страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Архиепископ Сергий (Королев)
Значение и сила слова

Общение наше главным образом происходит через слово, и не безразличен образ этого общения. Наше слово есть отображение воплотившегося Слова. Господь сказал: "Да будет свет". И невидимое через слово приняло свое бытие. Слово являет величайшую силу в мире. "Словом Господа сотворены небеса и духом уст Его - все воинство их" (Пс.32:6). И в нас через слово является скрытое, сокровенное делается явным. С какой осторожностью надо употреблять слово! Как важно, чтобы наше слово имело атмосферу добра. Общением через слово мы ищем для себя блага, хотим иметь его в себе. Слово, имеющее в своем исхождении благо, осветляет нам нашу жизнь. Если в беседе благое слово имело силу, то после беседы у нас надолго остается хорошее чувство чего-то ценного, общего нам, божеского. Слово должно сближать нас, вносить единение, а не разложение и разделение. Слово, попадающее в резонирующую среду, производит величайшее действие, которое имеет громадное значение во всем строе нашей жизни. Но мы пребываем в состоянии греховности. Наше слово ослабляется нашей греховностью и не приходит в жизнь полным звуком. Только отсеянное от греха слово является в полной силе, так как оно соединено тогда со Словом, сотворившим мир. Наше слово, исходя из тайников нашей души, неослабленное в своем исхождении греховностью, в силе потенциального добра, находящегося в нас, попадая вовне, несет в себе добро и свет, поскольку оно соединено с Источником света Бого-Словом. Оно воплощается.

Расточая слова без всякого внимания к ним, мы и не думаем, что слова эти, восходящие до неба и уходящие в вечность, могут нести разделение и разложение в семье, в обществе, в мире.

Собравшись, в беседе мы обыкновенно начинаем с суждения о чем-либо и быстро переходим в осуждение, не считая даже это за грех. Осуждение - язва, разлагающая нашу жизнь. Осуждение разделяет нас, отталкивает друг от друга, а с разделением происходит разложение того хорошего, что в нас есть. Слово должно творить нашу жизнь, собирать добро, сближать нас, вносить единение, а не разделение, разложение и смерть. И как важно, чтобы слово, отображение Логоса на земле, несло бы нам свет и радость бытия среди атмосферы вражды и разделения, в которых мы живем. Мы часто словом приписываем людям то, чего в них нет, подозреваем их в том, чего даже и не существует на самом деле. Такое пользование словом сеет между нами только разделение. Благое же слово, попадая в среду, где находит себе отзвук, производит величайший переворот в этой среде, двигает горами. Мы видим это постоянно в истории всего человечества.

Наше общение в слове не безразлично. Слово имеет вечность, и наши слова не пропадают так себе, а уходят в вечность. Надо так пользоваться словом, чтобы не ответить за него в день судный, ибо сказано: "...за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Мф.12:36). Надо, чтобы слово не осудило нас в день судный. Не Я буду судить, а слово, сказал Господь (Ин.12:48). Свет пришел на землю, а мы не замечаем его. Добро не суммировано в нас. Не сконцентрированное добро не светит нам, а мы не замечаем той силы, которой оно обладает. Нам нужно в общении друг с другом искать общности, отсеивая все, отделяющее нас друг от друга. Найдя друг в друге общее нам божеское, мы радуемся, а что касается до греховности в людях, то придет Господь судить и сам отвеет греховное и воздаст каждому по делам его. Не внешний суд будет, а суд мы сами себе произносим, живя и греша на этой земле. Господь сказал: "Я пришел не судить мир, но спасти мир" (Ин.12:47). Надо и нам стараться не судить. Мы должны искать блага на этой земле. Царство Божие - свет и радость - здесь около нас и в нас самих. Только надо вести борьбу со своими страстями, с той тьмою, которую нагоняет лукавый в наше сердце. Борьбой с грехом мы помогаем Господу утвердить Его царство в нашем сердце, а через нас и на земле. Трудно бороться с грехом. Самолюбие, осуждение, раздражение, гордость - это все колючки, которые колют и нас самих, и окружающих нас. Надо эти колючки вынимать, что делать тоже больно. Крест это. Зато, перестроив свое сердце, дав там место Господу, мы ощущаем радость. Свет от Бога освещает тогда сердце наше. Недаром поется: "Крестом радость всему миру". Подъятый крест ведет к воцарению царства Божия на земле, благобытию, к славе Божией. Усилие в преодолении нашей греховности и есть распинание нас со страстями и похотъми. Это и есть крест, которого мы все так боимся. Конечно, в кресте есть тяжесть, и Сам Христос падал под тяжестью креста, но через крест видится и радость воскресения. Идея воскресения есть идея торжествующей силы добра. Через преодоление греха наступает наше воскресение: "Иисусе воскресший, воскреси души наша!"

Беседуя, мы часто впадаем в осуждение, а о добре мы стыдимся говорить: "Еще осмеют!". Ну что же: за Христа можно и претерпеть. Зло боится доброго слова и высмеивает его. Доброе наше слово есть сила творящая, так как ему свойственна та творящая сила, которой обладает Бог-Слово. Словом, как Божественной силой, преодолевается возникающее зло. Слово есть и в молчании: это - внутреннее слово. Слово, даже не сказанное, имеет силу. Часто доброе слово проходит пласт осмеяния и несочувствия, но этого бояться нечего. Оно проходит через этот пласт и всходит, как зерно. Чтобы сделать всход, зерно божественной силой, сообщенной Творцом, преодолевает пласт земли, лезет и дает росток. Так и доброе слово имеет творческое начало: "Имже вся быша". Не бойтесь сказать доброе слово. Слово, попав на добрую почву, может воплотиться в действие и принести богатейший плод. Если к слову приражается лукавый, оно теряет свою силу. Мы обессилили могущественность слова, пустив в него смерть. И слово вместо правды несет нам разделение, небытие, смерть. Не отразив лукавого, я внес словом разделение, и оно пойдет туда на суд в судный день. В момент рождения внутреннего слова надо обращаться к Богу за помощью. Обращением к Богу мы низводим с неба свет, и он входит внутрь нас, и тогда рождающееся слово несет свет в мир и в момент рождения является творческим и объединяющим. Тьма боится света. Исподтишка, усмешкою ослабляется наша воля. Мы боимся проявить себя, сказать доброе слово, а лукавый радуется и обнаруживает свое действие и наше бессилие. Полнота энергии добра задернута боязнью усмешки. Наша задача сказать: мы отрицаем силу зла и верим в добро.

Человек все чего-то дожидается. Нам теперь нечего ждать, а надо действовать. Нечего говорить: "Я не воин". Ты воин с теми доспехами, которые имеешь. Надо стараться сказать хорошее слово, доброе. Это миссия, которую Господь дает каждому человеку. Добро дерзновенно. Хорошее слово, несущее добро, в сродных душах вызывает свет, в темных - обличает темноту. Грех несет нам призрачную жизнь, добро - реальную жизнь, уходящую в вечность. Говоря доброе слово, мы как-то раздвигаем небо и вступаем в вечность. И слово доброе является камнем той обители, которую уготовляет нам Сам Господь, как Он уготовал обитель разбойнику во едином часе. Доброе слово несет нам с собою благо и радость в этой жизни, в будущей же вечной жизни даст нам блаженство лицезрения Бога. Как зерно в притче о сеятеле, так и доброе слово, упав на добрую землю, даст плод - иной в тридцать, иной в шестьдесят и иной во сто крат.

Архиепископ Сергий (Королев). Духовная жизнь в миру. - М.: Изд. Крутицкого под., Изд. св. Кирилла и Мефодия, Общество любителей церковной истории. 2003, сс. 46-50.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение