страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Стратилатов И.А.
Древность и важность апостольских правил
Глава I. Могли ли сохраниться во всей целости и чистоте в первые века все вообще правила, преданные апостолами устно?

Содержание
Судьба апостольских правил
Глава I. Могли ли сохраниться во всей целости и чистоте в первые века все вообще правила, преданные апостолами устно?
Глава II. Правила, известные ныне под именем апостольских, действительно ли те самые, которые апостолы предали устно?
Глава III. Кем и когда Апостольские правила были собраны, изложены в письмени и приведены в настоящий вид и состав?
Глава IV. Важность Апостольских правил

Выше мы заметили, что апостольские правила первоначально сохранились в предании по частям в разных церквах и уже с течением времени были собраны и приведены в один состав. Но прежде, чем мы докажем это, нужно решить вопрос: могли ли действительно сохраниться в первые века во всей чистоте и целости все вообще правила, преданные апостолами устно? Решить такой вопрос предварительно мы считаем нужным особенно потому, что многие ученые в подтверждение своего мнения о позднейшем происхождении апостольских правил ссылаются между прочим на то, что правила, известные ныне под именем апостольских, не могут с совершенною достоверностию передавать истинно апостольское предание; так как с одной стороны, все вообще правила, преданные устно апостолами, не могли сохраниться даже в первые века во всей целости и неповрежденности при различных переворотах политических и церковных и при потере и повреждении древнейших памятников церкви, и так как, с другой стороны, в предании истина с течением времени обыкновенно все более и более изменяется и искажается. Но подобные предположения в рассуждении правил апостольских совершенно несправедливы.

Все вообще правила, преданные апостолами устно, действительно могли сохраниться во всей целости и чистоте в первые века, несмотря на бедственное в то время, по внешности, состояние церкви. Известно, что как первоначальным источником, так равно и всеобщим способом распространения и сохранения учения веры и церковных правил было предание. Им распространены по всей христианской церкви всех мест и времен правила Божественные и апостольские и сохранена их первоначальная чистота и целость. Высокие образцы церковного благочиния, какие находим в сохранившихся до нас памятниках этих времен, и притом не одного какого-либо места, но всей христианской церкви, показывают, что церковное законодательство, учрежденное Иисусом Христом и раскрытое и утвержденное апостолами, развивалось и действовало по всему пространству церкви твердым и положительным образом. Главными способами его развития были:

1) Взаимные сношения церквей между собою. Если когда, то тем более в первые века необходимы были такие сношения, потому что в то время письменных памятников церковного благочиния было весьма мало, а все церковное законодательство заключалось в предании. А потому для определения положительных правил по какой-либо стороне церковного управления только чрез сношения с разными церквами можно было узнать, какое именно существует апостольское предание касательно того или другого предмета в той или другой церкви. И в таких случаях, особенно в то время, признавали нужным иметь сношение с церквами апостольскими, т.е. самими апостолами или их первыми учениками и преемниками основанными. Так об этом замечает святой Ириней: "Если бо чем-либо возродился спор, то не надлежало ли бы обратиться к древнейшим, видевшим у себя апостолов церквам, и от них получить, что только касательно настоящего спорного предмета есть известно и очевидно ясного. А потому, если бы апостолы и не оставили нам своих писаний, ужели бы не должно было следовать порядку предания, которое они оставили тем, кому поручили церкви?" [19] И действительно, церковная история свидетельствует, что в первые века общение христианских церквей посредством взаимных сношений было постоянно, так что церкви нередко вступали в сношения между собою не только в ближайшем расстоянии одна от другой, но и в самых отдаленных, как, например, от Африки до Рима. Так, по случаю недоумений во II и III веках о времени празднования Пасхи поместные церкви Палестины, Сирии, Малой Азии, Галлии сносились между собою чрез взаимные послания и таким образом старались установить общее правило [20]. Известны также взаимные сношения церквей Востока, Юга и Запада в III веке по вопросу о крещении еретиков [21]. Даже важнейшие решения по местным делам в какой-либо церкви были сообщаемы для сведения другим церквам [22]. Посредством таких-то сношений учение и правила, несомненно истинные и чистые, сохраненные в одних церквах, были сообщаемы другим, предания обращались в положительные узаконения. И таким образом апостольские правила, преданные устно, распространялись повсюду и сохранялись во всей чистоте.

2) Другим способом развития церковного законодательства в первые века были соборы. Известно, что соборные совещания начались при апостолах, которые, собравшись все вместе, рассматривали важнейшие дела веры и церковного благочиния и решали общим голосом и совокупною властию (Деян. 6 и 15). Так, было несколько соборов во времена апостолов, таков, например, собор Иерусалимский, на котором присутствовали лично сами апостолы и по общему совещанию с верными постановили некоторые правила, касающиеся, между прочим, благочиния и спокойствия церкви. Были также соборы, в которых хотя и не присутствовали сами апостолы, но заседали мужи, собравшиеся по повелению апостольскому. Так, апостол Павел в послании к Коринфянам повелевает: "О имени Господа нашего Иисуса Христа, собравшимся вам и моему духу с силою Господа нашего Иисуса Христа предати такового (коринфского кровосмесника) сатане во измождение плоти, да дух спасется в день Господа нашего Иисуса Христа" (1Кор.5:5). Вообще нужно заметить, что кроме особенных случаев (например, появления ересей), которые требовали нарочитого собрания многих пастырей церкви, в первые века соборы были ежегодно и притом по два раза в каждой поместной церкви. Во втором и третьем веках соборы были не менее многочисленны, как и в следующих столетиях [23]. На этих соборах заседали хотя уже не сами апостолы, но ближайшие их преемники, твердо хранившие и утвердившие правила, касающиеся благочиния церковного. Заседавшие Отцы на этих соборах, без всякого сомнения, руководствовались не своими какими-нибудь изобретенными правилами, но проповедованною им во всей полноте и свято хранимою ими истиною апостольского предания, потому что в этом-то смысле апостол назвал Церковь Христову "столпом и утверждением истины" (1Тим.3:15). Да и кто поверит, чтобы отцы второго и третьего века могли или забыть, или пренебречь изустными апостольскими преданиями? Все эти соборы, решая возникавшие недоумения в церковных делах и определяя правила церковного благочиния не только в своих местных церквах, но и во взаимных сношениях между собою, извлекали из первоначальных преданий такие правила и обращали их в постоянные законы для церкви. Таким образом, посредством соборов могли распространяться и приходить в известность апостольские правила. И действительно, некоторые из правил, известных ныне под именем апостольских, были подтверждены соборами. Так, седьмое апостольское правило о времени празднования Пасхи было подтверждено на соборах епископов в конце II века, по свидетельству церковного историка Евсевия [24]; шестое и восемьдесят первое апостольские правила, запрещающие священнослужителям вступать в дела народного управления или вообще во все посторонние дела, неприличные священному сану, подтверждены, по свидетельству святого Киприана, на соборе при его предшественниках [25]. То же нужно сказать и о пятьдесят втором апостольском правиле, повелевающем принимать в церковь кающегося грешника, которое подтверждено было большим числом епископов, собранных в одно место [26].

3) Особенно же развитию и распространению церковного законодательства содействовали тогда пастыри церкви своею повсеместною деятельностью. Этих-то пастырей, по преимуществу сообразно с самим назначением их пасти Церковь Господа Бога (Деян.20:28), старались наставить и утвердить в истинах веры и в правилах устроения церкви сами апостолы (Деян.20:27), подобно тому, как прежде сами предпочтительно пред всеми другими людьми были наставляемы небесным Учителем (Ин.17:6 и 8; Деян.1:3); пастырям церкви особенно заповедали святые Благовестники "держаться вернаго словесе по учению" (Тит.1:9), "образ иметь здравых словес... и доброе завещание соблюдать Духом Святым" (2Тим.1:13); их-то, наконец, обязывали апостолы "передавать слышанное при многих свидетелях учение и своим будущим преемникам, верным человеком, иже довольни были бы и иных научити" (2Тим.2:2). "Если бы апостолы не оставили нам своих писаний, - пишет святой Ириней, - ужели бы не должно было следовать порядку предания, которое они оставили тем, кому поручили церкви?" [27] Или, в другом месте, он же говорит: "Предстоятели церквей твердо блюдут предание апостольское и показывают нам, что все имеют одну и ту же веру... руководствуются одним и тем же законом в управлении и чиноположениях церковных" [28]. И все эти пастыри церкви в своих действиях не ограничивались пределами своих епископий, но в духе ревности о всеобщем благе церкви простирали свою деятельность на целые области, страны, даже из одной части света в другую. Так, мы знаем о такой деятельности святого Поликарпа, ученика апостольского, поставленного в епископы Смирнской церкви самими апостолами. Святой Ириней, называя этого святого пастыря истинным свидетелем апостольского предания, говорит о нем, что он, посещая церкви разных стран, повсюду поверял апостольское предание и везде передавал христианам то, что сам принял непосредственно от апостолов [29]. Притом положительно известно, что апостольские предания весьма рано начали быть заключаемы многими учителями церкви в письмена и таким образом со всею благонадежностию передаваться из рода в род в последующие века. Так, Евсевий свидетельствует о святом Игнатии Богоносце, что он писал свои послания к церквам Ефесской, Смирнской, Филадельфийской, Римской и во всех их убеждал христиан твердо держаться апостольских преданий, которые для безопасности счел нужным подтвердить собственным свидетельством и заключить в письмена [30]. Святой Ириней, умерший в 202 году, не переставал также свидетельствовать об истинном апостольском предании против вольномыслящих [31]. Современник Иринея Егезипп собирал апостольские предания и изложил их, по свидетельству Евсевия, в пяти книгах своих записок (εν τοις υπομνημασι) [32], которые, к сожалению, не дошли до нас. Евсевий в своей истории сохранил слова Папия (жившего вскоре по кончине апостолов), который говорит о себе, что он, заботясь приобрести точнейшие сведения о догматах и правилах церковных, расспрашивал старцев, общавшихся с самими апостолами, что говорил Андрей, что Петр, что Филипп, что Фома или Иаков, что Иоанн или Матвей, либо кто другой из учеников Господа, что Аристон и пресвитер Иоанн, - ученики Господни. "Ибо я полагал, - продолжает Папий, - что книжные сведения не столько принесут мне пользы, сколько живой и более внедряющийся голос" [33]. О святом Клименте Александрийском церковные писатели свидетельствуют, что он составил целую книгу церковных правил под именем канона (κανων εκκλησιαςικος), в которой, по собственным его словам, он собрал неписанные предания апостолов и их первых преемников [34].

Таким образом развивалось и действовало церковное законодательство в первые века. Следствием такого образа действия пастырей, соборов и целых церквей было то, что правила и предания, несомненно апостольские, распространялись повсюду и сохранялись во всей чистоте и целости. После этого нисколько уже не удивительно, что некоторые из таких правил могли впоследствии быть собраны, изложены точными словами в письмени и приведены в один состав ко всегдашнему употреблению в церкви как канонические законы.

Примечания:
19. Haer. III,4. То же самое говорили и Тертуллиан (Praescipt. haer. Cap.21,32,36), св. Киприан (Сар.63), Ориген (De principiis. Lib.I. §2), св. Климент Александрийский (Strom.I,2).
20. Euseb. H. E. I,23.
21. Сношения церквей по этому предмету см. в письмах св. Киприана, inter eius opera in Cursu patrologiae completo. T.4. Paris 1844.
22. Так, напр., Антиохийская церковь, осудив Павла Самосатского (272), известила о его низложении окружным посланием и другие церкви (Евсевий. Церковн. истор. VII,30).
23. О соборах II и II века см. Евсевий. Церковн. истор. V,16,22-24; VI,8,23,36; VII,7, и в др. мест. Сравн. Vetus Synodicon in Bibliotheca Graeca. Т.11. О соборах в Африке см. в посланиях св. Киприана. Тертуллиан в свое время указывал на постоянные соборы по всем областям Греции: "Aguntur per totam Graeciam ilia concilia ex universis Ecclesiis, per quae et altiora quaeque in commune tractantur et ipsa repraesentatio totius nominis christiani magna veneratione celebratur" (De jejun. Cap.13).
24. Церковн. истор. V,23.
25. Epist. LXVI.
26. Epist. L. II ad. Antonian.
27. Св. Иринея о предании апостольском в церкви. См. Христианское чтение, 1838.
28. Haer. I,10; V,20.
29. Haer. III, 3.
30. Церковн. истор. III,16.
31. См. его книги против вольномыслящих.
32. Церковн. истор. IV,22.
33. Церковн. истор. III,39.
34. Церковн. истор. III,13.

Стратилатов И.А. Древность и важность апостольских правил. - СПб.: Журнал "Нева", 1996.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение