страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Феодор Студит, преп.
Подвижнические монахам наставления

Слово 329
Отсечение своей воли самый великий подвиг, Христоподражательный и Апостольский, хотя ныне не все видят высоту его.

Поучительное слово скорбеть заставляет скудных добродетелью, и вместе научает врачевать немощи свои. Ибо эта самая печаль о недостатке добродетелей незаметно располагает душу пещись о самоисправлении. Печаль бо, яже по Бозе, как говорит Апостол, покаяние нераскаянно во спасение соделовает (2Кор.7:10). Но посмотрим, в чем состоит то, что печалит нас? В том ли, что восстают в нас помыслы непотребные и, подобно враждебному войску, осаждают душу нашу? - Но написано: аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое: аще возстанет на мя брань, на Него аз уповаю (Пс.26:3). Или в том, что тяжело иго послушания? - Но опять написано: благо есть мужу, егда возмет ярем в юности своей (Плач.3:27); и еще: иго Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф.11:30). Или в том, что эта жизнь под игом послушания не позволяет иметь ничего собственного? Но вот слово апостольское: се мы оставихом вся, и в след Тебе идохом: что убо будет нам? (Мф.19:27). - И им дано обетование, сколько страшное, столько же и преславное. - И мы разве подобно им не оставили всего и не пошли в след Господа? Не оставил ли тот родителей? и этот братьев и сестер? Один - жены и детей, другой домов и полей? И все - того, что больше всего, - своей воли и своих пожеланий, - что есть в человеках дело, самое трудное для исполнения.

Ибо назови мне пост усиленный, или бдение, или спание на голой земле, или отсутствие бани, или пустынность места, или другое что из наших Божественных радений, - все это бывает и по собственной воле делающего. Бывающее же по собственной воле, хотя само по себе и тяжело, но при своем желании легко исполняется; делаемое же с отсечением своей воли, хотя и легко само по себе, с большим трудом совершается. Каковое действование святые отцы назвали кровеизлиянием; и оно никому другому не свойственно, кроме того, кто есть воистину послушник, и может с Апостолом говорить: живу не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал.2:20). Ибо поколику он не своей воле живет, потолику, чрез посредство воли игумена, живет Богу, и подражателем является Тому, Кто рек: снидох с небесе не да творю волю мою, но волю Пославшаго Мя Отца (Ин.11:38). Видите ли высоту нашего жительства? Не Христоподражательно ли оно? - Не Апостольско ли? Или я льстя вам говорю так? - Нет; сама истина свидетельствует о неложности моего слова.

Если люди не сплетают похвал кончающимся в этом образе жизни, чрез это нисколько не умаляется слава их; потому что не как человек смотрит, так и Бог. Но ин суд Божий, и ин человеческий; и сколько незнатных для кажущихся знатными в мире сем в день воздаяния окажутся славнейшими всех, как написано: мнози будут перви последнии, и последни первии (Мф.19:30). - Итак, радуйтесь и трепещите: то ради дара Божия, а это ради превратности ума, потому что не навсегда пребываем мы одинаковыми. Почему да разумеваем друг друга в поощрении любве и добрых дел (Евр.10:24), не тяготясь отсечением воли своей, - о чем все слово, - и не разлениваясь в исполнении послушаний, но паче воодушевляясь рвением, друг друга поддерживая, друг друга тяготы носяще, как братия, как единодушные, как стелесники. Так подвизаясь изо дня в день и так совершая течение свое, вы, как добре ведаю, несомненно получите неувядаемый венец славы.

Добротолюбие. т.4. - М.Паломник, 2000
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение