страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобные Варсануфий и Иоанн
Руководство к духовной жизни
Ответы на вопросы учеников

Вопрос 651. Тот же (брат) вопросил того же Старца: "Что значит, Отец мой, что иногда видя, что Авва беседует о добродетелях Старцев, я утешаюсь словами его, как назидательными, иногда же думаю, что они не назидают, а соблазняют (слышащих), потому что он сам хвалит своих Отцев, и скорблю (о сем). Смущаюсь и о других Отцах, думая, что их слова напрасны. Итак, прошу тебя, Отец мой, объясни мне сие и помолись, чтобы мне избавиться от сего злого помысла".

Ответ Иоанна. Брат! Да подаст тебе Бог слышать, разуметь и на деле исполнить то, что тебе говорится. В том, о чем ты мне писал, заключается и самооправдание и осуждение; самооправдание потому, что ты почитаешь себя достойным слышать повествования оные; осуждение же потому, что ты говоришь: "зачем он (Авва) оное рассказывает?" И не вспоминаешь, что Дух, идеже хощет, дышет (Ин.3:8). Можешь ли ты сказать мне, почему Господь, исцеляя некоторых, запрещал им говорить о сем кому-либо, а некоему сказал: иди и покажи себе священнику, и принеси дар (Мф.8:4) за очищение твое, и еще: во свидетельство им (Мф.8:4), и: повеждь, елика сотвори тебе Бог (Мк.5:19). То, что говорит Авва, служит к пользе слушающих со страхом Божиим и к осуждению тех, которые не принимают (слов его) с верою; но ты еще не можешь рассуждать о сем, потому что сердце твое подвержено изменению. Апостол говорит: Христово благоухание есмы Богови в спасаемых и в погибающих; вем убо воня смертная в смерть: вем же воня животная в живот; и к сим кто доволен? Несмы бо, якоже мнози, нечисто проповедающии слово Божие (2Кор.2:15-17). Если же ты сомневаешься о Старце, что он тебе запретил говорить (о нем), а Авве не запретил, то ты не должен предполагать, что есть какая-либо особенная причина сему, но смиряться сердцем, говоря: "мне Старец запретил по недостоинству моему, ему же (Авве), как достойному, позволил говорить для пользы слышащих". Рассмотрим же, как Старец всячески приводит нас к смирению, чтобы укорять нам себя и считать недостойными, а мы не хотим преклонить своей выи. Итак, придем в смирение, и Бог откроет нам таинства Свои, чтобы мы могли беседовать, где нужно, а где не нужно, всегда молчать, и чтобы и то, и другое служило к пользе нашей и слушающих нас. Мы не должны осуждать или уничижать говорящих, чтобы вместо назидания не получить нам осуждения. Ибо если спросим помысл наш: знаем ли мы, как говорит говорящий, - по действию ли в нем Духа, (или нет), то найдем, что вовсе не знаем сего. Итак, будем думать доброе, а не злое; ибо злой думает злое, а добрый - доброе, о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки, аминь.

Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. - М.: Благовест, 2001. С.552-554
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение