страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобный Ефрем Сирин
Поучительные слова к египетским монахам (1-21)

Поучение 1

По слав. пер. Ч. I. Сл. 2.

Слава Тебе, Боже, слава Тебе! И еще скажу: Слава Тебе, Боже препетый и превозносимый во веки! Непрестанно, возлюбленные, должны мы благодарить Бога, Который нас сподобил принять на себя благое иго Его и избавил от временного и тленного.

Хочу послужить сведениями, какими благодать просветила ум мой. Но говорить намерен не ухищренными словами, так как сам я человек неученный и незначительный. Притом ухищренно сказанное не для всех вразумительно, особливо же для незнакомых с мирским любомудрием. А потому надобно предлагать слово ясное, которое могли бы разуметь читающие, по сказанному блаженным Апостолом. Аще, говорит он, не увем силы гласа, буду глаголющему иноязычник: и глаголющий, мне иноязычник (1Кор.14:11). Но духовное слово может убедить послушных вере даже без пособий грамматики и риторики. Благословен Бог, Который всем и все подает, и каждого просвещает на полезное!

Что сие свыше меры сил моих, то не безызвестно мне. Но написано: время молчати и время глаголати (Еккл.3:7). Поэтому какое будем иметь оправдание в день суда, не оказав посильной помощи страждущим неопытностию и особливо в сие время, когда они обуреваются вредным учением и беззаконными советами? Кровожадный лев и враг истины не перестает обольщать не довольно внимательных, и не плоти человеческие пожирать хочет, но жаждет души их увлечь в геенну. Сколь многих, думаете вы, по отшельничестве их, снова покорил он бесчестным страстям? Сколь многих, по включении их в братство, сделал он отступниками и чуждыми монашеского образа? Посему не должно уклоняться от труда, напротив того, если брат вспомоществует брату, то они не уловимы сетями диавольскими. Мы же скажем словами Апостола: не яко довольни есмы от себе помыслити что, яко от себе, но довольство наше от Бога: Иже и удоволи нас служити Ему, при всем нашем недостоинстве (2Кор.3:5.6). А вам, как доброй земле, да подаст Господь, прияв слово, принести в правде совершенный и обильный плод Христу Спасителю нашему. Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 2. Увещание к Богочестию

По слав. пер. Ч. I. Сл. 3.

Христианин ты, возлюбленный, по благодати Божией? соблюдай заповеди Господа нашего Иисуса Христа, и спасешься. Ибо написано: по истине разумеваю, яко не на лица зрит Бог, но во всяком языце бояйся Его и делаяй правду, приятен Ему есть (Деян.10:34.35).

Если же хочешь приступить к строгому житию монашескому, чтобы достигнуть большего совершенства; то, пока не положишь в уме своем, что ты преставился уже от жизни сей, и не будешь на мир сей и на славу его взирать как на разоренную кущу, до тех пор не возможешь преодолеть земные страсти и мирские похоти, яже погружают человека во всегубительство плоти и погибель (1Тим.6:9). Ибо не лжив Сказавший: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. Иже бо аще хощет душу свою обрести, погубит ю: а иже аще погубит душу свою Мене ради, обрящет ю. Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? Или что даст человек измену за душу свою (Мф.16:24-26)? Нет труда положить основание, трудно же совершить здание. Ибо чем выше возводится здание, тем больше представляет оно трудов строителю до самого окончания дела. Послушаем спасительного гласа, который говорит: Кто бо от вас хотяй столп создати, не прежде ли сед разочтет имение, аще имать, еже есть на совершение; да не, когда положит основание, и не возможет совершити, вси видящии начнут ругатися ему, глаголюще: яко сей человек начат здати, и не може совершити (Лк.14:28-30). У воинов брань кратковременна, а у монаха продолжается до отшествия его ко Господу. Посему надобно приступать к делу со всем тщанием, трезвенностью и терпением. Если, возлюбленный, вознамеришься убить льва: то берись за сие с твердостью, чтоб не сокрушил он костей твоих, как сосуд скудельный. Если ввергнешься в море, не теряй бодрости, пока не выйдешь на сушу, чтобы тебе, как камню, не погрузиться в глубину. Если вступаешь, брат, в борьбу; будь трезвен, чтоб противник не порадовался, победив тебя, и чтобы тебе вместо венца не получить противного тому.

Итак всякому, кто хочет быть монахом, надобно быть готовым к мужественному терпению, чтобы, по вступлении в монашество, не сказать: "не знал я, что будет это со мною". Вот наперед сделано тебе сие известным, чтобы ты привел в порядок свой помысл, зная, что в сем выкажется твое искусство. Выразумей сказанное, возлюбленный, чтобы тебе не сегодня только, когда стоишь при дверях и спрашивают тебя, говорить: "все буду терпеть", а на утро отказываться от того и словом и делом: ибо Ангелы Божии предстоят и слышат все, что исходит из уст твоих. Смотри, возлюбленный, никто не принуждает тебя, и если истинно вступаешь в завет, смотри не солги, потому что Господь погубит вся глаголющыя лжу (Пс.5:7).

Итак вот что бывает с приступающим к Богу; сперва искушение, потом скорби, за тем труд, уныние, нагота, страсти, теснота, уничижение. Ибо в сем обнаруживается терпение и искусство верных. Во всем этом препобежцает тот, кто всем сердцем предает себя управлению Божию и пребывает в воле Божией. Бог требует от нас только совершенной решимости, и Сам подает нам силы и дарует победу, как написано: Защититель есть уповающих на Него (Пс.17:31). И еще говорит: близ Господь всем призывающим Его во истине. Волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит и спасет я (144:18).

Помолитесь же, прошу, и о нас, да даст Господь нам неукоризненно делать то же, что будем говорить. Ибо не как достигшие в сию меру подаем вам совет, но приступая к слову, призываем Господа Иисуса Христа, Подателя и Снабдителя словес, чтобы вместе и получить и принести пользу. Если так называемые зелейники тщательно разыскивали корни и виды трав, и предали сие письмени, - в чем ясно обнаруживается великое Божие смотрение об утешении болящих плотью; то не тем ли паче обязаны мы открывать сокровище благодати, на что и даровано оно? Не избег казни лукавый раб, скрывший по лености талант господина своего. Кто же не воздохнет о мне, притворно носящем имя монаха? Кто не будет плакать о мне, утратившем благоговение и терпение? И что буду делать, когда посетит меня Владыка мой Христос? Посему прошу Вас, возлюбленные, помолитесь о мне непотребном рабе, да избавлюсь от настоящего лукавого века, и благодать Христова да отверзет уста мои к славословию Святой и Единосущной Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа. В руке Божией и мы и слова наши: Бог есть учай человека разуму (Пс.93:10). Ему слава во веки Аминь.

Поучение 3. К новоначальным подвижникам

По слав. пер. Ч. I. Сл. 4

Если, отрекшись от мира, придешь, возлюбленный, к братиям, остановишься в обители у братий, захочешь и вместе с ними жить и работать Господу нашему Иисусу Христу, увидишь же, что некоторые из братий бесчинно ходят и говорят неугодное Богу; то не обращай внимания на них и на речи их, предоставив им говорить между собою. Кто говорит неугодное Богу, тот не боится Господа, живя сам в нерадении. Уста таковых во всякое время глаголют всегда тяжкое. Но ты имей всегда пред очами своими Бога; ибо написано в псалме: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся (Пс.15:8). И да не научит тебя страшный змий говорить: "если старцы поступают худо, что делать мне еще юному?" Но слушай Господа, Который говорит: мнози суть званы, мало же избранных (Мф.20:16). Возлюби свое спасение, чтобы тебе быть в числе избранных. Делающие лукавое, в обители или в ином каком месте, суть сыны лукавого, уподобившиеся плевелам среди пшеницы. Итак будь пшеницей, которую соберут в житницы Господни, а не плевелами, которые сожгут в огне неугасимом.

Не будем осуждать кого-либо; ибо не знаем, как он ведет себя в келлии своей, или как трудится пред Богом; не будем осуждать, если увидим, что он смеется или разговаривает; ибо не знаем, каковы расположения его в келлии, или как трудится он пред Богом. Посему каждому из нас надобно быть внимательным к себе; потому что каждый из нас за себя даст ответ Богу.

Всем сердцем своим внимай псалмопению и чтению божественных Писаний, и тук их впивай душою своею, как младенец, питающийся сосцами. Из Писаний узнаешь награды за добродетели: и будет радость и веселие сердцу твоему.

Будь кроток, послушен и благоразумен. Кроток до того, что если потребует от тебя отрок, иди за ним, сделай дело, и молча возвратись в свою келлию, молча устами, но молясь сердцем. Будь послушен, чтобы сохранить тебе о Господе чистоту тела своего, как драгоценную жемчужину. Не щеголяй одеждами, и не хвались богатыми родителями; ибо хваляйся, о Господе да хвалится (1Кор.1:31). Всяка плоть сено, и всяка слава человеча яко цвет травный. Изсше трава, и цвет отпаде, глагол же Бога нашего пребывает во веки (Ис.40:6-8). Взор обращай долу, а душу горе. С юношей не доходи до вольного обращения, а с женщиной и говорить - лишнее дело. С отроком не дли беседы, не входи в сообщество с упившимися или непокорными, или смехотворными; но весь день пребывай в страхе Божием, как говорит Апостол: ходите в премудрости, искупующе время, яко дние лукави суть. Сего ради не бывайте несмысленни, но разумевайте, что есть воля Божия. И не упивайтеся вином, в нем же есть блуд (Еф.5:15-18). И еще: да противный посрамится, ничтоже имея глаголати о нас укорно (Тит.2:8).

Поучение 4

По слав. пер. Ч. I. Сл. 5.

Вот вверяю тебе, возлюбленный, другой залог о Господе; если сохранишь оный, то впоследствии воздаст Он тебе веселием.

Если, отрекшись от суетной жизни, вступишь в обитель многочисленного братства, желая стать монахом, то да не обольстить тебя враг выйти из обители, до принятия тобою святого монашеского одеяния; иначе будешь сильно раскаиваться при конце, после того, как положено тобою доброе начало со всяким смиренномудрием. Не бойся насылаемых на тебя врагом искушений, но терпи, чтобы достигнуть блаженства. Ибо написано: блажен муж, иже претерпит искушение, зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его (Иак.1:12).

Хочешь ли же, чтобы не преодолело тебя искушение? Отсеки всякую свою волю. Если дело кажется тебе и хорошим, но настоятель о Господе не признает оного хорошим; то покорись ему о Господе. Входить в споры, следовать собственному своему намерению есть уже признак совращения. Новоначальный, если он не покорен, сам на себя навлекает укоризненное имя. Ибо в псалме говорится: Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибните от пути праведнаго (Пс.2:11.12). Посему, кто любит правду, тот не погибнет; а кто ненавидит наказание, тот делает себе вред. Как в сосуде не могут помешаться вино и уксус: так добродетель монашеской жизни не может обитать вместе с ненаказанностию. В сем да убедит тебя Апостол, который говорит: кое согласие Христови с велиаром? Или кое общение свету ко тме (2Кор.6:14.15)? Возлюби целомудрие до крайней степени, чтобы вселился в тебя Дух Божий.

Но когда и сподобишься одеяния монашеской жизни, и тогда не соглашайся на помыслы, если хотят они разлучить тебя с братством, чтобы тебе от юности своей не научиться скитанию и непостоянству. Смотри же, не утрать благоговения, какое имел при вступлении в обитель, но сохрани оное до конца. А злословие и клятва да не именуются устами твоими, якоже подобает святым (Еф.5:3). Но имей смирение, и во всяком ответе своем говори: "прости меня", чтобы истребить в себе бесполезные обычаи мира, и, пожив благоугодно Господу, иметь похвалу от Него. Поступив же в монашество, не ищи себе ни золота, ни серебра, ни одеяний, но предпослав все на небо, по заповеди Спасителя нашего Иисуса Христа, приобрети себе следующее: веру, воздержание, терпение, смиренномудрие и прочее, чем по благодати Своей снабдить тебя Бог. Ему слава во веки веков! Аминь.

Поучение 5. К новоначальным подвижникам

По слав. пер. Ч. I. продолж. Сл. 5.

Если кто вступит в монашество из пользовавшихся великим уважением в мире; то да блюдет себя от беса высокоумия, чтобы не впасть ему в дух гордыни и неподчинения и не сделать себе вреда. Нет тебе стыда, возлюбленный, если пребываешь в подчинении о Господе, и своими руками делаешь доброе. Сия небольшая печаль и скорбь, претерпеваемая тобою ради Господа, доставит тебе вечную жизнь. И что еще скажу? Представь, что кто-нибудь на драхму выменивает многие тысячи талантов золота; тоже значит и всякая печаль монашеской жизни, в сравнении с будущею скорбью, какая сретит делающих худое. Итак уступаешь ты малое, а тебе дается великое. Посему трезвись, возлюбленный, как добрый воин. Не неради о своем даровании, живущем в тебе (1Тим.4:14), чтобы не постигло тебя то и другое, и именно, чтобы тебе не опечалить и людей, то есть, родителей по плоти, и не остаться не угодившим Богу. Но подвизайся, чтобы видящие тебя прославляли Бога за доброе твое житие. Ибо написано: боящиися Господа узрят Мя, и возвеселятся (Пс.118:74); и еще: мир мног любящым закон Твой, и несть им соблазна (165). Посему остерегайся высокоумия и часть твоя будет Господь. Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 6

По сл. пер. Ч. I. Сл. 6.

Если положишь доброе начало, возлюбленный, то и старость свою проведешь также благоугодно, и будешь подобен светилу, озаряющему многих на пути Господнем. Посему положи крепкое основание, чтобы дело твое восходило в высоту. Паче всего бойся, брат, Бога, и Его прославляй всем сердцем своим, чтобы и Он прославил тебя со святыми Своими. От юности твоей возьмись за самую кроткую мудрость, и не оставляй ее до последнего дыхания. Она введет тебя на стези правды; и от юности своей будешь сосудом избранным, и старость свою сделаешь почтенною, и приимешь похвалы от Бога, и люди возвеличат о тебе Господа.

Итак, если настоятель отдаст тебя под начало брату, не подумай сказать в уме: "я сын важных и знатных родителей, а он - сын не знатных и нищих, или, быть может, и из рабского состояния. Как же могу подчиниться ему? Обидно мне, если сделаю сие". Не рассуждай так, возлюбленный; ибо не разумно так рассуждать. Кто так рассуждает, тот не совлекся еще ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных (Еф.4:22). А мы, возлюбленные, как самим Богом отданные в рабство единодушным с нами братиям, будем терпеливы, чтобы сподобиться нам свободы праведных, представляя в уме Владыку всяческих, Который нас ради обнища, богат сый, да мы нищетою Его обогатимся (2Кор.8:9). Подклони, возлюбленный, выю под иго Его, чтобы обрести упокоение душе своей; потому что написано: нечист пред Господом всяк высокосердый (Притч.16:5). Господу слава во веки веков! Аминь.

Поучение 7. К новоначальным

По слав. пер. Ч. I. Сл. 7.

Не будь ленив и к рукоделию. Часто помысл внушает тебе, говоря так: "не выучишься рукоделию; потому что ты худосилен и не вникателен, и не в состоянии вынести до конца трудность сей работы. Вот и члены твои начали страдать от изнеможения; потому что не привык ты трудиться. Лучше оставь обитель, и иди, откуда пришел. И там, говорят, спасешься, если захочешь бояться Бога". Но ты, как верный, не ослабевай от таких помыслов. Потерпи Господа, призвавшего тебя в Свое царство и радость. Ибо он сказал: аминь, аминь глаголю вам, аще имате веру, яко зерно горушно, речете горе сей, прейди отсюду, и прейдет: и ничтоже не возможно будет вам (Мф.17:20). И мы, возлюбленные, будем терпеть, потому что возложили упование не на человека, который не может спасти, но на Бога, спасающего надеющихся на Него, как написано: надеющиися на Господа, яко гора Сион (Пс.124:1). И Дух Святый ублажает уповающих на Господа, говоря: Господи, Боже сил, блажен человек, уповаяй на Тя (83:13). Итак терпи, возлюбленный Господом. Не терпел ли бы ты утомления, если бы стал учиться грамоте? Не терпел ли бы изнурения, если бы стал учиться мирскому искусству? Не тем ли паче обязаны мы терпеть все ради Господа? Ибо написано: труды плодов твоих снеси, блажен еси, и добро тебе будет (Пс.127:2). И Апостол заповедует, говоря: своима рукама делайте благое, чтобы не только самим вам питаться своею работаю, но и имеющему нужду подавать от трудов своих (Еф.4:28). Посему да будет общим нашим старанием, избавиться от грехов своих; ибо избавимся, если захочем, потому что Сам Господь сказал: просите, и дастся вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется (Мф.7:7.8); и Сам даровал миру не оскудевающее сокровище покаяния. Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 8

По сл. пер. Ч. I. Сл. 8.

О бывающих же соблазнах знаем, Кто сказал: не судите, и не судими будете. Имже бо судом судите, судят вам: и в нюже меру мерите, возмерится вам (Мф.7:1.2), и так далее. Но чтоб тебе было, чем пособить своему помыслу, рассуди, что праведный Лот жил среди Содомлян, но не увлекся их гордынею и непотребством; а потому и спасся, как написано: видением бо и слухом праведный живый в них, день от дне душу праведну беззаконными делы мучаше (2Пет.2:8). Что же присовокупляет Апостол? Весть Господь благочестивыя от напасти избавляти, неправедники же на день судный мучимы блюсти (9), и так далее.

Посему не так будем вести себя, чтобы сегодня были у нас воздержание и кротость, а на утро невоздержание и гордость; сегодня - безмолвие, бдение, смирение, а на утро - развлечения, ненасытный сон, неподчинение и тому подобное; сегодня у нас отречение от мира, отречение от всего земного, отречение от отечества, друзей, плотских родителей, по упованию на Господа, а на утро станем отыскивать страну, отечество и наследство, чтобы погрузиться во множество зол. И жена Лотова, обратившись вспять, стала сланый столп. Посему и Господь учит, говоря: никтоже возложь руку свою на рало, и обратившись вспять, управлен есть в царствии небесном (Лк.9:62). Итак имей всегда в уме тот день, в который, совлекшись всего, оставил ты мир для Господа, когда воспламенен ты был страхом Божиим, горел духом ко Господу. И сего намерения держись до конца; ибо претерпевый до конца, той спасен будет (Мф.10:22), - держись, чтобы вместе с вечною жизнью получить тебе награду за свое делание; потому что приступил ты к истинному Богу и пренебрег всем, да приобрящешь Христа. Ему слава во веки! Аминь!

Поучение 9. О послушании

По сл. пер. Ч. I. Сл. 9.

И с течением времени не предавайся нерадению; потому что враг влагает в иных похоть, по прошествии долгого времени от принятия ими монашеского образа, чтоб брат, не устояв против приятности удовольствия, бежал с своего поприща. А ты, возлюбленный, как старающийся угодить Богу, будь долготерпелив; ибо Апостол говорит: аще и можеши свободен быти, больше поработи себе (1Кор.7:21). Посмотри на древние роды, и увидишь, что все святые достигли обетований постоянным и долгим терпением. Поэтому будем каждый день побуждать себя, чтоб и нам с ними наследовать царство небесное. И во первых, патриарх Иаков не четырнадцать ли лет работал за Рахиль Лавану Сирианину в Месопотамии, и в зной дневный, и в ночный мраз? Подобно и возлюбленный Иосиф не многие ли годы был рабом в земле чужой? Ибо написано: Иосиф же бяше седминадесяти лет, пасый овцы со братиею своею (Быт.37:2); и еще говорится: Иосиф же бяше лет тридесяти, егда предста Фараону (41:46). Подобно и раб Господень Моисей сорок лет жил в земле Мадиамской. И сыны Израилевы через сорок лет взошли в землю обетования. Подобно и доблестный муж Даниил с тремя отроками, которые верою и пламень пещный обратили в росу, терпел рабство, скорби и укоризны в земле чужой; но тем они и спаслись. А мы не терпим и малого злострадания; по неверию нашему удаляется от нас терпение. Так предался ты печали, как будто, утратив чужой залог, отводишься в плен. Придай себя ревности о Господе, и мужайся, как верный, чтобы от великой печали не утратить тебе душевных сил и при конце не каяться. Представь себе, возлюбленный, тех, которые подвергаются истязаниям в изгнании, в рудокопнях и в горьком рабстве, и подчинись настоятелю своему о Господе. Если даже и по человечески судить о том рабстве, какое терпишь ради Господа; то подвергшийся бесчестию за царя, и самую обиду не вменяет ли тебе в похвалу? Но может быть скажешь, что дело сие трудно. Увы мне грешному и непотребному рабу! Если не соглашаешься терпеть труда ради Господа; то для чего же оставили мы мир? Кто, возлюбленный, столько достоин и, блажен, чтоб пострадать за Пострадавшего ради него? Не многое даешь ты от себя, возлюбленный, но получишь многое. Терпения же имеем потребу, да волю Божию сотворше, достигнем обетования Его (Евр.10:36); ибо претерпевый до конца той спасен будет (Мф.10:22).

Поучение 10

По сл. пер. Ч. I. Сл. 10.

Не расслабевай, брат, от приходящих тебе помыслов; ибо это - начало борения. Бери себе урок с дождевого водоема. Вскоре после дождя, когда благословение дождевное только что собрано в водоем, вода бывает сначала мутна, но чем более проходит времени, тем чище она делается. Впредь, возлюбленный, не расслабевай; ибо написано: потоцы беззакония смятоша мя (Пс.17:5); и в другом псалме говорится: яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися (Пс.87:4). Почему говорит еще: Господь мне помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек (Пс.117:6). Итак, когда придет тебе на мысль лукавый помысл, воззови ко Господу со слезами, говоря: "Господи, будь милостив ко мне грешному, и прости меня, Человеколюбец! Отгони от нас лукаваго, Господи!" Бог - Сердцеведец, и знает помышления, происходящие от злонравия; но знает также и помышления, бывающие у нас по злобе бесов. Но знай и то, что в какой мере будешь подвизаться и терпеть, работая Господу, в такой будут очищаться и ум твой, и помышления твои. Ибо Господь наш Иисус Христос сказал: всяку розгу о Мне, творящую плод, отреблю ю, да множайший плод принесет (Ин.15:2). Желай только спастись; ибо Господь любит усильно желающих получить спасение, и содействует им.

Но выслушай и притчу о скверных помыслах. Когда виноградные ягоды собраны с лоз, вложены в точило, выжаты, дали из себя вино, и оно влито в сосуды; тогда вино сначала кипит, как бы разгорячаемое самым сильным жаром, так что и отличные сосуды, не вынося стремительности, разрываются от напряжения. Так бывает и с помышлениями человеческими, когда от суетного века сего и от забот его переходят к небесному. Бесы, не терпя ревности в человеке, разными способами смущают ум его, с намерением примешать к нему развращение мутно (Авв.2:15); и если найдут сосуд не без недостатка, то есть, душу неверную и сомневающуюся, то разрывают его; потому что бесы подобны хищным волкам, и ходят по келлиям монахов, ища отворенной для них двери, чтобы, ворвавшись внутрь, растлить покорную им душу. Если же найдут дверь запертую, а разумею под сим душу утвержденную в вере; то уходят назад с поникшим лицом.

Итак не приходи в робость, и не бойся их злости; они не могут повредить тебе, у которого помощником Христос. Ибо Апостол говорит: не бо даде нам Бог духа страха, но силы и любве и целомудрия (2Тим.1:7). И еще Сам Господь сказал ученикам Своим: видех сатану, яко молнию с небесе спадоша. Се даю вам власть наступити на змию и на скорпию и на всю силу вражию: и ничесоже вас вредит (Лк.10:18.19). Посему, возлюбленный, мужайся, и возмогай о Боге своем; потому что милость Его во век.

Если же враги приводят нам на память родителей по плоти, то скажем им: (с нами неразлучен Отец наш Бог. И если приводят на память земное богатство, то скажем): писано: сокровиществует и не весть, кому соберет я (Пс.38:7); и еще: вкупе безумен и несмыслен погибнут, и оставят чуждим богатство свое (Пс.48:11); так что вина будет на мне, а имение достанется другому; а это не привлекательно для меня, это - великое лукавство. Потому не учились мы собирать сокровищ на земле, идеже червь и тля тлит, татие подкапывают и крадут: идеже бо, сказано, есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (Мф.6:19.21). Но благословен Бог, давший нам крепость на не видимых врагов! Ему слава во веки веков! Аминь.

Поучение 11

По сл. пер. Ч. I. Сл. 11.

Пока есть еще у тебя время, брат, подвизайся, как добрый воин Христов, зная, что подвизаешься не о тленном венце, но об очищении грехов и о жизни вечной. Посему во всех делах своих приобрети себе смиренномудрие, которое есть матерь послушания. Сбрось с себя двоедушие, и во всем облекись верою, чтобы Господь, видя ревность души твоей, укрепил тебя в деле. Питай в себе сильную ненависть к лености, к соперничеству, ко всякому злонравию и зависти, так как для Господа оставил ты плотских родителей, друзей и имение. Ибо если в начале расслабят тебя помыслы, то потерпишь и утомление и ущерб. Итак, если когда случится нам для Господа и изнемочь несколько, или даже и сверх сил, не будем роптать. Ибо кто ропщет, тот явно о себе дает знать, что трудится не по собственному изволению. Ты, как мудрый, не состязуйся с нерадивейшими братиями, и не ревнуй проводящим жизнь не богобоязненно, твердо зная, что падающий разбивается, а побеждающий венчается.

По крайней мере, не ссорься с братом своим; ибо не знаешь, что, может быть, тревожит его какая-нибудь неизвестная тебе страсть, и потому он немощен. О таком человеке надобно нам более сострадать и утешать его, а не оскорблять, как несострадательным.

Ты же подвизайся подвигом добрым, зная, за чем пришел. Вот теперь у тебя благоприятное время собрать неистощимое богатство служением братии и плодоношением. Посему, возлюбленный, если на дворе не даешь накопляться нечистотам, то не давай и внутри себя усиливаться плотским пожеланиям. Но когда выметаешь золу из поварни, с великим смиренномудрием делай это, помня, что говорит Пророк: пепел, яко хлеб ядях, и питие мое с плачем, растворях (Пс.101:10). Размышляй, возлюбленный, о тленном огне, а вместе возводи ум к вечному пламени, который пожрет грешников, и плачь о своих грехах, а также о мне грешном, чтобы отпущение грехов даровал нам Господь. Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 12. О некичливости

По сл. пер. Ч. I. Сл. 12.

Если, отрекшись от суетной жизни, вступил ты, брат, в обитель великого числа братий, и игуменом передан на руки другому монаху, который бы учил тебя добродетельным подвигам, то не думай говорить или делать вопреки своему старшему, помышляя в себе что-нибудь неприличное, и говоря: "оставил я богатство, домы, поля, рабов и все вменил в уметы, да Христа приобрящу (Фил.3:8), а этот не имел у себя никакой собственности, и, что всего вернее, пошел сюда от нужды; ужели же пред ним буду смиряться; и дойду до такого уничижения? Разве от голода я здесь?" Не держи в себе таких мыслей, возлюбленный; слова сии исполнены гордыни. Напротив того, представляй в уме, что общий наш Владыка Христос для нас смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Фил.2:8). Разумей, яже глаголю: да даст убо тебе Господь разум о всем (2Тим.2:7). Два борца пришли вместе для борьбы, и один был одет в светлую одежду, а другой в убогую. И так светлую ли одежду употребит в дело борец во время подвига, или скорее противоборник в деле с противником воспользуется пособием мужества и искусства, соединенного с силою? Или как осмелимся просить у Бога отпущения прежних своих грехопадений, не забыв еще прежнего образа жизни? Или как облечемся в новаго человека, созданнаго по Богу, не совлекшись человека ветхого, тлеющаго в похотех прелестных (Еф.4:22.24)? Невозможно ветхого совокупить с новым, как сказал Спаситель наш: никтоже приставляет приставления плата небелена ризе ветсе: отторгнет бо приставление его от ризы, и горша дира будет (Мф.9:16); и еще: ниже вливают вино в мехи ветхи, но вино ново должно влить в мехи новы, и обое соблюдется (17). Не умудряйся по ветхому человеку; ибо написано: кто хочет мудр быти в вас, в веце сем буй да бываешь, яко да премудр будет. Премудрость бо мира сего буйства у Бога есть (1Кор.3:18.19). Итак возьмись за смиренномудрие, потому что написано: еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом (Лк.16:15), чтобы, исправив все хорошо и искусно, иметь тебе похвалу у Бога, и наследовать венец жизни, который обещал Он любящим Его. Ему слава во веки веков! Аминь.

Поучение 13. О смиренномудрии

По сл. пер. Ч. I, конец Слова 12-го.

И тем, которые от бедственной и многотрудной жизни переходят к жизни монашеской, должно не высокомудрствовать, не превозноситься, но показывать в себе всякую кротость и смиренномудрие, памятуя и рассуждая вместе о благодеяниях Господних, - о том, из каких затруднений века сего извлек их Господь; а иначе, рассеявшись умом, как неблагодарные, услышат от Благодетеля сказанное в Псалме: и человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им (Пс.48:13). Итак, возлюбленные, все дни жизни своей со многим смиренномудрием поработаем Господу, воздвигающему от земли нища, и от гноища возвышающему убога (Пс.112:7), чтобы и по кончине сподобил Он нас славы с кроткими и смиренными. Ибо написано: Господь воздает излиш творящим гордыню (Пс.30:24); и еще: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак.4:6). Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 14. О настоятелях

По сл. пер. Ч. I. Сл. 13.

Тебе, брат, вверена душа? препояшь чресла свои, как муж; потому что не малый совершается подвиг; ты принял на себя дело душ совершенных. Потому весьма трезвись; великого внимания требует дело; не пренебрегай им, напротив того взаимное наше обращение да будет во всякой святости, чтобы, по невнимательности нашей, враг не посеял чего-либо своего, воспользовавшись послушанием подчиненного. Кто преступает пределы чистоты и целомудрия, и требует послушания по прихоти, тот не остается без наказания: от виноградов бо содомских виноград его, и розга его от Гоморры (Втор.32:32). Ибо Апостол говорит: отметаяй, не человека отметает, но Бога, давшаго Духа Своего Святаго в нас (1Сол.4:8).

Но и повинующийся в подобном деле не имеет похвалы от Бога, потому что подражал не Иосифу, и соревновал не блаженной Сусанне. Иосиф, и в рабство проданный Египтянке, не увлекся ее ласкательствами, и угрозы смерти не устрашили боголюбца. Ибо иногда, обольщая юношу, обещала она сделать ему множество подарков; когда же не соглашался он, неоднократно грозила смертью и мучениями. Но он ничего не предпочел целомудрию, и послушный во всем ином, отказывался исполнить это одно, положив тем знамение нашего жития. Подобно и блаженная Сусанна пожелала лучше умереть, нежели согрешить пред Богом.

Великое же наказание готовит себе, кто клевещет на праведного; потому и Апостол говорит: со страхом и трепетом свое спасение содевайте (Фил.2:12). Враг сильно противится преуспевающим в добродетелях, но верные попирают его.

А старшие должны быть для младших образцом всякой добродетели, чтобы не подать нам вину хотящим вины (2Кор.11:12). Ибо если сами не покорны, то как младших научим послушанию? Если сами чревоугодники, или преданы пиянству, или сребролюбивы; то как младших себя научим воздержанию и терпению? Если сами не предусмотрительны, или многоречивы, или непостоянны; то как младших себя научим степенности и постоянству? Господь и Спаситель наш Иисус Христос сказал: иже сотворит и научит, сей велий наречется в царствии небеснем (Мф.5:19). И еще говорит чрез Апостола: образ буди верным (1Тим.4:12).

Скажешь ты мне: "если не сделаю, то ужели мне и не говорить брату полезного?" Отвечу на сие: что пользы, возлюбленный, если увещевая других, сами делаем противное? Господь говорит чрез пророка Иезекииля: комуждо по пути его сужду вам, глаголет Адонаи Господь (Иез.18:30). Прежде не делали мы? не поленимся теперь делать. Прежде были мы побеждены? теперь не уступим над собою победы. Прежде мы не радели? теперь не будем нерадивыми; обратимся наконец ко Господу. О том же, чтоб учить и увещевать одному другого, имеем заповедь Святаго Духа; ибо сказано: обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти, и покрыет множество грехов (Иак.5:20).

Таким образом, возлюбленные, и нам не должно осуждать старших себя; ибо написано: не судите, да не судими будете (Мф.7:1). Имеете, братия, пример смиренномудрия в пророке Самуиле. Не вознесся он сердцем пред священником Илием, хотя и слышал о нем от Бога. И Апостол Петр заповедует, говоря: повинуйтеся не токмо благим и кротким, но и строптивым. Се бо есть угодно пред Богом, аще совести ради Божия терпит кто скорби, стражда без правды. Кая бо похвала, аще согрешающе мучими терпите? Но аще добро творяще и страждуще терпите, сие угодно пред Богом. На сие бо и звани бысте, зане и Христос умер по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его: иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его: иже укаряемь противу не укаряше, стражда не прещаше: предаяше же судящему праведно (1Пет.2:18-23).

Итак позаботимся о своем спасении, возлюбленные, будучи готовы к покаянию по всякому слову, какое услышим, особливо от настоятеля своего о Господе. Ибо как вода угашает огонь, так чистое покаяние угашает ярость, и отвращает гнев. Да убедит тебя в этом пятьдесятник, который, смиренномудрием умилостивив Пророка Илию, спасся от гнева.

Итак, возлюбленный, имей послушание во всем о Господе, чтобы Господь, видя негорделивость и смирение сердца твоего, возвысил тебя. Храни же слово Его; и с нами да будет Сказавший: идеже еста два или трие собрани во имя мое, ту есмь посреде их (Мф.18:20). Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 15

По сл. пер. Ч. I. Сл. 14.

По частям созидается город, и со управлением бывает брань (Притч.24:6). Неопытный не может владеть луком, как опытный; и отроку невозможно бежать наравне с мужем. Если на отрока возложишь бремя не по силам его, то сделаешь ему вред; и если не будешь радеть об его учении, то ни к чему не будет он годен. Так и новоначальным должно управлять с рассуждением, не налагать на него бремени по тщеславию, и не пренебрегать души его. Но как мудрый рассуди, каким образом сам ты подчинялся старшему себя; и таким же образом понемногу давай ему уроки подвижничества. Но не принуждай брата к делу по страсти сребролюбия; потому что Господь - Сердцеведец. Как уповающий получить воздаяние от Бога, научай его подвигам добродетели и степенному житию. Если, по совершении бдения и обычного правила, сам ты намерен бодрствовать, а подчиненный хотел бы немного уснуть, дай ему отдых. Ибо, по сказанному выше, невозможно отроку бежать наравне с совершеннолетним. Если немощен он телом, не отвергай его, но потрудись с ним, и будь к нему долготерпелив, как умный земледелец, посадивший доброе растение у себя на поле. Приложи же все старание, представити тело его жертву живу, благоугодну Богови (Рим.12:1), чтобы и нам не быть осужденными с теми, которых обвиняет Апостол, говоря: имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися (2Тим.3:5). Итак учи подчиненного всякому доброму делу; потому что написано: аще изведеши честное от недостойнаго, яко уста Моя будеши (Иер.15:19). Наставники века сего не отвергают юных душ, за их упрямство, и не отказываются обращаться с детьми для награды человеческой; кольми же паче совершенным надобно ради Господа терпеть немощных. Ибо написано: сия глаголет Господь: блажен, иже имеет племя в Сионе, и южики во Иерусалиме (Ис.31:9).

И сам ты, возлюбленный, не отказывайся принять увещание от отца своего, родившего тебя о Господе; ибо Апостол говорит: повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся: тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще: да с радостию сие творят, а не воздыхающе: несть бо полезно вам сие (Евр.13:17), Потому и в Псалме говорится: накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея (Пс.140:5). Ибо и больные телом делают насилие природе своей, выполняя все, что предписывают им врачи; не тем ли паче должны мы иметь послушание к тем, кому вверено врачевание душ наших?

Пожелаем же изучить и заповеди Святаго Духа. Истолкователи не существующей мудрости мира сего (премудрость бо мира сего буйство есть у Бога) прилежно занимаются чтением; не тем ли паче должны мы вникать в словеса Божии и изучать их для спасения душ своих? И Дух Святый ублажает испытующих свидетельства Его, говоря: блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его (Пс.118:2). И еще в другом Псалме говорит: блажени людие, ведущие воскликновение (Пс.88:16). Послушай и Апостола, который говорит: всякое наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль: последи же плод мирен наученым тем воздаст правды (Евр.12:11). Господу слава во веки! Аминь.

Поучение 16

По сл. пер. Ч. I. Сл. 15.

Сподобился ты, брат, святого монашеского одеяния? не превозносись над ожидающими сего в следующее лето; ибо добродетель не в том, что почитают кого-либо первым, а в том, чтобы претерпеть до конца. Приняв на себя монашеский образ, не подумай сказать сам в себе: "теперь освободился я от труда"; напротив того тем паче трудись теперь в добродетелях, чтобы не причинить себе вреда. Ибо доселе нередко и по принуждению от старшего не был ты нерадив о своем спасении; до сих пор был ты еще во внешней храмине, а теперь вступил во внутреннюю храмину. Поэтому не будь теперь нерадив о себе, чтобы не погубить тебе трудов своих, но получить награду свою. С сего времени делаются видными и труд твой, и прилежание, и чистота, и безмолвие; с сего времени делается видным, какого вожделеваешь пути, - широкого ли и пространного, вводящего в пагубу, или узкого и тесного, вводящего в жизнь вечную.

На широком пути бывает следующее: злоумие, развлечения, чревоугодие, пиянство, расточительность, непотребство, раздор, раздражительность, надменность, непостоянство и тому подобное; а за ними следуют неверие, неповиновение, непокорность; последнее же из всех зол - отчаяние. Кто предан сему, тот заблудился с пути истины, готовя себе собственную свою погибель.

А на тесном и узком пути бывает следующее: безмолвие, воздержание, целомудрие, любовь, терпение, радость, мир, смиренномудрие и тому подобное; за ними же следует бессмертная жизнь.

Итак познай, возлюбленный, что скрыто на пути широком и пространном, и сойди с него, чтобы достигнуть вечной жизни. Ибо, если с юности будешь ходить стезею правды, и исшествие твое будет в мире; если же отныне начнешь ходить широким путем, то напоследок горько будешь мучиться.

Но если видишь, что живущие небогобоязненно тучны и здоровы телом, то не соревнуй делам небогобоязненности. Ибо, что лучше? Роскошествовать ли несколько дней и выполнять похоти плоти, но лишиться жизни вечной? Или не надолго потерпеть тесноту; но избежать вечного осуждения и скрежета зубов, и достигнуть вечной жизни? Особенно соблюдай себя от вольности, чтоб тебе не поработиться многословию и бесстыдству, не сделаться радованием бесов, и напоследок не расстаться с братством. Не столько дикие ослы опустошают хлеб, сколько вольность разоряет труды монахов.

Итак в терпении истины препояшься благоговением, смиренномудрием и терпением. Увещевай и утешай сам себя, говоря: "Хотя и принял я на себя монашеский образ, но не научился еще монашеским нравам". На сем да остановится твое смиренномудрие. Когда же сидишь в безмолвии в келлии, собери свои помышления, и говори в сердце своем: "При Господнем содействии, не оставил ли ты, человек, и мир, и родителей по плоти, и друзей, и город, и отечество, и богатство? Но если, и сюда пришедши спастись, делаешь противное и грешишь пред Господом; то какая польза носить на себе одно пустое имя, за которое ублажают тебя знающие, и говорят: блажен такой-то, потому что возненавидел мир сей, и славу его, и прелесть его, и не заботится ни о чем земном; потому что пошел в отшельники и стал монахом. И вот живешь ты здесь не по монашески. Какой же стыд обымет нас, когда ублажающие нас ныне предварят нас в царстве небесном? Какой страх и трепет нападет на нас, когда будем горько плакать, если те, которые ублажают нас ныне, кланяются нам и говорят: "помолитесь за нас грешных, рабы Христовы", если сии самые обретутся в упокоении, а мы за прегрешения свои будем в тесноте! Посему умоляю вас, возлюбленные, будем трезвиться пред Господом, пока есть еще время, и не станем увлекаться прелестью века сего; ибо мир сей переходит, и похоть его, а творяй волю Божию, пребывает во веки (1Ин.2:16).

Итак, пренебрежем всем житейским, отвлекающим ум от Бога; ибо за крепостью и красотою следуют старость и немощь; славу и богатство рассевают смерть и тление, а правда пребывает во век. Посему, возлюбленный, подвизайся доблестно; ибо вот для всех открыто поприще, и Подвигоположник говорит чрез Апостола: тако тецыте, да постигните, и; всяк подвизаяся, от всех воздержится (1Кор.9:24.25). И еще говорит: никтоже воин бывая, обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет. Аще же и подвизается кто, не венчается, аще не законно будет подвизатися (2Тим.2:4.5).

Бог же и Отец Господа нашего Иисуса Христа да подаст нам духа силы, мудрости и терпения служить Ему все дни жизни нашей. Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 17. О самолюбии и пустом самообольщении

По слав. пер. Ч. I. Сл. 16.

Для чего ты, брат, подучаемый диаволом восходить на степени, на которых не приобретешь себе никакой пользы, вводишь себя в обольщение, сам себе присвояя почесть? Послушай Апостола, который говорит: не хваляй себе сей искусен, но егоже Бог восхваляет (2Кор.10:19). Послушай и Господа, Который говорит: како вы можете веровати, славу от человека приемлюще, и славы, яже от Бога, не ищете (Ин.5:44). Итак, войди в себя, возлюбленный, и рассуди, по какой причине отрекся ты от суетной жизни, от диавола и от гордыни его и перестань думать по мирскому. Не знаешь разве, что, если уничижишь ближнего своего, то впадешь в грех самолюбия и пустого обольщения? Представь же, что ты уже преуспел, взял первенство пред братом своим, взошел выше его по соревнованию и потому, что не хочешь унизиться пред братом своим; и смотри, брат, чтобы, желая иметь первенство пред братом своим, не оказаться тебе последним там, в будущем веке. И тогда услышишь то же, что сказано славолюбивому богачу, палимому неугасимым огнем: помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем (Лк.16:25). Ибо написано: еже есть в человецех высоко, мерзость пред Богом (15). Или забыл ты, Кто сказал: иже хощет в вас быти первый, буди вам раб; и иже аще хощет в вас быти вящший, да будет вам слуга (Мф.20:26.27)? Приведи себе на мысль, что умер ты для мира, и живот твой сокровен во Христе; егда же Христос явится, живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся в славе (Кол.3:3.4). Посему не люби человеческой славы; ибо она не останется при тебе во век, по слову сказавшего: всяка плоть яко трава, и всяка слава человеча яко цвет травный (1Пет.1:24). Блажен же наиболее тот, кто причтен к совершенным из людей: видимая бо временна; невидимая же вечна (2Кор.4:18). Ибо, если порабощен ты земному мудрованию, то дело твое обратится в суету. Никтоже может двема господинома работати (Мф.6:24). Итак, возлюбленный, свергни с себя иго врага и всю гордыню его, и подклони выю свою под иго Сладчайшего Владыки Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа; ибо Он сказал: смиряяйся вознесется (Лк.14:11); и еще: Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (1Пет.5:5). Посему убоимся, возлюбленные, чтобы и нам не сказал: возлюбиша паче славу человеческую, неже славу Божию (Ин.12:43). Богу слава во веки! Аминь.

Поучение 18

По cл. пер. Ч. I. Сл. 17.

Если брат постучится к тебе ночью, чтобы встал ты на славословие Христово; то встань, брат, с поспешностию, чтобы и нерадивый, видя твою поспешность, возбудил душу свою к трезвенности, по слову сказавшего: предваристе очи мои ко утру, поучится словесем Твоим (Пс.118:148); и еще: полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея (62). Если же случится тебе впасть в глубокий сон, и задержат тебя бесовские мечтания; то, пробудившись после сего,, не поленись на Божию службу, зная, что как ведущие себя худо в день суда дадут отчет за каждый шаг и за праздное слово, так стремящийся к добру получит награду за одно доброе слово, и за один шаг. Посему не ленись, но встань, и не говори сам в себе: "служба теперь отошла: к чему мне идти?" Это рассуждение ленивых. А ты лучше встань, отбросив от себя постелю, и тотчас простри руки свои к Богу, и поклонившись престолу благодати, отвори келлию свою, и спеши к службе, как будто сделано тебе насилие, как серна, избегшая из тенет. Хотя бы застал ты последнюю только молитву, не ленись, но вставай; ибо можешь по отпуске у себя в келлии петь те псалмы, от которых отвлекло тебя бесовское мечтание. Не представляй, возлюбленный, в предлог к лености последнюю молитву, но в следующий день окажись более готовым на дело Господне. Ибо если оставишь оное без нужды, или болезни, то услышишь сказанное в Псалме: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша (Пс.75:6).

Знай же и то, возлюбленный, что в какой мере греет кто, на беду, плоть свою, в такой мере умножает в себе страсти, и напоследок душа, обременяемая худым навыком тела, делается бесплодною. Посему говорит Спаситель: смотрите, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством, и печальми житейскими (Лк.21:34). Потому и Апостол говорит: умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключим буду (1Кор.9:27). Если же кто принуждает себя к делу Господню, то в такой же мере и тело его делается сильным, и душа просветляется. Как борец постоянно проводит время в телесных упражнениях, чтобы приспособить тело свое к искусству борьбы; так и подвижник благочестия должен упражняться во всяком добром деле, как говорит Апостол: обучай же себе ко благочестию. Телесное бо обучение вмале есть полезно; а благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешняго и грядущаго (1Тим.4:7.8).

Господь да пробудит души наши к страху Его. Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 19

По слав. пер. Ч. I. Сл. 13.

Представим себе, возлюбленные, предстоящих земному царю и служащих тленному престолу; с каким знанием дела и страхом предстоят они царю своему? Не тем ли паче мы, как верные, должны предстоять небесному Царю со страхом и трепетом и со всяким благоговением? Посему, возлюбленные, не признаю хорошим, взирать бесстыдным оком на предлежащие Тайны тела и крови Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. И да убедит нас в сем Божественное Писание, говоря: трепетен же быв Моисей не смеяше смотрити (Деян.7:32). Ибо написано: прославляющия Мя прославлю, и уничижаяй Мя безчестен будет (1Цар.2:30). Ты смотришь как человек; а Он, как Бог, знает глубины сердца твоего и провидит помышления твои. Ибо несть тварь не явлена пред Ним (Евр.4:13).

Как же осмеливаются иные оставлять службу Божию и уходить до отпуска без всякой нужды? Ужели, когда ты позван на вечерю к богатому человеку, осмелишься встать из среды возлежащих с тобою и пойти домой? Не будешь ли терпеливо ждать, пока встанут все вместе?

Итак, придем в страх, возлюбленные, потому что написано: проклят всякий творяй дело Господне с небрежением (Иер.48:10). Постараемся в этом кратком и лукавом веке быть богоугодными Богу, чтобы наследовать нам царство вечное. Ибо Он свят, во святых почивает, и малодушным подает долготерпение. Ему слава во веки веков! Аминь.

Поучение 20. О различных дреманиях

По сл. пер. Ч. I. Сл. 19.

Как я рассуждаю, братия, три есть рода дреманий, которые смущают человека ночью. И первое случается испытывать брату по действию лукавого, когда брат начнет петь псалмы. Но если нет в брате лености, оно никакой не имеет силы. Сильнее же тревожит, если обременено чрево у брата яствами и питиями. Второе находит на брата среди Божией службы, по собственному его нерадению, когда брат не употребил усилия достоять до окончания правила, но среди службы хочет оставить поющих псалмы и идти на свою постелю. Третье же случается испытывать брату по требованию природы, то есть, по окончании правила обычной службы.

Посему надобно иметь долготерпение в рассуждении братий, более немощных, чтобы не исполнялся умысл врага. А ты, брат, не будь нерадив о том, чтобы трезвиться во всем. Не слышал ты разве, что Пророк Самуил, неоднократно званный, ни однажды не обленился встать, хотя был еще отроком? Когда стоишь на службе Божией, среди братий или наедине, чтобы славословить Спасителя нашего Иисуса Христа, и потревожит тебя первый род дремания: заметив это, воспротивься, чтобы по лености своей не возвратиться тебе праздным на постелю свою; но с твердостью терпи, хотя бы раз и два смежило дремание очи твои; не сходи с места своего, и обретешь великую пользу. Пристрастие к ненасытному сну подобно страсти чревоугодия. Если кто привык есть много, то и природа требует многого; а если привык кто к воздержанию, то природа не требует многоядения. Примени к себе рыбаков: всю ночь они проводят в бодрствовании, не оставляя своего дела. Если же кто из них, обремененный сном, предавшись нерадению, уснет: то, когда встанет от сна, увидит, что ничего им не поймано, а бодрствовавшие и трезвившиеся остались с запасом. Тогда начинает сам в себе раскаиваться и говорить: "Увы мне грешному, нерадивому и ленивому! Понерадел я и уснул, а то бы и я, как товарищи мои, поймал и запас себе что-нибудь. Но теперь вот по нерадению пойду к себе домой ни с чем, совершенно с пустыми руками. Уснуша, сказано, сном своим, и ничтоже обретоша (Пс.75:6). Примени к себе, возлюбленный, гончаров и занимающихся кузнечным делом; и там найдешь весьма великий и непомерный труд, а также терпение. Но у нас ни дымом, ни пеплом не покрыто тело; мы не терпим ничего иного сему подобного, стоим же на чистом, освященном месте, пред Господом в благоговении и в великом мире, в духовном радовании, в благой надежде; почему же ленимся мы, возлюбленные? Велико ли время наше на земле? Вот Пророк вопиет: человек суете уподобися: дние его яко сень преходят (Пс.143:4).

Итак не входи в состязание со мною нерадивым, погубившим терпение, твердо зная, что, кто трезвится, тот в приобретении; а кто нерадит, тот в ущербе. Ибо каждый из нас даст отчет Богу. О себе же знаю, что по делам своим безответен я. Увещавая других, сам остаюсь в том же нерадении. Почему прошу вас, верные рабы Спасителя, за меня грешного умолять Спасителя нашего Христа, Царя горних сил, чтобы по множеству щедрот Своих загладил он множество грехов моих и спас меня в пренебесном царстве Своем.

Не почитай для себя приобретением сон и телесное упокоение; приобретение же и упокоение для человека - непрестанно принуждать себя к делу Господню. Итак будем принуждать себя, возлюбленные, чтобы Господь, пришед, нашел нас бодрствующими и сподобил блаженства Своего; ибо Сам Он сказал: блажени раби тии, ихже пришед Господь обрящет бдящих (Лк.12:37). Будем друг друга умолять, возлюбленные, друг другу внушать страх Божий, друг в друге возбуждать усердие к славословию Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он воскресил нас со всеми возлюбившими явление Его и поставил нас одесную Себя в царстве Своем. Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 21

По сл. пер. Ч. П. Сл. 20.

Если брат идет в монашество из каких-нибудь видов, то ежели не будет он трезвиться, диавол вскоре, и ни мало не медля, поглотит его. Ибо лукавый начинает влагать ему в мысль и говорить: "Для чего хочешь ты трудиться в добродетелях, изнурять себя и бедствовать без всякого за то вознаграждения? Разве по собственному своему произволению пошел ты в монашество? Полагаю, что встретилось с тобою такое обстоятельство, и по нужде стал ты монахом; ибо думал ли когда быть монахом? Поэтому не решайся бедствовать понапрасну; Господь не благоволит к тебе в этом деле". Вот что внушает враг брату, желая ввергнуть его в глубину отчаяния. Тогда уже брат, не рассуждая о Господнем к нему благодеянии, ослепившись умом, предается отчаянию. Тогда уже начинает брат жить в нерадении и небоязненности, противоречить всякому, большему и малому, и вдаваться в ненасытный сон. И если сделал когда что доброе, раскаивается, почитая это для себя ущербом; а от сего непрестанно ропщет и жалуется сам на себя; одним словом, сам себя предает погибели. И когда бы надлежало ему в большей степени потрудиться в добродетелях, делает он противное тому, не рассуждая о Господних к нему благодеяниях. Ему надлежало бы сказать в себе; "сколько таких, душа, которые за многие только посты и милостыни сподобились вступить в подобный род жизни? А я в нерадении проводил все время жизни своей, и Господь, не помянув многих грехов моих, сподобил меня такого успеха - вступить в почтенную и неразвлекаемую жизнь. Поэтому, душа, постараемся мы сотворить дела достойные покаяния, чтобы не понести нам иначе двойного наказания, как уничижившим благодать Божию и не помянувшим благодеяний Божиих".

Выслушай же на это и притчу. В некоторой стороне был богатый человек и купил себе имение за рекою, и созвав рабов своих, отправился тотчас в дорогу, а имение разделил им, дав каждому, сколько сам хотел, и сказал им: "пусть каждый из вас идет на свой участок и работает на нем, пока не приду посмотреть на работу вашу". И одни из них оказались благодарными и приверженными к господину своему; и они не ослушались приказания своего владыки; а другие из них, будучи непокорны и упрямы, стали противоречить своему господину, говоря: "не послушаемся слова твоего, не пойдем за реку и не станем работать в имении твоем". И при всем этом господин их не прогневался. Но богатый приготовляет тогда рабам своим питие и, упоив непослушных рабов, отдал приказание другим своим слугам; и они, перевезя их через реку, положили каждого из них на том участке который дал им господин их. И после этого один из них, отрезвившись, видит, что лежит он за рекой на участке, который дал ему господин его. И раб этот пришел от того в ужас и сказал сам в себе: "если так полюбил меня господин мой, что, при моей непокорности ему, не прогневался на меня, но перенес все великодушно и, как во сне, переправил меня чрез эту большую и быструю реку и положил на участке моем; то и я посему буду усердно работать в имении его, помня его благодеяния". И начал раб этот прилежно работать, так что сравнялся с начавшими дело прежде него. Потом проснулся и другой раб и нашел себя за рекою в имении господина своего. Но он был лукав и упорен и сказал сам в себе: "вот господин как бы во сне переправил меня чрез эту большую и быструю реку; а я поле его оставлю в запустении и посмотрю, что со мной он сделает". И этот ленивый раб опять лег и уснул; во время же сна его выросли терния и сорные травы, и закрыли его собою. Много потом прошло времени, и господин рабов тех пришел посмотреть на дело каждого и, видя работу прежде начавших, благословил их. Потом идет также к рабу, которого переправил через реку, как во сне и, видя хорошую работу его, порадовался на него, и благословил его. После же сего идет посмотреть на ленивого раба и на дело его; и пришедши, находит, что он спит и покрыт терниями и сорными травами. И господин его, обратив к нему речь, сказал ему с угрозою: "для чего ты, раб лукавый и ленивый, оставил поле в запустении? Или не знал ты, как переправил я тебя сонного за реку и положил на том участке, который отделил тебе, и не помнил прежней твоей непокорности? Не надлежало ли и тебе подражать своему товарищу, которого таким же образом переправил я за реку?" Тогда раб тот не нашел никакого оправдания в страшный для него день. И тогда господин их поступил с ними, как заслуживали дела каждого.

Под богатым же разумею Владыку Христа; под имением - веру; под упоением крайность обстоятельств; под быстрою рекою - прелесть и богатство века сего; под усердными рабами - праведных; под рабом отрезвившимся от упоения и начавшим работать - человека грешного, который при встретившейся с ним крайности обстоятельств, познав по сему Божии благодеяния, отрезвился от многих грехов и обратился к праведной жизни, исполняя волю Божию. А ленивый раб - это человек, отвергнувший Божию благодать и вознерадевший о своем спасении. Ко всему же этому примени Савла. Взяв письма от архиереев, шел он в Дамаск, чтобы связать уверовавших в Господа, и, пошедши истребить веру, сам оказался проповедником веры. Ибо велики щедроты Господа ко всем призывающим Его во истине. Господу слава во веки! Аминь.

Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.2. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, сс. 80-216. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение