страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобные Варсануфий и Иоанн
Руководство к духовной жизни
Ответы на вопросы учеников

Ответ 61, того же Великого Старца к тому же, который ублажал его за такую добродетель, приводил изречения из Писания и спрашивал: следует ли оставить употреблять в пищу овощи и жить по примеру Святых Отцев, - с верою и благообразно; а также просил его молитв об исцелении разболевшихся глаз.

Брат! На мне исполнилось чрез тебя слово Писания: людие мои, блажащии вас, льстят вы (Ис.3:12), и прочая. Такое ублажение не допускает нам видеть гнусность дел наших: оно, как думаю, вредит и достигшим в меру (духовного преуспеяния) и отлучает от веры в Бога, Который говорит: како можете веровати в Мя, славу друг от друга приемлюще (Ин.5:44)? Тот, кто понимает смирение Апостола, изберет скорее буйство, да будет мудр впоследствии (1Кор.3:18). Ибо, кто показывает себя разумным, а не более духовным, тот, удивляюсь, если избежит осуждения, назначенного за кичливость. О смиренных же сказано, что они получают благодать (1Пет.5:5). Если кто говорит о сладости слов Божиих, а сам не вкушает ее, то сим он показывает, что она горька. Не горько ли слово это: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет (Мф.16:24)? А если оно сладко, то зачем отвергаем его, желая исполнить свою волю? Кто говорит, что он знает путь, ведущий в какой-либо город, и однако спрашивает о сем пути, тот или презирает его, или, насмехаясь, искушает других. Если же кто знает путь и не хочет идти по нем, то такой подвергается осуждению, как весьма нерадивый. Имел и Авва Арсений разум (духовный), но не показывал его, ибо смиренномудрствуя говорил: "Хочу спастись и не знаю как". Если кто покажет брату своему путь, а сам вознерадит идти по нем, - будет виновен. Путь же сей состоит в том, чтобы проходимое и оставляемое нами позади не привлекало нас обратно, иначе явимся на том месте, из которого вышли, достойные осуждения, и труд наш будет напрасен. Кто хочет совершенно узнать путь, но не идет с знающим его совершенно, тот никогда не достигнет града (небесного). Оставь волю свою позади себя, и смиряйся в течение всей твоей жизни, и спасешься. На вопрос твой об овощах (скажу): сам не ищи, а если дадут, приими и ешь, вздыхая как повинный осуждению за сладость (пищи твоей). Если упоминаешь о Святых, то подражай и совершенству их самоотвержения и растворенной делами вере их; ибо без дел вера мертва есть (Иак.2:20); а поелику говоришь, (что желаешь жить) благообразно, то не найдешь дела благолепнее того, которое совершается с покорностью: это-то и есть послушание. Некто сказал, что сын послушливый в живот. Касательно глаз твоих (скажу): Создавший их силен и просветить их вместе с внутренними очами, которыми если видим, по слову Спасителя, то не имеем нужды в сих (телесных), как смотрящих на суету мира. Бог силен сотворить, да удостоимся и мы быть со спасающимися во славу всесвятого имени Его. Аминь.

Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. - М.: Благовест, 2001. С.86-88
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение