страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобные Варсануфий и Иоанн
Руководство к духовной жизни
Ответы на вопросы учеников

461. Вопрос того же, подобный (предыдущему). Владыко, объясни мне, как Владыка наш Спаситель Христос допустил Иуде предателю причаститься тайной вечери? Святой же Иоанн Златоуст в толковании на (Евангелие от) Матфея говорит: "надлежит недостойному воспретить (причащение) страшной, таинственной трапезы". И Святой Павел (1Кор.11:29) говорит, что таковой подлежит суду, а это не попускает никому, сознающему в себе согрешения, дерзнуть когда-либо приступить к оной честной и страшной Тайне и причаститься жизни, в ней сокровенной. Итак, как должно поступать (в сем деле), ибо я, как грешный, весьма смущаюсь сим.

Ответ. (Бог допустил Иуду причаститься тайной вечери) дабы показать великое Свое человеколюбие и то, что Он до последнего издыхания терпит человеку, желая ему покаяться и живу быти (Иез.33:11). Посему (Господь) и ноги умыл ему, и допустил причаститься Таинств, чтобы отнять всякое оправдание как от него, так и от тех, которые всегда говорили бы, что если бы (Господь) допустил его насладиться Таинств Своих, то он не погиб бы; но Иуда сам подверг себя осуждению, и на нем исполнилось то, что говорит Апостол: аще ли же неверный отлучается, да разлучится (1Кор.7:15). Это же относится и к некающимся грешникам. А слова Святого Иоанна Златоуста означают вразумление угрозою суда и муки, ибо он не сказал отвергнуть, или отлучить их от Церкви, чего и Иисус не сделал с Иудою. Если же они пребудут (нераскаянными) и дерзают приступать, то сами себя подвергают осуждению, лишая себя славы Божией. Но когда приступают к Святым Тайнам грешники, как уязвленные и просящие милости, таких врачует и делает достойными Своих Таинств Сам Господь, сказавший: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Мк.2:17), и еще: не требуют здравии врача, но болящии (Мк.2:17). Снова повторяю, что сказанное Св. Иоанном: воспретить согрешающим причащаться Святых Таин, - состоит в том, чтобы засвидетельствовать им осуждение, ибо: ядый и пияй недостойне, в суд себе яст и пиет (1Кор.11:23). Такой уже извержен из Церкви Божией и (причастившись) не приобретает ничего, кроме осуждения; потому-то (Св. Иоанн) и не сказал: "подобает отлучать", чтобы они сами на себя изнесли осуждение. И никто не должен признавать себя достойным причащения, а говорить: "я недостоин, но верую, что освящаюсь причащением", и сие исполняется над ним, по вере его, Господом нашим Иисусом Христом, Которому слава во веки. Аминь.

Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. - М.: Благовест, 2001. С.410-412
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение