страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Святитель Афанасий (Сахаров)
О поминовении неправославных

Из письма монахине Варваре (Адамсон) от 12.12.1954

<...>

Относительно поминовения Ваших усопших родителей. Прежде всего, я полагаю, что дети всегда обязаны молиться о своих родителях каковы бы они ни были, хотя бы они были изверги, хулители и гонители веры. Я уверен, что св<ятая> муч<еница> Варвара молится о своем отце убившем ее. Ваши же родители были христиане. Если, по слову Божию "во всяком языце боящийся Бога и молящийся Ему приятен Ему есть" (ср.: Деян.10:35), то тем более веровавшие во Единого Бога, в Троице славимого, и исповедовавшие Христа, во плоти пришедшего.

Для меня дороже всего Православие. Я не могу его и сравнивать с каким-либо другим исповеданием, с какой-либо другой верой. Но я не дерзаю сказать, что все неправославные погибли безнадежно. У Господа многая милость, и многое у Него избавление. Кто может воспротивиться Ему, когда Он восхощет кого-либо спасти? А Господь всем хощет спастися и в разум истины прийти. Он не возможет спасти только тех, кои сами не желают спасения, кои упорно противятся Его спасающей деснице.

А Ваши родители, как христиане, хотели, искали спасения, только не познали правого пути Православия.

Если молитва преп<одобного> Макария Египетского о язычниках доставляла им некую отраду, тем паче молитва православных детей принесет отраду неправославным родителям.

По просьбе благочестивой царицы Феодоры отцы Церкви совершали усиленные моления о ее муже, яром иконоборце и гонителе Православия Феофиле - и получили откровение, что по их молитве и по вере Феодоры Феофилу даровано прощение.

Так молиться о неправославных можно и должно. Но, конечно, молитва о неправославных должна быть несколько иного характера. Так, например, в самом начале канона на погребение возносится моление о том, чтобы Господь сподобил получить вечные блага скончавшегося верного. Это мы можем сказать только о православном. Поэтому еще Святейшим Синодом был одобрен особый чин панихиды об усопших неправославных. Он начат был печатанием в <19>17 г., но не закончен. В <19>34 или <19>35 году митр<ополитом> Сергием был разослан по епархиям составленный им чин панихиды по неправославным.

Я думаю, у лаврского духовенства есть этот чин. Если же такой чин особой панихиды почему-либо нельзя совершать, то подавайте на обычную панихиду весь Ваш помянник, где среди имен Ваших православных друзей и братии на одном из первых мест будут имена Ваших родителей и других сродников и друзей неправославных.

А для того, чтобы необычные для православных русских людей лютеранские имена не смущали ни священнослужителей, ни богомольцев, замените эти имена созвучными им именами православными, наприм<ер>. вместо "Анция" - "Андрея" или какое другое, более соответствующее.

Имена нужны для нас, людей, а не для Господа. Если Вы имеете намерение помолиться о ком-либо из Ваших близких, а на молитве по забывчивости или по рассеянности произнесете совсем другое имя, Господь, знающий, о ком Вы молитесь, именно тому лицу, которое Вы имели в виду, окажет милость по Вашей молитве.

Также, когда на панихиде священнослужители будут произносить обычные православные имена, которыми Вы замените в своем помяннике необычные для православных имена Ваших родителей и других сродников. Вы будете хорошо знать, о ком это моление возносится. Тем паче ведомо будет сие Господу Богу, и дело Вашей любви не останется Им неоцененным, и молитва Ваша и Святой Церкви, верю, не будет отринута.

В отношении поминовения на Проскомидии следует так рассуждать. Поминовение на Проскомидии соединяется с изъятием частей из просфоры. Эти части символически изображают поминаемых. Они переносятся на Святой Престол, они опускаются в Божественную Кровь, как бы причащаются ее. По правилам Церкви, не только неправославные, но даже готовящиеся к крещению, при совершении Таинства Евхаристии, после возгласа: "Оглашении, изыдите" - не могли оставаться в храме. Правда, за последнее время древлехристианская строгая дисциплина ослабела, и неправославным разрешалось оставаться в храме до конца Литургии.

Но все же, если бы, скажем. Ваши родители были живы и согласились пойти вместе с Вами помолиться в православном храме, ведь Вы сами, приступая к Святому Причащению, несомненно, и мысли не допустили бы о том, чтобы и родителей подвести ко Святой Чаше.

Поэтому я советую Вам для Проскомидии иметь особый помянник, только с именами православных усопших. Что Вы раньше поминали Ваших родителей во время Проскомидии, в этом нет греха. Вы это делали по неведению. Раньше и я поминал на Проскомидии неправославных, а потом пришел к убеждению, что лучше этого не делать.

Но в другие моменты литургии, без нарочитого изъятия частей из просфор, в тайной молитве и на заупокойной ектении, можно поминать и неправославных, особенно родителей.

Между прочим, покойный о. Алексий Зосимовский советовал о. Михаилу Шику поминать его родителей, ревностных иудеев, во время ектении об оглашенных.

<...>

<Зубово-Полянский дом инвалидов.>

Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова). – М.: "Правило веры", 2001 г. cc. 272-274.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение