страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобные Варсануфий и Иоанн
Руководство к духовной жизни
Ответы на вопросы учеников

Ответ 48. Когда Авва Серид, по некоторой причине, замедлил отнести Авве Иоанну предыдущий ответ, последний сильно укорял его, и тем весьма опечалил. Потом, когда некоторые из братии, по немощи своей, пользующиеся услугами других, пересказали Авве Иоанну о различных делах, будто бы напрасно и бесполезно совершаемых в Общежитии, он, вместо того, чтобы вразумить и удержать их от подобных пересудов, сказал, что сии дела и ему не нравятся. Услышав же от Аввы Серида, что он (Авва Серид) сделал их по совету Старца, сказал ему: Старец оставил тебя действовать по своей воле. По сему-то случаю послал ему Старец нижеследующий ответ, объясняя в нем, что кажущееся нам неправильным, делается по особенному устроению Промысла Божия, и выше нашего понятия.

По долгом времени, снова побуждает нас любовь погрозить тебе жезлом Христова наказания и запрещения, да исполнится и на нас слово Писания: достовернее суть язвы друга и т.д. (Притч.27:6). Если накажем тебя, не ослабевай, вспоминая притчу сказавшего: сыне мой, не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабевай от Него обличаем. Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет (Евр.12:5-6). Если же и запрещу тебе, то не безызвестно тебе сказанное Апостолом: обличи, запрети, умоли (2Тим.4:2). Немощный! Где ум твой? Ленивый! Где находится мысль твоя! Зачем обладатели ума твоего противоречат в тебе ученикам Владыки, желая воспрепятствовать тому, чтобы воссел на него Владыка, вошел во Иерусалим, изгнал из храма Божия продающих и покупающих и посрамил книжников и фарисеев? Зачем, когда ты должен жить во Иерусалиме, они влекут тебя в Вавилон? Зачем, оставя воду силоамскую, хочешь пить мутную воду египетскую? Зачем уклоняешься от пути смирения, которое говорит (себе): "кто я такой?" и хочешь ходить путем развращенным, исполненным скорбей и бед? Где остались слова мои, которые день и ночь повторял я тебе? Где то, чего достигать твержу я тебе так же, как и самому себе, и до чего достиг ты, как сам видишь? Где я желаю тебя видеть, и где ты находишься? И это за то, что ты не удерживаешь языка своего, которому скоро даешь волю, а когда подаешь ближнему совет, не рассматриваешь наперед дела с должным вниманием, чтобы правильно понять его. Особенно, (если подаешь советы) покрывающему нас ради Бога и выю свою за нас положившему (Рим.16:4) (Авве Сериду), которому мы обязаны благодарностью и должны молить, чтобы Господь сохранил его от всякого зла к пользе нашей и многих других, научаясь сему от Св. Апостола, который с благодарностью говорил о некоторых: иже о мне своя выя положиша (Рим.16:4). Как не вспоминаешь беспопечительности, дарованной тебе чрез него (Богом), и пребывания твоего в безмолвии, которым пользуешься свободно, как Царь? Тогда как он (Авва Серид) носит тяготу приходящих к нам и отходящих, устраняя от нас всякое беспокойство; если приходят ради нас, то мы и должны были бы заботиться о них, а не он. Посему-то премного благодарю Бога, благоизволившего дать нам такого искреннего сына, по душе нашей, а ты вместо сего неразумно сказал ему: "умываю руки мои от тебя", и сказал это не один, а много раз, и чрез то погрузил душу его в великую печаль, не вспомнив слов Апостола: да не како многою скорбию пожерт будет таковый (2Кор.2:7). И если бы не рука Божия и молитва Отцев его, то растерзалось бы сердце его. Где заповеди мои, данные тебе: плачь, рыдай, не ищи, чтобы тебя считали за нечто, ни в чем не равняй себя с другими, - те заповеди, которыми я привлекал на иной путь любовь твою? Оставь наконец мир, взойди на крест, свергни с себя земное, оттряси прах от ног твоих, неради о срамоте (Евр.12:2), не разжигай с Халдеями пещи, чтобы не быть сожжену вместе с ними гневом Божиим. Считай всякого человека превосходнее себя, - восплачь о мертвеце твоем. Изми бервно твое (Мф.7:5). Восстанови ниспровергнутый дом твой, воззови: помилуй мя, Сыне Давидов... да прозрю (Лк.18:38,41). Пойми сказанное: да всяка уста заградятся (Рим.3:19), и не многословь более. Затвори дверь твою (Мф.6:6) для врага. Взвешивай слова свои и сделай запор к дверям твоим (Сир.28:29). Ты знаешь, к чему я говорю тебе: разумей сказанное; потрудись вникнуть в слова мои и найдешь в них плоды, достойные Бога; не посрами седин молящегося о тебе день и ночь. Господь не даст тебе уразуметь и исполнить сие со страхом Его. Аминь.

А как ты сказал Авве Сериду: Старец оставил тебя действовать по своей воле, то значит я один понесу осуждение, которое изрек Господь чрез пророка: Аминь глаголю ти: аще увидиши брата твоего, ходяща путем не благим, и не речеши ему, яко путь сей зол есть: от руки твоея взыщу кровь его (Иез.3:18). Берегись, чтобы не быть поруганным от (врага) и послушай совета Апостольского, по которому мы должны воздать слово (Евр.13:17) о нем (Авве Сериде). Но вы не разумеете, что значит сказанное [27].

Примечания
27. По другому чтению: происходящее.

Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. - М.: Благовест, 2001. С.67-70
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение