страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Феодор Студит, преп.
Подвижнические монахам наставления

Слово 79
1) Время бежит: надо внимать, как вы и делаете, особенно заботясь о смирении и кротости, Христу подражая.
2) Ангелы и святые смотрят; стыдно не жить как должно: что хотя и трудно, но готовит воздаяние великое.
3) И рай и ад пред нами: что кто изберет, то и получит.
4) Кто действует по страстям, того дело - дрова и сено; будет лн вечно гореть не сгорая.

1) Время бежит, увлекая нас к концу настоящей жизни. Но кто есть разумевайя сие и взыскуяй - не иждить времени в жизни равнодушной к делу спасения, по коварству козней диавольских? Кто шествует, внимая себе, не поддаваясь беспечности, но в каждодневном приготовлении к смерти, всякое дело свое, духовное и телесное, представляя пред лице Вседержителя Бога? Кто, вземля око души своей горе в небеса и рассматривая красоты тамошних видений, всю любовь свою переносит к вожделению тамошнего, паря вместе с горними силами, и ни во что вменяя всякие тяжелые неприятности, но благодушно перенося и поношение, и унижение, и злострадание, - алчбу и жажду, холод и зной, и вращаясь в среде братства, как камение честное, по написанному? - Из вас впрочем я вижу не одного или двух, но многих, кои с искреннею верою и рвением ищут достодолжного, и притом внимательны к внушениям, послушны, сносливы, откровенны, доверчивы и верны, не смотря на то, что не получили научного образования, и не восполняли сего ущерба ни многочтением, ни размышлением, ни заучиванием на память; одно же только имеют, что наипаче и требуется, и чем уподобляют они себя Христу, именно - смирение и кротость, - внимая слову Господа: научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф.11,29). Призрите же вниманием вашим на свет и истину, на правоту и кротость, смирение и благость. Удерживайте себя, прошу вас, от всякого раздражения и негодования. Сынове человечестии, взывает св. Давид, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету и ищете лжи? (Пс.4,3). Доколе поносит враг, и раздражит противный? (Пс.73,10).

2) Простите мне, стыжусь Ангелов Святых, потому что они видят, что у нас, как хранители наши; стыжусь святых и преподобных отцов, коих образ жизни мы взяли на себя и жизнь которых проводим. Будем же, братие, преподобное совершать преподобно и святое исполнять свято. Не будьте, прошу вас, жестокосерды, непокорливы и противоречивы; не будьте грубы в словах, гневливы и велеречивы; не будьте насмешниками, клеветниками и поносителями; не будьте многоречивы, смехотворны и дерзостны. Будьте Боголюбивы,а не блудолюбивы, молчаливы, а не празднословливы; довольны будьте бедным одеянием, и не любите щеголять; долу очи, горе же ум имейте; осматривайтесь кругом, чтоб как-нибудь не уранила вас стрела греха, по небрежности вашей. Что же из этого потом? - Вместо трудов покой уготовится, вместо подвигов - венцы, вместо поношений - честь и слава, вместо уничижений - благохваления, вместо пронзений - радостные приветствия, вместо рабства - власть над десятью городами, вместо лишения родителей и родных - наследие и сонаследие Господа нашего Иисуса Христа, за отсечение своей воли - с первомучеником Стефаном водворение; и то временно, текуче и как тень переходяще, а это вечно, бессмертно и конца неимуще.

3) Если желаете улучить Царствие Небесное, если желаете вкусить жизни вечной, если желаете получить всыновление, если желаете быть обитателями Рая, если желаете в лоне Авраама упокоиться, если желаете допущены быть в нерукотворенный невестник, или другое что подобное получить, все сие возможно для вас, доступно, подручно и готово. - Но если желаете и противоположной сему части - огня нескончаемого, червя не усыпающего, пламени геенского, скрежета, части козлищ, участи проклятых, - и это все встретите, - чего однако да не будет с вами! Но не будем, если не будем жить хорошо, если не стяжем благонастроения, не установимся в своем чине. Кто таков, тот стяжевает и душу свою, стяжевает и братий своих, и меня бедного. Добре действующий и Богочестно шествующий честен пред лицем Господа, честно слово его и лице его; блажен он и блаженную оставит по себе память.

4) Какую пользу приносит жестокосердому жестокосердие, непокоривому непокоривость, непослушливому непослушание, гордому гордость? Не сокровиществует ли он себе гнева в день гнева и праведного суда Божия? И не уподобляется ли дело его дровам, сену и тростию, и не исполнится ли на нем: егоже дело сгорит, отщетится: сам же спасется, такожде якоже из огня (1Кор.3,12.15). То есть, в будущем веке он будет телесно адским огнем жегом; душою же будет терзаться и раздираться сердцем, безмерно и бесконечно, взирая на славу Святых, вожделевая ее и лишенным себя оной видя на вечные веки. Да не постигнет кого-либо и из вас такая часть и такое состояние! Почему, пока еще мы здесь будем очищать себя огнем страха Божия, чтоб не испытать будущего пламени.

Добротолюбие. т.4. - М.Паломник, 2000
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение