страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобные Варсануфий и Иоанн
Руководство к духовной жизни
Ответы на вопросы учеников

219. Услышав это, брат сказал Старцу: "Отец мой! Повергаю душу мою в щедроты Божии и в руки твои; помолись о спасении смиренной души моей".

Ответ письменный. Брат! Будем внимать себе с полным вниманием, ибо невозможно скоро постигать вещи. Если Апостол, который достиг уже, признает себя еще не достигшим, тем более мы, ничтожные, должны смиренномудрствовать. А как вы подумали, что я, Бога ради, буду принимать помыслы в гаданиях и также в гаданиях делать тебе ответы, то (замечу): они действительно побуждают разумную душу к духовному пережевыванию, и особенно разумевающих, ибо, исследуя гадания, находим скрытую в них пользу. Имея же слово Апостола, который, возбуждая нас, говорит: не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся (Рим.12:16); не высказывай более помыслов твоих гадательно, потому что безумный мой ответ будет тебе непонятен и лишь будет вводить нас в беспрерывную взаимную докучливость. Поистине и не полезно нам гадательно беседовать или писать друг к другу; хотя и видим, что этот способ (также) дан нам Богом, но на случай нужды. А как мы члены друг друга по Боге и знаем, что брат от брата помогаем, яко град тверд (Притч.18:19), то открыто скажи или напиши мне твои помыслы чрез брата, и получишь ответ. Это ведет обоих к смирению. Скажи мне, какая нужда употреблять высокий способ объяснения, когда можно достигнуть смирением? Итак, делай сие редко, ибо сердцу полезно сокрушение от помыслов. Вот ответ на то, что ты сказал: "покорю тебе душу и тело": если кто Бога ради решается покориться своему брату, такому надобно помышлять, что он покоряется Богу, а Бог может возбудить нас от сна мысленного пьянства. А как ты просил меня помолиться о тебе, то и я прошу тебя о том же, и это основано на слове Писания, где сказано, что сие ведет к исцелению (Иак.5:16). Так как обе вышеупомянутые главы остались для вас неудобопонятными, то теперь говорю ясно: что в первом послании, то относится собственно к тебе и сыну моему Сериду. А другая глава относится к душе и телу; то же должно разуметь о духовном и телесном. Писание говорит: аще совещают два от вас, то что-либо аще воспросят молящеся приимут (Мф.18:19). Разумеется то же и о всех нас: если не будем согласны, то сопребывание наше никогда не сделается чистым. Помолись, брат, да проведем мирно малые дни наши, - это делается не как случится: ибо (только) прилепляяйся Господеви един дух есть с Господем (1Кор.6:17). Да даст Он всем нам пройти сию пучину безвредно, во имя Его. Тому слава во веки, аминь. Приобрети смирение, терпение, надежду и большую всего любовь к Богу.

Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. - М.: Благовест, 2001. С.231-232
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение