страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Феодор Студит, преп.
Подвижнические монахам наставления

Слово 28
1) Вы, как добрая земля, кто такой, кто другой добродетели плод приносите. - Утешаюсь тем; но дивлюсь, как некие из вас после довольной и видной жизни помирились с нашей скудной и безвестной, а также и тому, как все вы отрешились от тиранства родственных расположений и других пристрастий: во истину, это мученичество.
2) Воздаяние велико; ради его-то снослива бывает и болезненность жизни нашей, близкая к пролитию крови.

1) Вы, как некая земля тучная и добрая, приемля слово моего смирения, всегда произращаете и приносите благие плоды, как рай, преукрашенный разными красотами добродетелей. Ибо вижу и распознаю, что в вас делается и о чем ревнуете, и утешаюсь кротостью нрава одного, теплотой усердия другого, того безмолвием, этого стихословием, иного трудолюбием, а иного бдением, других - другим чем, всех же непобедимых, неослабным и непреодолимым постоянством пребывания в порядках общежития нашего, - и дивлюсь, как те из вас, которые прежде жили счастливо и в довольстве, начав жить для Господа, мало по малу забыли о том, и став совсем другими, мужественно переносят теперешние неудобства и лишения, уравновешивая тем и возмещая прежние грехи свои. Но воистину вся может любовь Христова, склоняя и увлекая высоких смиряться, пространно живущих довольствоваться малым, и многостяжательных делаться бедными и скудными. И не этими только удивлен я, но и всеми, ради Евангелия Господня все оставившими: родителей, братьев, жен, родных, отечество, домы, обычаи. У всякого есть что-либо дорогое оставленное; и нередко тот, кто по видимости малым чем пожертвовал, и не может идти в сравнение с некиим из великих, оказывается понесшим множайший и больший труд; ибо если не другое что, то одно уже то, что он отторгся от властительства расположений родственных, или от произвольных каких пристрастий, достаточно для того, чтоб приписать ему мученичество и дать ему дерзновение, подобно верховному из Апостолов, воззвать ко Христу Господу: се мы оставихом вся и в след Тебе идохом: что убо будет нам? и сподобить чести услышать в ответ: в пакибытие... сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома (Мф.19,27.28).

2) Когда такие и толикие уготованы нам воздаяния, как всем нам не понуждать себя паче и паче делать и совершать преподобное? Как не переносить нам всего скорбного и тяжелого в жизни по Господу? трудов воздержания, бдения, укорения, послушания, поучения, исповедания, и всего другого, по причине чего к нам приложимо оное пророческое слово: яко Тебе ради умерщвляемы есмы весь день: вменихомся, яко овцы заколения (Пс.43,23). И по истине, вы не далеки от этого. Ибо не бываете ли и вы закалаемы отсечениями пожеланий своих, язвинами обличений и друг другу взаимно послушным образом жития; и кровь, хотя нечувственно, но душевно, не течет ли из сердец ваших, в таких случаях? Но радуйтесь; потому что не безплодно страждете, но уготовляете тем себе неувядаемый венец славы, как говорит Апостол (1Пет.5,4). Да возсияет в вас свет ведения неложного, любовь к Богу, отрешающая от мира, и вожделение жизни вечной, умерщвляющее похоти. Да ведет вас Бог и да возведет всех на высшую степень, до цели благочестия нашего, в крепость сердца и неколеблемой твердости помысла.

Добротолюбие. т.4. - М.Паломник, 2000
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение