу есть любовь к Нему. Она загорается от прикосновения Господа к сердцу. Как Он весь есть любовь, то прикосновение Его к сердцу тотчас и возжигает любовь к Нему. А от любви горение сердца к Нему. Вот это и должно быть предметом искания. Творение молитвы Иисусовой есть только орудие к тому или лучше только труд, показывающий сильное желание души обресть Господа (2, п. 339, с. 209).

...Ощутил святой Иоанн Богослов любовь Господа к себе и сам согрелся любовию к Нему. Как огонь от огня, так и любовь от любви (58, с. 75).

...Любовь сильнее всего. Полюбите ее, как дочь... Эта любовь и в ней зародит любовь. Когда же это будет, тогда не нужны указания: любовь сама все устроит (1, п. 67, с. 57 58).

Любовь и страх оба должны быть в силе... Ангелы предстоят Богу со страхом и трепетом... и нам Апостол повелел со страхом и трепетом содевать свое спасение... (6, п. 969, с. 85).

...Самые трудности в путях любви не умаляют, а возвышают любовь, как ветер не гасит, а больше и больше усиливает и расширяет пламя огня (19, с. 741).

Блаженно воистину таковое сердце! Оно еще здесь чувствует радость, которая изобильно излиется в сердца избранных в вечной жизни, оно самою вещию вкушает, сколько благ Господь, и имеет то, что сказано: Се Царствие Божие внутрь есть вас. Ибо, где Сам Бог, там с Ним и все Его (58, с. 77).

...Если мы положим душу свою даже за Бога, и не просто положим, но и будем сожжены, то и тогда не будет нам никакой пользы, если мы не любим ближнего (33, с. 475).

Люби Бога и ближнего вот и все! Какой краткий катехизис! Какое несложное законоположение! Только два слова: люби Бога, люби ближнего; даже меньше, одно слово: люби, потому что кто истинно любит Бога, тот в Боге уже любит и ближнего, и кто истинно любит ближнего, тот любит уже Бога (19, с. 740).

Паче всего упражняйтесь в любви в делах и чувствах не исключая никого из тех, кои соприкасаются вам, как бы кто ничтожен не был (8, п. 1267, с. 37).

...Любовь. Это форменная одежда христиан, по которой их отличать должно от нехристиан. Не надень генерал своей форменной одежды, никто и не подумает, что он генерал. Так и в нас, не имей кто любви, никто, умеющий различать, не признает его христианином: ни Бог, ни Ангелы, ни святые. Люди хотя и будут звать его так, но в этом не будет истины (41, с. 196 197).

Главное возлюбить надо братию и большую и малую и в духе любви действовать. Кто чем немощнее, тем более надо возыметь к нему любовь. Если будете так действовать, любовь научит вас всему (8, п. 1455, с. 191).

Любовь всем законам и добродетелям не только евангельским, но и человеческим, гражданским есть основа; следовательно, всякое действие, согласное с законом, согласно и с любовью, и всякая оценка действия, сообразная с законом или правосудная, сообразна и с любовию. Но любовь выше и шире закона. Есть действия любви, не определяемые законом положительным, а они ни мало не противозаконны; но действия, определяемые законом и не исполняемые лицом подзаконным, суть беззаконны и любви противны, хотя бы они клонились к благу кого-либо. Особенно это имеет значение в смысле юридическом. Если судья оправдает виновного против закона или наградит недостойного награды, то хотя и доброе, по-видимому, окажет дело виновному и недостойному, но больше сделает зла, чем добра, нарушив любовь к общему благу, власти и правилам. Хвалится, скажете, милость на суде... Так, похвально поступлю я, если сумею оказать милость без нарушения правды суда; иначе милость мою стоит бить батогами . Милость должна сретаться с истиною. Словом: и основанием, и побуждением, и целию правосудия должна быть любовь. Не лучше ли всего решает этот спорный вопрос Крест Христов?.. Какая безконечно великая там любовь, а вместе какое безконечное великое правосудие! (2, п. 325, с. 197 198).

МИР ДУШИ

...Если человек возьмет себя в руки и начнет сам править своим внутренним, то получит в награду невозмутимый мир душевный... (4, п. 571, с. 40).

Дух Святой исторгает дух наш из уст душевных и телесных страстей и, водворяя внутри мир, держит его в мире с Богом и братиями (40, с. 326).

...Настоящий покой не во вне, а внутри, и источник имеет не внешнюю обстановку, а внутреннее благоустроение. Когда сие будет, тогда внешнее само подладится к нему (4, п. 558, с. 19).

...Кто сего <мира> достигнет, тому нельзя не радоваться. Труждающемуся таким образом делателю подобает от плода вкусити, а плод сей есть радость и блаженство (51, с. 106).

ЧУВСТВО К БОГУ

Попробуйте так понять все дела свои по хозяйству и по другим отношениям, как бы они прямо от Самого Господа были вам назначаемы; не вообще только, а частно всякое дело таковым понять. Тогда, приступая к делу и совершая его, можно содержать в мысли и то, что вам следует исполнить его, как было бы приятно Господу... Чрез это при делании мысль будет с Господом. Если в конце, сознав помощь Божию, возблагодарите Господа, то вот и в конце Господь. Если затем, в том же порядке исполните второе, третье и так далее до конца дня; то вот вы весь день с мыслью о Господе. А это ведь и есть то, что требуется, то есть ходить в присутствии Божием. Отсюда будет чувство к Господу, чувство страха, благоговеинства, преданности, благодарения. Чувства и есть молитвы без слов (2, п. 279, с. 132).

Частые ваши обращения к Богу во время дня, при всяком деле и после дела очень хорошее дело. Это часть общего правила ходить пред Богом (6, п. 957, с. 55).

Чувство благодарения за внутреннее добро с помощью Божиею есть тоже проявление смирения, как самоуничижение за свое худо (6, п. 961, с. 64).

...Для доброго следования за Господом необходимо полное отрешение от всего... чтоб ни ноги, ни руки ничем не были опутаны... (6, п. 973, с. 94).

Если б кто спросил: как всегда быть с Господом, можно смело отвечать: имей чувство к Господу, и будешь с Господом... А как чувство иметь? Думается, одно воспоминание о Господе уже приводит в движение чувство к Нему. Если к сему приложить помышление о том, что Он есть, и что сделал и делает для нас, то не знаю, чье сердце останется не тронутым. Потому очень праведно святые отцы почитают богомыслие или созерцание свойств и действий Господа ключом молитвы... и молитвы непрестанной. Потому что от сего чувство к Богу оживает... и с Господом соединяет (6, п. 1026, с. 179).

РЕВНОСТЬ О БОГЕ И СПАСЕНИЕ

За то, что Господь призвал вас к вере, ничего особенного не требуется, кроме того, чтобы быть искренно верным вере. И благодарны бывайте, что из тьмы во свет призвал вас Господь (1, п. 89, с. 75).

Вы нарисовали себя так, что в самом деле выходит, что вы безплодная смоковница. Что ж? Ведь такого рода сознание очень полезно при ревности о спасении, потому что естественно поджигает сию ревность, как скоро она начинает потухать или охлаждаться.., Если оживляется сим путем ревность, то потрудитесь почаще возводить себя в такое сознание безплодности, и она не даст вам оставаться без плода, когда он в вашей власти (1, п. 117, с. 119 120).

Враг, обычно, пока ревность сильна, не подступает к ревнителю, а когда ревность немного насытится и жар ее поспустится, он начнет подступать, и главное у него совсем охладить ревность... По мере охлаждения ревности, благодать отступает... Близка опасность падения. Враг начнет вызывать влечение к прежним дурным делам. И как только успеет ввергнуть в какой грех, засядет и начнет гонять, в отмщение за этот год противления ему (1, п. 185, с. 208).

Ревность дело благодати и свидетельство, что сия благодать неотступно в вас есть и производит благодатную жизнь... Пока есть ревность, присуща и благодать Святаго Духа. Она огонь (3, п. 384, с. 24).

...Сила вся в непрестанном к Богу чувстве, которое и пусть возгревает, как умеет. Се закон! Коль скоро чувство то есть, то все правила им одним заменяются; а коль скоро его нет, то его никакие читательные труды заменить не могут. Молитвословия назначены для того, чтобы питать сие чувство, и коль скоро не питают, то они попусту (3, п. 434, с. 77). И пешочком на богомолье ходить пригодно для упражнения ревности к Богу (3, п. 489, с. 158).

Существо жизни христианской состоит в Богообщении... в начале обычно сокровенном не только от других, но и от себя. Видимое же, или ощущаемое внутрь нас, свидетельство о ней суть жар деятельной ревности (68, с. 9).

...Ревность есть неистощимый источник добрых дел и всей богоугодной жизни, есть купина, горящая в сердце и не сгорающая. Заградите источник, прекратится течение освежающей и оживляющей воды; подавите ревность, престанет всякое доброделание и всякая мысль о богоугождении. Погасите огонь, не станет ни света, ни тепла; погасите ревность, душа не будет лежать ни к чему доброму, совсем охладеет к жизни по Богу (34, с. 25 26).

Ревнование о преспеянии в делах благих, созидающих святость, есть любовь в действии. Вера же и упование тоже суть для него, что воздух, влажность и тепло для развивающегося семени (41, с. 67).

...Никто не думай сам собою родить такую силу жизни: об ней должно молиться и быть готовым принять ее. Огнь ревности с силою это благодать Господня. Дух Божий, сходя в сердце, начинает действовать в нем не снедающею только, но и вседействующею ревностию (68, с. 14).

Сила ревности и напряжения труда скоро являют христианина во всем совершенным и на всякое дело благое уготованным, с светлым взором ума и очищенными о всем понятиями, с чистыми сердцами, исполненным всякой доброты, и возможным на земле безстрастием и отрешением от всего, с этою полнотою внутренней жизни, которая преизливается и на все окружающее, способное и готовое принимать притоки ее (59, с. 25 26).

РАДОСТЬ ДУХОВНАЯ

Кто вкусил блага, принесенные Господом на землю, свет ведения, свободу от уз греха и силу на добро, исцеление ран сердца, и сыновство Богу, тот постоянно пребывает в небесной, непритворной радости (27, с. 306).
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение