страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

И.М.
О старчестве

("Русский инок", 1913, № 11)

Настоящее время - время религиозного брожения умов. Множество учений безбожных философов и невежественных сектантов сбивают с толку верующих людей. Гордость, самолюбие и человеческие страсти стараются ниспровергать все то, что так или иначе стесняет их действия. Теперь не хотят справляться с учением Святых Отцев и учителей Церкви, не доискиваются истинного смысла Писаний, а почти всякий хочет во всем действовать по-своему. Но свое рассуждение, особенно в деле спасения, без поверки его у духовно опытных людей весьма опасно. Ведь и Слово Божие, и учение святых мы можем понимать неправильно. Вот о таком-то неправильном понимании, даже иноками, необходимости обращения к старцу мы и намерены сказать несколько слов.

Иной прочтет в ответах преподобного Варсонуфия Великого, что не надо совершать правила, и не только начинает отвергать иноческое правило, совершаемое келейно или церковно, но и утверждать, что всякий может жить без старца, без правила, как хочет. Человеческому своеволию и плотоугодию это очень нравится, а еще более это нравится врагу нашего спасения. В этом случае надо рассудить, во-первых, что св. Варсонуфий говорит только о келейном правиле. Во-вторых, он отменяет его для совершенного мужа - безмолвника, уже стяжавшего дар непрестанной молитвы, при которой нет надобности в другом молитвенном правиле. В-третьих, говоря, что нет надобности в молитвенном правиле, Преподобный не говорит, что нет надобности ни в каком правиле и ни в каком старческом совете. Напротив, чем выше подвиг, тем более необходим совет опытных. Если это не так, то и самый ответ св. Варсонуфия не имел бы места.

А некоторые прочитают в книге еп. Феофана "Что потребно покаявшемуся" о том, каков должен быть идеальный, т.е. совершенный, старец и не хотят знать своего старца; ищут идеального, не находят его и живут без руководителя, чтобы ни в чем себя не стеснять. Сих необходимо убеждать, что и в древние времена не все старцы были идеальными, но ученики, когда их слушались, то спасались.

Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что лучше быть учеником ученика, чем жить без руководителя.

Известному подвижнику, Югскому иеромонаху Адриану, его старец говаривал: "Оселок-то (точило) туп да бритву точит", т.е. хотя я и худой старец, но слушайся меня и спасешься.

Схиигумен Герман, настоятель Зосимовой пустыни (†1923), в годы послушничества в Гефсиманском скиту был учеником старца Тихона, простого и любвеобильного. Он часто ходил к нему открывать свои помыслы, каяться в своих прегрешениях и просить наставлений и советов.

"Сидя за чайным столом, - вспоминал отец Герман, - все ему говоришь и рассказываешь про себя, что на душе, да и то, что против него подумаешь и что против него говорят, а он отвечает, бывало: "А ты ко мне не как к старцу, а как к брату ходи, а брат от брата утверждаем яко град тверд". Меня все помысел смущал, будто старец для меня слишком прост, и я ему и это открыл!"

Если Бог не спасает нас насильно, то тем более не может нас спасти и святой человек, когда мы сами не будем этого желать и не приложим никакого делания.

По нашей гордости, неведению, грехам и по другим причинам святой может нам показаться великим грешником. Про истинных угодников Божиих проносится всяк зол глагол; их уничижают и изгоняют. Ибо, по слову Писания, все хотящие благочестно жити о Христе Иисусе, гонимы будут.

В упомянутой книге "Что потребно покаявшемуся" написано и о том, что при неимении старца можно жить по совету с единодушными братиями, как жил Паисий Величковский, или по Писанию, как советует преподобный Нил Сорский и тот же старец Паисий. Кто-то, прочитав это, начинает отвергать своего старца. Но, во-первых, совет с единодушными и жизнь по Писанию не отменяют старчества и допускаются как исключение при неимении старца. Во-вторых, старец Паисий сам был образованный, рассудительный, духовно преуспевший. В-третьих, он и живший с ним брат оказывали друг другу послушание.

В скиту у преподобного Нила Сорского тоже были преуспевшие. Советуя жить по Писанию, он тем не менее требовал себе послушания, непокорных его уставу не хотел держать. А значит, для своих скитян св. Нил и был старцем.

Епископ Феофан в книге "Что потребно покаявшемуся" также говорит, что при неимении старца нужно жить по совету с единомысленными братиями или по Писанию, но окончательное решение велит предоставлять духовному отцу. Таким образом, и здесь не обходится без старца. Общий закон спасения таков: есть старец или нет, а без совета ничего не делай. И если все, даже преуспевшие в деле спасения как науке наук, обязаны жить по совету, то что сказать про юных, неопытных, кроме своего села не бывающих нигде, даже не знающих обычной жизни?

Им ли руководствоваться одними Писаниями, коих они, может быть, еще и не читали? Им ли жить по совету с единодушными? Душа-то у них одна, как одинаково созданная Богом и Им одаренная, но, может быть, уже многое утратившая из того, что она имела от Бога. "С единодушными" - значит с такими же, как тот, который нуждается в руководителе: и он неопытен, и они; и он грешен, и они. Как же они могут руководить, когда сами нуждаются в руководителе? Как же они могут давать совет о спасении, когда сами не изведали спасительного пути?

Хорошо советоваться с единомысленными в том случае, когда и ты сам, и единомысленные уже приобрели опыт. В этом-то и состоит единомыслие. Тогда они могут поделиться с тобою своим советом из опыта, а ты, будучи сам опытным, уразумеешь, что их совет вполне разумный, не противный духу монашества. А тому, кто решительно ничего не ведает в иноческой жизни и в старчестве, в выборе старца лучше положиться на авторитет отца настоятеля, хорошо знающего назначенных им старцев.

Глинский игумен Филарет в поучении новопостриженному пишет: "Святые Отцы согласно говорят, что ни от чего нет более успеха в иноческой жизни, как от истинного повиновения, при оставлении своего рассуждения о всякой вещи, хотя бы кто изучил всю мудрость мира сего. Ибо, по Апостолу, премудрость мира сего буйство у Бога есть (1Кор.3:19); и аще кто в вас хощет мудр быти в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет (1Кор.3:18). Поэтому не следует уповать на свою мудрость или на свой ум и говорить: "Я сам без наставления могу себя спасти". Такие не подражают смирению Христа Бога нашего, Который смирил Себя, послушлив быв даже до смерти (Флп.2:8). Такие люди, уповающие на себя, подражают гордому противнику Христову, от чего да избавит нас Господь Бог. Не потому ли человек не имеет преуспеяния в добродетелях и не понимает причины своих частых падений, что отвергает послушание?"

Напомним теперь, что говорят Святые Отцы, которые сами спаслись под руководством старцев и других учили жить так же.

Преподобный Иоанн Лествичник пишет: "Обманулись все те, которые, предавая себя Богу, подумали, что не нуждаются в руководителе" (1 слово, §7). "Ибо кто без помощи наставника вступает в борьбу с духами злобы, тот бывает ими умерщвлен" (4 слово, §73). "Идущий самочинно путем иночества легко погибает, хотя бы и всю мудрость мира сего знал" (26 слово, §237). "Смиренномудрый всегда гнушается воли своей, как погрешительной. Никогда не доверяет себе. Ибо для смиренного тягость и жало - верить самому себе, как гордому трудно последовать словам и мнению других" (25 слово, §54). Итак, отчего не хотят ходить к старцу, отчего не спрашивают его, даже отвергают пользу старчества? От гордости, которой Бог противится, т.е. гордых не спасает. Ибо Он только смиренным дает спасительную благодать.

Св. Иоанн Кассиан в слове о рассуждении пишет: "Ничем другим диавол не ведет инока к погибели, как тем, что внушает ему не слушаться советов и следовать своему мнению и своей воле".

Св. Авва Дорофей в 1-м поучении говорит: "От отсечения воли человек преуспевает более, чем от всякой другой добродетели. Никто не может сподобиться благодати бесстрастия, достигаемой послушанием и смирением, если не понудит себя отсечь свою волю и не предаст себя ради Бога своему отцу духовному (старцу-руководителю), делая все, что говорит ему руководитель, не сомневаясь, как бы слушая Самого Бога". А в 5-м поучении тот же преподобный говорит: "Имже несть управления, падают аки листвие; спасение же есть во мнозе совете (Прит.11:14). Видите ли, чему учит нас Священное Писание? Оно учит нас не полагаться на самих себя, не считать себя разумными, не верить тому, что мы можем сами управлять собою, ибо мы имеем нужду в помощи от наставляющего нас по Боге. Нет несчастнее и ближе к погибели людей не имеющих наставника в пути Божием. Что же значит сказанное: Имже несть управления, падают аки листвие? Лист сначала бывает зеленым, но, когда наступят холода, желтеет, засыхает и падает. Тогда им пренебрегают и попирают его. Так и человек, никем не управляемый, сначала имеет усердие к посту, бдению, безмолвию, послушанию и к другим добрым делам; потом усердие это мало-помалу охладевает. Не имея никого, кто бы наставлял его, поддерживал и воспламенял в нем это усердие, он, подобно листу, незаметно засыхает, падает и наконец становится подвластным врагу спасения, который делает с ним, что хочет. Об открывающих же свои помышления и поступки и делающих все по совету Писание говорит: Спасение есть во мнозе совете. Не говорит: "в совете многих", т.е. чтобы с каждым советоваться, но что должно советоваться обо всем с тем, кому имеем доверие (старцем или духовником), и не так, чтобы одно говорить, а о другом молчать, но обо всем советоваться. Такому есть верное спасение во мнозе совете.

Когда диавол видит, что кто-нибудь не хочет согрешить, то он не настолько неискусен в делании зла, чтобы внушать ему какие-либо явные грехи, но умаляет их. Не говорит: "Иди сотвори блуд", или: "Поди укради", ибо он знает, что мы этого не хотим и не считает нужным внушать нам нежелаемое, но находит в нас одно пожелание или одно самооправдание и тем под видом доброго вредит нам. Когда мы держимся своей воли и следуем оправданиям нашим, то, делая по-видимому доброе дело, сами себе расставляем сети и даже не знаем, как погибаем. Соединение оправдания с волею есть совершенная смерть, великая опасность, великий страх: тогда окончательно падает несчастный.

Лукавый враг не только ненавидит наставления, но даже самый голос наставляющего, ненавидит даже самые вопросы опытных людей, ибо знает, что при открывании немощей и при исполнении полезных советов обнаруживается его злодейство. Не знаю другого падения монаху, кроме того, когда он верит своему сердцу. Некоторые говорят: "От того или от другого падает человек", а я, как уже сказал, не знаю другого падения, кроме сего, когда человек последует самому себе. Видел ли ты падшего, - знай, что он последовал самому себе. Нет ничего опаснее, нет ничего губительнее сего".

Видите ли, как в иноческой жизни необходимо обо всем спрашивать духовных руководителей и во всем поступать по их совету!

Отцы настоятели, старцы и духовники должны объяснять это инокам, особенно же тем из них, кои будут уклоняться от старца.

Преподобный Исидор Пелусигиот. Письма. Т. II, М.: Изд-во им. Свт. Игнатия Ставропольского, 2001, с. 571-576.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение