страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Святитель Григорий Палама
Беседа произнесенная в Неделю Отец, говорящая о родословной по плоти Господа нашего Иисуса Христа и о в девстве родившей Его Приснодеве и Богородице [1]

1. И Давид (Пс.119:4) и Исаия (Ис.53:8) явили, что в отношении Божества у Господа нашего Иисуса Христа нет родословной; после них и Апостол подтвердил это (Евр.7:3). Потому что как мог бы иметь родословную Сущий в начале, и Сущий у Бога, и Сущий Бог, и Сущий Божее Слово и Сын (Ин.1:1), и не Имеющий Отца пришедшего в бытие раньше Его, и Имеющий имя - паче всякого имени и слова? - Потому что родословная линия проходит через главенствующих в роде и состоит из ряда различных имен. Нет же ничего старше - Божиего имени; а это можно сказать относительно Отца и Сына и Духа Святаго: потому что оно [2] - едино и ни в чем не разнствует (в понятии Божественного Естества). Несказанна, действительно, родословная Христова по Божеству; но она возвещается по Его человеческому естеству: потому что ради спасения человека Сын Божий удостоил стать ведущим Свое родство от людей и стать Сыном Человеческим. И эту Его родословную изложили совместно двое Евангелистов: Матфей и Лука. Но Матфей (Мф.1:1-16), согласно сегодняшнему чтению из его Евангелия, начав от предков, никого не поминает прежде Авраама, но начав с него, доходит до Иосифа, Обручницей которого стала Богородица Дева, Которая, по Божьему промыслу, происходила из того же отечества и племени, чтобы на основании сего и Ее род ничем не уступал его роду. Лука же (Лк.3:23-28) начиная не от предков, но от ближайших (родных), от самого Обручника, восходя, кончает не на Аврааме, но, насчитывая выше, даже на Адаме не остановился, но и Бога насчитал среди Прародителей Христа по человечеству, желая, как мне кажется, показать, что человек не только был творением Божиим, но и Сыном по духу [3], которого тогда (при творении) чрез жизненачальное [4] дуновение вдохнув, Он дал человеку вместе с душою. Дал же его как бы залог: чтобы, если крепко держась Его, он сохранит заповеди, то благодаря сему возможет стать участником и более совершенного единения с Ним, в силу которого имел бы вечно пребывать с Богом, усвоив в себе бессмертие.

2. Поскольку же, вняв злому совету губителя, он преступил Божию заповедь и показал себя недостойным, он лишился (полученного им от Бога) залога и ущербил Божий план; но поелику Божия благодать - неизменна и намерение - неложно, то избрание производится из числа порожденных Адамом, дабы после долгого срока было обретено довлеющее Вместилище сего Божиего усыновления и благодати, полностью содействующее Божией воле, и был явлен Сосуд достойный для соединения в Нем по ипостаси [5] Божией и человеческой природ, не только высоко представляющий наше (человеческое) естество, но исправляющий по его образу и весь человеческий род; таковым Священным Сосудом [6], Богоотроковицей и Богоматерью явилась Дева; почему Она и была объявлена со стороны Архангела Гавриила "Благодатной", как воистину Избранная из избранных и Сосуд безупречный и нескверный и достойный Богомужной Ипостаси, так чтобы вместить и содействовать Ей. Итак. Бог предвечно предопределяет Ее для Себя и от века избирает Ее и удостаивает преимущественной, чем в отношении всех, благодати, соделав Ее и прежде Ее чудесного рождения - Святейшей из Святых; почему и благоволил, чтобы Она обитала во Святая Святых; приняв, чтобы с самого Своего детства Она пребывала вместе с Ним. Избирает же Ее не просто из числа многих, но - и из числа всех от века избранных и замечательных и знаменитых своим благочестием и благоразумием и общеполезными и богоугодными качествами и нравами и своими словами и делами.

3. Посмотрите, откуда берет свое начало это избрание: из числа детей Адама был избран Богом прекрасный Сиф, который порядочностью нрава и воздержанием чувств и красотою добродетелей явив себя одушевленным небом, был за это избран Богом, и от этого избрания должна была возникнуть Сия Дева - воистину Небо и приличествующая Богу Колесница пренебесного Бога, и воззвать людей к бессмертному усыновлению. По этой причине весь род Сифа был назван "сынами Божиими". Потому что от сего рода должен был родиться как Сын Человеческий, Сын Божий; поэтому и имя "Сиф" в переводе означает "восстание", или лучше сказать: "воскресение", которым в полном смысле слова является Сам Господь, обещающий и дарующий бессмертную жизнь верующим в Него. И какое - соответствие образа! Так, Сиф стал для Евы, как она говорит: "вместо Авеля, его же уби Каин" по зависти (Быт.4:25); Сын же Девы - Христос стал для человеческого естества вместо Адама, которого по зависти умертвил начальник и родитель зла. Но Сиф, ведь, не воскресил Авеля, потому что он был лишь образом воскресения; Господь же наш Иисус Христос воскресил Адама: потому что Он Сам - истинная Жизнь людей и Воскресение, силою Которого сущие от рода Сифа удостоились, на основании надежды, божественного усыновления, будучи названы "сынами Божиими". А то, что они были названы "сынами Божиими" на основании этой надежды, явствует на основании первого так наименованного и наследовавшего это избрание. Это был Енос - сын Сифов, который, согласно написанному Моисеем, - "Сей первый упова нарекатися именем Господним" (Быт.4:26) [7]. Видите ли ясно, что на основании надежды он получил божественное звание? Если же Семьдесят говорят: "Сей первый упова призывати имя Господне", то этим они отнюдь не находятся в разногласии с прочими (переводчиками Ветхого Завета). Потому что Енос, живя богоугодно более чем кто-либо иной в те времена, первый после Сифа, прияв сию надежду от Бога, и призывает ее и сам по ней именуется. Из детей Адама Бог избирает Сифа; почему и к нему возводит Лука родословную всего рода, от которого произошел по плоти Христос; из детей же Сифа предпочтен избранием Енос, как это было сказано; от происшедших же от него - Енох, который сам от себя показал, что добродетель не остается без награды и что не сей, подверженный смерти, мир является достойным жилищем для угождающих Богу: потому что, угодив Ему, он был перемещен с земли. Опять же, от происшедших от него, был судим быть достойным избрания - Ламех; а после него сын его, он же после Потопа - единый отец всего мира, - Ной, удостоился получить избрание; потому что в его времена он был найден единственный вместе с своим домом, кто жили целомудренно, в то время, как "сыны Божии" брали в жены дочерей человеческих, как повествует Моисей, т.е. - происходящие от Праотца Богоматери - Сифа, но принадлежащие к числу отверженных, как недостойные, которые были с презрением изгнаны из рода Сия Матери-Девы, сами совершенно потеряв Божий Дух, Который позднее пришел на Деву, согласно словам возвестившего Ей Архангела: "Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя" (Лк.1:35); Который заранее же привел в осуществление и предшествие Ее, свыше отбирая и очищая родовое дерево, и достойных или имеющих быть отцами замечательных (сыновей) принимая, а недостойных - совершенно отвергая. Посему и сказал Господь Бог относительно оных отверженных в те времена: "Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих (во век), зане суть плоть" (Быт.6:3); потому что если Дева происходит от плоти и семсни Адама, от Нея же по плоти Христос, но Духом Святым этот род много-различно был свыше очищаем, когда совершалось избра-ние в роду согласно достоинству; посему и Ной, "праведен и совершен сый в роде своемъ", согласно написанному о нем (Быт.5:29), был удостоен сего избрания.

4. И посудите, до какой степени Дух Святый дает ясно понять для имеющих ум, что все богодухновенное Писание было написано ради Богородицы Девы. Потому что, начиная Ее родовое дерево с Адама, и проводя чрез Сифа и Ноя и Авраама, а затем Давида и Зоровавеля и сущих между ними и после них с точностью упоминая, оно доводит род до того времени, когда явилась Богородица Дева; родословия же других родов или вообще не начинало, а если и начинало, то вскоре оставляет, предав пучине забвения, и главным образом упоминает из них тех, которые были предками Богородицы, которые или сами по себе или делами как бы в образе предъизобразили Грядущего от Девы Христа. Видите ли и в сем Ное ясный образ в те времена Имеющего родиться от Девы, ради Которой производилось сие избрание: потому что Ной явился спасителем человеческого рода, но не всего в целокупности, а всего его дома (семейства), спасшегося благодаря ему: так и Христос есть Спаситель человеческого рода, но не всего в целокупности, а всего Его Дома, т.е. Церкви Его, но не - и непокорных. "Ной" в переводе означает: "успокоение"; по кто же воистину Успокоение, как не Рожденный от Девы, Говорящий: "Приидите ко Мне - путем покаяния - вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы" (Мф.11:28), - даруя вам освобождение и облегчение и жизнь вечную? - Посему Ламех, дав сыну своему Ною таковое имя, как бы видя в нем грядущего позднее из его рода Христа, Который стал Успокоением всех от века почитателей Бога [8], в этом имени ясно пророчествует о Христе. Потому что говорится: "Нарече имя ему: Ной, глаголя: сей упокоит нас от дел наших, и от печали рук наших и от земли, юже прокля Господь Бог наш" (Быт.5:29). Эти слова не были сказаны в отношении сбывшегося Потопа: потому что смерть Ламеха предшествовала Потопу; между тем, как Ламех говорит: "Успокоит нас, и делает себя соучастником пророчествуемого им успокоения; и тогда еще не каждый человек "помышлял в сердце своем прилежно на злая (злое) во вся дни" своей жизни (Быт.6:5); по причине чего произошла от Бога всемирная гибель на землю: на всех живущих на земле. Так к кому же относились эти слова: "успокоить нас"? Но еще и говорится: "Успокоит от земли, юже (которую) прокля Бог"?! Кто же успокоил нас от земли сей? - Не Тот ли, Кто отверз небеса и возвел туда наше естество и словами и делами показал нам путь восхождения на небо и призвал нас к сему пути? Если же и Потоп был образом успокоения, но - уничтожение и прекращение греха, а не как облегчение и успокоение грешникам.

5. Таким образом и по причине сего (своего назначения: быть прообразом Христа) Ной получил избрание (быть прародителем Богородицы); из числа же его детей в избрание рода Богоматери был прият Сим; посему, хотя и Иафет показал себя угодным отцу, однако один только Сим слышит от отца: "Благословен Бог Симов" (Быт.9:26): потому что из его рода произойдет Бог. Потому что от него произошел Авраам, который предыизбранный, согласно избранию из всего потомства Сима в наследование рода Матери и Девы, был избран и переименован со стороны Бога и получил великое оное обещание, говорящее, что в семени его благословятся все племена земные (Быт.12:3); Семя же его - как говорит Павел - есть по плоти Христос Бог (Гал.3:16), родившийся от Девы. Что сказать о бывших Аврааму видениях Бога, божественных знамениях, Божиих обещаниях, которые и предъизобразили и предвозвестили то, что относится к Приснодеве и Богородице и к Неизреченному Рождеству Ее? Но дабы нам быстро пройти остальное, потому что время не позволяет нам затягивать речь, помянем: что из рожденных Авраамом, опять же избран был Исаак; а из его сыновей, в свою очередь, - Иаков; от сыновей же Иакова - Иудино племя, от которого произошел Иессеев Корень; а от произростших от оного Корня - Давид, Псалмопевец, Пророк и Царь, относительно которого Бог возвещает: "Семя его [9] во век пребудет, и престол его яко солнце предо Мною, и яко луна совершена в век: и Свидетель на небеси верен" (Пс.88:37-38).

6. Кто же - Этот Свидетель? - Конечно, Сидящий на небесном престоле, о Котором, опять же, в ином месте, Псалмопевец говорит: "Прежде солнца пребывает имя Его, и благословятся в Нем вся колена земная" (Пс.71:17). Здесь же обнаруживается сугубое родословное древо блаженного рода Богоматери и Иосифа, Обручника Ее: потому что Оба: и он и Она, происходили из того же колена и отечества, согласно Закону. Итак, начиная отсюда, родословное дерево усугубляется, основываясь как на родных детях, так и на детях по закону: оно сплетается и часто сходится друг с другом в одно; но также часто оно разделяется на двое, так что представляется невероятным, что тот же ребенок является чадом двух отцов, сущих между собою братьями: одного имея отцом по закону, поскольку тот его не родил, но считается таковым; другого же имея отцом по рождению от него, в нем воскресившего семя (бездетному) своему брату (См. Втор.25:5. Мф.22:24): таким образом чрез обоих отцов рожденный возводит свой род к Давиду. Кто-нибудь мог бы заметить, что иными словами, этот род - парный: царский род часто и различными образами сходился со священническим родом. Так, напр., и Зоровавель, принадлежащий к божественному дереву Божией Матери, был причислен к священникам чрез поколения Нафана, а чрез рожденных от Соломона, который наследовал царство после Давида, возводит свой род к Давиду. И, вот, поэтому различно у Евангелистов Матфея и Луки возводится родословная по плоти Господа: один - родных отцов, другой - отцов по закону, приводят к числу праотцев; один (Матфей) упомянул только принадлежавших к царскому роду; Лука же привносит и принадлежавших к Левитскому званию или сущих - царского рода относит к священническому роду или (поминает сроднивших свои роды путем брачного родства.

7. Конечно, Зоровавель, поскольку и он был предъизбран быть в Праотцах Богоматери, и сам явился образом Христа и удостоился великих пророчений и дел: потому что, рожденный в плену, он по причине своей добродетели и учености, становится предметом восхищения Кира царя персов, и научает евреев и иноплеменников силе Истины: и освобождает еврейский народ от плена, и обновляет храм Божий, как и Христос сделал позднее, обновляя не неодушевленный храм, но храм, одаренный душою и разумом, - наше естество, и искупая от плена не исторического [10] и недавнего, но - духовного и древнего, и переводя последователей не из одной страны в другую, но переводя от земли на небо. Этот же Зоровавель является Праотцем как Девы, так и Обручника (Иосифа), но Девы - только по родству по рождению; предком же Иосифа он является и по родству на основании рождения и по родству по закону: потому что Иосиф имел двух отцов: - Илия, согласно Луке (3:23), и - Иакова, согласно Матфею (1:16). Потому что поскольку Илий и Иаков были братьями и возводили свой род к Зоровавелю, то когда Илий умер бездетным, сей Иаков, на основании соответствующего закона, родил для рода Илия от супружницы оного - Иосифа. Все же это были предначертания и образы больших таин: так, необходимо было, чтобы царский род многообразно соприкасался со священническим, составляя родословную по плоти Христа: потому что Христос многообразно является воистину Царем вечным и Архиереем. То, что закон определяет, чтобы усыновленные были на равном положении с сынами и чтобы отцы по закону любили детей по закону не меньше, если даже не больше, чем своих кровных детей, - соответственно же сему закон регулирует иные виды родственности, - это было предначертанием и ясным образом, сущего от Христа, по духу и по закону благодати, Усыновления (нас со стороны Бога) и родственности и звания. Потому что Сам Господь говорит в Евангелиях: "Творящий волю Отца Моего, Иже есть на небесех, той брат Мой и сестра Моя и Мати Ми есть" (Мф.12:49).

8. Видите, что происхождение Христово и родственность с Ним совершается не по закону естества, но по благодати и по закону, основанному на благодати? который настолько лучше закона, данного чрез Моисея, насколько призванные сыны, на основании сего закона, не от Бога родились и не превзошли естество; сыны же, приобретенные на основании закона благодати, от Бога родились и соделались выше естества и чрез Христа усыновились Аврааму и стали ближе тех, которые являются кровными сынами. Потому что все во Христа крестившиеся, во Христа облекшиеся, как говорит Павел (Гал.3:27), сущие по естеству чада иных родителей, выше естества рождаются от Христа, настолько превозшедшего естество, насколько и Сам безсеменно воплотился от Духа Святаго и Приснодевы Марии; верующим же во имя Его даровал силу и власть быть чадами Божиими. Потому что тем, которые приняли Его - говорит Евангелист - дал им власть быть чадами Божиими, верующим во имя Его, "иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася" (Ин.1:12-13).

9. Почему же, говоря, что они от Бога родились, он не сказал, что они стали чадами Божиими, но (говорит) что они приняли силу стать таковыми? - Потому что, взирая на конец и на оное восстановление, совершенство будущего века, тот же Евангелист в своих Посланиях говорит: "Не у явися, что будем: егда же явится, подобии Ему будем" (1Ин.3:2) [11]. Итак, тогда-то мы и будем чадами Божиими, видящими и испытывающими сияние Божие и осияваемые светозарностью Христовой славы и вместе с Ним сияющие, какими Моисей и Илия на Фаворской горе в славе с Ним явившись, предстали нам; потому что: "Праведницы просветятся", говорит Христос, "яко солнце, в царствии Отца их" (Мф.13:43); ныне же для этого мы принимаем силу, благодаря благодати, подаемой в божественном (святом) крещении. Потому что как рожденное дитя, восприняло от своих родителей силу стать мужчиной и наследником их дома и достатка; не имеет же еще этого наследия по причине несовершеннолетия; но не воспримет сего вообще, если будет похищено смертью раньше сего срока; - так и возрожденный в духе, силою крещения во Христа, действительно, принял силу быть сыном и наследником Божиим, сонаследником же Христу, и твердо и неотъемлемо воспримет божественное и бессмертное усыновление в будущем веке, если только не лишится сего вследствие духовной смерти: грех же является этой духовной смертью; обычная смерть сводится на нет с наступлением будущего века; духовная же смерть властвует над теми, которые навлекли ее на себя еще здесь.

10. Следовательно, всякий крещенный, если намерен получить уповаемое присносущное блаженство и спасение, пусть проводит жизнь вне всякого греха; и являют это Петр и Павел, корифеи лика корифеев в священных Апостолах; так, первый, сказав о Христе, что "еже бо умре, греху умре единою: а иже живет, Богови (непрестанно) живет", - присовокупляет: "Такожде и мы должни есмы мертвыми убо быти греху, жити же Богови" (Рим.6:10-11 парафр.); Петр же говорит: "Христу убо умершу [12] за ны плотию, и мы в ту же мысль вооружимся [13] - зане пострадавый плотию, преста от греха, - во еже не ктому человеческим похотем, но воле Божией прочее во плоти жити время" (1Пет.4:1-2). Если же Господь прожил ради нас, оставляя нам в пример ту жизнь, которую прожил на земле, - прожил же Он безгрешно, - то и нам необходимо безгрешно жить в память Его; если же и чадам по плоти Авраамовым Он сказал: "Аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили" (Ин.8:39), - то насколько больше скажет нам, которые ни родства по плоти не имеем с Ним: - Если бы вы были Мои чада, то и делали бы Мои дела? - Так, вот, тому, кто - после божественного крещения, после договора, заключенного в нем, с Богом, по силе получения, проистекающей от него, божественной благодати, - (однако) не следует образу жизни Христа, но преступает и оскорбляет Благодетеля, - последовательно и справедливо следует быть совершенно лишенным божественного усыновления и вечного наследия.

11. Но кто достойно воспоет, о, Христе Царю, величие Твоего человеколюбия: потому что то, в чем Тебе не было нужды, то, что Ты Сам не совершал, - я имею в виду: покаяние (потому что, отнюдь, не нуждается в покаянии Тот, Кто - сущий без греха) [14], это самое Ты, как посредника, даровал нам, согрешающим и после (получения) благодати! Потому что оно является на основании раскаяния, опять обращением к Нему и к образу жизни по Его воле. Итак, если кто даже и согрешит смертным грехом, но от души отвратится от него и откажется от него, обратится же делами и истиною к Богу, пусть дерзает и имеет весьма большую надежду, потому что он не лишится вечной жизни и не погрешит в надежде на спасение; потому что, хотя дитя по плоти, если умрет, уже не воскресится своим родителем, однако рожденный Христом, хотя бы и впал в смертные грехи, если, обратившись, прибегнет к Нему, к своему Отцу, Который и мертвых воскрешает, - он снова оживает и получает божественное усыновление, и не лишается сожительства с праведниками, - что да будет всем нам получить в славу Его и Безначального Его Отца и Животворящего Духа, ныне и присно и в нескончаемые веки. Аминь.

Примечания:
1. Согласно изданию 1861 г. числится за №57, стр.212-224.
2. Т.е. - имя Божие.
3. Здесь в оригинале, хотя и говорится о человеке, слово "Сын" написано с заглавной буквой, что и мы сохраняем; слово "дух" - с маленькой буквой, что и мы сохранили в нашем переводе.
4. Т.е. Бог вдохнул в человека жизненное начало.
5. Т.е. в одном Лице, Лице Богочеловека.
6. Слова: "Священный Сосуд" мы вставили от себя ради ясности текста.
7. Такой перевод, как разночтение к "упова призывати имя Господне" (Быт.4:7) находим в переводе Акилы и в употреблении у Бл. Феодорита; также у Св. Григория Паламы, кроме этой беседы, в его первой беседе на Введение во Храм Божией Матери, отд.6; разночтение.
8. Ориг.: "Богочестивые".
9. У Св. Григория: "Семя твое..."
10. Ориг.: "чувственного", т.е. материального.
11. Рус. пер.: "Еще не открылось, ЧТО будем, когда же откроется, будем подобны Ему".
12. Ориг. "пострадавшу".
13. Ориг. "и вы в ту же мысль вооружитесь".
14. Скобки принадлежат оригиналу.

Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Часть 3. - М.: Паломник, 1993 // Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Перевел с Греческого языка Архимандрит Амвросий (Погодин). - Издание Братства преп. Иова Почаевского. Монреаль, 1984, сс. 167-177.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение