страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобный Ефрем Сирин
Поучительные слова к египетским монахам (22-34)

Поучение 22. О рукоделии

По слав. пер. Ч. I. Сл. 21.

Различно враг нападает на монахов, недавно поступивших в общежитие. Одним из них внушает он отвращения от их рукоделия. А каким образом? При содействии благодати, скажу вам.

Когда настанет утро, брат встает сотворить молитву в келлии своей; потом принимается за дело; тогда ненавистник добра демон влагает в него помысл уныния. И если брат, при нашедшем на него унынии, продолжает работать и упражняться; то, при содействии благодати, отгонит тогда от себя уныние. Но в этом же случае брат, при нашествии на него уныния, бывает и побежден. Ибо, как скоро найдет уныние, не отражает его от себя терпением; а потому побежденный отдается в плен. Дав волю помыслу, начинает он говорить сам в себе: "сегодня чувствую себя как бы расстроенным и не домогаю. Что ж после этого? Как мне поступить? Лучше не буду ничего делать сегодня, чтоб дать себе несколько отдыха, а на утро понужу себя к рукоделию, и сделаю за два дня". Потом брат в первый день ничего не делает, и дело одного дня остается уже не сделанным. Подобным образом и на утро ненавистник добра демон влагает в брата еще сильнейшее уныние, нежели вчерашний день, приводя ему на память настоящий и прошедший дни. Тогда уже одолеваемый помыслами брат встает и оставляет дело свое, и по большей части начинает заниматься не делом, как делом. Или враг выводит монаха из келлии и делает, что предается он праздности. И в этом случае лукавый искушает монаха с помощью собственной его слабости. На иного же брата враг нападет иначе. Выслушай тому причину и будь мудр, и воздай славу единому премудрому Богу и научившись, остерегайся, как узнавший ухищрения врага, чтобы не впасть тебе в сеть его; зане супостат наш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити, ему же противитеся тверди верою (1Пет.5:8.9).

Иному брату лукавый дает усердие к делу, сверх надлежащего. Отсюда рождается страсть сребролюбия. Тогда душа, уязвившись сребролюбием, этим корнем всего худого, располагает монаха и утром ранее и вечером позднее должного сидеть за рукоделием, так что, если можно, нерадит он о молитве и о службе Божией, и, по сребролюбию, занят одной работой. Когда же ударяют к службе, брат этот приходит после всех и выискивает предлог всех прежде уйти от службы. Итак, зная сие, блюди себя, возлюбленный, чтобы тебе, доведенному до уклонения в недозволенное, не потерять своей опоры. Но не буду длить слова. Лукавый, расслабив силы брата сребролюбием и лишив его крепости, начинает уже делать ему свои внушения; и тогда брат, не понимая смущающей его страсти, начинает говорить в порицание дела своего: "сколько лет занимаюсь я благословенной этой работой и, кроме безмерного труда, нет за нее и надлежащего вознаграждения". И он продолжает: "лучше ничего не делать, нежели заниматься не годным делом". Пойду, поучусь другому искусству, за которое можно получать достаточную плату и легко приобрести нужное на мои потребы". И этого также искушает сатана собственным его невежеством.

А человек сведущий всякою работою занимается в меру и как должно, чтобы доставало времени и на молитву и на службу Божию. И молитва веры дает ему крепость и благодать во всяком добром деле. Ибо если, под видом усердия к делу, не войдет в душу чуждый помысл, и человек не увлечется помыслом или сребролюбия или тщеславия, или самолюбия, пристрастия к вещественному и зависти, или неверия и лености, или объядения, пиянства и непокорности и тому подобного, если, говорю, не посеяна в душе какая либо из исчисленных выше страстей и человек не порабощен страстям; то не тяжело рукоделие для монаха, старающегося сделать, что должно, и сколько достаточно. Но если душа полюбит какую-нибудь из страстей, то на человеке том исполняется тогда написанное: имже кто побежден бывает, сему и работен есть (2Пет.2:19). Ибо если усильно будешь работать сверх должного, и не станешь снабжать других, то будешь побежден. Напротив того, когда имеешь избыток, доброхотно отдавай неимущему; доброхотна бо дателя любит Бог (2Кор.9:7); и еще: да и онех избыток будет в ваше лишение, яко да будет равенство, яко же есть писано: не преизбыточествова, иже много: и иже мало, не менее прият (2Кор.8:14.15). Господь же да управит сердца ваша в страхе Его! Господу слава во веки веков! Аминь.

Поучение 23

По слав. пер. Ч. I. Сл. 22.

Различно бывают боримы пребывающие на послушании у духовного отца. Если враг заметит в ком плотский образ мыслей, то влагает в него плотские помыслы, говоря: "выйди из обители и займись промыслом и соберешь себе, что нужно". А на духовного нападает лукавый самым желанием праведности и, влагая в него подобные сим мысли, говорит: "в мире ты работал и ел подобно бессловесным животным. И какая эта праведность - работать и есть? Ибо вот пища возбуждает в тебе брань блуда. Но если не будешь есть, не перенесешь трудов. Напротив того, пойди лучше, углубись во внутреннюю пустыню, и спасешься: ибо Господня земля, и исполнения ея (Пс.23:1). Впрочем возьми с собою небольшой обломок железа; будешь там вырывать травы и есть, как делали это и древние монахи, которые угодили Богу. Да и какая тебе потребность жить здесь, где бывают соблазны, пересуды и другие дела, о которых не должно говорить? Когда же выйдешь, не будет у тебя ничего подобного, выучишься другому искусству и будешь получать достаточную плату, чтобы и бедному дать от трудов своих". Такие помыслы влагает лукавый в ум брату. Тогда брат отвечает подучающему, говоря: "вот, уйду от живущих здесь, но не знаю, где поселиться, чтобы, вышедши отсюда и не сыскав места, опять сюда не воротиться". Противник говорит: "выйди только отсюда; в месте недостатка не будет. Ибо оставлял ли кого Господь, и потому оставит ли и тебя? А ты дай клятву не возвращаться сюда". Брат отвечает говоря: "пождем до такого-то времени; а теперь неудобно удалиться отсюда". Противник продолжает: "а как же перенесешь искушения, бывающие в сем месте?" И брат, думая, что стремится к большему преспеянию, соглашается на помыслы; и это всего хуже. Как на море корабль, если сделается на нем малая скважина, и не будет в скорости приложено старания, от такой малости, при всей своей громаде, затопляется волнами: так тоже бывает и с душою, допустившею до себя вражеские приражения, если не воспрянет к Сотворшему ее. Поэтому, возлюбленные, нужны трезвенность и великое смиренномудрие. Все лукавое приводится в бездействие приобретением совершенной любви к Богу.

Итак брат, соглашающийся на помыслы, и уже сильнее тревожимый ими, приходит к игумену и говорит ему: "сделай милость, авва, отпусти меня наконец; не могу больше жить в обители". Старец, услышав сие, начинает печалиться, беспокоиться о брате, видя, что он обольщен. И начинает старец увещевать брата, говоря: "Не отпускаю тебя, брат. Да и к чему слушаешь ты бесов, которые хотят отлучить тебя от братства и от сладостной братской любви? Не знаешь разве, брат, что овца если не выйдет из ограды, не сделается добычею зверей? Но скажи мне, чадо, из братий кто не оскорбил ли тебя? Скажи и уврачую тебя о Господе. Но если и оскорбил тебя кто из братий, перенеси, по слову сказавшего: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал.6:2). Для чего и обращаешь внимание на чужие падения? Себя самого соблюдай чистым. Если и я оскорбил тебя, то свидетель мне сердцеведец Господь, что не по ненависти к тебе присматривал за тобой, но я заботился о спасении души твоей". Брат выслушивает это, но увлекается помыслами. Подобно и братия упрашивают его, говоря: "не оставляй нас, брат". И если брат послушавшись успокоится, то освобождается о Господе от многих искушений и скорбей. А если не послушается, говорит игумену: "не поэтому иду; но намерен безмолствовать наедине".

И не буду длить слова. Если брат не послушается, то разлучается с братством, и вышедши из монастыря, в котором жил, смотрит направо и налево. И если взыщет мира, и уклонясь от пустыни, пойдет в мир, то, ослепившись умом, говорит сам в себе: "освободился я от мучительной монашеской жизни". И гибель свою почитает он мудростью. Ибо таковой походит на человека, который взял ведро почерпнуть воды, и не наполнив ведра водою, опрокинул и разбил сосуд. Подобен сему и тот, кто отмещет благодать Господню и возвращается опять к мирской жизни.

Если же переможет в брате благочестивый помысл, то простирается он до внутренней пустыни, и случается проходить мимо каких-нибудь старцев. Старцы, украшаясь добродетелью страннолюбия, принимают брата с радостью. Потом спрашивают: "откуда ты, брат?" Он отвечает: "из такой-то обители, братия; но в обители напало на меня уныние, и я вышел из нее; а теперь ищу, где бы поселиться мне, и оплакивать грехи свои". Тогда старцы начинают советовать брату, говоря: "пойди лучше в обитель свою, чадо, и успокойся там. Ибо вот видишь, в какой нужде живем мы в этих местах. От отцов же слышали мы, что обители хороши, особливо для юных". И если брат послушавшись возвратится в место свое и успокоится, то избежал от многих скорбей и бед.

Если же не послушается брат старцев, и идет далее во внутреннюю пустыню; то постигает и начинает томить его голод. Тогда брат начинает раскаиваться; к тому же и бесы приводят его в необычайное смятение страхом, и говорят: "хорошо было жить тебе с братиями своими; кто смутил тебя и вывел в эту пустыню? И какая в этом праведность, если в сей пустыни умрешь злою смертью". Тогда бесы приводят его в великую робость, показывают ему мысленно страхования и мучения. И брат раскаиваясь начинает тогда говорить сам в себе: "хорошо мне было жить с братиями моими. Кто же ввел меня в заблуждение? Какой демон обольстил меня идти в эту страшную пустыню, где обитает множество лютых зверей? Что делать мне несчастному, если попадусь в руки варварам? Не попасться бы еще к разбойникам, не встретиться бы еще с злым зверем? Да и бесов множество в этих местах; потому что место говорит пустынное. Как же можно будет жить мне одиноко в этой пустыне, где безвыходно пребывают нечистые духи, особливо же жить одному после того, как привык я видеть около себя многих братий?" И действительно, живущий одиноко в пустыне, если не будет трезвиться, скоро теряет и ум, как многие и потерпели это.

Потом, после сих помыслов, брат начинает говорить сам в себе: "пойду, поселюсь близ братий, уединенно безмолвствующих". И приходит к отшельникам. Братия принимают его с миром, дают ему среди себя келлию, и помогают ему о Господе, принося, что только в состоянии подать руки их. Потом живет брат в келлии своей, и говорит сам себе: "надобно поработать немного, чтобы найти, чем прокормиться". И еще присовокупляет: "да что же стану делать? Не учился я еще рукоделию здешнего места". И после нескольких дней, научившись рукоделию, начинает уже развлекаться мыслями, как живущий одиноко. Ибо, как привыкшему к уединению беспокойным кажется общежитие, так и привыкшему к общежитию трудным кажется одиночество. Всякое же дерево познается по своим плодам, и трудолюбивый человек виден с молодых его лет.

Наконец брат, не однократно борясь с мыслями, начинает раскаиваться и говорит: "вот все меня развлекает, не нахожу времени совершить хотя малую Божию службу, каждый день находясь в борьбе с помыслами. А когда жил я в обители, от всего этого был свободен. Все у меня попечение было о службе Божией, и о небольшом рукоделии. А теперь, что мне делать бедному? По грехам моим случилось это со мною; не послушался я увещаний отцов и вот постигли меня многие скорби. Крайне худо преслушание: Адама изгнало оно из рая, и меня из монастыря". И после сих слов приходят иногда на ум брату два помысла: один добрый, другой лукавый.

Лукавый помысл внушает ему, говоря следующее: "вот испытал ты общежитие, изведал и пустыню. И если возвратишься в общежитие, будет тебе стыд и позор; а кроме того есть и скорби в общежитиях и много соблазнов. Опять же, и в этой пустыне и страх и труд безмерные. Лучше удались отсюда, и пойди в мир и там, говорят, если захочешь бояться Бога, то спасешься. Или думаешь, что одни живущие в пустыне спасаются?" Если брат будет мудр, то ответит помыслу так: "если в пустыне, где великое безмолвие и тишина, не даешь ты мне быть в покое; что будет, если пойду в мир? Не воздвигнешь ли и там на меня бед?" Вот что внушает враг, желая, чтобы возвратился он как пес на свою блевотину. Ибо если брат согласится на помысл, то враг немедленно гонит его в мир.

Если же душа братняя вожделевает спасения Господня, то Бог дает ему добрый помысл, ступить на стезю правды. И таковы оплоты доброго помысла: "Вот, говорит он, испытал ты общежития, изведал и пустыню. Итак испытай помысл свой и где, как увидишь, душа твоя созидается во благое, там и останься. Если и в этих местах захочешь безмолвствовать, как и прочии братия, живущие для Господа; то Господь Иисус Христос не презрит тебя, но Сам попечется о тебе; живи только в страхе Божием. Если же и в обитель хочешь возвратиться, то это еще лучше". И не говори в уме своем так: "стыжусь возвратиться к братиям моим; ибо если возвращусь к ним, будут почитать меня неискусным и не вытерпевшим пустынного труда, но обратившимся в бегство подобно робкому воину, оставившему воинский строй". Нет, не это, не это подумают они, брат мой, а скорее, что ты, как подвижник, исполнил сказанное Апостолом; ибо говорит: вся искушающе, добрая держите (1Сол.5:20). И вот ты искусил то и другое и нашел, что добро и красно еже жити братии вкупе (Пс.132:1), как написано: брат от брата помогаемь, яко град тверд и высок, укрепляется же якоже основанное царство (Притч.18:19).

И приведенный сим в сокрушение брат возвращается в обитель. Игумен обители и братия принимают его с радостью, ради сказавшего: заступайте немощныя (1Сол.5:14) и дают ему келлию. И чрез несколько дней, безмолвно проведенных братом в келлии своей, лукавый начинает беспокоить его своими внушениями и говорит следующее: "опять пришел ты на старое место? Не довольно для тебя было одной пустынной свободы, где не видел ничего вредного, ни чем не соблазнялся, ни с кем не говорил?" И столько опять бесы начинают беспокоить его, что если бы можно было, пробил бы он стену монастырскую, и бежал. Столько смущает его лукавый диавол, и помыслами наводит на него уныние при малом рукоделии, желая опять удалить его из келлии.

Но если брат благоразумен, как написано: будите мудри яко змия, и цели яко голубие (Мф.10:16); то возражает бесам, говоря: "Не посмеетесь надо мною, делатели беззакония; потому что не принимаю вашего совета, так как совет ваш исполнен смертоносного яда. И в начале, послушав вас, вышел я из монастыря, думая больше преспевать; но из келлии вышел, а пользы не получил ни малой; по крайней мере узнал, что все пути ваши - тьма, и кто ходит по оным, тот ходит во тьме. С сего же времени, при Божием содействии, стал я рабом другого, и Господин мой, пришедши, отдал меня игумену монастыря, в котором живу; поэтому не властен я в себе. Что же смущаете вы меня, в рассуждении малого рукоделия? Не лучше ли я мирских людей, которые не только днем, но и ночью работают, и заботятся о жене, о детях, о кладовой и доме? Меня же от всего этого освободил Христос: иго бо Его благо, и бремя Его легко есть (Мф.11:30). Поэтому уклонитеся от мене лукавнующии, и испытаю заповеди Бога моего (Пс.118:115). Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 24. Об унынии и о терпении старцев

По сл. пер. Ч. I. Сл. 23.

Враг внушает брату: "Столько лет проводишь ты в этом святом месте, работая Владыке Христу; а теперь ты состарился и не в силах уже нести правил места сего. Плоть твоя стала немощна и нет уже у тебя сил делать что-нибудь, а наконец будут тебя уничижать и малые и большие; да и по старости своей имеешь ты нужду в упокоении. Поэтому выйди отсюда, поселись в каком-нибудь месте и безмолвствуй; от кого по любви, от кого по другому какому-нибудь побуждению, Бог будет посылать тебе пищу. Ибо какая тебе необходимость, за пищу свою бедствуя, терпеть укоризны? И что тебе в пище твоей, когда каждый день таким образом бедствуешь, как негодный раб, и терпишь подчинение младшим себя?" Сие и подобное тому внушает лукавый старцу, желая, после стольких лет, разлучить его с братством и с местом, где состарился, и показать, что при старости стал он нетерпелив. И ежели старец легкомыслен, помысл тотчас и немедленно совращает его, и гонит, как сухую ветвь, уносимую ветром.

Если же старец тверд рассудком, то помыслы не увлекут его с места безмолвия, и не преодолеют его, как скованного цепями, потому что не превозмогут над благочестивым помыслом; и старец возражает им, говоря: "не посмеваться вам над моею старостью, лукавые бесы; потому что не неизвестны нам лукавые ваши умыслы! Если в молодости своей терпеливо переносил я труды; то тем паче перенесу я теперь, когда наста время моего отшествия (2Тим.4:6), чтобы со Христом мне быти (Фил.1:23). Состарился я, как и вы о мне засвидетельствовали, и плоть моя стала немощна; поэтому куда же мне идти? Состарившийся не ожидает ничего иного, кроме разлучения с жизнью. А вы еще убеждаете меня сделаться образцом лености, а не образцом терпения. Если благочестивый старец Елеазар, мучимый огненными истязаниями, не изменил своих мыслей; почему и юные возрастом, смотря на его терпение, пренебрегли видимыми мучениями, и семь благочестивых отроков победили мучителя; что остается мне сделать?" И сим низлагает он бесовские помыслы, если, при содействии благодати, пребывает тверд в своей решимости, и оканчивает жизнь в том месте, где состарился, приемля венец жизни и слыша от Господа: добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего (Мф.25:21). Господу слава во веки веков! Аминь.

Поучение 25. О перехождении с места на место

По слав. пер. Ч. I. Сл. 27.

Вера есть матерь святого доброго дела и ею человек достигает исполнения на себе обетований Владыки и Спасителя нашего Иисуса Христа, по написанному: без веры не возможно угодити (Евр.11:6). Но многоплодное приобретение диаволу - неверие, которое есть матерь всякого лукавого дела. От него рождается двоедушие, которое есть беспорядок. Муж двоедушен, сказано, неустроен во всех путех своих (Иак.1:8). Если выйдем и в пустыню, и в пустыне не находят себе покоя ноги наши. И если пойдем в места населенные; то ублажаем взыскавших пустыню. Если не посеем мы, братия; то как будет пожинать? Не принеся плодов Плододателю, как может собирать плоды? Не перенеся скорби, как найдем себе упокоение? Не имея терпения жить в пустыне, как получим награду за свое странствие? Не терпя нищеты и тесноты, как обретем истинное богатство? Не принимая с охотою оскорблений, печалей и уничижения, как пойдем по стопам Владыки Христа, не соглашаясь быть в подчинении у старцев о Господе, и переходя с одного места на другое? Прежде всего должно отыскать человеку в собственных своих помыслах, для чего и по какой причине хочет он оставить свое место, на котором живет: не с намерением ли избежать труда, стремится он в пустыню, думая, что в пустыне будет легче; не уязвил ли его также завистью или ненавистью ненавистник добра - демон, потому что другой брат преуспел видимо, а он не получил начальства, и потому хочет оставить место; не избегая ли брани в подвигах добродетели, или не терпя быть в подчинении Христовом, ищет уединения; не гонясь ли за земным наследством, желает оставить место свое. Все это обнаруживают помыслы. Итак если испытаем и исследуем; то узнав, какая возмущает нас страсть, не будем ей следовать, чтобы в местах пустынных и безводных не впасть в руки лукавых бесов. Посему крепко испытывай себя, действительно ли делается это истинно по Богу, а не с какою либо растленною целью. Кто не посоветовавшись делает дело, тот подобен человеку, который на своих ногах гонится за пернатыми, не подумав наперед, станет ли у него сил догнать. А при добром совете соблюдаются заповеди Христовы. И что же должно сказать сверх этого? Нужна трезвенность, возлюбленные. Враг употребляет иногда против братий и самое их стремление к праведности, и если брат согласится расстаться с местом, то враг ухищряется поставить ему где-либо сети.

Но если будут нас гнать люди, по горькой ревности, или если принуждают нас принять участие в делах для нас чуждых, которые не благоугодны Богу; то побежим в другое место, и возложим упование на Бога; потому что Господь и Бог и Спаситель наш Иисус Христос сказал ученикам Своим: егда гонят вы во граде сем, бегайте в другий (Мф.10:23).

А о том, что не должно скитаться, сказал также Спаситель: не преходите из дому в дом (Лк.10:7); и еще: в оньже аще град внидете, ту пребудите (Мф.10:11). Если же хотим выполнять свою волю, то какая в сем добродетель? Если настоятели отлучают нас, уступим; паче же всего противостанем диаволу. Так поступал Давид; воюя с иноплеменниками, удалялся он от лица Саулова.

Итак если хорошо безмолвствуешь в пустыне, и станет смущать тебя помысл, переселиться в места населенные; укажи ему в ответ на мирскую брань и на то, что бывает с некоторыми в селениях. Если же хорошо безмолвствуешь в общежитии, и станет смущать тебя помысл, идти в пустыню; укажи ему в ответ на брани и трудности пустынные. Если и в уединении хорошо безмолвствуешь, и станет смущать тебя помысл вступить в собрание многочисленных братий; укажи ему в ответ на подвиги общежительные, а вместе и на воздаяние за оные. Не будем безрассудно увлекаться своими помыслами; ибо не знаем, что полезнее для нас, как говорит Премудрость: не возноси себе советом души твоея, да не расхищена будет аки юнец душа твоя: листвии твое пояси, и плоды твоя погубиши, и оставиши себе яко древо сухо (Сир.6:2.3). Спасение же бывает во мнозе совете (Притч.11:14).

Но не редко бывает у тебя в мыслях сказать, что по причине соблазнов и пересудов хочешь бежать отсюда. Итак потерпи, и дам тебе совет. Хочешь избежать соблазнов и пересудов? Приложи дверь к устам своим о Господе и отврати очи свои, еже не видети суеты, и избежишь того и другого: пересудов - молчанием, соблазнов - хранением очей. А если не препобедим в себе этого, то куда не пойдем, в себе самих будем носить врагов своих. Победи их, возлюбленный, и будешь иметь покой, где бы ты ни жил.

Но не редко приходит тебе в мысль сказать: "всем братиям стали известны и рассеянность моя и нерадение мое, потому не могу долее жить в этом месте; ибо хотя и возлюблю добродетель, но люди, с которыми живу, те же". Послушай, возлюбленный; делай доброе и увидишь, что Господь уврачует совесть твою и переменит мысли о тебе братии твоей. Если поупорствуешь и оставишь место, где братия соблазнялись твоею жизнью; то избежишь людского поношения, и пойдешь в другое место, где будет о тебе добрая слава, а ты не вспомнишь более о прежних своих недостатках. Но Пророк говорит: поношение чаяше душа моя и страсть (Пс.68:21); потому что поношение и уничижение от людей ради Господа много способствует к очищению грехов. И да убедит тебя в этом Пророк, говоря: яко во смирении нашем помяну ны Господь: и избавил ны есть от врагов наших (Пс.135:23.24). Где низложил тебя противник, там, востав, борись со врагом, чтобы пред теми же, кем узнаны твои недостатки, обнаружилось и твое исправление. Сим приобретешь от Господа великую славу; потому что Господь и Спаситель наш Иисус Христос сказал: будут первии последнии, и последнии первии (Мф.19:30). Как скоро вымыта замаранная одежда, ее не кладут уже с одеждами нечистыми. Если же кто по зависти, или из лукавой ревности, назовет чистое нечистым, ему не поверят, потому что обличит его самый вид одежды. Ибо сказано: омыеши мя, и паче снега убелюся (Пс.50:9).

А противникам твоим и желающим обратить помысл твой на прежние худые дела говорит Писание: горе напаяющему подруга своего развращением мутным (Авв.2:15). О, оставившии пути правыя, еже ходите в путех тмы! О, веселящиися о злых! Ихже стези стропотни, и крива течения их, еже далече тя сотворити от пути праваго, и чужда от праведнаго разума (Притч.2:13-17). Посему продолжает: ни бо достигнут лет жизни. Аще бо быша ходили в стези благия, обрели убо быша стези правы гладки. Блази будут жители на земли, незлобивии останут на ней. Путие нечестивых от земли погибнут, пребеззаконии же изринутся от нея. Сыне, моих законов не забывай, глаголы же моя да соблюдает твое сердце (Притч.2:19.20.22. 3:1). Богу слава во веки веков! Аминь.

Поучение 26

По слав. пер. Ч. I. Сл. 28.

Если случится, что брат, под каким бы то ни было предлогом, оставит общежитие, а потом впадет в недуг, или раскаявшись возвратится; то не презреть должно брата, а принять его о Господе, как собственный свой член. Хотя и согрешил он; но ты делаешь сие не для человека, а для Господа, сказавшего: еже единому сих меньших сотвористе, Мне сотвористе (Мф.25:40). Ибо о себе только одном заботиться запрещено, как сказал Спаситель наш: не пецытеся душами вашими, что ясте, и так далее (Мф.6:25). Почему и присовокупляет Он, говоря: всех бо сих языцы ищут. Потому и чрез Апостола заповедует: не своих си кийждо смотряй, но и дружних (Фил.2:4). И тот же Апостол говорит также: и еще по превосхождению путь вам показую. Аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же не имам, бых яко медь звенящи, или кимвал звяцаяй. И аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничто же есмь. И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое во еже сжещи е, любве же не имам, никая польза ми есть. Любы долготерпит, милосердствует: любы не завидит, не безчинствует: не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине: вся покрывает, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит, любы николиже отпадает (1Кор.12:31; 13:1-8). Итак прекрасны молитва и пост, но их укрепляет милостыня; ибо сказано: милости хощу, а не жертвы (Ос.6:6). Посмотри, как Пророк обличил немилостивых: занеже не помяну сотворити милость, и погна человека нища и убога и умилена сердцем умертвити, да потребится от земли память его (Пс.108:18.17). И еще: зане егоже Ты поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша (Пс.68:27). Потому Спаситель ублажает милостивых, говоря: блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф.5:7). Что Ангел говорит Корнилию? Рече: не только молитвы твоя, но и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога (Деян.10:4). Итак приими того, кто заблуждался и кается, востал из мертвых, из глубины небогобоязненности и нерадения. Послушай, что говорит Апостол: утвердите к нему любовь, да не како многою скорбию пожерт будет таковый (2Кор.2:7.8). И еще: молим же вы, братие, вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко всем. Блюдите, да никтоже зло за зла кому воздаст: но всегда доброе гоните и друг ко другу и ко всем (1Сол.5:14.15). Ибо и Господь славы не отверг блудного сына, но принял его, как восставшего из мертвых, и облек его в одежду первую, и дал ему сапоги, и перстень, и заколол тельца упитанного, чтобы возвеселиться при обретении погибшего сына; когда же другой сын оскорбился тем, и его уврачевал вразумлением, сказав: чадо, ты всегда со мною еси, и вся моя твоя суть. Возвеселити же ся, и возрадовати подобаше, яко сей брат твой мертв бе, и оживе: и изгибл бе и обретеся (Лк.15:31.32).

Настоятелям братства должно быть милостивыми. Но и ты, брат, получив милость, не пренебрегай сим, а подражай покаявшемуся и возвратившемуся сыну. Он, нашедши отца своего, не предал забвению греха, но припал к отцу, поистине, нелицемерно исповедал ему: отче, согреших на небо и пред тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой: сотвори мя яко единаго от наемник твоих (Лк.15:18.19). Видишь ли, какое приобрел он сокрушение, какую скорбь, какое смирение? Так и мы, возлюбленный, будем впредь трезвиться, чтобы возобновить нам столп, разоренный нерадением. Ибо кто пренебрегает тем, что сам он нерадив, тот, без сомнения, не воздержится от того, чтоб довести до падения другого. К нему говорит Пророк: горе напаяющему подруга своего развращением мутным (Авв.2:15). Итак будем служить Господу в страхе и смиренномудрии.

Сказанное же тебе понимай разумно. Не делай так, чтоб были у тебя не надолго смирение и молчание, а вскоре потом - ропот. Не пренебрегай церковной службы, под предлогом какого-либо поделия. Как дождь возвращает семя, так церковная служба укрепляет души в добродетели. Не делай так, чтобы сегодня благодарить нам за предлагаемое на трапезе, а на утро роптать на сварившего пищу и испекшего хлебы. Хлеб черств? Вспомним Пророка, который говорит: зане пепел яко хлеб ядях (Пс.101:10). Вино испорчено? Вспомним, что общий наш Владыка, Господь и Спаситель, нас ради вкушал оцет с желчию. Не делай так, чтоб сегодня было у нас воздержание а на утро вводить нам в искушение настоятелей из угождения чреву, и за то услышать о себе: имже Бог чрево и слава (Фил.3:19). Не делай так, чтобы сегодня пребывать в безмолвии и размышлении, а на утро ходить из келлии в келлию, не говорю уже - из селения в селение, и даже проводить время в городе, и под предлогом услуживания старцам, предаваться беспечности. В какой мере кто безмолвствует, в такой мере делаются чистыми его помыслы. И в какой мере удаляется кто от безмолвия, в такой грубеет у него ум.

Тебе поручено заниматься искусством, и оно полезно для общежития? Не превозносись тем. Ибо если бы работал ты на человека, то был бы в праве говорить. А если работаешь для Бога, то не превозносись над подобным тебе рабом, но предоставь дело свое Богу. Ибо он воздаст каждому по делам его.

Посему смирим души свои пред Господом, чтобы Он возвысил нас. Как положившие только начало, будем ежедневно приводить в порядок свои помыслы. Ибо таким образом укрепимся более в силах. Не станем увлекаться плотскими удовольствиями, и проводить жизнь вне страха Божия. Но будем бегать всякой юношеской похоти, чтоб похоть сия не привела нас к прежнему образу жизни, и чтобы не впасть нам в те же беды, приуготовив себе тягчайшее осуждение гнева, и не быть отсеченными, уподобившись согнившему члену и отсекаемому благотворно для прочих членов тела. Господь и Спаситель наш Иисус Христос сказал: се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин.5:14).

Сам же Господь да даст нам силу показать свое обращение и сотворить дела достойные покаяния, чтобы, облекшись в одежду брачную, сретить нам Его во славе. Ему слава во веки веков! Аминь.

Поучение 27. О небогобоязненности и нерадении

По слав. пер. Ч. I. Сл. 29.

Один брат рассказывал мне следующее: Был у меня дядя художник, золотарь, и, отрекшись от мирской жизни, стал он монахом. При старости его приходит к нему один мирянин, родом из Александры, художеством ваятель, и хочет быть также монахом. Старец принимает его в монастырь свой. Чрез несколько же времени старец дозволил брату принять на себя святую схиму, и после того перестал он быть послушником у старца. Старец же дал ему две келлии в монастыре своем. Брат с жаром занимался день и ночь работой своей, делая каменные изваяния, потому что расходились они на месте, и он будучи одержим сребролюбием, кроме работы своей не заботился ни о чем другом, ни о молитве, ни о церковной службе. Благочестивый старец увещавал брата, говоря: "брат Палладий, пойдем обработаем сад". Он отвечал: "ступай, приду", и не приходил, нерадя о слове старца. В другой раз старец говорил ему: "брат Палладий, пойдем, отправим службу Божию". Он опять отвечал: "ступай, приду", и не трогался с места, пренебрегая службу. Старец же имел при себе троих братий; двое из них были слепые, и третий простец. Итак, когда старец приготовлял небольшое варение, Палладий, принося с собою хлеб, ел с ними, а потом опять уходил на работу свою. Святый старец увещевал брата, советуя, не пренебрегать своим спасением. Но он не послушался добрых советов святого старца; и оставив его, отошел и стал жить особо, не имея в себе страха Божия. Когда же таким образом нерадел он о своей жизни, не потерпел быть в подчинении, и живя особо, не заботился о своем спасении, но совершенно удалил ум свой от мысли о Божией помощи и ожидания святых; возобладал им наконец бес, и потерял он ум. Не был уже в состоянии поднести руку к устам, но другие кормили его, как младенца; не узнавал людей; мокрота и слюна текли у него по бороде. Как скоро о случившемся с ним узнали сестры его; взяли его к себе. Они были девственницы; и, взяв его, затворили в монастырской часовне. И он на своем стульце передвигался по всей часовне. Когда же приходил пресвитер совершать у них службу, сестры просили его помолиться о брате, чтоб Господь сотворил с ним милость. И несколько времени неся сие наказание в таком состояние он умирает.

Вот что готовить нам небогобоязненность! Вот что приоретают неподчиненность и нерадение! Вот к какому концу привело непослушание! Посему не будем пренебрегать страха Господня, но смиримся под державною рукою Господа, служа друг другу в страхе Божием: и Господь будет нам стеною и защитником пред лицом врага, как написано: ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их (Пс.33:8). Господу слава во веки веков! Аминь.

Поучение 28. На слова: имущему дано будет и преизбудет

По слав. пер. Ч. I. Сл. 30.

Написано: имущему дано будет и преизбудет: от неимущаго же, и еже мнится имея, взято будет от него (Мф.25:29). Что убо речем? Еда неправда у Бога? да не будет (Рим.9:14). Выслушай на сие притчу. В некоторой стороне был владетель дома, у которого были два раба и три пары волов. И он дал одному рабу две пары волов, а другому одну, и сказал им: "пойдите, работайте, пока не приду к вам". Получивший две пары пошел, работал на волах, и сам весьма разбогател, и волов откормил на удивление. А получивший одну пару пошел, привязал волов к яслям, и вовсе ни на что не употреблял их, сам же лег и уснул. Потом приходит господин рабов тех посмотреть на работы их. И увидев работу и прибыток получившего две пары, благословил его. После того приходит и к другому рабу, и находит его спящим, а волов привязанными к яслям и истомленными от голода и жажды. И когда господин раба сего увидел, что он ничего не делал, а волы истомлены, тогда сказал сам в себе: "если оставлю волов своих у этого ленивого раба, погубит он их; поэтому отниму у него волов своих, и отдам хорошо работавшему и радевшему о деле своем": имущему бо везде дано будет, и преизбудет: от неимущаго же, и еже мнится имея, взято будет от него.

И Господь также говорит: Я, по благости, призвал его, дал ему возможность, чтобы, делая доброе, приобрел он жизнь вечную: он же уничижил Меня; за то и сам будет лишен чести. И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им (Пс.48:13). И не восхоте благословения, и удалится от него (Пс.108:17). За что же именно? За то, что не восхоте разумети, еже ублажити. Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова (Пс.35:4.5). Еда не правда у Бога? да не будет. Посему, братия, постараемся благоугождать пред Богом со всеми святыми Его. Ему слава во веки веков! Аминь.

Поучение 29

По сл. пер. Ч. I. Сл. 31.

Если кто из благоговейных братий, стоя во время Божией службы, или ходя, от сделавшегося с ним омрачения, вдруг упадет на землю; не должно, братия, сему дивиться и приходить от того в изумление; надлежит же паче от всего помышления молить Бога, чтобы во всем покрывал нас. Ибо если будем служить Ему с искренним сердцем, то не попустит, чтобы мы были искушаемы сверх сил, и искушаемых избавит. Так написано в псалме: Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко Ангелом своим заповесть о тебе сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнети о камень ногу твою: на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змгя. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и: яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его: и прославлю его: долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое (Пс.90:9-16). И еще: надеющиися на Господа, яко гора Сион: не подвижится во век живый во Иерусалиме (Пс.124:1). И еще: юнейший бех, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы (Пс.36:25).

Омрачение бывает от воскипения самой острой желчи и от умножения соков, а у некоторых от телесного изнеможения и расслабления. Иногда же случается, что и диавол, если не в силах преодолеть брата в деле или слове, производит что-либо подобное, чтобы, хотя таким способом пристыдив его, удалить с поприща. Впрочем Господь не попустит, чтобы он был искушаем сверх сил, но вскоре подкрепит сердце его. Да и сие приключается с братом не просто и не случайно, но когда помыслы его дают место порывам гнева. Другой же, по Божию попущению, предается в руки врага за превозношение, когда вверит себя обманчивым вражеским помыслам, и говорит такие слова: "вот стал ты искуснее всех людей, и нет подобного тебе на земле", или другие, еще более возвышенные, лучше же сказать, неприличные слова, а с тем вместе себе самому приписывает заслуги, а не Богу воздает честь, как действовавший при Его только Помощи. Таким образом предается он в руки искусителя, чтобы вразумленный познал немощь свою, и не забывал, сколько нужна ему помощь Сказавшего: егда сотворите вся, глаголите, яко раби неключими есмы (Лк.17:10); яко возносяйся, смирится (Лк.18:14). Ибо невозможно, чтобы истинно боящимися Господа возобладал диавол. Он усиливается поколебать их, но искоренить не в силах. Так было и с Иовом. Предан он был в руки искусителя; но, поелику находился под Божиим покровительством, искуситель не смел коснуться его; хотя и получил от Бога власть поразить Иова, как хотел, не касаясь только души праведника. Праведник победил сопротивника одною истинною любовью, которую имел к Богу. И Апостолу дан был пакостник ангел сатанин (2Кор.12:7); но он препобедил его за Возлюбльшаго его (Рим.8:37) Господа Иисуса Христа, Которого с совершенною любовью имел в душе своей. Немоществовать еще плотью не значит быть побежденным: но тот побежден, кто в искушениях оказался неискусным. Ибо видим, что без Божия попущения враг не имеет власти и над свиньями (Мк.5:12). Видел я человека, который ради добродетели стоял на столпе. Если бы враг имел власть овладевать всяким, кем хочет, то не повлек ли бы его тотчас вместе с столпом? Из сего познаем, что крепость врага сокрушена силою честного креста Спасителя нашего Иисуса Христа.

Посему, не бойся, раб Христов, да не смущают тебя помыслы твои, не отступай с того места, где преспеваешь ты о Господе. Ибо верим Сказавшему: вам же и власи главнии вси изочтени суть (Мф.10:40); и еще: се дах вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию: и ничесоже вас вредит (Лк.10:19). Ибо стрелы младенец быша язвы их, и изнемогоша на ня языцы их (Пс.63:8.9). Когда впадешь в различные скорби, не унывай. Ибо пророк говорит: Господи, в скорби помянухом Тя (Ис.26:16). И еще: многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь (Пс.33:20). Посему и в другом месте говорит: Воззрите на древние роды, и видите: кто верова Господеви, и постыдеся? Или кто пребысть в страсе Его, и оставися? Или кто призва Его, и презре и? Зане щедр и милостив Господь и оставляет грехи, и спасает во время скорби (Сир.2:10.11). Итак страх Божий - крепкий столп пред лицом вражеским. Не разоряй сего столпа, и не будешь взят в плен. Прилепись к Человеколюбцу, с Пророком вопия ко благости Его; На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век: правдою Твоею избави мя и изми мя. Приклони ко мне ухо Твое, ускори изъяти мя: буди ми в Бога защитителя, и в дом прибежища, еже спасти мя. Яко держава моя и прибежище мое еси Ты: и имене Твоего ради наставиши мя, и препитаеши мя. Изведи мя от сети сея, юже скрыша ми: яко Ты еси защититель мой Господи. В руце Твои предложу дух мой: избавил мя еси Господи Боже истины (Пс.30:1-6). Тогда и Он скажет нам по написанному: Аз буду с тобою: и не оставлю тебе, ниже презрю тя. Крепися и мужайся (Нав.1:5.6); и как еще говорит: не убойся от лица их, ниже устрашися пред ними, яко с тобою есмь, глаголет Господь, еже избавити тя (Иер.1:17). Итак, благодаря человеколюбие Его, припади к Нему, говоря: отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя. Крепость моя и пение мое Господь, и бысть мне во спасение (Пс.117:13.14). Господу слава во веки веков! Аминь.

Поучение 30. О смиренномудрии

По сл. пер. Ч. I. Сл. 32.

Если ты, возлюбленный брат, так преуспеешь, что станешь на высокой степени; то не забывай смиренномудрия, чтобы тебе, если случится когда и соступить с этой степени, обрести путь и не пасть гибельным падением. Ибо сие бывает с некоторыми по собственной их неблагодарности; потому что не признательны к Даровавшему им благодать. А если бы познавали они Благодетеля, то не были бы преслушниками Его повелений; а если бы не были преслушниками, то и не падали бы, как написано: возносяйся, смирится: и смиряяй себе, вознесется (Лк.18:14). Почему и во Псалме говорит: видех нечестиваго высящася и превозносящася, яко кедры ливанския: и мимо идох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его. Храни незлобие, и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну (Пс.36:35-37). И еще говорит: Господь гордым противится: смиренным же дает благодать (Притч.3:34). И чрез Апостола увещевает, говоря: не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся (Рим.12:16). И в другом месте говорит: не возносися, да не падеши, и наведеши души твоей безчестие, и открыет Господь тайная твоя, и посреде сонма низложит тя: яко не приступил еси к страху Господню, и сердце твое исполнено лукавства (Сир.1:30). Посему, братия, постараемся смирять души свои пред Господом, чтобы вознес Он нас во время посещения. Ибо Он есть воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога (Пс.112:7). Кто не хочет добровольно смирять себя по благочестию, тот будет смирен по неволе. Посему и у праведного Иова написано: у Него держава и крепость, у Того ведение и разум. Проводяй советники пленены, судии же земли ужаси: посаждаяй цари на престолех, и обязуяй поясом чресла их. Отпущаяй жерцы пленники, сильных же земли низврати. Изменяяй устне верных, разум же старцев уразуме. Изливаяй безчестие на князи, смиренныя же исцели (Иов.12:16-21). Итак возлюбим смиренномудрие, возлюбленные; потому что Господь сам сказал: возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф.11:29.30). Эй, Благословенный, эй, Препрославленный, эй, Милостивый, эй, Человеколюбивый и Благий - весьма благо иго Твое и легко бремя Твое для всех приходящих служить Тебе с искренним сердцем! Тебе подобает слава и держава во веки веков! Аминь.

Поучение 31. О том, что христианину должно быть великодушным и незлопамятным

По слав. пер. Ч. I. Сл. 33.

Если случится с тобою огорчение; то потерпеть оное - не крайнее еще зло; тяжело же и опасно оставаться в огорчении. Если в отсутствие твое, брат, злословил тебя кто-нибудь, и другой, пришедши, объявит тебе, что такой-то брат злословил тебя; то, как мудрый, разбери, чье это наваждение, и не огорчайся на брата своего. А известившему тебя скажи так: "хотя оскорбил он меня, но он мне брат, да я и сам заслужил оскорбление; впрочем оскорбил он не сам по себе, но устроил сие враг, чтобы посеять вражду между нами. Господь же да разорит умыслы лукавого, а брата да помилует, и нас да не оставит". Если опять и в лице будешь оскорблен, не досадуй на сие, и не приходи в движение умом. Если же случится потерпеть оскорбление за худое дело; то не будем жестокосердыми, но исправим лучше свою погрешность. А если и по вражескому наваждению случится сие; ты, как знающий дело, не досадуй на брата своего. Ибо если оскорбленный воздашь оскорблением, то нанесешь себе двойную обиду; во первых тем, что оскорбленный не перенес сего великодушно, а во вторых тем, что на бесстыдный с тобою поступок отвечал злословием.

Посему, когда будет кто тебя злословить, не воспламеняйся гневом; но тотчас с скромною усмешкою, показав на лице улыбку, раздражение свое перемени на мир. Но есть и такой смех, который возжигает в другом гнев; ибо сказано: смехом безумный творит злая (Притч.10:23). Не о такой усмешке говорю, братия; напротив того, как искусный и опытный врач, раствори врачевство любви в союзе мира. Огонь не гасится огнем. Посему смеяться не должно: а ты любовью, степенностью и великодушием утоли гнев раздражительного беса. Ибо написано: гнев мужа правды Божией не соделовает (Иак.1:20). И у другого говорит: устремление бо ярости его падение ему (Сир.1:22). А если брат твой не вразумляется улыбкою; то всеми мерами постараемся уврачевать брата, чтобы не возобладало им раздражение. Господь и Спаситель наш Иисус сказал: аще принесеши дар твой ко алтарю, и ту помянеши, яко брат твои имать нечто на тя: остави ту дар твой пред алтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой (Мф.5:23.24). И чрез Апостола заповедует, говоря: мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа (Евр.12:14).

И да не научит тебя лукавый говорить: "не обидою оскорбляюсь, но тем, что обидел меня в присутствии братии". Это смущает тебя, раб Господень? Где же ты, воин Христов, оставил оружие свое, разумею крест? А крест есть смирение, как написано: смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Фил.2:8).

Хочешь ли, брат, докажу тебе, что с благодарностью должны мы терпеть все, если это сделано нам за Христа? Христос - жизнь наша и спасение душ наших. Посему кто страждет за Христа, тот страждет за свое спасение и за жизнь свою. Докажу тебе и примером подобострастных нам человеков, что смиренномудрием благоугодили они Богу; прежде же представлю тебе в пример ходящих по плоти, а потом перейдем к духовным. Оскорблен ты? Примени к себе бойцов. Но оставим ходящих по плоти, и перейдем к духовным. Когда Давид бежал от лица Авессалома, сына своего, Семей, вышедши на встречу, не злословил ли царя Давида, пред всеми сопутствующими ему? Не наедине злословил царя, чтобы не сказал иный, что поэтому и перенес он обиду великодушно. Даже не только злословил, но проклинал, и бросал в царя камнями; почему некто из близких друзей говорил царю: почто проклинает пес умерший сей господина моего царя? Пойду и отъиму главу его, И рече царь ему: что мне и вам сынове Саруины? оставите его проклинати мя тако, яко Господь рече ему проклинати Давида: и кто речет ему: почто сотворил еси тако (2Цар.16:9.10)? И еще сказал: негли призрит Господь на смирение мое, и возвратит ми благая, вместо клятвы его во днешний день (12). Видишь, возлюбленный, что праведные в смиренномудрии служили Господу. И если Давид, будучи царем и Пророком, показал столько усердия и смиренномудрия, то каковы должны быть мы нищие и грешные? Возьми также во внимание и незлопамятность Давидову на Саула. Поэтому и мы, братия, будем великодушны, нося тяготы друг друга (Гал.6:2). Какой воин увидев, что товарищ его взят в плен противниками, не вступает в борьбу и не сражается с противниками, чтобы похитить товарища своего из рук взявших его в плен? Когда же не в силах он избавить его, тогда плачет и печалится, воспоминая о друге. Не гораздо ли паче мы должны друг за друга полагать души свои? Ибо Господь и Спаситель наш Иисус Христос сказал: нет больше сей любви, да кто душу свою положит за други своя (Ин.15:13). Ему слава во веки веков! Аминь.

Поучение 32. О страстях

По слав. пер. Ч. I. Сл. 34.

Человек, проводящий в нерадении дни свои, сам себя обманывает, вовсе не помышляя о благах, какие уготовал Господь праведным, и о наказании, уготованном грешным, без всякого же страха предаваясь забавам. В таковом лукавый приводит в действие всякого рода плотские похоти; а он не в состоянии заметить сего, как ворота не замечают входящих и выходящих ими; потому что похоть, поселившись в уме его, омрачила очи его,

С подвижниками же враг борется иным образом; и прежде нежели совершено беззаконие, враг весьма умаляет оное в глазах их; особенно же умаляет похоть сластолюбия, будто бы выполнить ее тоже, что вылить на пол чашу холодной воды. Так лукавый умаляет грех в очах брата до совершения его; по совершении же греха, лукавый до крайности увеличивает беззаконие в глазах того, кто впал в оное. Воздвигает при этом на него волны отчаяния; а нередко вооружается на него и притчами, внушая ему такие мысли: "что сделал ты, напрасный труженик? Теперь объясню тебе, чему уподобилось делание твое. Насадил некто виноградных лоз, стерег и берег их, пока дали плод, и собрав виноград, наполнил он бочки виноградным вином; а потом вдруг встав, взял топор и разбил бочки; вино вылилось и погибло; вот чему уподобилось делание твое". Сие внушает лукавый брату, с намерением низринуть его в глубину отчаяния.

Посему, возлюбленный, зная наперед сии козни врага, бегай греха. Если же и подвергся какому грехопадению, не закосневай во грехе; но встань и обратись ко Господу Богу своему всем сердцем своим, чтобы спаслась душа твоя. Скажи лукавому помыслу: "хотя и бочки я разбил, и вино погубил, но цел у меня виноградник, а Владыка долготерпелив, многомилостив, милосерд и праведен. И надеюсь, что при содействии мне благодати Его, снова возделаю и сберегу виноград свой, и наполню бочки свои, как и прежде. Ибо чрез Пророка Исаию говорит Он: аще будут греси ваши, яко багряное, яко снег убелю: аще же будут, яко червленое, яко волну убелю. И аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте: аще же не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст: уста бо Господня глаголаша сия (Ис.1:18-20). Господу слава во веки веков! Аминь.

Поучение 33. Как должно утешать малодушных

По слав. пер. Ч. I. Сл. 35.

Брат искал своего брата, и нашедши, сказал ему: "где был ты, брат?" Он отвечал, говоря: "такой-то брат в скорби; ходил утешать его". Брат сказал ему: "если для Господа ходил, не без награды будешь… А есть и такие, которые, по-видимому, утешают и состраждут, но не знают, что причиняют большую скорбь и делают вред". Брат сказал: "кто же таков, что утешает брата во вред ему?" Брат отвечал ему: "если утешающий человек духовный, то приходит он не ко вреду, но к великой пользе. А кто имеет плотский образ мыслей, тот не принесет ни малой пользы". Брат говорит: "желал бы я знать речи того и другого, чтобы, желая оказать пользу брату своему, не сделать ему вреда". И брат сказал ему: оба испросим щедрот у Господа, чтобы послал Он благодать Свою в сердца наши; потому что без благодати Его человек бессилен к преспеянию в добродетелях. Итак слушай: у кого плотский образ мыслей, тот, пришедши для утешения братий, ведет такой разговор: что с тобою, брат мой? скажет он. Тот отвечает: просил у эконома нужной вещи, и не дал мне; или именует другого брата, который будто бы несправедливо оскорбил его. И пришедший для утешения, выслушав это, восклицает так: почему этот бесчестит других? и со мною в одном случае поступил он также, и обесчестил меня: мы почитаем его, а он не разумеет сего, и не хочет знать себе меры. Настоятели же здешние думают, что здесь только и можно спастись. Если здесь только; то человеку и спастись невозможно. Уйду и я отсюда, и освобожусь от этих людей. И такими словами делает он брату более вреда. А если найдутся и другие поработившиеся той же мысли; то еще больше расстраивают помысл брата. Нередко же бывает, что появляется у них и вино, и пока не упиются, не перестают они пить и препираться друг с другом на словах; иногда и руки налагают один на другого; а некоторые от многопития засыпают на месте. Брат говорит: "желал бы я узнать речи духовных людей, чтоб избрать для себя лучшее". Он отвечал: "Духовный, когда думает идти для утешения брата, прежде всего и не выходя еще из келлии своей, станет на молитву, чтобы Господь управил путь его. И пришедши к двери братней, постучавшись, положит земной поклон; по дозволении же взойдет и станет на молитву. После сего сядут молча. Потом хозяин келлии говорит брату: хорошо ты сделал, что пришел благословить меня. Брат отвечает: меня да благословит благоговение твое! Посему умоляю тебя, благословенный Господом, сказать, что с тобою? - Тот открывает ему свои помыслы или имя брата, который огорчил его. - Брат, выслушав это, говорит: помоги Господи! А врагу не хочется, чтобы кто-нибудь безмолвствовал. - И опять продолжая речь, говорит: впрочем, возлюбленный, где нет скорбей? где нет труда? Миряне разве не трудятся? мореходцы в странствованиях по морям разве не бедствуют? Воины на сражении не подвергаются разве опасностям? Почему же мы малодушествуем, как будто у одних нас скорби? Миряне трудятся для мирского, а духовные скорбят в делах духовных. Но печаль мира смерть соделовает, а печаль, яже по Бозе, покаяние в жизнь вечную (2Кор.7:10). Почему и мы, находясь в скорби, не будем малодушествовать. Ибо написано: печаль ваша в радость будет (Ин.16:20). И ужели ты, подъяв столько трудов, скончаешь ныне плотию (Гал.3:3)? Рассуди, что отрекся ты от мира и от воли своей; как же не можешь стерпеть и слова? и ради этого хочешь оставить обитель? Ужели враг до того расхитил у нас помысл смиренномудрия? и поэтому сильно восстают страсти в нас? Не гневайся на меня, который говорю тебе правду: ибо сострадая о тебе, говорю это. Откуда происходит причина, сему? Конечно, дело или в пище или питии, или в том, что не перенес ты слова, и столько терпишь вреда? Ты вменил сие в уметы, да приобрящешь Христа, и опять попускаешь, что ум твой погрязает в старых страстях? Пока не возлюбим воздержание, и не отсечем своей воли, дотоле не смеем сказать: се мы оставихом вся, и в след Тебе идохом (Мф.19:27). Подумай, каким ты был, когда пришел к вратам монастырским, горя духом в страхе Господнем. Но, может быть, хочешь сказать, что эти люди развратили твой помысл. Хочешь, докажу тебе, возлюбленный, что причина сему произошла от нашей лености? Лот жил в Содоме, и не погиб с Содомлянами. А Гиезий служил Пророку Елисею, и согрешил. Подобно и Самуил пребывал у Илия и жил вместе с детьми его, но те пали, а он спасен; потому что истинно возлюбил Господа. А Иуда Искариотский вместе с прочими учениками следовал за Господом, и предал Учителя и Господа славы в руки беззаконных, Итак не будем склоняться на волю врага, который внушает благовидные, конечно, предлоги к низложению душ наших. Ибо имеем примеры в божественных Писаниях, по которым каждый должен быть внимателен к самому себе, живет ли он с праведными, или с грешными. Живя с праведными, и сами будем жить праведно и преподобно. А если и с грешными живем, то постараемся не делам их подражать, но их при содействии благодати привлечь собою на путь спасения. Если же вздумаешь сказать о себе: немощен я и не имею крепости духа; то будем внимать божественным Писаниям, и поревнуем житию святых отцов, чтобы уврачевалась душа наша, и не пока только слушаем, станем приходить в сокрушение, вскоре же потом делать худшее. Кто так принимает слово, тот никогда не принесет плода; ибо таковые не имеют в себе корня. Всяко же древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает, и во огнь вметаемо (Мф.3:10). Как немощные будем слушать наставления мужей боящихся Господа, которые указывают душе путь к здравию и не уподобимся тем, которые хотят слушаться собственной только воли своей, чтобы нам не бедствовать, прилепившись к зломудренному помыслу. Некто из святых сказал: если видишь, что юный по своей воле восходит на небо, то удержи его; потому что полезно ему это. То же разумей и о человеке, который стар годами, но юн умом. Ибо премудрый говорит в притчах: путие безумных прави пред ними; а мудрый примет совет (Притч.12:15). Послушаем и того, который говорит: юнии повинитеся старцем: вси же друг ко другу смиренномудрие стяжите: зане Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (1Пет.5:5). Ибо некоторые почитают себя мудрыми, и не хотят подчиниться истинно мудрым и имеющим ведение Божие. Таковых Апостол называет суесловами и прельщенными умом, говоря: суть бо мнози непокориви, суесловцы и умом прельщени (Тит.1:10). Иному же помысл не редко внушает и говорит: что ж? ты молод еще, в старости своей покаешься. И если достигнет старости, опять представляет ему помысл: теперь ты состарился и имеешь нужду в покое. - Посему необходимо, возлюбленный, ежедневно работать Господу со страхом и трепетом; ибо кто сказал нам, что доживем до старости? А если и доживем, то будет ли у нас добрый помысл, если с сего уже времени нерадим о своем спасении? Послушаем Господа, Который говорит: бдите и молитеся: яко не весте дне ни часа (Мф.25:13; 26:41). По лености своей благое иго Христово почитаем мы тяжелым. Сколько думаешь, возлюбленный, и в мире жалующихся на то или другое, что дети их отданы в залог, что дети людей сильных отведены в плен, проданы в рабство, и на чужой стороне служат тем, которые несравненно их хуже, что иные бедны, лежат на городских рынках и улицах, ни чем не прикрытые, терпя от холода и от зноя? А мы не ставим в великое, что имеем у себя этот кров, дарованный нам Господом, и что нет у нас заботы о мирском. Будем приводить сие на память, и не уничижим Божией благодати и Божиих благодеяний, потому что сподобил нас Бог благого ига Своего. Но мы просили, и не дано нам? И кто не знает, что сие обратилось нам не в пользу? - Скажем и то: кто из нас не сознает себя преслушавшим Господа, и Господь, видя сие, долготерпит? А что касается до настоятелей, то предоставим сие Господу. Вси бо предстанем судищу Христову (Рим.14:10). Лица Бог человеча не приемлет (Гал.2:6). Итак восстань, препояшься, и не падай от помыслов. Послушай того, кто говорит: не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое (Рим.12:21). Увы мне грешному, возлюбленный! Столько претерпел за нас Господь славы! Что можем принести Ему как равноценное страданиям, какие претерпел Он за нас? Припадем к Нему всем помышлением, прося себе терпения у благости Его. Многими скорбми подобает нам внити в царствие небесное (Деян.14:22). Ибо Спаситель сказал ученикам Своим: вы же печальни будете, но печаль ваша в радость будет. Жена, егда раждает, скорбь имать, яко прииде год ея: егда же родит отроча, ктому не помнит часа того за радость, яко родися человек в мир. И вы скорбь имети будете: паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никто же возмет от вас (Ин.16:20-22). И таким образом, по дару благодати подкрепив брата словом истины, оба возблагодарят Господа. А если случится вкусить им вместе пищи: то едят и пиют со всею чинностью, чтоб изнурить плоть, и не упиться вином, в нем же есть блуд (Еф.5:18). И совершив дело Господне, возвращается он в келлию свою, прославляя Бога за обращение брата. Богу слава во веки! Аминь.

Поучение 34. О том, что читающий брат должен вникать в читаемое, и читать со тщанием, как в Божием присутствии

По сл. пер. Ч. I. Сл. 36.

Если тебе, возлюбленный, велено читать в слух братства, в точности заметь, где кончил начавший; и не прерывая порядка речи, начинай чтение, чтобы чтение твое было подобно вязи, сотканной из золота. Ибо кто пренебрежет одно слово, или пропустит стих, тот не хочет и сам учиться, как должно, и учить слушающих: он добивается только, где конец слова, и когда унесут у него книгу. Ты же, возлюбленный, будь трезвен, чтобы чтением доставить пользу и себе самому и слушающим тебя. Если же внезапно велено тебе читать; то с левой стороны книги начинай чтение. А если слово в начале, скажи надписание; ибо таким образом сделается понятным читаемое. Если приобрел ты книгу, то храни ее в исправности, чтоб не встретилось в ней преткновения читающему, или списывающему.

Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.2. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, сс. 80-216. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение