страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобные Варсануфий и Иоанн
Руководство к духовной жизни
Ответы на вопросы учеников

160. (Прошение) того же к Великому Старцу в виде молитвы.

Жизнь отчаянных! Не презри меня, погруженного в отчаяние. Явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы (Пс.118:129). Святый! Ты сказал мне: "Очисти себя и изгони из себя ветхого человека". Может ли же брение само себя очистить? Или здание - само себя украсить, если не украсит его зодчий? Или сосуд, сделанный горшечником, может ли сам себя выжечь, если сделавший не вложит его в огонь и не испытает, годен ли он к употреблению? И Ты, Святый, если желаешь спасти создание Твое, пошли Твой Божественный огонь, да обожжет сосуд, созданный Тобою, чтобы он мог потом воспринять от Тебя елей и удержать его в себе; ибо Твоя есть слава и милость во веки, аминь.

Ответ. Брат! Не принуждай говорить меня, желающего сохранять безмолвие и молчание; но ты утверди в Господе сердце твое и претерпи непоколебимо; ибо позавидовавший в начале Адаму, и изринувший его из рая, завидует и нашему единомыслию о Христе. Но Тот, Кто сказал: видех сатану, яко молнию с небесе спадша (Лк.10:18), да упразднит козни его противу нас и да расторгнет сети его. Берегись, чтобы он не перехитрил тебя в чем-либо, дабы не поколебаться тебе и не оставить места твоего, как он перехитрил и Малха [57]; ибо (враг) крепко огорчается на нас; если же смиримся, то Господь упразднит его. Будем всегда обвинять самих себя: в этом и состоит победа. И для решимости удалиться в пустыню, как сказали Отцы, есть три условия, которые если кто соблюдет, то может жить и между людьми, и в пустынях, и куда ни пойдет, а именно: укорять себя, оставить волю свою позади себя и почитать себя ниже всей твари. Да будет же известно любви твоей, что все усилия диавола устремлены на то, чтобы разлучить нас друг от друга; ибо он ясно видит, что на нас сбывается слово Писания: брат от брата помогаем, яко град тверд и огражден (Притч.18:10). Да не даст ему Господь исполнить в нас волю свою, но да сокрушит его, по неложному слову Писания, под ноги наши вскоре (Рим.16:20). Не сомневайся же; ибо надеюсь, что оба мы будем положены в одной гробнице (как я уже предсказал тебе). Бог соединил нас для того, чтобы мы пользовались друг от друга, и эти искушения служат примером для пользы и утверждения многих. Итак, предайся безмолвию, брат, и помолись, да совершим путь наш, чтобы не протекли без пользы дни наши: время приблизилось, потому-то враг и приходит в неистовство. Бог не полагает твой труд суетным, вовсе нет! Но Сам, хотяй всем человеком спастися и в разум истины приити (1Тим.2:4), хочет, чтобы ты достиг совершенства. Он сказал чрез Апостола: тогда рцыте, яко не потребни раби есмы (Лк.17:10). Будем держаться сего, и Господь сотворит с нами милость ради имени Своего, нареченного на нас. Тому слава во веки, аминь.

Примечания
57. Здесь Старец указывает на одного монаха, по имени Малха, который, по ухищрению диавола, вышел из своего монастыря и много потерпел искушений.

Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. - М.: Благовест, 2001. С.175-177
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение