страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобные Варсануфий и Иоанн
Руководство к духовной жизни
Ответы на вопросы учеников

Вопрос 543. Братия, желая воздержаться, спросили Авву, не повелит ли он им вставать из-за трапезы прежде прочих братий, потому что, оставаясь за нею, они не в силах бывают победить свое чрево. Когда же Авва повелел им вставать, то некоторые соблазнились и осуждали их, не разумея пользы, которая от сего происходит, и послали вопросить о сем того же Старца.

Ответ. Они, как делатели внимательные к душам своим, делают сие, подвизаясь в воздержании, чтобы, оставаясь за трапезою, не увлечься съесть еще сколько-нибудь предложенной пищи, ибо только совершенные могут, оставаясь за трапезою, не быть побежденными чревом. Вы же праздны, потому что не вразумились словами Отцов, которые внушают нам: "Не говори: зачем это? Но себе внимай", - и увещевают нас никого не осуждать, исполняя слова пророческие: да не возглаголют уста моя дел человеческих (Пс.16:4). Вы впали в то, о чем сказано: злый человек от злаго сокровища сердца своего износит злая (Мф.12:35). Почему не подумали вы о тех братиях хорошего, в назидание свое (говоря себе): "мы нерадим, а братия наши воздерживаются" подобно тому, как братия, ранее встающие из-за трапезы, помышляют о вас хорошее, говоря: "Горе нам! Мы встаем по немощи, а братия наши хотя и более нас едят, но от сего не получают вреда, ибо все делают с рассуждением". Таким образом, они избегают угрозы, заключающейся в изречении (Господнем): не судите, да не судими будете (Мф.7:1), а вы подпадаете ему, осуждая братий ваших, которые выше вас, и нарушаете тем слово Апостола: ядый не ядущаго да не укоряет (Рим.14:3). Скорее же следовало бы вам, вкушая более братий, скорбеть о том, что чрево побеждает вас, и благодарить Бога за принятие пищи, и Он чрез сие благодарение может избавить вас от брани с чревом и осуждения братии. Если же хотите, то да будет вам известно, что дела надобно рассматривать с рассуждением, чтобы отличать благое от злого, по слову Апостола: вся искушающе, доброе держите (1Сол.5:20). А рассуждение сие, без всякого прекословия, есть дело Аввы.

Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. - М.: Благовест, 2001. С.464-466
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение