страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобные Варсануфий и Иоанн
Руководство к духовной жизни
Ответы на вопросы учеников

Вопрос 699. Другой Христолюбивый муж, оказывавший странноприимство Отцам, послал письмо, вопрошая того же Старца: полезно ли ему совершенно отречься от мира и вступить в иноческую жизнь? Когда же Старец написал ему в ответ, что удаление от мира совершеннее (странноприимства), то он, подумав, что это сказано ему как заповедь, весьма оскорбился и решился не спрашивать уже более Отцов ни о чем. Познав сие духом, Старец повелел написать ему следующее.

Ответ. Прежде всего приветствуем любовь твою о Господе, и просим отложить всякий печальный помысл, и с радостию и страхом Божиим прочитать и выразуметь написанное тебе прежде, в первом послании. Не как заповедь написали мы вам, научась сему от Апостола, который говорит: не да сило вам наложу (1Кор.7:35), но рассуждая по отношению к вам о том и о другом деле, какое различие в их пользе: как и все мы слышали. Спаситель сказал в Евангелии написанное в Законе: не прелюбы сотвориши, не убиеши, и проч.; а потом вопросившему Его сими словами: вся сия сохраних, что есмь еще не докончил? - сказал о совершенстве: аще хощеши совершен быти, продаждь имение твое (Мф.19:18), и прочее известное тебе. Но ненавистник добра всегда ходит за нами, препятствуя всякому доброму делу. Видя, что вам написано полезное, и еще прежде нежели вы уразумели смысл написанного, он едва не смутил вашего помысла. Удивительно, как он затемняет ум и увлекает помысл человека, чтобы он не получил никакой пользы, и не допускает его спросить самого себя, о чем смущается, и сказать себе: вскую прискорбна еси, душе моя, и вскую смущавши мя; уповай на Бога, яко исповемся Ему, и проч. (Пс.41:6). Делает же он сие, дабы внушить человеку, что если бы так написали Святые, то написанное подавало бы помощь, а не (вводило бы в) смущение и в искушение. Но трезвящийся приводит себе на память, что и Апостолы смутились неверием, когда увидели Владыку своего Спасителя и Христа; ибо Он объявил сие, сказав им: что смущени есте, и почто помышления входят в сердца ваша (Лк.24:38)? И за словами Его тотчас последовала тишина. Так и мы, если в безмолвии сердца прочтем написанное и найдем, что мы не можем, по словам Писания, приносить плода на сто и на шестьдесят, то сделаем по крайней мере третие, т.е. на тридцать (Мф.13:23 и Мк.4:20). Мы должны также знать, что написанное во всяком случае принесло нам пользу; если и не можем исполнить совершенного, то научаемся не высокомудрствовать в настоящем деле странноприимства, как будто совершаем нечто великое, находя, что мы не в силах были исполнить совершенного. Не потому мы вам написали содержащееся в первом послании нашем, чтобы отвергали дело, теперь совершаемое вами, но для того, чтобы вы перешли к большему, или, оставаясь при том, в чем теперь упражняетесь, исполняли сие со смиренною мыслию (о себе). Не удивляйтесь искушениям, - мы имеем заповедь: радуйтеся, егда во искушения впадаете различна (Иак.1:2). Некогда один брат спросил у некоторого Святого Отца: "что значит, Авва, когда я, отходя ко сну, предварительно много молюсь и ограждаю себя крестным знамением, то и в ту ночь случается со мною во сне блудное искушение; если же не молюсь и не огражду себя крестом, то не бывает искушения". Старец отвечал ему на сие так: "демоны, по хитрости своей, поступают так с тобою, чтобы удалить тебя от молитвы и крестного знамения, ибо знают, что от сего человек получает помощь". Так и ты, если вопросишь Отцов, и демоны на время смутят тебя их ответом, то никак не переставай вопрошать их. Отцы ничего не назначают тяжкого или вредного, будучи учениками Того, Который сказал: иго Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф.11:30). Впоследствии получим мы от них плод пользы, и тогда воззовем с Псалмопевцем: обратил еси плач мой в радость мне, и проч. (Пс.29:12).

Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. - М.: Благовест, 2001. С.576-579
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение