страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобный Феодор Студит
Послание 65(124). К Навкратию, сыну

Узнав от письмоносца, добрый брат, что между вами произошли распри, - один говорит: "Я покланяюсь иконе Христа, как Самому Христу", - а другой не допускает этого, - я принял это не без скорби, зная, что такие распри, которые сеет диавол, обычно разделяют и самую здоровую часть православных. А это доставляет радость врагам, которые нашими болезнями доказывают здоровье своего нечестия. Поэтому я признал за благо не молчать о слышанном, но отыскать и со своей стороны некоторое средство врачевания с помощью Божией.

Сущность дела состоит в следующем. Частица как (ως), в Богодухновенном Писании употребляется иногда в значении подобия, а иногда в значении утверждения. В первом: был как птица одинокая на кровле (Пс.101:8); и еще: я же - как маслина плодовитая (Пс.51:10). Во втором: как (ως) благ Бог Израилев (Пс.72:1); и еще: как (ως) вожделенны жилища Твои, Господи Сил (Пс.83:2). Здесь речь идет не о подобии, но об утверждении. Итак, кто говорит, что он покланяется иконе Христовой так, как (т.е. подобно) Самому Христу, тот рассуждает здраво, а если говорит в прямом смысле, - то нет. Ибо образ и первообраз не одно и то же по естеству, но одно и то же по подобию. Оба они принимаются за одно и то же, но по существу совершенно различны, я говорю о художественных иконах.

Как же можно поклоняться иконе, как Самому Христу, в прямом смысле, когда в ней Христос присутствует не существенно, а относительно или по подобию? Такое суждение отступает от истины и с другой стороны. В образе выражается первообраз и в иконе почитается поклонением Христос. Слово "в иконе" означает: одно в другом, иное в ином почитается поклонением. Златоуст видел Ангела на иконе, а Корнилий - самого Ангела. Мы видим Христа на иконе, апостолы же видели Самого Христа. Мы видели, - говорили они, - Господа (Ин.20:25). Мы поклоняемся Ему в Его иконе, а они покланялись Ему Самому. И, увидев Его, - говорится, - поклонились Ему (Мф.28:17).

Итак, на иконе Христос почитается поклонением по подобию, или относительно, или по сходству - ибо то и другое сходно - а не лично. И без иконы Он почитается поклонением умственно, ибо, конечно, не всегда Он может быть созерцаем видимо в иконе.

Если же кто-нибудь скажет: следовательно, если мне можно поклоняться умственно, излишне поклоняться изображенному на иконе, такой пусть знает, что он отказывается и умственно поклоняться Христу. Ибо, если ум не будет созерцать Его в образе человеческом, сидящим одесную Бога и Отца, то он не будет и поклоняться, если только допускает, что Слово стало плотью. Верным свидетелем того, что Он уподобился человеку, является икона Его, и с принятием ее и поклонением ей принимается и почитается поклонением Христос, в случае отвержения бывает наоборот. Авгарь, приняв веру, умственно поклонялся Христу, а еще яснее поклонился Ему в нерукотворенной иконе Его, присланной от самого Христа. Таким образом в ней и по подобию, и умственно почитается поклонением Христос, теперь так, а в будущем веке лицом к лицу, когда мы будем, как говорит премудрый Дионисий, и исполняться пречистым созерцанием видимого Его Богоявления, озаряющего нас светлейшими лучами, подобно тому, как учеников при Божественном Его Преображении, и участвовать в Его духовном сиянии бесстрастным и невещественным умом [1].

Это в недостаточной или достаточной мере зависит от нас. Вас же увещеваю в беседах о Боге вести рассуждения благоговейно и внимательно и искать истины или своими силами или при помощи других, далеко отогнав распри, равно как и исправить, если в сказанном мной окажется что-нибудь ошибочным, ибо я малоумен и грешен.

Примечания
1. Дионисия Ареопагита об именах Божиих. Гл.I.

Преподобный Феодор Студит. Послания. Книга 1. - М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2003. С.349-352.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение