страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Феодор Студит, преп.
Подвижнические монахам наставления

Слово 298
1) Сколько ни толкую, у некиих из вас все прорывается немирность.
2) Это от недостатка любви; а без нее какие же мы ученики Христовы?
3) Взыщем же мира, ревность благую восприяв.

1) Казалось бы, что, как я часто беседую к вам, нет уже необходимости еще поучать вас, полагая, что вы довольно настроены к должному действованию и не имеете нужды в напоминании о том. Однако ж ныне вижу, что это все еще крайне необходимо; потому что, не смотря на частые мои вам внушения, в некиих из вас не перестает действовать немирность и упорство. И я дивлюсь, как те, коим следовало бы быть учителями, судя по времени, все еще младенчествуют, безсмысльствуя и безумствуя попусту.

2) Причина же сему оскудение любви. Ибо если по Апостолу, любы долготерпит, милосердствует, не завидит, не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине, вся покрывает, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит (1Кор.13:4-7): то явно, что когда ее нет, то в нас берет силу противное тому, - неверие, безнадежие, нетерпение, раздор, дерзость. - Но как, находясь в таком настроении, можем мы достойно именоваться учениками Господа, когда Сам Он говорит решительным словом Своим: о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин.13:35); И опять в другом месте: аще вы пребудете во словеси Моем, воистину ученицы Мои будете. И уразумеете истину, и истина свободит вы? (Ин.8:31.32). Итак, если мы не имеем любви истинной, но ведем вражды, брани и раздоры; то мы не Христовы ученики, а врага Христова, хотя и тяжко слово сие. После сего зачем и жить нам бедным? Зачем дышать этим воздухом, если мы делаем не то, чем благоугождается Господь?

3) Смущаяй вас, понесет грех, кто бы ни был (Гал.5:10). Почему прошу, мира взыщите со всеми и святыни, ихже кроме никтоже узрит Господа. Смотряюще, да не кто лишится благодати Божия: да не кий корень горести выспрь прозябаяй, пакость сотворит, и тем осквернятся мнози (Евр.12:14.15). Что же это такое? - Ревность благую предлежит вам показать в отношении к лукавнующим, зло ненавидя и отвращаясь от него, их же самих не как врагов имея, но как братий вразумляя (2Сол.3:15), да будете достойны одобрения Апостольского, выраженного негде так: во всем представисте себе чисты быти в вещи (2Кор.7:11). - Я же говорю вам это, любя и щадя вас, и вместе боясь участи Илия. Если же вы не так рассуждаете, то, спустя немного, придут дни, когда возьмется от вас язык сей, и тогда уразумеете, что истинно было, что говорил я вам смиренный. - Бог же мира, хотящий всем спастись, да сохранит всех нас в мире на пути заповедей Его и да введет в царство Свое вечное.

Добротолюбие. т.4. - М.Паломник, 2000
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение