страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобный Феодор Студит
Послание 129(188). К Льву, сакелларию [1]

Оставаясь обязанными воздать тебе множество благодарностей и похвал, мы думаем отдать хотя бы малую часть долга письмом, написанным нашим смирением к знатному и возлюбленному твоему превосходительству. И теперь что мы скажем относительно брата Силуана? Во-первых, то, что боголюбезная душа твоя приняла его, как одного из близких, приветливо и с благосклонным лицом беседовав и общаясь с ним, уничиженным. Потом и о нас, грешных, ты расспрашивал, а также и о болезни нашего тела, и в других отношениях ты выразил любезное расположение к нам, смиренным. Ты сказал: "Некоторые враждующие против вас подозревают, будто и я студит", - и просил, чтобы никогда никоим образом не была нарушена такая дружественная связь.

Все это изумило нас и еще более утвердило в искренней любви к тебе, так что мы сказали: "Не попусти нам, Владыка всех, когда-нибудь забыть доброго благодетеля, верного, единодушного, испытанного друга, священного человека, защитника и покровителя всегда и во всем, господина и владыку нашего. Но да пребывает в нас любовь к нему и после смерти, или лучше, да перейдет и в будущий век. Тогда мы, как веруем, узнаем друг друга и будем сорадоваться в Боге тем, которые по действию Духа любили нас!"

Впрочем, начав речь с этого, обратимся теперь, по твоему приказанию, к двум предметам. О первом мы думаем так же, как и ты, господин наш. Начнем же нашу речь так. Убийца, будучи схвачен, должен по закону понести надлежащее наказание. Ныне идет междоусобная война, которая, как и другие наказания Божии: землетрясения и голод, наводнения и пожары, - послана праведным судом Божьим для нашего вразумления и в которой причина гибели стольких людей. Господь же, умилосердившись, прекращает истребление, не желая погубить всех, - иначе Он произвел бы всеобщую гибель, как при потопе, - чтобы оставшиеся сделались достойными пощады и спаслись. Ибо говорит Он в Евангелии: прощайте и будете прощены (Мф.6:14), и через блаженного Павла: никто никому не воздавай злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу, и всем (1Фес.5:15).

Впрочем, не обходится без наказания. Так и Каин, убивший брата, справедливо получил разнообразное и известное наказание, наказан сам собой и Ламех. И Авессалом, убивший брата Амнона, не был убит, смягченный Фекоитянкой, но был удален отцом, и сам Давид не хотел, чтобы Авессалом, восставший на отца, был убит, также и восставших вместе с ним он приказал, как написано, не умерщвлять по прекращении войны. Об этом кратко. Ибо Милосердный Бог хочет посредством других наказаний, например, ссылок, заключений под стражу и прочих, сохранить их для раскаяния в течение всей жизни.

Что сказать нам о другом предмете, когда твой мудрый и проницательный ум знает все? Прежде царствовавший Лев заботился о том, чтобы мы вступили в состязание с иноверными, а он сам, по его замыслу, произнес бы суд против нас. И у ныне царствующего императора было такое же намерение, когда он лично беседовал с нами три года назад, говоря, что не он будет судьей дела, но кто-либо из тех, которые, как казалось, единомысленны с нами.

Но ни мы, лично присутствовавшие, ни знаменитый наш архиерей не допустили этого, как незаконного и чуждого. Это и справедливо, возлюбленный господин наш, ибо здесь речь идет не о предметах мирских и плотских, судить о которых имеет власть царь и мирской суд, но о божественных и небесных догматах, что вверено не кому-нибудь, а лишь тем, которым сказал Сам Бог Слово: что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф.16:19).

Кто же те, которым это вверено? Апостолы и их преемники. Кто эти преемники? Нынешние патриархи: Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Это - пятиглавая власть Церкви. Им принадлежит право произносить суд о божественных догматах. А дело царей и правителей - помогать и подтверждать определяемое, и примирять плотские разногласия. Ничего другого относительно божественных догматов не вверено им от Бога, и, если что будет сделано ими, не устоит.

Поэтому и отвергнуто все, сделанное и сказанное некогда царской властью и дерзновением Константина и Льва относительно догмата о божественных иконах, вследствие чего и отделилась здешняя Церковь от других четырех, подвергшись вечному проклятию, запечатленному Духом Святым. Потом, по милости Божией, был воздвигнут рог православия при Ирине, славно царствовавшей с сыном своим, при них соединено было разделенное, но до воцарения следующего Льва. При нем здешняя Церковь опять отделилась, подвергшись, как и раньше, проклятью от прежних.

Итак, господин, невозможно смешивать Божественный суд с мирским, также невозможно здешней Церкви созвать собор без согласия пяти патриархов. Если же кто спросит о том, каким образом это может произойти, то скажу: необходимо, чтобы иноверные удалились из церквей Божьих и священный патриарх Никифор получил свой престол. Тогда бы он составил собор с теми, с кем вместе он подвизался, в присутствии представителей прочих патриархов, и главное - западного, которому принадлежит высшая власть на Вселенском Соборе, что возможно, если захочет император, завершил бы примирение и устроил бы воссоединение Церквей посредством своих соборных посланий к Римскому престолу.

Если же это не угодно императору, и если, как он говорит, председатель Никифор вместе с нами уклонился от истины, то следует послать к Римскому патриарху с той и другой стороны, и пусть оттуда будет принято утверждение веры. Ибо таково положение: если уклонится один из патриархов, то он должен принимать исправление от равных ему, как говорит божественный Дионисий, а не судиться императорами, хотя бы восстали все православные императоры. Этого правила не должен презирать наш император, но, напротив, должен больше всего заботиться о его соблюдении, так как от этого зависит и благополучие царства, и законное царствование.

Ничего другого мы добавить не можем, смиренные и недостойные, молящиеся о вожделенном твоем благоденствии. Если же чего не достает в письме, то относящий письмо и поклоняющийся почтенным стопам твоим, даст ответ.

Примечания
1. Написано в 823 году.

Преподобный Феодор Студит. Послания. Книга 1. - М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2003. С.469-473.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение