страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобный Ефрем Сирин
Поучительные слова к египетским монахам (35-42)

Поучение 35. О девстве и целомудрии

По сл. пер. Ч. I. Сл. 37.

Брату или сестре влагает лукавый мысль, говоря: "вот ежечасно тревожит тебя блудный помысл: долго ли будешь нести это беспокойство и терпеть?" Брат отвечает: "пока не призрит Господь на смирение мое и на труд мой, и не простит всех грехов моих". Лукавый продолжает: "чтоб не быть тебе в борении, удовлетвори однажды похоти, и после покаешься; это - не важное дело". Брат говорит: "нет мне нужды учиться у тебя покаянию; ибо знаю, что человеку даже до последнего его дыхания, по великому Божию человеколюбию, покаяние возможно. А если говоришь, будто дело сие не важно, то ежели пред Богом моим и в малом сем деле окажусь неискусным, коль ми паче не искусен буду, когда придет на меня большее сего искушение?" Лукавый еще говорит: "но и сие не важно; потому что и опять должно только покаяться". Брат отвечает: "а кто мне скажет, что, если растлю плоть свою, то найду время к покаянию, и не буду повлечен вместе с делающими беззаконие? Ибо наше житие сень есть на земли (Иов.8:9). Да и не то же ли это будет, как взять меч и самому себя убить?" Лукавый продолжает: "удовлетворение похоти ничего не значит, это - дело одного часа, которое тотчас и миновалось". Брать отвечает: "послушай, враг жизни и противник душ, какая честь уготована от Бога тем, которые, по благочестию, препобедили сие, как называешь ты, маловажное, и какое наказание, какое бесчестие уготованы Богом для тех, которые препобеждены сим маловажным? Как высок целомудренный Иосиф! Препобедил он страсть сию, и не восхваляется ли из рода в род на небе и на земле? А позор Египтянки всегда подвергается осмеянию. Подобно и блаженная Сусанна, препобедившая похоть, из рода в род и до века прославляется; потому что не согласилась на собственное свое падение, и не изменяла целомудрию, не убоявшись угрозы смертью; а старцы и судии народные, которые, повидимому, правили народом, будучи побеждены сею страстью, побиты камнями, умерли, и с тем вместе на все роды оставили по себе не доброе имя. Не знаешь разве, диавол, что зверь, если привык к плотоядству, чаще удовлетворяет сей страсти? А ты хочешь меня уверить, говоря: если однажды удовлетворишь похоти, не будет она более тревожить. Господь Бог, давший человекам Духа Своего Святаго, запретит тебе; потому что строишь мне козни, намереваясь чрез грех, подобно льву, поглотить душу мою. Но Спаситель наш Христос не даст тебе к тому случая, потому что Он человеколюбив, силен и милостив". Лукавый продолжает внушать: вовсе ничего не значит дело сие, о чем же скорбишь теперь? Брат говорит: "скорблю о том, что обольщаешь людей, ибо сладкое твое горько, учение твое - глубина зол, дары твои исполнены смерти и пагубы; потому что внушаешь мне уничижить благодать Господню и оскорбить Духа Святаго, Имже знаменовался я в день избавления (Еф.4:30); ты говоришь мне: не важное это дело, и подущаешь, да уды Христовы сотворю уды блудничи (1Кор.6:15), подущаешь, чтобы в одно мгновение утратил я бессмертное богатство, учишь меня уничижить освящение, без которого никто не узрит Господа. Все это ничего, по твоему, не значит? Ты подущаешь меня прогневать Господа, чтобы в оный страшный день, пред страшным Божиим престолом, услышать мне от праведного Судии: раб лукавый и больше сластолюбивый, нежели боголюбивый, осквернил ты землю Мою своими нечистотами и своими грехами. И это, говоришь ты, не важное дело? Как написано: Бог и аггелов согрешивших не пощаде, но пленицами мрака связав предаде на суд великого дня мучимых блюсти: и перваго мира не пощаде, но осмаго Ноя правды проповедника сохрани, потоп миру нечествовавших наведе: и грады содомския и гоморрския сжег разорением осуди, образ хотящим нечествовати положив (2Пет.2:4-6); и ты говоришь мне, что это - не важное дело? Но кто же, став послушен тебе и поработившись греху, благополучно провел дни свои, наследовав нескончаемое царство? Идущий же путем Христовым всегда радуется и веселится о Духе Святом, ожидая блаженного упования великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Но знаю, что, если победишь, не избегну печали: и ты пойдешь с вестью к отцу своему сатане, радуясь моему падению, а я постыжден буду на небе, как скоро сделаю сие. Итак лучше для меня, чтоб ты не давал мне покоя, как пес, только бы тебе надо мною не смеяться таким смехом. Дивлюсь же тебе, диавол, что ухищряешься заставить людей малое сие наслаждение предпочитать вечной жизни. Господь - наша крепость и помощник наш; Господь - прибежище наше и заступник; Господь - защититель наш, и не убоимся тебя".

Итак подвизайся, возлюбленный; и против вражеских внушений представляй себе страх геенны и лютость мучений, чтобы враг не обольстил тебя вселукавством своим.

Но, может быть, скажет иной: "откуда узнать мне страх геенны?" Скажу нечто человеческое. Не входил ли ты когда в баню, и не видел ли там людей, которые, изнемогши от жара, бросаются в воду? Но при том пламени, который некогда примет в себя грешников, нет водоема; там нет ни дверей, ни выхода, нет ни мерцания света, ни увлаживающего ветра. И если кто, горя во пламени, возопиет громким голосом; не будет ему помощника или утешителя, потому что он осужден за собственные дела свои. Ибо написано: суд без милости не сотворшему милости (Иак.2:13), и: несть радоватися нечестивым (Ис.48:22). Не видел ли ты и этой печи, нагревающей баню? А в том огне, вместо дров, листьев и соломы, сожигаемы будут Божиим огнем нечестивые и грешники: грехи их восстанут на них и произведут сильнейший пламень. Ибо написано: гнев и ярость, скорбь и теснота на всяку душу человека творящаго злое, Иудеа же прежде и Еллина. Слава же, честь и мир всякому делающему благое, Иудееви же прежде и Еллину. Несть бо на лица зрения у Бога (Рим.2:8-11).

Посему, возлюбленные, будем трезвиться пред Господом в молитвах и милостынях, со всяким смиренномудрием, пока есть еще время избавиться нам от сказанных выше зол. Ибо Господь по великой благости своей хочет, чтоб все спаслись. Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 36. О чистоте

По сл. пер. Ч. I. Сл. 38.

Чистоту, возлюбленный брат, уподобь пальме. Ибо у пальмы сердцевина бела, а наружность покрыта остнами, которые окружают собою белизну пальмы. Итак надобно приобрести любовь от чистого сердца ко всем человекам, особенно же к своим по вере, а к противникам и к людям сластолюбивым холодность, и при холодности сей иметь ведение, целомудрие и мир, потому что Апостол говорит: рабу же Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем, учительну, незлобиву, с кротостию наказующу противныя: еда како даст им Бог покаяние в разум истины, и возникнут от диавольския сети, живи уловлены от него в свою его волю (2Тим.2:24-26). О чистота, гнушающаяся роскошью, негою, телесным изяществом, убранством одежд! О чистота, ненавистница дорогих яств, бегающая пиянства! О чистота, узда для очей, все тело из тьмы приводящая в свет! О чистота, угнетающая и порабощающая плоть, и проникающая взором в небесное! О чистота, родоначальница любви, и житие ангельское! О чистота, у которой сердце чисто, гортань сладостна и лице светло! О чистота, возвысившая боголюбца в земле чуждой, так как искупил он и купивших его! О чистота, дар Божий, исполненный доброты, назидания и ведения! О чистота, неволненная пристань, исполненная мира и устройства! О чистота, радующая сердце приобретшего ее, и окрыляющая душу к небесному! О чистота, порождающая духовную радость, и умерщвляющая печаль! О чистота, отвращающая лукавства, и прилепленная к добру! О чистота, умаляющая страсти, и производящая бесстрастие! О чистота, просвещающая праведных, омрачающая диавола, и быстро текущая к почести вышняго звания о Христе! О чистота, отгоняющая уныние, и внушающая терпение! О чистота, легкое бремя, не тонущее на водах, и вечное богатство, сокрытое в душе христолюбивого человека, которое владеющий им отыщет во время нужды! О чистота, прекрасное имение, которого звери не опустошают и огонь не пожигает! О чистота, у которой в руках непреложное богатство, и которая гонит от себя нерадение! О чистота, духовная колесница, которая владеющего ею возводит в высоту! О чистота, упокоевающаяся в душах кротких и смиренных, и производящая Божиих человеков! О чистота, расцветающая как роза, среди души и тела, и весь дом наполняющая благоуханием! О чистота, предшественница и сообитательница Святаго Духа! О чистота, умилостивляющая Бога, достигающая Его обетований, и у всех людей обретающая себе благодать! Ее возлюбили святые; ее возлюбил святый Иоанн Евангелист, и, возлюбив ее, удостоился возлежать на персях Господа славы. О чистота, не только приснодевственникам, но и живущим в супружестве приобретаешь ты почести. Ее возлюбим всем сердцем и мы, благословенные рабы Спасителя, чтобы возрадовать Духа Божия, живущего в нас. Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 37. О том, что должно не блуждать туда и сюда глазами, но поникать взором долу, душою же стремиться горе ко Господу

По слав. пер. Ч. I. Сл. 39.

Вопрос. Чем приводится в бездействие демон блуда?

Ответ. Не только воздержностию от снедей, но и воздержанием очей, еже не видети суеты (Пс.118:37). В оке, рассеянно обращенном, есть уже блуд, о котором засвидетельствовал Господь: аминь, аминь глаголю вам, яко всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем (Мф.5:28). Такое прелюбодеяние искореняет в себе, кто око обращает долу, а душу ко Господу; а кто возобладал и над взором. Страшный у нас предатель - рассеянное око.

На прочие страсти действует недавнее искусительное воспламенение; а брань, возбужденная взором, и в присутствии и в отсутствии видимого мучит душу, разжигая ум похотью. Представлю, возлюбленные, нечто в пример. Слышал кто-нибудь сладкогласие музыкальных орудий, и отошел прочь; потом слышит плачевный голос, и плач подавил в нем сладкогласие музыкальных орудий. Подобно сему, вкусил кто меда, а потом вкушает чего-нибудь самого горького, и горечь подавила сладость меда в гортани. То же и в обонянии: обонял кто что-нибудь самое приятное, а потом обоняет зловоние, и зловоние угашает приятность обоняния. Еще коснулся кто холодной воды, а потом касается кипящей, и жар горячей воды ослабляет холод. Но брань, возбужденная рассеянным оком, и в присутствии и в отсутствии предмета разжигает ум похотью. Даже и во сне представляет предмет сердцу; потому что бесы живописуют искусительную вещь в мысли, и занимают ум, начертывая образ искусительного предмета в очах человека. О сем-то молится Пророк, говоря: отврати очи мои, еже не видети суеты (Пс.118:37). Парение похоти пременяет ум незлобив (Прем.4:12). В покорении очей - бесовская засада, если не исткнет себе очей побежденный взором.

Итак, когда бес начнет начертывать в тебе искусительный предмет, и напишет в уме твоем красоту женщины, когда-нибудь виденной тобою, или что-нибудь подобное тому; введи внутрь себя страх Божий и вспомни о спящих во гробах; помысли о дне исхода своего, когда душа твоя будет разлучаться с телом; представь тот страшный и в трепет приводящий глас, который услышат нерадевшие о правде, и не соблюдшие заповедей Христовых: отъидите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф.25:41), где плач и скрежет зубов, во тму кромешнюю (30). Представь и червя не усыпающего и муку нескончаемую. О сем помышляй и припоминай, и рассеется в мысли твоей вожделение наслаждения, как тает воск от лица огня; ибо бесы не поспешат противостать страху Божию.

А кто не противится похоти, но дает очам своим свободно блуждать, тот, конечно, склонился уже умом пред страстями, и если бы не стыд человеческий, неоднократно растлил бы и тело. Почему, если не будет он трезвиться и постоянно иметь страх Божий пред очами своими; то не замедлит растлить и тело. Ибо за сим демоном, который учит глаза рассеянности, следует другой демон, который вещественно соделывает грех во плоти. Если второй увидит, что первый успел развлечь душу и сделать рассеянною, тотчас начинает советовать, чтоб совершен был и плотский грех. И побежденному оком своим начинает он внушать и говорить нечто подобное сему: "вот в намерении ты согрешил и прелюбодействовал сердцем, заповедь уже нарушил, и грех преступления заповеди вменен уже тебе. Поэтому удовлетвори теперь похоти. Ибо и сделать и вожделевать одно и тоже. Насладись, по крайней мере, своим вожделением".

Но ты не верь его вымыслам, по слову апостольскому: не не разумеваем умышлений его (2Кор.2:11). Ибо хочет он сам уловить душу твою. Выслушай же о сем притчу. В некоторой стране был один юноша. Он обручился с тремя девицами и отбыл в дальную сторону. Поелику же замедлил он там; то одна девица вышла замуж, другая впала в блуд и очреватела; а третья сказала сама в себе: "если бы не стыдно мне было людей, то и я вышла бы замуж". И начала девица предаваться подобным помыслам; но вспомнила потом об отлучившемся юноше, от которого, вместе с другими девицами, получила перстень, и, раскаявшись, стала плакать, что вдруг взошло ей на сердце худое помышление. Итак, когда возвратился юноша, которая из трех девиц стала ему приятна? Не последняя ли, помыслившая и не сделавшая, но раскаявшаяся в худом помышлении? Так и тому демону, который советует совершить беззаконный грех, надобно сказать: "хотя пал я оком, и прелюбодействовал сердцем; однако же прелюбодейное сердце сие сокрушаю неизглаголанными воздыханиями, и падшее око омываю слезами. Ибо сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс.50:19). Богу слава во веки веков! Аминь.

Поучение 38. О кротости

По слав. пер. Ч. I. Сл. 40.

Такое обещание угождать Христу дал ты, монах, и не переносишь с мужеством искушений и скорбей, какие бывают тебе от противников? Не принимаешь вразумлений и советов от настоятеля? Но Апостол говорит: аще без наказания есте, ему же причастницы быша вси: убо прелюдодейчищи есте (Евр.12:8). Уязвлен ты словом? радуйся, что уязвлен, но и исправься в своем падении. Уязвлен ты напрасно? тем большая тебе награда. И Апостолы, возвестившие миру спасение, как злодеи, биты были среди города; и не гневались, не пришли в негодование, но радовались, яко сподобишася за имя Его безчестие прияти (Деян.5:41). Радуйся и ты, что сподобился принять бесчестие за имя Его.

Но кто-нибудь из более нерадивых скажет, может быть: "прискорбно мне, что случилось это со мною после стольких трудов". Прискорбно тебе это, раб Господень? Из этого, по крайней мере, узнай сам себя: действительно ли, после стольких лет, победил ты страсти? Радовался ли, когда постигало тебя бесчестие? И не возносился ли, когда бывал в славе? Аще бо кто мнит себе быти что, ничтоже сый, умом льстит себе (Гал.6:3). Искусство кормчего обнаруживается во время бури. Кто хвалится и говорит: "столько то лет я в монашеской жизни", а не показал на деле исполнения обета, и не принял нравов строгой жизни, тот носит при себе орудия такого искусства, которому еще не научился.

Состарился ты в монашеском образе? Как опытный в сей жизни, будь образцом для юных и неопытных. А если ты новоначальный, подчинись старейшим. И воины земного царя подчиняются своим начальникам и вождям; не тем ли паче должны мы повиноватися не токмо за страх, но и за совесть (Рим.13:5)? Если они воинствующие по плоти, оказывают всякое старание, чтобы услужить поставленным над ними; то как же ты, отрекшийся от самой жизни, даешь себя увлекать подобным страстям, пребывая необузданным, непокорным, не терпящим вразумления о Христе? Похвал и славы совершенных отшельников требуем себе, а трудов, за которые и почесть, бегаем. Для чего позволять за один день и час гибнуть такому безмолвию и стольким трудам? Если сам себя убьешь, кто пожалеет тебя? Такова ли твоя похвала? Таково ли твое искусство? Прилучилась малая тебе скорбь, и ты отрекаешься образа монашеского и жизни монашеской? И собственною своею леностью вооружаешь на себя врага? Нет, брат, не обращай врагам хребта своего, но стой твердо, сражайся, и враги побегут от тебя. Ибо рассуждаю, что принявший над тобою начальство не радуется твоему стыду, как обязанный дать за тебя отчет Господу; но радость ему, если Господу представит тебя совершенным.

Итак войди в себя, возлюбленный, и возвратись в покой твой. Облекись в броню веры, возложи на себя шлем спасения, восприими меч Духа Святаго, иже есть глагол Божий (Еф.6:17). Будь для единодушных братий образцом кроткого нрава. И высшие да подивятся терпению твоему. Да возрадуется о доблести твоей и живущий в тебе Дух Святый.

Если же не переносишь малого искушения; та как перенесешь великое? Если не одолеваешь отрока, то как поборешь совершенного мужа? Если не переносишь слова, то как стерпишь удар? Если не терпишь заушения и удара; то как понесешь крест свой? Если креста не несешь; то как наследуешь на небесах славу вместе с теми, которые говорят: сия вся приидоша на ны, и не забыхом Тебе (Пс.43:18); и еще: зане Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения (23)?

Желал бы я молчать, возлюбленный, ради стыда лица своего; но скорбь сердца моего понуждает меня говорить. Да, возлюбленный брат, ужели мы забыли, что претерпел за нас общий наш Владыка? Он был поруган, уничижен, Ему говорили: беса имаши, - и Он не гневался; Его называли льстецом, заушали, били, пригвоздили ко кресту; Он вкушал оцет с желчию, пронзен копием в ребра. Все это претерпел Он нашего ради спасения. Увы, увы мне бедному! Увы окаянному и грешному! потому что я безответен. Что скажу, или что изреку пред Тобою, ведущим тайны сердца моего? Умилосердись, Боже, надо мною недостойным, который никакого оскорбления, и даже слова, не хочу слышать ради Тебя, столько для нас претерпевшего. Кто не будет плакать о мне, который и благоговение обращаю в покров пороку? На словах я монах, а делами прогневляю Господа. Подлинно охладела любовь во многих душах.

Будем же трезвиться пред Господом, умоляю вас. Господь не отвергает желающих спастись, но содействует им. Скажем и мы с Пророком: обратися душе моя в покой твой, яко Господь благодействова тя: яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез, и нозе мои от поползновенгя. Благоугожду пред Господем во стране живых (Пс.114:6-8), чтобы и нам сподобиться услышать сказанное: сын мой сей мертв бе, и оживе: изгибл бе, и обретеся (Лк.15:24). Богу нашему слава во веки! Аминь.

Поучение 39. О непослушных и о воскресении, о страхе Божием и о будущем суде

По сл. пер. Ч. 1. Сл. 41.

Если, возлюбленный, придет к тебе брат, и будет упрашивать тебя, говоря: иди с нами, приобщися крове (Прит.1:11); в совете нашем составим единодушное между собою братство, а кто говорить нам напротив, тех отдалим от себя; старцам пойдем наперекор, и седины не устыдимся, наговорим грубостей приставникам дома, насмеемся над безмолвствующим, наругаемся над благоговейными; всех подчиним себе, составим себе имя; обличаемые не станем молчать, дружно возвысим голос, чтобы не обнаружилась ложь наша; когда обратятся к нам с увещаниями, поддержим свою гордость; когда станут упрашивать, превознесемся; да будет нам крепость закон правды; некрепкое бо не полезно обретается (Прем.2:11); то не ходи одним путем с сими людьми, уклонися от них, и измени: не уснут бо, аще зла не сотворят (Прит.4:16.17). А говорящему сие отвечай: "не мое это дело. И ты бежал сего, но опять тому же хочешь работать? Какая же польза от пострижения власов? Какую из сего извлекут для себя выгоду люди? Твердо держим у себя в уме, что оставили мир, чтобы стать монахами: как же хочешь возмущать души братий? Но ты, слыша правду, не гневайся; ибо общая в этом польза. Не понимаешь разве, что поем? А поем не это ли: блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь (Пс.1:1-2)? И еще говорит: яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет (6). И в другом псалме говорит: яко се удаляющии себе от Тебе, погибнут: потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе. Мне же прилеплятися Богови благо есть (Пс.72:27.28). И еще говорит: врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша (Пс.36:20): кротцыи же наследят землю, и насладятся о множества мира (11). И еще говорит в другом псалме: что хвалишися во злобе сильне, весь день (Пс.51:1)? И еще в другом: не живяше посреде дому Моего творяй гордыню: глаголяй неправедная не исправляше пред очима Моима (Пс.100:7). Многих прельстил помысл высокоумия, надмевая суетным. Написано: не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся (Рим.12:16). Итак, умоляю тебя, живи в безмолвии, чтобы иначе, воспользовавшись на время своею волею не скончать тебе в мучении последних дней своих. Или ты скорее покусишься злоумышлять на сие святое место, по слову Сказавшего: ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание (Пс.40:10)? Итак пойдем в келлии свои, и будем плакать о грехах своих, чтобы умилостивить нам Бога, ради Которого оставили мы суетный мир, да не когда похитит, и не будет избавляяй (Пс.49:22), Ясно представим себе, что, хотя нас теперь и тысячи, но в день смерти один по одному пойдем отсюда; и каждому будут сопутствовать только дела его, то, что он сделал худого и доброго. О том помышляй, о том заботься, как бы возмочь тебе избежать гнева; ибо невозможно нам избегнуть рук Создавшего нас, по слову сказавшего: камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу (Пс.138:7)?

Итак никто да не обольщает сам себя: должно нам предстать судищу Христову (Рим.14:10), где вся нага и объявлена пред очима Его (Евр.4:13), где предстанут тысячи тысяч и тьмы тем святых Ангелов и все силы небесныя подвигнутся. И где тогда будут высокоумие и надменность? Где тогда упоение и раздражительность? Где тогда расточительность, угрозы и суетное высокомерие? Кто постоит пред страшным прещением Ангелов Божиих? Представим себе, что предавшие себя Христу и благоугодившие Ему в веке сем, будут судить нас, как написано: не весте ли, яко святии мирови имут судити (1Кор.6:2)? Ибо они, будучи подобострастными нам человеками в мире, благоугодили Богу; а мы, делая лукавое, прогневляем Бога.

Но, может быть, какой-нибудь двоедушный человек возразит и скажет: "знает Господь, что бывает от немощи моей, и Он сострадателен к моей немощи". Увы, увы! Кто не будет плакать о сих людях? В деле Господнем извиняемся немощью, а для ссор, для составления скопищ, для дел лукавых мы сильны. Для чего сам себя обманываешь, думая посмеваться Богу? не сей худого, и не пожнешь худого. Послушай того, кто говорит: кто жесток быв противу Его, пребысть? Обетшаяй горы и неведят, превращаяй я гневом (Иов.9:4.5). Или сердца наши до того огрубели от объядения, пиянства и печалей житейских, что не можем познать своего чина? Надлежало бы каждому из нас подумать и сказать в душе своей: "не знаю, куда мне обратиться; влаюсь я всяким ветром. И для чего мне возмущать души других к осуждению своему? Не должно ли напротив и тех, которые покушаются на сие, остановить советом и просьбами, чтобы не быть мне устраненным от сыноположения? Ибо написано: блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся (Мф.5:9). А теперь что делать мне нерадивому? Что в день суда отвечать пред страшным судилищем за свою душу и еще за тех, кого соблазнив совратил я с пути истины? Иной оставил отца и матерь, другой - жену, детей, друзей, имение, по упованию на Христа, и избрал безмолвие, а я не переставал их смущать и оскорблять". Но ты делаешь противное сему, и не безмолвствуешь в келлии своей, но ходишь по келлиям монахов, развращая души братий, клевеща брату на брата, наводя их на худые подозрения, возбуждая в них бурю помыслов, и производишь мятежи в братстве. Поелику поработил ты себя худому вожделению, то и навык таким неразумным делам. Для чего же так безжалостно злоупотребляешь своею жизнью? Для чего вредное душе твоей почитаешь полезным? Для чего навлекаешь на себя чужие беды? Если не уцеломудришься наконец, и не будешь безмолвствовать; осудят тебя и те, кто хвалит тебя. Когда совершенно впадешь в глубину зол, тогда и сам будешь укорять врагов истины. Ибо совет нечестивых не устоит по слову сказавшего: Господь разоряет советы языков и так далее. Совет же Господень во век пребывает (Пс.32:10.11). Или еще, по жестокосердию нашему, станем превозноситься телесною силою, не зная сказанного: исполин не спасется множеством крепости своея (16), и вскоре потом: се очи Господни на боящияся Его, избавит от смерти души их, и препитати я в глад (18-19)? Для чего отрекаешься выслушать увещание? Вижу движения твои, которые дышат любоначалием. Не дивись славе, но посмотри на следующую затем опасность: ибо сильнии сильне истязани будут (Прем.6:6). Если нерадим об одной душе, которую вверил нам Господь, и попустили ей придти в запустение, как винограднику, огражденному, но оставленному без возделания; то вверит ли нам Бог попечение о целом саде? Верный в мале, и во мнозе верен есть, а неверный в мале, и во мнозе неверен есть (Лк.16:10). Итак помолимся о душе, нам вверенной, чтоб дать за нее отчет, когда Господь подвергнет исследованию всю вселенную. Не малая предстоит опасность приставленному иметь попечение о стаде, если, против воли Пастыреначальника, будет во зло употреблять управление паствою. Ибо, как сказано, сильнии сильне истязани будут.

Итак отрезвимся прежде, нежели пойдем туда, где нет утешающего. Там увидим, что кроткие и смиренные сердцем в великой славе, а мы непокоривые в бедствии. Ибо не делаем ничего для Бога, из любви к Нему, со смиренномудрием, делаем же все в гордыне, из человекоугодия и пагубного тщеславия. Все мы горделивы, все гневливы и раздражительны; друг другу завидуем, друг друга угрызаем. Скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахом зело. Помози нам Боже Спасителю наш (Пс.78:8.9). Послушай Того, Кто говорит: иже несть со Мною, на Мя есть: и иже не собирает со Мною, расточает (Мф.12:30). Или забыл ты о том жерновном камне, который назначен в наказание творящим соблазны? Не обманывай сам себя, человек: не возможно преуспеть без страха Божия и без великого смиренномудрия. Без этого сделанные успехи ведут к утрате; ибо написано: никто же сам себе приемлет честь, но званный от Бога (Евр.5:4). Поэтому уклонися от зла, и сотвори благо, взыщи мира и пожени и, чтобы достигнуть; потому что очи Господни на праведныя, лице же Господне на творящия злая, еже потребити от земли память их (Пс.33:15-17).

Да не увлекают нас мечты и мнения века сего; ни чем не различны они с тенью. Многие, уснув богатыми, встали бедными; сегодня князь, а на утро скончается. Блаженны терпящие для Господа и возгнушавшиеся прелестью века сего, ибо действительно наследуют они постоянную славу. Этот богач облачашеся в порфиру и виссон, веселяся по вся дни светло, - и ублажали его сыны века сего, но не Ангелы Божии. А бедный Лазарь лежаше пред враты богатаго гноен, и желаше насытитися от крупиц, падающих от трапезы богатаго, но и пси приходяще облизаху гной его (Лк.16:19-21). Итак Лазарь ничего не желал от самого богатого, ни явств со стола его, ни того, что ел богатый, но желал малоценного, чем питались и псы. И сыны века сего сколько дивились богатому и величали его по причине славы его, столько уничижали бедного и гнушались им. Но Ангелы Божии дивились терпению последнего. Когда же обоих постигла кончина; бысть несену быти бедному Ангелы на лоно Авраамле, а богатый ввергнут в мучение. И во аде возвед очи свои сый в муках, узре Авраама издалеча, и Лазаря на лоне его: и той возлгаш рече: отче Аврааме, помилуй мя, и посли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде, и устудит язык мой: яко стражду во пламени сем. Рече же Авраам, чадо, помяни, яко восприял еси благая в животе твоем, и Лазарь такожде злая: ныне же зде утешается, ты же страждеши. И над всеми сими между вами и нами пропасть велика утвердися, яко да хотящии прейти отсюду к вам, не возмогут, ни иже оттуду к нам преходят. Рече же: молю тя убо, отче, да послеши его в дом отца моего: имам бо пять братий: яко да засвидетельствует им, да не и тии приидут во пламень сей. Глаголаше Авраам: имут Моисея и пророки: да послушают их. Рече же ему: ни; но аще кто от мертвых идет к ним, покаются. Рече же: аще Моисея и пророков не послушают, и аще кто от мертвых воскреснет, не уверуют (25-31). Какую же пользу в тот час принесли сему богатому богатство, какое имел он, и веселье, каким по вся дни веселился светло?

Итак постараемся, возлюбленные братия, избежать мучений, какие уготованы презрителям и грешникам, прежде нежели отданы мы на то место мучений. Тогда горько будем плакать, не имея у себя ни утешителя, ни советника, и, что всего хуже, от мучителей своих слыша: "Вы достойны наказаний, потому что сами себя довели до сего. В краткое время переходящего мира могли вы избежать суда сего покаянием, но нерадели, насладистеся, упитаете сердца ваша, аки в день заколения (Иак.5:5). Где наслаждения протекшего времени? Где прелесть его и смех? Вот не миновалось ли все это, как тень, как тонкий пар, разогнанный бурею, как дым, рассеянный ветром? Итак наслаждайтесь теперь, как сами пожелали. Ибо и сим были вы недовольны; не только самих себя ввергли в пучину зол, но увлекли с собою и других. И тем не удовольствовались, что о собственной душе нерадели, но развратили души других. Какая добродетель, какая заповедь умилостивить за вас Бога? Души ваши полны были горькой ревности, соперничества, зависти и всякого порока; ярость неукротимых зверей возлюбили вы; а теперь окружили вас все худые дела, совершенные вами в протекшее время. Мы небрегли о Боге, глаголющем вам в святых Писаниях, посмевались, заносились высоко. И сколько долготерпения к нам у благого Бога, столько умножились грехи ваши. Господь сказал: не любите мира, ни, яже в мире (1Ин.2:15); а вы состязались о славе и из сребролюбия. Господь сказал: блажени плачущии ныне: яко тии утешатся. Блажени нищии духом: яко тех есть царствие небесное (Мф.5:3.4); а вы сделались горделивыми и высокомерными, предались смеху и обольщению. Господь сказал: блажени кротцыи: яко тии наследят землю (5); а вы сделались свирепыми и неукротимыми. Господь сказал: блажени алчущии и жаждущии правды: яко тии насытятся (16); а вы возненавидели правду, и гнали поступающих правдиво. Господь сказал: блажени милостивии: яко тии помиловани будут (7); а вы без милосердия и сострадательности обращались с подобострастными вам человеками. Господь сказал: блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят (8); а ваши сердца помышляли о лихоимстве и злых пожеланиях. Господь сказал: блажени изгнани правды ради: яко тех есть царствие небесное (10); а вы и праведных притесняли, и истины не хранили. Что ж вопиете теперь? Время покаяния прошло; здесь мздовоздаяние. Теперь праведные увенчаны; а вы грешники отданы в геенну огненную. Теперь праведные, как свет, воссияли в царстве небесном; а вы грешники отданы во тьму кромешнюю. Теперь праведные с Ангелами песнословят Бога; а вы грешные плачете в муках и скрежещете зубами, жалея, что время покаяния утратили в нерадении. Не сами ли вы отделили себя от праведных, и возревновали делам грешных? А теперь они и вы отданы на мучение. Посему остается вам оплакивать мучения и казни, постигшие тех и других".

Тогда и мы в глубоких воздыханиях воззовем с горьким плачем, говоря: праведен еси, Господи, и прави суди Твои (Пс.118:137). Ибо когда были мы в мимотекшем веке, все сие открыл Ты нам в святых Писаниях но мы не верили, и усумнилось сердце наше; теперь же все ясно видим своими очами. Горе нам, что погубили дни свои в великом нерадении!

Все сие наперед зная, возлюбленные братия, постараемся избежать оного стыда и наказания вечного, чтобы сподобиться нам радости праведных. Долго ли будем носить в себе похоти ветхого человека? Долго ли будем предавать ум свой суетным удовольствиям века сего? Воспрянем наконец; отрезвимся, как от вина, от памятования о суетной жизни. Горе восторгнем ум и сердце, где действительно жизнь и истинный свет. Возненавидим мир и что в мире; пренебрежем тленным ради нетленного, земным ради небесного. Всею силою возлюбим Господа, сотворившего нас, благого и человеколюбивого Владыку; возлюбим друг друга ради Господа. Смотри, сколько человеколюбия у Владыки. Он говорил ученикам Своим: о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любите друг друга. Не сказал: если будете приносить Мне тельцов и козлов; но говорит: аще любовь имате между собою (Ин.13:35). Итак, братия, соблюдем любовь, чистоту, безмолвие, смиренномудрие и все, что прилично святым; возненавидим бесстыдство, многоглаголание. Ибо написано: муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление. Познах, яко сотворит Господь суд нищим, и месть убогим, Обаче праведнии исповедятся имени Твоему, и вселятся правии с лицем Твоим (Пс.139:12-14). И еще говорит Господь: на кого воззрю? токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих (Ис.66:2).

Сам же Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, имеющий власть живота и смерти, да просветит умные очи ваши, чтобы исправно служили вы Ему все дни ваши, и обрели милость пред лицем Его в оный день. Прошу вас воспоминать и меня грешного в молитвах своих, чтобы и ко мне недостойному умилосердился Владыка всяческих. Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 40. О благоговении

По сл. пер. Ч. I. Сл. 42.

Будь весьма внимателен, возлюбленный, чтобы не потерять тебе пути прямого, и не ходить путями тьмы; иначе, при кончине своей, окажешься строптивым пред Богом и пред людьми. Ибо сказано: Горе вам, оставившии пути правых, еже ходити в путех тмы! Горе вам, веселящиися о злых, и радующиися о развращении злем! Ихже стези стропотни, и крива течения их, еже далече тя сотворити от пути правого, и чужда от праведнаго разума (Прич.2:13,16). Почему присовокуплено: Ни бо достигнут лет жизни. Аще бо быша ходили в стези благия, обрели убо быша стези правы гладки. Блази будут жители на земли, незлобивии же останут на ней. Путие нечестивых от земли погибнут, пребеззаконии же изринутся от нея (19.20.22). Итак необходимо идти путем прямым, по слову сказавшего: Не уклонися ни на десно, ни на шуе: отврати же ногу твою от пути зла: пути бо десныя весть Господь, развращени же суть, иже ошуюю (Пр.4:27.28). Бога бойся, и страх Божий соблюдет тебя; соблюдай заповеди Его, и заповеди Его поведут тебя путем прямым. Да не гнездятся же в недре твоем упрямство, губительность, зависть, гордыня и тому подобное, а также ненасытность, сквернословие, буесловие, или кощуны, яже неподобная (Еф.5:4). Ибо всякий, преданный сему, заблудился с пути истины и изнуряет силы свои в местах непроходимых. А кто идет путем прямым, того введет он в обитель. Итак не утрать нелицемерного благоговения, возлюбленный брат. А благоговение в том состоит, чтобы отгребатися от всякаго вида злаго (1Сол.5:21).

Если же и случится нам подпасть укоризне за доброе дело, не устыдимся укоризн, несправедливо делаемых нам людьми, и не станем делать того, чего не должно. Ибо написано: людие Мои, имже имя Мое в сердцы вашем, не бойтеся укорения человеча, и похулению их не покоряйтеся. Якоже бо риза снедена будет временем, и яко сукно изъястся мольми, правда же твоя во веки будет, и спасение твое в роды родов (Ис.51:7.8). И еще говорит: Аз же не противлюся, ни противоглаголю. Плещи мои вдах на раны, и ланите мои на заушения, лица же моего не отвратих от студа заплеваний, и Господь помощник ми бысть. Сего ради не усрамихся, но положих лице свое, яко твердый камень, и разумех, яка не постыждуся (50:5-7). Посему, хотя бы неправда, по видимому, произносила нам осуждение и торжествовала, не убоимся, и не оставим прямого пути, по слову сказавшего: аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое (Пс.26:3). И еще говорит: мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вси уповающии на Господа (Пс.30:25). И еще: не ревнуй славе грешника: не веси бо, кое будет превращение его (Сир.9:14).

Лучше делать все по Богу, и заслужить похвалу о Господе, нежели жить худо, и иметь дурную о себе славу. Господь и Спаситель наш Иисус Христос сказал: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф.5:16). Итак не уклоняйся с прямого пути в места непроходимые; иначе окружит тебя множество диких зверей, и волнение вод многих; и тогда мучимый горестью, будешь раскаиваться. Ибо кто мучится горестью? Не тот ли, кого окружает зло? Бог же, человеколюбивый и благий, не хочет зла созданию Своему, по слову сказавшего: не веселится о гибели живых. Правда бо безсмертна есть (Прем.1:13.15). И в другом месте говорит: никтоже искушаемь да глаголет, яко от Бога искушаемь есмь: Бог бо несть искуситель злым, не искушает же Той никогоже. Кийждо же искушается, от своея похоти влеком и прельщаем. Таже похоть заченши раждает грех: грех же содеян раждает смерть (Иак.1:13-15).

Похоть - матерь греха. Она извергла Еву из рая. Она Каина сделала братоубийцею. Она в Египтянке возбуждала неистовую любовь к целомудренному Иосифу; богобоязненный же юноша удерживал ее. Она низложила Божий народ в пустыне. Она истребила семь народов в земле ханаанской; ею прогневали они Сотворшего их, и за то подверглись истреблению. Она сердце сынов Израилевых отклонила от Всевышняго, как написано: кони женонеистовни сотворишася, кийждо к жене искренняго своего ржаше (Иер.5:8). Она обольстила судей народных в Вавилоне. Похоть - злая матерь греха. Она возбуждала войны и мятежи на земле. Она научила Иродиаду просить себе главу Крестителеву. Ее возлюбив Иуда, предал Господа славы в руки беззаконных, и возжелав золота, погубил жизнь. Посему будем бегать всякого злого вожделения, возлюбленные братия, отгоним оное от сердца своего, не дадим ему пощады; потому что не приносит оно плодов, но дьявольское есть прозябение. Это ни струп, ни язва, ни рана палящаяся: несть пластыря приложити, ни елея, ни обязания (Ис.1:6). - Это душевный струп и сердечная рана. Похоть преграждает нам доступ в собрание святых. Она отвлекает нас от небесного и привязывает к земному. Это - дерево, на котором есть листья, но вовсе нет плода; есть листья и даже густые, но в густоте листьев сих порождения ехиднины.

Посеки древо греха, и на его месте, в душе своей, насади древо жизни, честный крест, упование на Спасителя и смертные Его страдания. Любовь Его да будет в сердце твоем как утес, выдавшийся в море, и обуреваемые на море корабли призывающий в пристань жизни. Подвизайся, как добрый воин, чтобы получить венцы. Послушай Того, Кто говорит: благоговейны сотворите сыны Израилевы (Лев.15:31). Когда законно будешь подвизаться, тогда несомненно познаешь и дары царевы; тогда познаешь, что прекрасно, полезно и благодетельно познавать и ожидать Господа и соблюдать заповеди Его; тогда, при воздаянии, ощутишь, что труды как бы миновались во сне. Что диадима на главе царя, восседающего в царстве своем, то будут для тебя радость твоя и веселье твое; - и радости твоея никтоже возмет от тебе. Да даст же нам Господь обрести милость пред благостью Его и в настоящем и в будущем веке. Господу слава во веки! Аминь.

Поучение 41. О тех, которые отпадают по собственному нерадению и какими-либо предлогами извиняются во грехах

По слав. пер. Ч. I. Сл. 43.

Возжелал ты, брат, уединенной жизни? К доброму стремишься делу, если сохранишь сие до конца. Посему трезвись, и будь внимателен к себе, как мудрый, а не как немудрый, как монах, а не как не монах. Ибо несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф.6:12). Итак трезвись до конца, чтобы тебе, по собственному нерадению и по невнимательности, потерпев поражение, не сказать в неразумии: "и в монахи пошел я, но и там не нашел пути спасения". Итак, что же, брат, ужели уничижим благодать Господню? Для чего порочишь монашескую жизнь, когда сам не восхотел воспользоваться ею и потрудиться о душе своей? Ты увлекался больше своими похотями и услаждениями помыслов и винишь еще монашескую жизнь? Если бы сохранил ты заповеди Господни, то не пал бы; если бы возлюбил ты страх Божий, то соблюл бы душу свою. Во-первых, не сохранял ты правила монашеской жизни; нерадел о Божией службе, любил ходить путями кривыми и возлюбил паче высокоумие; уничижал старших себя; не любил воздержания, возлюбил же паче многоядение; не любил бдения, возлюбил ненасытный сон; не любил чистоты, возлюбил же паче осквернение; не любил кротости и смиренномудрия, возлюбил же паче гордыню; не любил покорности, возлюбил же паче непокорность; не возненавидел раздражительности и гнева, возлюбил же паче козни и памятозлобие; не любил безмолвия и молитвы, возлюбил же паче вопли и клятву; не хранил степенности и благоговения, возлюбил же паче пустословие с смехотворами; не любил молчания и прямизны, возлюбил же паче многословие и пересуды; не любил с сокрушением стоять на молитве, возлюбил же паче парение ума; не любил нестяжательности, возлюбил же паче сребролюбие; не любил подвижничества и труженичества, возлюбил же паче роскошь и забавы; не любил делать своими руками, возлюбил же паче скитание; не любил братолюбия, возлюбил же паче радоваться, совращая на худое; не любил сострадательности к угнетенным, возлюбил же паче быть жестоким и несострадательным; не любил потерпеть ради Господа смерть и укоризну, возлюбил же паче первоседание и пустые похвалы; не сохранил страха Божия и любви Божией, возлюбил же паче небоязненность и братоненавистничество. И что еще сказать? Возненавидел небесное, возлюбил земное, а сам винишь монашескую жизнь? Не знаешь разве, что написано: погубит Господь вся глаголющыя лжу (Пс.5:7); и еще: и не глаголите на Бога неправду: яко Бог судия есть (Пс.74:6.8). Видишь ли, брат, что вина в нас, а не в других?

Войди же в себя и обратись ко Господу всем сердцем: не хочет Он смерти грешника, но еже обратитися и жити ему (Иез.18:32). Господь всем хочет спастися, потому что Он благ. Уязвлен ты? Но можешь исцелиться. Пал ты? Но востань только и не вдавайся в погибель до конца. Сам Спаситель наш сказал: не требуют здравии врача, но болящии. Не приидох призвати праведных, но грешныя (Лк.5:31.32). Посему потерпи, возлюбленный брат, и дам тебе совет. Живи в безмолвии и имей пред очами страх Божий; собрав свои помыслы, разбери их, как судия; вникай, как вел ты себя в прошедшее время, с тех пор, как вступил в монашескую жизнь, чтобы, узнав, что было в тебе причиною такого состояния, заметить тебе в сердце своем и вред, и причину вреда, и то откуда возникла причина такого вреда. Если купец попадет в руки морским разбойникам, или потонет у него корабль, и потеряет весь груз; то не забудет того места, где потерян им груз. И если по прошествии долгого времени случится ему проходить тем же местом, проходить оным с большею подозрительностью. Будем же подражателями сих людей и даже еще более умными. Они, потеряв тленное богатство, не забывают места утраты; а мы губим богатство нетленное. Итак пребывай в безмолвии, как выше сказано, собери свои помыслы, день и ночь углубляйся в дух свой, чтобы узнать тебе причину такого ущерба и упадка: не снискал ли ты в начале вольности, и вольность сия совратила твой скромный помысл, растлила нравы, сделала тебя наглым и бесстыдным; не от многоглаголания ли зачался вред, не чревоугодие ли было причиною; не от непокорности ли произошел вред; не от желания ли видеть различные места; не под предлогом ли оказать услугу или развлечься, вольность твоя произвела самое величайшее зло? И, узнав сие, с помощью благоговения, пресеки вольность и наглость.

Не стыдись, когда нарушители заповедей Господних называют тебя лицемером. Ибо ясно видно, что упоминают они о лицемерии не для исправления брата, но чтобы он, устыдившись, стал наглым, бесстыдным, чуждым правых мыслей. Ибо благоговейных называют лицемерами те, к которым говорит Владыка: лицемере, изми первее бервно из очесе твоего, и тогда прозриши изъяти сучец из очесе брата твоего (Лк.6:42). Итак не смущайся укоризною, возлюбленный брат; не привыкай к ненаказанности; ибо не наказанных сретает смерть, говорит святое Писание (Притч.24:8). Как и в другом месте говорит: аще сердце не зазрит нам, дерзновение имамы к Богу (1Ин.3:21). И еще в другом месте говорит: Аще укоряеми бываете о имени Христове, блажени есте: яко славы и Божий Дух на вас почивает. Да не кто убо от вас постраждет яко убийца, или яко тать, или яко чуждопосетитель. Аще ли же яко христианин, да не стыдится, да прославляет же Бога о имени сем. И аще праведник едва спасется, нечестивый же и грешник где явится (1Пет.4:14.16.18)?

Бегай вольности и смеха; ибо сие неприлично душе твоей. Кая часть верну с неверным (2Кор.6:15)? Подобным образом чревоугодие обуздывай воздержанием, сребролюбие - подвигами и нестяжательностью, многоглаголание - молчанием, нетерпение сидеть на месте - пребыванием в келлии, леность - памятованием будущих благ, непокорность - смиренномудрием. Если же и под видом ненависти к пороку враг устроит тебе зло; то впоследствии блюди себя чистым, не принимай участия в чужих грехах. А я по своему разумению рассуждаю, что началом зол была вольность, и что она сделала тебя бесстыдным. Посему говорит: блажен муж, иже боится всех за благоговение (Притч.28:14).

Что выгодного имеет мир? Или что доброго доставляет он любящим его? Поял ли кто жену? - начало печали. Родил сына? - другая забота. Родился еще сын? - новая печаль. Умер один сын? - оставил родителям по себе слезы. А если и жив, но стал злонравен, то больше о нем скорби, нежели об умершем. А когда мужу настанет час смерти его; то более, нежели о смерти, скорбит он о том, что оставляет жену свою вдовою и детей своих сиротами. От всего этого тебя, монах, освободило иго Христово; для чего же хочешь опять возвратиться на прежнее?

Не отчаивайся в себе, и не говори: "не могу уже спастись". Напротив того очень еще можешь спастись. Возлюби страх Божий всею душою своею; и он уврачует раны твои, и впредь сохранит тебя неуязвляемым. Пока душа твоя любит страх Господень, не впадешь в сети диавольские, но будешь как орел, парящий в высоту. Если же душа после сего вознерадев, пренебрегши страх Божий, низринувшись с высоты, делается игралищем преисподних; то они, закрыв ей глаза, вторгают ее в страсти бесчестия, как вола, впряженного в ярмо.

Посему, возлюбленный брат, позаботимся об истине, позаботимся о своем спасении, позаботимся о часе смертном. Возненавидим дела мирские; все это останется здесь и не избавит нас во время нужды, когда и раскаиваясь, не получим от того пользы, когда будем молить об отпущении грехов, и не будет разрешающего. Увы, увы, как страшен час смертный, когда душа разлучается с телом! Тогда будут сопутствовать не отец сыну, не матерь дочери, не жена мужу, не брат брату, но только дела каждого, и что он сделал доброго или худого. Поэтому пошлем пред собою дела добрые, чтобы, когда сами пойдем, они приняли нас во град святых.

Если хочешь преуспеть, то здесь еще снищи себе дружество самого Царя. Какую, думаешь, обретешь там славу, возлюбленный брат, если здесь еще снищешь себе дружество Царя славы? В какой мере Его чувствуешь здесь, на такую степень и Он возведет тебя; сколько здесь служишь Ему, столько и тебя почтит Он там. Ибо написано: токмо прославляющия Мя прославлю, и уничижающии Мя безчестни будут (1Цар.2:30). Итак, чти Его всею своею душою, чтобы и тебя сподобил Он чести святых.

Чем же должно снискивать благоволение Его? Принеси Ему золото и серебро: если видишь нагого, одень. А ежели у тебя нет ничего такого, то принеси Ему иные дары, честнейшие золота и серебра, - веру, любовь, воздержание, терпение, великодушие, смиренномудрие. Удерживайся от пересудов; блюди очи свои, чтоб не видеть суеты, руки свои, чтоб не делать неправды; ноги свои уклони с худого пути. Утешай малодушных; будь сострадателен к немощным, подай чашу студеной воды жаждущему, дай уломок хлеба алчущему. Что имеешь у себя, и чем Он наделил тебя, то и приноси Ему; ибо и двух лепт вдовицыных не отверг Христос. Чего Илия просил у вдовицы? Не воды ли мало в сосуде, и не укрух ли хлеба? И восстав Илия, иде в Сарепту Сидонскую, и прииде ко вратом града. И се тамо жена вдова собираше дрова. И возопи Илия вслед ея, и рече: принеси ныне ми мало воды в сосуде, и испию. И иде взяти, и возопи вслед ея Илия, и рече: приими убо мне и укрух хлеба в руце своей (3Цар.17:10.11).

Видишь, возлюбленный, что служило к пропитанию святым Пророкам? Воды мало и укрух хлеба, и то еще с нуждою; ибо все их попечение было о благах, уготованных им на небесах. И мы, возлюбленные братия, возлюбим путь святых. Пока есть еще у нас время, сотворим Ему прекрасные плоды покаяния. Не утратим времени удобного к покаянию.

Не будем увлекаться мечтами мира сего; не станем входить в связи с людьми, которые небогобоязненно делают дела свои, и не поревнуем делам небрегущим о своем спасении. По изречению Апостола, тлят обычаи благи беседы злы (1Кор.15:33). И у другого говорит: Имися моего наказания, не остави, но сохрани е себе в жизнь твою. На пути нечестивых не иди, ниже возревнуй путем законопреступным: на нем же аще месте воя соберут, не иди тамо: уклонися же от них, и измени. Не уснут бо, аще зла не сотворят: отъимется сон от них, и не спят. Тии бо питаются пищею нечестия, вином же законопреступным упиваются. Путие же праведных подобны свету светятся: предходят и просвещают, дондеже исправится день (Прит.4:13-18), И еще говорит: не бывай друг мужу гневливу, и со другом жестокосердым не соводворяйся: да не когда научитися путем его, и приимеши тенета души твоей (Прит.22:24.25). И еще у другого говорит: Сии суть источницы безводни, мглы от ветр преносими, имже мрак темный во веки блюдется. Прегордая бо суеты вещающе, прельщают в скверны плотския похоти, отбегающих от словес правых и живущих во лжи. Свободу им обещавающе, сами раби суще тления: имже бо кто побежден бывает, сему и работен есть. Аще бо отбегше скверн мира сего в разум Господа нашего Иисуса Христа, сими же паки сплетшеся побеждаеми бывают, быша им последняя горша первых (2Пет.2:17-20). И еще говорит у другого: молим же вы, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, емуже вы научистеся, и уклонитеся от них. Таковии бо Господеви нашему Иисусу Христу не работают, но своему чреву: иже благими словесы и доброречием прельщают сердца незлобивых (Рим.16:17.18).

Итак будем бегать пути широкого, отводящего в пагубу; изберем путь тесный, вводящий в вечное царство. Потрудимся здесь добровольно, пока еще не принуждены трудиться невольно. Возненавидим страстный мир и страстную жизнь. Проложим себе прямые стези. Возлюбим прилежание, горя духом пред Господом. Здесь будем добровольно плакать, чтобы умилостивить нам Бога, и Он избавит нас от вечного огня и скрежета зубов. Возлюбим плач; потому что заповедан он Христом: ибо Сам сказал: блажени плачущии ныне: яко тии утешатся (Мф.5:4). Представим себе, возлюбленные братия, плавающих по морю: какие терпят они беды, борясь с морем, проходя обширные пучины вод? Когда же исполнится кому время найма его, не помнит он бедствий, какие терпел, борясь с морем, по причине радости, что получил полную свою награду; лучше же сказать, с охотою пускается на новое мореплавание. Они едва только оканчивают, как вновь начинают; а нам, возлюбленные братия, если успеем хорошо совершить предлежащий нам подвиг, нет необходимости снова начинать то же течение; сие и невозможно. Подвиг краток, братия, а мздовоздаяние неизглаголанно. Приступим же к делу Господню, возлюбленные, от всего сердца и всеми силами, пока есть еще время. Как нераскаянна дарования Божии и звание святых (Рим.11:29), так и противящимся от начала уготовано противное. Посему блажен муж, боящийся Господа; зане приимет от Него венец, егоже уготова любящим Его (Иак.1:12). Господу слава во веки веков! Аминь.

Поучение 42. К отпадшему брату, и о покаянии

По сл. пер. Ч. I. Сл. 87.

Живущим в подчинении у духовного отца враг внушает следующее: "Отойди от него, живи сам по себе, и больше будет у тебя покоя". И брат, если послушается таких помыслов, разлучается с братством.

Если же враг увидит, что помысл у брата несколько трезвен; то внушает ему мысль: "иди в глубь пустыни". Потом, когда брат поживет несколько времени в пустыне, ненавистник добра - демон влагает в него помысл уныния, представляет ему и продолжительность времени, и скудость потребного, и немощь старости, и трудность пустынной жизни. И если враг возможет поколебать брата, то гонит его из пустыни, и влечет ближе к селению или городу, и тогда влагает в него блудные мысли. Брат еще удерживается и не ходит в город, не приближается к селениям. А враг, увидев такое намерение брата, изобретает свои хитрые способы, чтоб возмутить и низложить брата. И один из сих способов есть следующий: в какой-нибудь день, когда брат безмолвствует в келлии, враг подущает женщину постучаться к нему под предлогом, что она сбилась с дороги и испугалась, или пришла за милостынею; или женщина показывает вид, что ищет знакомого ей монаха. Брат, отворив дверь свою, видит женщину, стоящую у келлии его; и она говорит: "господин авва, где живет такой-то монах? И как день уже преклонился, сделай милость, пусти меня в дверь свою на эту ночь, чтобы меня скитающуюся не съели звери". Нередко бывает, что женщина приводит с собою и другую подругу. А также приносят они с собою деньги и что-нибудь годное на потребу, чтоб прельстить тем брата. Тогда брат с двух сторон борим бывает помыслами: боится он, чтобы не преступить ему заповеди, не оказав милосердия, и чтобы не уловлена была душа его, сделав доброе дело. Но не буду длить слова; монах преодолевается похотью. И по совершении беззакония, если вознамерится отослать от себя женщину, отвечает она ему, говоря: "обесчестив меня, отсылаешь от себя? Куда же пойду, как покажусь на глаза родителям своим? Дело не может быть утаено. Итак несомненно знай, монах, что не отойду от тебя, но буду сидеть у твоей келлии; откуда хочешь бери и корми меня". Тогда монах начинает оплакивать себя, что широко отворил дверь келлии своей.

Итак, зная это, монах, блюди себя. Если впадешь в сети женщины, трудно будет тебе выпутаться из них. Ибо сказано: тенетами устен привлече его (Прит.7:21). Посему наперед зная, какие будут последствия греха, и какое бесчестие влагает грех в эту сокровищницу для совершивших оный, бегай сладострастия; ибо плоды его - плоды стыда. Наслаждению предшествует похоть, а за наслаждением следует печаль. Итак рассуди, что по наслаждении приходит печаль. И бегай греха, представляя в мысли стыд от людей, а паче того страх Господень. Прогони от себя беса, который хочет обольстить тебя и расхитить труды твои, чтобы впоследствии жить тебе беспечально. Господь сердцеведец знает, что не по злобе или не по человеконенавистничеству гонишь от себя женщину, но чтобы доброе твое дело не причинило тебе зла.

А если кто скажет, что страннолюбие прекрасно, то и я с ним согласен. Но страннолюбивый обязан подражать человеку, который пробует серебро в плавильне, и чистое возьмет себе, а негодное кинет. То есть, соблюдай заповедь, но бегай греха, как уст змииных. Ибо сказавший: странен бех, и введосте Мене (Мф.24:35), сказал также: не твори блуда (Исх.20:13).

Трезвись в юности своей. Трезвись, чтобы, став нерадивым, от юности до старости не быть тебе рабом страстей. Кто потерпел кораблекрушение среди моря, тот, может быть, и бодрствовал и подвизался; но сильное волнение преодолело его. А кто потерпел кораблекрушение в пристани, тот подобен человеку, который, по собственному своему нерадению, корабль господина своего завел в пучину и погубил. Так и ты, монах, если внимателен к себе, то находишься в пристани. Посему нет нам пользы от препровождения времени в селениях. Если же придет нужда дойти до селения, то не развлекай себя беседою с женщинами. Иначе душа твоя увлечена будет подобно проглотившему уду. Итак трезвись; потому что падение от тебя не далеко. В благоговении и страхе Божием борись с искушением. Бесстыдство - матерь блуда. Женщины, если увидят, что обходишься с ними вольно и говоришь о пустом, то побудив еще к худшему, доведут тебя до падения. Даже при всем благоговении своем не полагайся сам на себя. Но трезвись, чтобы под видом сокрушения и благоговения не расслабили ума твоего речами своими. Некто из святых сказал: длят они речи, покушаясь преклонить тебя на страсть. Но как сказал Спаситель: Се Аз посылаю вас, яко овцы посреде волков: будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие (Мф.10:16). И чрез Апостола повелевает Он, говоря: Не бывайте несмысленни, но разумевайте, что есть воля Божия. И не упивайтеся вином, в нем же есть блуд (Еф.5:17,18). Итак несомненно знай, возлюбленный, что, хотя бы ты был в мире как чистое золото, но если пойдешь в монахи, и вознерадишь о себе, то не замедлишь сделаться подобным свинцу. А также если, пошедши в монахи, по истине возлюбишь Господа, то не замедлишь стать подобным жемчужине, не имеющей в себе скверны или порока, или чему-либо подобному; и будешь во всем неукоризнен.

Желательно мне также сделать для тебя известным, что предающийся греху выдерживает сильнейшую брань, нежели воздерживающийся от греха. Как выливающий грязь, где бы то ни было, увеличивает зловоние; так и не воздерживающийся усилит в себе страсть. Знай, что если вознерадишь о себе, то напоследок будешь раскаиваться, Апостол говорит: Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви: а оженивыйся печется о мирских, како угодити жене, и разделися (1Кор.7:32,33). Ты же, монах, избрал для себя попечение не о мире, но о том, как угодить Господу, почему и исказил ты себя царствия ради небеснаго (Мф.19:12). Еще повторяю, если не будешь воздерживаться, то напоследок будет у тебя много разных печалей, по слову Апостола: скорбь плоти имети будут таковии (1Кор.7:28); потому что оженившийся бывает скуден в добродетели, развлекаясь заботами о доме, о жене, о пропитании детей. А не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви. Ты исказил сам себя царствия ради небеснаго, не железом отсекши уды (в этом нет добродетели), но благочестивым помыслом преодолев сладострастие. Посему держись одних и тех же правил; так как написано: благо тебе, еже не обещеватися, нежели обещавшуся не отдати (Екл.5:4). Итак принуждай себя к воздержанию и найдешь и мысли свои и ум свой чистыми, подобно тихой пристани, исполненной безмолвия. И надежда будущих благ утучнит душевные твои силы, яко от тука и масти исполненные (Пс.62:2), чего да сподобит нас Господь праведный Судия! Аминь.

Умоляю тебя: не растлевай и иным образом храма Божия, не оскорбляй Духа Божия, живущего в нас, и Ангелов святых, которым повелено охранять нас день и ночь, и которые обращают в бегство скрежещущих на нас зубами невидимых бесов, чтобы не стали они нашими обвинителями в день суда, и чтобы не подвергались мы содомскому истреблению. Пусть стены будут вокруг нас; пусть скроет нас кровля, и дверь заградится, и тьма распрострется; а мы будем содержать в уме, что ничто касающееся до нас не сокрыто от Того, Кто отделил тьму от света. И да убедит тебя Пророк, который говорит: Разумейте безумнии в людех, и буии некогда умудритеся. Насаждей ухо, не слышит ли? Создавый око не смотряет ли? Наказуяй языки не обличит ли, учай человека разуму? Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна (Пс.93:8-11). Возлюбленный брат! не одни дела человеческие, но и помышления видит Господь.

Если же враг будет внушать тебе такую мысль: "есть покаяние; поэтому воспользуйся своею волею"; то скажи ему: "какая нужда, диавол, разорять построенный дом, и снова опять строить его?" Апостол говорит: со страхом и трепетом свое спасение содевайте (Фил.2:12). А где страх и трепет, там, очевидно, никакого нет наслаждения. Итак, возлюбленный брат, займись своим спасением, и, пребывая в безмолвии, собери свои помыслы и скажи сам в себе: "Столько времени исполнял ты, человек, похоти плоти и помышлений своих! Какую же получил ты пользу, и что приобрел себе, делая это? Приложил ли к возрасту своему локоть един? Но ты стал тучен? Значит, ты ничего не собрал в себе, кроме пищи червей. Но что же приобрел ты? Ужели наполнил благами небесную сокровищницу, когда живешь так бесстрашно? Какая польза от того, что оставил ты мир?"

Увы, душа моя, до такого дошла ты состояния, до такого превращения! Вот, братия мои украшены добродетелями, по истине боятся Бога; а я хожу во тьме, с раннего утра раскаиваюсь в том, что делаю, а впоследствии поступаю еще хуже. И поелику Господь даровал мне силу и здоровье, то, полагаясь на сие, прогневляю своего Создателя. Для чего нерадива ты, душа моя? Для чего небрежна? Не оставит тебя здесь Сотворивший тебя из ничего и Приведший в бытие. Пошлет Он Ангела Своего, и должна будешь идти отсюда. Познай немощь свою, душа моя. Долго ли будешь прекословить Сотворившему тебя и повелениям Его? Позором для Ангелов и для человеков сделал ты меня, диавол, когда я послушался злочестивого совета. Ты внушил мне мысль: "однажды удовлетвори похотению своему, и потом не будешь более удовлетворять оному, и грех твой не будет известен". Вот маловажное это дело стало для меня великою пропастью: не могу противиться лукавым и разнообразным твоим вожделениям. Вода нашла себе малую скважину, и сделала из нее великое, для всех видное, отверстие. Навык ко грехам действительно к худшему ведет падшего. Ты омрачил ум мой нечистыми помыслами и ввергнул меня в ров греха. Кого мне просить, чтобы плакал о мне? По лености моей враг обнажил меня; но с упованием обращаясь к Богу, не до конца отчаиваюсь в спасении своем.

Что же мне делать с обольстителем? Уничтожил он во мне воздержание немощами чрева моего, сделал меня чуждым для молитвенного бдения; насадил во мне сребролюбие, под предлогом продолжительной старости; иссушил мои слезы; сердце мое сделал грубым; отвлек меня от подчинения о Христе, умножил для меня развлечения; сделал меня непокорным; довел до того, что я не трудился, а занимался суетами; научил меня зависти и злословию; не дозволил мне видеть бревна в оке своем и представлял взорам моим сучец в оке брата моего. Он советует мне скрывать, что у меня в сердце; а если брат мой впадет в прегрешение, подает мне совет, отзываться о нем насмешливо; он сделал меня высокомерным, раздражительным и гневливым; научил меня объядению, пиянству и сластолюбию; готовил душе моей утраты, как бы приобретение какое; научил меня рассеянности во время чтения и псалмопения. Молюсь, и не знаю о чем; отдаюсь в плен, и не разумею того; многократно вразумляемый людьми, боящимися Господа, не повиновался я доброму их наставлению; слова их принимал за стрелы, и увещаемый гневался. Довольно с тебя, диавол. Взойди наконец сама в себя, душа моя. На что надеясь, прогневляешь ты Создателя своего? Долго ли возвращаться тебе к тем же злым делам? Не отвергай благодати Покровителя своего, чтобы не удалился Он от тебя, и не была ты предана в руки врагов своих. Бегай диавола и дел его, душа моя; он человеконенавистник, человекоубийца искони (Ин.8:44). Если приступишь к нему, не пощадит и погубит тебя. Оставь лукавого, и прилепись к человеколюбцу Богу. Устыдись, наконец, душа, и вступи на путь спасения. Уязвлена ты? не отчаивайся в себе самой. Не редко бывало, что подвижник падал и, в последствии, оказывался увенчанным. Пала ты? восстань, мужайся и скажи: ныне начах (Пс.76:11). Не оставайся в своем падении, чтобы тебе, как трупу, не обратиться в пищу птицам и зверям, о чем вопиет Пророк: не предаждь зверем душу, исповедующуюся Тебе: душ убогих Твоих не забуди до конца (Пс.73:19).

Припади и ты к Царю славы, исповедуя грехи свои; у Него множество щедрот. Кто хочет дойти до земного Царя, тех останавливают стражи у врат, гонят прочь воины и служители; они приносят дары князьям, чтобы успеть в своем намерении. А ты, приступая к Царю всяческих, не бойся ничего такого. Ему не нужны дары; некому взять их и остановить тебя; прямо входишь к самому Царю, и Он принимает тебя; потому что не памятозлобив, человеколюбив и раскаявайся о злобах человеческих (Иоил.2:13). Приступая же к Нему, приступай не с лицемерием, не с двоедушием, но с чистою совестью. Прежде, нежели скажешь что-нибудь, не важное или важное, Он предвидит, о чем будешь говорить. И прежде, нежели отверзешь уста свои, наперед знает, что у тебя в сердце. Не колеблись и не скрывай своего недуга. Врач не жесток, но сострадателен, врачует словом. Он рече, и быша (Пс.32:9); в чем удостоверяет самыми делами; сказал расслабленному: Тебе глаголю: востани, возми одр твой, и иди в дом твой (Мк.2:11); и человек тотчас стал здоров, и нося одр, дотоле носивший его, пошел здоровым. И прокаженному сказал: хощу, очистися; и абие очистися ему проказа (Мф.8:3). И Лазаря четверодневного воздвиг Господь из мертвых. Не будем длить слова, говоря о каждом из дел Его, которые бесчисленны; словом разрешил Он грехи орошавшей ноги Его слезами и отиравшей своими волосами, сказав ей: дерзай дщи, вера твоя спасе тя (Лк.7:38); потому что Он неиссякающий источник, источающий людям исцеление. Итак не сомневайся; если хочешь спастись, не отвергнет тебя Сказавший: аще убо вы лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш небесный даст блага просящим у Него (Мф.7:11).

Итак приступи к Отцу щедрот, исповедуя грехи свои, говоря со слезами: согреших на небо и пред Тобою, Господи Боже Вседержитель, и уже несмь достоин нарещися сын Твой (Лк.15:21), ниже воззрети и видети высоту небесную, от множества неправд моих (2Пар.36.Мол.Манас.), ниже наименовать славное имя твое грешными моими устами; потому что соделал я себя недостойным неба и земли, прогневав Тебя благого Владыку! Умоляю Тебя, Господи, умоляю, не отвергни меня от лица Твоего и не отступи от меня, чтоб не погибнуть мне. Если бы рука Твоя не покрывала меня, то я погиб бы уже, и был бы как прах пред лицом ветра, и стал бы как не появлявшийся никогда в мир сей. Ибо с тех пор, как оставил я путь Твой, не встречал себе доброго дня; так как день, проведенный во грехах, хотя кажется добрым, но из самых горьких есть наиболее горький. И отныне, надеюсь, укрепляемый благодатью Твоею, позаботиться о своем спасении. Ныне припадаю к Тебе, умоляя: помоги мне, уклонившемуся с пути правды. Излей на меня множество щедрот Твоих, как на блудного сына: потому что осрамил я жизнь свою, расточив богатство благодати Твоей. Помилуй меня, и не будь памятозлобен, по причине моей негодной жизни; помилуй меня, как грешницу, как мытаря; ущедри меня, как разбойника. Он на земле отвержен был всеми; но Ты принял его и соделал жителем рая сладости. Приими покаяние и от меня неключимого раба Твоего, потому что и я отвержен всеми. Ты, Господи, пришел не праведников спасти, но грешников призвать к покаянию.

Молись, исповедуйся; молитве же и исповеданию да содействуют и дела; да исправится молитва твоя, яко кадило пред Богом (Пс.140:3); и услышишь от Господа: велия вера твоя, буди тебе якоже хощеши (Мф.15:28). Бог же, путеводящий заблуждающихся и восстановляющий низложенных, да даст нам окончить жизнь неосужденно, чтобы в оный день одесную Себя поставил нас праведный Судия. Ибо Ему - Отцу и Сыну и Святому Духу подобает слава, честь и поклонение, во все роды века! Аминь.

Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.2. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, сс. 80-216. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение