страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Епископ Никодим (Милаш)
Толкование на правила святаго поместного собора гангрского

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Правило 1.

Аще кто порицает брак, и женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, гнушается, или порицает оную, яко не могущую внити в царствие: да будет под клятвою.

(Ап. 5, 51; трул. 13; гангр. 4, 9, 10,14).

Как известно, этот собор был созван против последователей Евстафия, епископа севастийского, проповедовавших противоевангельский аскетизм, вследствие чего и все правила этого собора, вызванные ложным учением евстафиан, осуждают в отдельности каждый пункт этого учения, предавая каждого его последователя анафеме (ανάθεμα έστω), т.е. немедленному и окончательному отлучению от церкви.

Данное (1) правило осуждает ложное учение евстафиан о браке.

В толковании 51 Ап. правила мы видели, как в самом начале возникновения церкви некоторые гностические секты, исходя из ложного понятия о материи, в силу своих дуалистических принципов (добра и зла), осуждали между прочим и брак. Так, напр., Сатурнин учил, что брак есть вымысел сатаны [1]. Подобно гностикам, евстафиане учили, что брак грешное дело, и каждый христианин должен уклоняться от брака, основывая, впрочем, свое учение не на дуализме гностиков, но на своем извращенном понимании известных мест Св. Писания о воздержании.

Примечания:
1. Epiphan. Haeres. 23, 2: Το γαμειν δε και το γεννάν ό αυτός αγύρτης έχ του Σατανα ύπάρχειν λέγει [Migne, s.g., t.41, col.300-1]; 23,5: Και δτιό γάμος οδ εκ του Σατανά, αλλ' εκ τού θεου τυγχάνβι, πρώτον μεν ό Κύριος λέγει [Migne,s.g., t.|41, сol.305-6]. Iren. Contra haer. 1, 24: nubere et generare a Satana dicunt esee [Mignе, s.g., t.7, col.675]. Так учили о браке и другие еретики, как свидетельствует тот же Епифаний haer.61 (adversus apostolicos), haer.67 (adversus hieracltas) [Migne, s.g., t.42, col.171 и сл.].

Правила Православной Церкви с толкованиями епископа далматинско-истрийского. Перевод с сербского. Издана впервые в России в 1911-12 годах. Переиздана Свято-Троице Сергиевой Лаврой в 1993 году.
Сканирование и подготовка текста выполнена
чтецом Владимиром Радаевым.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение