страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобный Ефрем Сирин
Толкование на Четвероевангелие. Глава третья

"И когда Ирод увидел, что осмеян волхвами, разгневался сильно и послал и погубил всех младенцев (Мф.2:16)". Но ты, неправедный Ирод, разве не слышал, что вестником о родившемся Царе была звезда? Как же не рассудишь, что, так как она с неба, то ты не можешь противиться делу небесному? Поелику Ирод лишил матерей их любимейших детей, то и отмщение пало на трех сыновей и жену его, и сам он погиб ужасною смертью.

Ирод не знал, каким образом он мог бы разведать дело, ибо ослепленный завистью, он был не в состоянии размышлять. Подобно тому, как выспросил одно пророчество Михея пророка, так точно он легко мог доискаться и до пророчества Исаии. Ибо были открыты и род, и матерь, и город, и время (явления) Мессии: род Его из дома Давидова, как сказал Иаков (Быт.49:10), и матерь Его, что она есть дева, - как пророчествовал Исаия (Ис.7:14), и город Его - Вифлеем, как предсказал Михей (5:2), и время (рождения) Его, как говорили волхвы. Кроме того, из переписи, произведенной по земле Римлянами, он знал, что Иисус записан сыном Иосифа теми, которые внесли его в списки. Хотя все это он знал, однако, опьяненный завистью, не способен был узнать Его. Он подобен был Саулу, который, жаждая крови Давида, находившегося в руках его, не знал, что он (Давид) стоит позади его самого (1Цар.24:4 сл.). Соломон умел рассудить и распознать дитя блудницы (3Цар.3:16 сл.). Умела и Далила разведать тайный замысел Самсона и выманить из сердца его (Суд.16:5 сл.).

Но фараон, - поелику не были открыты род и время освободителя, который должен был родиться у Евреев, - начал губить многих младенцев, дабы со многими умер и тот, погибель которого казалась ему необходимою (Исх.1:15 сл.). Однако же, как Саул по многим признакам мог узнать, что он не в состоянии преодолеть храбрость Давида, так и Ирод мог знать, что он не в силах противостоять могуществу сына Давидова. Но ненависть не только не терпит рассуждения и научения, а напротив, спешит на грех и погибель. Такого рода люди суть дети сатаны, который думал, что он может убить Моисея, погубить Давида и возвести на крест сына Давидова. А Каин, его ученик, думал даже, что он может обмануть Бога, когда говорил: разве я сторож брату моему (Быт.4:9)", и Гиезий (4Цар.5:25 сл.), и Искариот (Мф.26:14.25.49., Ин.13:25-27 и др.) думали, что они могут обмануть - первый Елисея, а второй - Господа нашего.

Избиенные младенцы в двояком отношении сделались свидетелями избиенных праведников и обвинителями убийц. Ибо как Христа, называвшего Себя Богом, единодушно изгнали и из родного города удалили (Лк.4:28-29), также точно ради Него избили неведущих и невинных младенцев, прежде чем они могли сделаться провозвестниками Его. "Глас слышан был в Раме; Рахиль плакала о детях своих (Иер.31:15; Мф.2:18)". Вифлеем принадлежал потомству Иуды, сына Лии; итак, почему же Рахиль плакала о детях своих, "так как их не было", то есть, не было там, чтобы умереть за Христа? Плакала Рахиль потому, что Искупитель не от детей ее родился, хотя Лия есть образ древнего народа, а Рахиль - образ церкви. Но "неплодная, - говорит (пророк), - родила и у оставленной оказалось более детей, чем у имеющей мужа (Ис.54:1)". Или (Рахиль плакала) потому, что колена Вениаминово и Иудино были смежны. Ибо написано: "умерла Рахиль (на расстоянии) одной стадии от входа в Ефрафу, то есть в Вифлеем (Быт.35:10)", - равно как и Моисей в своем благословении говорит о Вениамине: "между раменами его Он будет обитать (Втор.33:12)", - так как ковчег завета положен в Иерусалиме, составлявшем наследие Вениамина. И когда Самуил дал Саулу знамение, после того как помазал его в царя над Израилем, он сказал ему: "вот, встретят тебя три мужа в Цельцах у гробницы Рахили в пределах Вениаминовых (1Цар.10:2)".

"Рахиль плакала о детях своих". Плачь, Рахиль, но не тем первым рыданием, каким ты плакала, когда враги готовились напасть на твоих детей; плачь о тех (детях), которые брошены на улицах, будучи убиты не иноплеменниками, а сынами отца их Иакова. Удержи, однако, голос свой от воплей, так как награда за твои слезы как бы распискою обеспечена в тех, которые будут рождены вместе с сыном Давида, - в то, именно, время, когда родится Он, дабы во время явления стать проповедниками и радостными вестниками Его. Посмотри, как эти твои дети получают первое место в горнем Иерусалиме, нашей отчизне, которую мы величаем, которая открыта была Моисею на горе (Евр.8:5-9,11.24; Гал.4:26): она стала их уделом. Но подожди и утешься сыном твоим, избранником (Божиим - Деян.9:15), Савлом, иначе Павлом, который тебя утешит и будет наградою за твои скорби и твои слезы.

"Когда увидел, что осмеян волхвами (Мф.2:16)". О, Израильтяне слепые, ибо не разумеете; глухие, ибо не слышите, и даже доныне не внимаете гласу Исаии, говорящего: "даст вам Господь Бог знамение (Ис.7:14)". Если бы в ком-либо другом дал знамение, то непременно сказал бы; но ни в ком другом, а в Том, Который родился от Девы, дано знамение вам, т.е. всем вам. Моисею дано сие знамение, дабы он один и в особенности убедился как бы посредством таинства, равно как и Гедеону, и Иезекиилю было открываемо тоже знамение. Но что им в особенности было дано, то самое не послано ли вам чрез волхвов, как дело ясное и как истинное раскрытие прообразов вашего закона? Итак, почему вы не познаете времени искупления и не веруете в рождение от Девы? Или, может быть, вместе с царем вашим вы впали в безрассудство и ждете, пока волхвы прежним путем возвратятся к вам и наконец расскажут вам о Нем?

Разве не довольно вам того, что пришли иноплеменники и встревожили вас, дабы вы уразумели, что Христос явился в мир? Или, может быть, вы даже одобряете распоряжение вашего царя человекоубийцы, второго фараона, Аскалонита, из семени Ханаана? Саул, когда услышал, что священники оказали помощь Давиду, которого не распознали, послал и приказал привести их и умертвить (1Цар.22:18 сл.). Итак, по справедливости случилось с вами, что сия праведная кровь вменилась вам, как и Саул виновен сделался в крови Давида, и справедливо Сын Давида, освобожденный из ваших рук, перешел к язычникам. Давид терпел преследование от Саула так же, как и Сын его от Ирода. Священники убиты были ради Давида, а младенцы - ради Господа нашего. Из священников избежал опасности Авиафар, как и Иоанн - из младенцев. В лице Авиафара отменено было священство дома Илии, а в лице Иоанна отменено пророчество потомства Иакова.

Поелику Израиль, выведенный из Египта и таинственно названный сыном, погубил свое сыновство, поклоняясь Ваалу и возжигая курения идолам, посему Иоанн, называя его порождением ехидны, дал ему соответствующее имя. Так как имя усыновленных детей, по благодати дарованное им во дни Моисея, они погубили, то и получили от Иоанна другое имя, сообразное их делам (Мф.3:7).

После того как Господь ушел в землю Египетскую и опять возвратился (в Иудею), Евангелист говорит: "тогда исполнилось слово, сказанное пророком, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего (Ос.11:1; Мф.2:15)". И говорит сие: "назореем наречется (Суд.13:5; Мф.2:23)", потому что еврейское нацор значит "росток", и пророк называет Его сыном Нацор, ибо и на самом деле Он есть сын Ветви. Но Евангелист, - поелику Он воспитан был в Назарете, - находя сие слово сходным с тем (нацор), сказал: "назореем наречется". Пророчество у Иоанна, но таинства пророчества у Господа Иоанна, как и священство у сына Захарии, а власть и священство у Сына Марии. "Чрез Моисея (дан) закон", и знамение агнца, и многие прообразы Амалика, вода, сделавшаяся сладкою, и медный змей, но "истина его (т.е. закона) чрез Иисуса Христа (произошла) (Ин.1:17)". Крещение Иоанна выше закона, но ниже крещения Христа, так как во имя (Троицы) никто не крестился до самого времени вознесения Его (Христа). Иоанн удалился в пустыню не для того, чтобы самому там сделаться диким, а для того, чтобы в пустыне укротить дикость земли обитаемой, ибо в земле обитаемой и мирной страсть, как лютый зверь, приводит все в смятение; по удалении же в пустыню она становится спокойной и тихой. В этом может убедить тебя страсть Ирода, который, живя в стране обитаемой и пользующейся миром, возгорелся столь дикою страстью незаконной любви к жене брата своего, что погубил кроткого и воздержного Иоанна (Мф.14:3 сл. и др.), который мирно жил в пустыне и даже не был связан браком, дозволенным по закону. "И слово стало плотью и обитало с нами (Ин.1:14)", т.е. Слово Божие чрез плоть, которую приняло, обитало с нами. Не сказал: у нас, а "с нами", дабы показать, что нашей плотью облекся ради нас, как и Сам сказал: "плоть Моя - пища (Ин.6:55)".

"Послали Иудеи к Иоанну и говорят ему: кто ты? Он объявил, говоря: я не Христос. Говорят ему: не Илия ли ты? говорит: нет (Ин.1:19-21)". Но вот Господь назвал его Илией, как свидетельствует писание (Мф11:14-17,12); а когда его самого спросили (о том), он сказал: "я - не Илия". Но Писание не сказало, что Иоанн пришел в телесном образе Илии, но в силе и духе Илии (Лк.1:17). Не тот Илия, который вознесен был, пришел к ним, как не сам Давид, а Зоровавель сделался их царем. И фарисеи не так спросили Иоанна: "не в духе ли Илии ты пришел", но так: "не Илия ли сам ты?" Посему говорит: "нет". Для чего нужно было лицо Илии, если у Иоанна обретались дела Илии? А чтобы они отвергли Иоанна на том основании, что Илия был вознесен на священной колеснице, главу же его (Иоанна) поднесла на блюде позорищная дева, для сего пришел Елисей и встал в средине между Иоанном и Илией. Если бы лжецы захотели обвинять Иоанна, то в опровержение их противопоставил бы себя Елисей, который был для них верным поручителем, так как они веровали, что он вдвойне принял дух своего учителя (4Цар.2:9). Если бы сие было так, то Елисей два раза и на двух колесницах был бы вознесен на небо, быть может, даже на небо небес. Отсюда ясно было бы, что Елисею дана была сила Илии вместе с его делами. Но не все дела Илии были даны ему, а (только) подобие дел, ибо иначе сомнительно было бы то, были ли они полезны. Однако, если бы Писание не говорило, что Елисей вдвойне получил дух Илии, не было бы ясно, что он получил больший дар.

Прислали к Иоанну те же, которые (потом) присылали к Господу и спрашивали: "какою властию Ты это делаешь? (Мф.21:23; Мк.11:28; Лк.20:2)" Поелику (же) он (Иоанн) не пришел, дабы поучать врагов, то и не открыл им того, о чем они спрашивали. Так как опрашивающие не того хотели, чтобы узнать, кто действительно был Иоанн, но со властью ему говорили: кто такой ты, что делаешь это? - посему и Иоанн ответил (им), не как ученикам, а как врагам, и на все, о чем и как они его ни спрашивали, сказал: я не Христос, не Илия и не пророк, но глас, - при чем не назвал себя даже ни Иоанном, ни человеком, хотя (на самом деле) был и пророком, и Илией, и Христом. Но (так он поступил потому, что во мнении) тех, кои спрашивали его, Иоанн, конечно, не был никем из сейчас поименованных, подобно тому, как и Господь наш, будучи благ, сказал некоторым: "Я не благ (ср. Мф.19:16-17; Мк.10:17-18; Лк.18:18-19)".

Как голос, возвещающий о свете, пробуждает ухо и как блеск светильника вызывает деятельность глаза, так и писание содействует гласу. Ибо одно суть светильник и петух, как Илия и Иоанн. Петух своим голосом пробуждает нас к слушанию и есть образ гласа Воскресителя нашего; и светильник своим блеском представляет нам образ света Просветителя нашего. Посему оба они с двух сторон заключили тьму и суть образ Отца и Сына, разрушивших нечестие, и образ пророков и апостолов, ибо с той и другой стороны оказали помощь солнцу.

Но пойми и то, что Иоанн, коего назвал светильником Тот, Кто создал его пламенные уста, есть (вместе с тем и) образ Илии, который языком своим сжег нечестивых и пламенем уст своих наказал их засухою и жаждою. Кроме того, петух, который поет в тишине ночи, есть образ Иоанна, проповедовавшего в тиши пустыни. И если светильник приносится в вечернюю пору, то петуха, который поет только утром, одновременно с ним нельзя слышать. Но в Иоанне с предрассветным гласом совместился и светильник вечерний, дабы свидетельствовать о приходе Илии, который таинственным образом явился в лице Иоанна.

Итак, Иоанн есть глас, но слово, которое выражается гласом, есть Господь. Глас их пробудил, глас их призвал и возвел, Слово же разделило им свои дары. Каков грех, таково и наказание. Немного они удалились от веры и немного их наказал. "И погубит ветви леса железом", сказал Исаия (10:34). Сказал: ветви, а не корни. Когда же мера грехов их исполнилась, пришел Иоанн и вырвал дерево с корнями. "Вот, секира прошла даже до корня дерева (Мф.3:10)", о чем Исаия не упоминает. И когда сие произошло, если не при явлении Того Истинного в законе, Коего имя назнаменовано посредством ветви и цвета, над которым почил Дух, именуемый семиобразным.

"Я и отец Твой со скорбию и печалью ходили и искали Тебя (Лк.2:47.48)". На сие ответил: "в дому Отца Моего надлежит Мне быть (Лк.2:49)". Искали Его, потому что беспокоились, дабы как-нибудь (Иудеи) не умертвили Его. Но сделать это замышляли (Иудеи) вместе со своим князем Иродом, когда Он был двух лет. "И Иоанн был одет одеждою из верблюжьяго волоса (Мф.3:4)", - так как еще не острижена была святая овца наша.

"Из камней сих Бог может воздвигнуть детей Авраама (Мф.3:9; Лк.3:8)", т.е. из поклоняющихся камням и деревьям. Как и говорит: "отцом многих народов Я сделал тебя (Быт.17:3)". Иоанн сохранил свою душу чистою от всякого греха, ибо он должен был крестить Того, Кто был без греха. Не удивляйся, Иоанн, тому, что ты крестишь Меня, поелику крещение елеем я приму от женщины. "На день, - говорит, - погребения Моего она сохранит сие (Ин.12:7)", в каковых словах смерть Свою назвал крещением. У колодезя Елиазар обручил Ревекку (Быт. гл.24), у колодезя Иаков обручил Рахиль (Быт. гл.29), у колодезя обручил и Моисей Сепфору (Исх. гл.2). Все они были прообразами Господа нашего, Который в крещении Иорданском сделал церковь Своею невестою. Как Елиазар, стоя при источнике, указал Ревекке своего господина Исаака, который в то время вышел в поле, чтобы идти на встречу ей (Быт.24:63-65), так и Иоанн у потока Иорданской реки указал Спасителя нашего. "Вот, сей есть агнец Божий, который пришел взять грехи мира (Ин.1:29,36)".

Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.8. Репринтное издание. - М.: Издательство "Отчий дом", 1995, с.46-56.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение