страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Игумен Ростислав (Колупаев)
Покровский храм в селе Юдановка

Материалы к истории

История храма

Покровский храм в Юдановке, что в окрестностях поселка Вороново Подольского района Московской области построен в 1722-1726 гг. В то время здесь располагалась усадьба видного деятеля петровского времени Василия Ивановича Стрешнева. Боярин занимал при дворе чин стольника [1]. Род Стрешневых известен тем, что из него происходила црица Евдокия, жена Михаила Феодоровича Романова.

Петр Великий в 1703 г. приступил к возведению своей северной столицы и в силу этого, с целью привлечения всех резервов, по стране было запрещено каменное строительство. Нарушителей царского указа подвергали ссылке и конфискации имущества. Однако Стрешневу, как достаточно влиятельному и приближенному к императору человеку, удалось получить особое разрешение, в виде исключения, на строительство каменного храма в своей усадьбе. Тут следует упомянуть, о документальном свидетельстве, относящемся к истории Покровского храма. В Архиве древних актов хранится подрядная запись о том, что в 1703 г. стольник Иван Родионович Стрешнев заказал иконописные работы для иконостаса села Покровское Московского уезда [2]. Освящение церкви состоялось в 1728 г.

В архитектурном отношении Покровская церковь, представляла характерный образец петровского времени, т.н. "восьмерик на четверике". Стены были покрыты штукатуркой намного позднее, поэтому, первоначально это было строение, где цвет красного кирпича контрастировал с белокаменными архитектурными деталями. Далее храм многократно перестраивался. Наибольший интерес представляет древняя часть, непосредственно относящаяся к началу XVIII в. Здесь мы видим характерный черты, присущие петровскому времени. При сохранении общей композиции, сложившейся в русской архитектуре конца XVII в., происходит дальнейшая детальная разработка архитектурно-декоративных форм, что указывает на зависимость от западноевропейского влияния.

В 1781 г. пристроен северный Никольский придел. В 1792 г. к празднику Покрова граф Федор Андреевич Остерман, приходившийся племянником Василию Ивановичу Стрешневу пожертвовал богослужебные сосуды в Покровский храм.

В Центральном Государственном архиве сохранилось следующее описание Покровско-го храма, относящее к 1849 г. [3]:

Ведомость
о церкви Покрова Пресвятой Богородицы, что в селе Покровском Подольского уезда за 1849г.
Построена в 1726 году тщанием господина Стрешнева
Здание каменное с таковою же колокольней крепко
Престолов в ней два: в настоящем холодном во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в приделе теплом во имя Святителя Чудотворца Николая.
Утвари достаточно
Причта в ней положено по штату: священник один, дьякон, дьячок и понамарь.
Земли всей при сей церкви усадебной, пашенной и сенокосной 33 десятины, на которую землю особенного плана не имеется, оною землею владеют крестьяне, с коими сделано условие, которое хранится в консистории.
Дома у священнослужителей собственные деревянные на церковной земле.
На содержание священно-церковнослужителей получают от крестьян в год за землю шестьсот рублей ассигнациями, а за луга шесть пудов [4] сена, содержание их посредственное.
Зданий никаких при сей церкви не имеется
Расстояние сей церкви от консистории в 50-ти верстах.
Ближайшие к церкви: церковь Федоровской Божией матери, что в селе Ворсине в 2-х верстах, Церковь Святителя Николая Чудотворца, что в селе Никольском в 5-х верстах
Приписных к оной церкви не имеется.
Домовой церкви также не имеется.
Опись церковному имуществу есть, учинена в 1846 г. Скреплена в консистории Знаменским Архимандритом ИОАННИКИЕМ, утверждена печатью Консистории.
Приходно-расходные книги о суммах свечной церковных зашнурованы и печатью Консистории в 1841 г. сданы, ведутся в исправности и хранятся в целости.
Копии метрических книг с 1813 года хранятся в целости.
Исповедальные росписи с 1813 года хранятся в целости.
В обычной книге, выданной за шнуром и печатью Консистории 1846 г, скрепленной присутствующим Консистории Богоявленским Архимандритом МИТРОФАНОМ, в ней исписанных 62, а неисписанных осталось 93 листа.

В 1861-1865 гг. ликвидируется крепостное право в России и владелец усадьбы генерал-майор Павел Матвеевич Голенищев-Кутузов-Толстой строит южный придел, в память об этом событии. Освящен боковой придел в честь святых апостолов Петра и Павла. Тогда же к храму пристроена колокольня. Таким образом, происходит окончательное оформление архитектурного ансамбля. В самой церкви устраиваются хоры, что вызвало переделку сводов Никольского придела и устройство балконов на южном и северном фасадах. Бал-коны вели на хоры в трапезной части храма (не сохранились). После 1894 г. стена между главным приделом и трапезной была растесана и вместо трех сводчатых проходов, образовался один большой широкий проем. Дверные и оконные проемы южного фасада расширены. По описям конца XIX в. известно, что в храме было три иконостаса, один из ко-торых был из искусственного мрамора. Архивный документ 1894 г. [5], содержит следующие сведения:

"Московской губернии, Подольского уезда церковь во имя Покрова, что на Моче, с. Покровского на Моче" Метрика №534
1. Во имя Покрова Пресвятой Богородицы
2. Церковь основана в 1726 году как значится в церковных документах. О времени основания и муже, строившем церковь, имеются две надписи: одна снаружи на стене правой стороны в углубленном виде… Другая на отдельном камне того же вида снятом со стены при построении придела и находящемся теперь в алтаре…
5. Церковь находится на отдельном погосте основана на пригорке вблизи реки Мочи и прозывается "село Покровское на Моче" Подольского уезда.
6. Позднейшие постройки составляют колокольню и придел с правой стороны во имя Свв. Апп. Петра и Павла, устроенные в память освобождения крестьян от крепостной зависимости генерал-майором Павлом Матвеевичем Голенищевым-Кутузовым-Толстым в 1861 году, о чем на стене западной стороны придела сделана доска с надписью упомянутого содержания.
7. Церковь построена половиною квадратная, половиною 8-мигранная с таковою же шейкою или фонарем на квадратной половине два яруса. На 2-м ярусе верх заканчивается каждой стороны углом с карнизами… в которых живописью изображены: Спаситель, Божия Матерь, Николай Чудотворец. Церковь одноапсидная.
8. Алтарь устроен в квадратной половине церкви одним полукружием.
9. Церковь в вышину имеет 47 аршин [6], в длину и ширину по 15 аршин приблизительно…
10. Церковь построена вся из кирпича, карнизы, пояски и столбы облицованы камнем.
11. Стены выкладены все сплошной кладкой из обыкновенного квадратного кирпича и залиты известковым раствором. Стены сохранились в первобытном виде, кроме прохода на хоры и в колокольню в западной стороне к трапезе, которого теперь нет, а сделан в колокольню снаружи.
12. Наружные стену гладкие с выдающимися столбиками из камня в виде колонн, опирающихся до поясков, которые сделаны перед карнизами. Всех поясков и карнизов четыре по числу ярусов церкви.
13. Карнизы сделаны из камня в виде поясков с отливом от верха вниз с выдающимися квадратами вытесанными из камня.
14. Кровля на сводах церкви… с сквозным фонарем, на алтаре и трапезе шатровая на все скаты, железная выкрашена медянкой.
15. Фонарь сквозной восьмигранный устроен с пролетами тремя окнами. На фонаре малая глухая шейка с одним пояском вверху гладкая, без украшений.
16. Вместо главы поставлена на настоящей церкви корона, сделанная из железа набронзолированная и на ней крест железный четвероконечный с сиянием, без цепей.
17. На колокольне главы с яблоком окрашенные и на них крест железный четвероконечный без цепи.
18. Окна в настоящей трапезе и приделах одинаковые прямые в три света, вышиной в три аршина, шириной в 0,5 аршина с прямыми перемычками из кирпича. В алтаре настоящей церкви три окна и в северном и южном предалтарии первого яруса по два окна, второго по два окна, и в третьем четыре окна с отливом внутрь, в трапезе в приделах алтаря по три окна и в предалтариях по два окна. Решетки всех окон железные с пятью долевыми брусками и 4-мя поперечными с перехватом кольцами. Ставни окон простые железные кованные, окрашены медянкою.
19. Всех дверей пять: две двери в первом ярусе южной и северной стороны настоящей церкви железные кованные, окрашены медянкою и две двери во втором ярусе таковые же и перед ними три выхода площадки и решетки, и одна дверь во втором же ярусе западной стороны для входа с колокольни на хоры. Петли на дверях простые…
25. Паперть устроена с 3-х сторон.
26. Церковь внутри устроена в виде квадратной палаты. Алтарь отделяется от храма каменной стеной с тремя пролетами. Трапеза устроена также в виде палаты; отделяется от храма глухой стеной с тремя пролетами - одним полукружием. В трапезе два придела - один с южной стороны не отделенный стеной, другой - с северной отделен каменной стеною с одним пролетом (дверным).
27. Свод в настоящей церкви котловый с сквозным фонарем, в трапезе своды полукруглые, опирающиеся в стенах с тремя арками…
30. Пол в алтаре храма и трапезной одинаковые - из каменных плит.
31. Алтарь одночастный. В правой стороне алтаря помещается шкаф для ризницы. В левом жертвенник. Пол в алтаре возвышен на одну ступень от храма.
32. Престол деревянный квадратный в 1 аршин и 2 четверти [7] ширины и длинны, вышина его в 1 аршин 6 1/2 вершков [8]. Обложен посеребренными листами меди из меди с изображенными по сторонам Тайной вечери, Воскресения Господня, Распятие Христа и Покрова Богородицы.
33. Над престолом устроена сень вышиною в 3 аршина на четырех столбах, обложенных посеребренными листами из меди и вызолоченным сиянием на боковых сторонах верха. Над престолом вверху изображен Господь Саваоф. Верх сени шатровый с главкою и престолом…
36. Жертвенник деревянный квадратный 14 вершков ширины и длинны, вышина его 1 аршин 6 1/2 вершков, поставлен к левой стене.
37. Иконостас сосновый старого устройства состоит из нескольких рамок с вызолоченными клеймами и карнизами, в которых вставлены образа с ризами "оплена" выкрашены белою краскою о шести ярусах. Царские двери вызолоченные резные. Вверху Господь Саваоф в кругу сияния с маленькими херувимами, в середине Божия Матерь и Ангел с веткою в руке, резные же, внизу четыре Евангелиста резные по два на стороне. Иконостас сделан из алебастра под мрамор о двух ярусах, иконы живописного письма, с левой стороны иконостас деревянный полукруглый окрашен белою краскою о 3-х ярусах. Иконы старого письма.
38. Солея устроена перед алтарем от одного клироса до другого каменная, возвышена от помоста… на одну ступень.
39. Амвон каменный, тоже возвышен на одну ступень.
40. Клиросы устроены деревянные выкрашены белою краскою, одинаково с иконостасом, особых украшений нет…
45. Хоры устроены во втором ярусе церкви в 1 1/2 аршина ширины и 7 аршин от пола по сторонам западной, южной и северной стороне с перильцами и балясинами, выкрашенными белою краскою.
46. В церкви погребений, памятников нет. Вблизи церкви с левой стороны устроена каменная часовня, крытая железом, в которой погребено тело графини Чичериной. На восточной стороне часовни прибита доска с надписью: "Здесь лежит тело бригадирши Марии Петровны Чичериной, урожденной графини Дивиер, родилась в 1743 году 18 марта, скончалась 1837 году 2 августа"…
50. Колокольня построена в 1861 году генерал-майором Павлом Матвеевичем Голенищевым-Кутузовым-Толстым в виде квадратного столба о 3-х ярусах из кирпича.
51. Всех колоколов шесть. Большой колокол отлит по надписи в 1880 году 19 февраля в г. Ярославле на заводе придворного поставщика двора Его Императорского Величества мануфактурного советника и кавалера Порфирия Иванова Оловянишникова, весу 305 п. 34 ф. Лил мастер Игнатий Веревкин. Второй вылит в царствующем граде Москве на заводе Самгина - весу 95 пуд., 32 фун. Третий лит тоже на заводе Самгина весу 24 п. 34 ф. Остальные же три малые колокола без обозначения веса и надписи.
52. Церковь расписана не вся, а только местами живописным письмом.
53. Иконы в иконостасе настоящей церкви и левого и правого придела старого письма, сохраняются в своем первобытном виде. О времени написания записей никаких нет.
54. Запрестольная Чудотворная икона Смоленской Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе старого письма с рукояткою на тумбе, сохраняется в первобытном виде. О чудесах, явленных Божией Матерью через икону нет нигде печатного описания…
60. Из служебных сосудов старинных имеются одни серебряные с чернью. На потире имеется надпись следующего содержания: "В село Покровское в церковь Покрова Богородицы к 1 числу октября от графа Федора Андреевича Остерман 1792 года и дяди своего Василия Ивановича Стрешнева взамен прежних об-ветшавших, весу 4 а. 52 золотн [9]".

1. Ответы на предложенные вопросы давал означенной церкви священник Петр Крылов.
2. Воспитывался отвечающий в Семинарии.
3. От роду 38 лет, священствует 12 лет.

Внутреннее убранство церкви не сохранилось, исключая лишь редкие фрагменты живописи конца XIX в.

Официальный документ, составленный при оформлении храма памятником архитектуры и постановке на учет, дает следующее описание:

"Храм представляет собой кирпичное неоштукатуренное здание с белокаменными деталями, состоит из разновременных и разностильных частей. Трёхча-стная объемно-пространственная композиция церкви характерная для вотчинных и усадебных храмов.
Сильно выступающая апсида имеет сложную конфигурацию. Храм типа "восьмерик на четверике" завершен световым восьмигранным барабаном с ажурной коронообразной главкой на белокаменном восьмигранном основании. Примыкающий к четверику выступ апсиды равен ему по объему. Прямоугольная трапезная вытянута по оси "север-юг", с запада примыкает колокольня. Колокольня трехярусная, причем нижний ярус квадратный, а два верхних имеют скошенные углы с колонками; завершает колокольню глухой граненый барабан с луковичной главкой.
Наружное убранство храма решено в стиле петровского барокко, отличающегося скромностью и графичностью декоративных элементов. Простенки обработаны пилястрами - тосканского ордера в первом ярусе, и во втором ярусе - ионическими. Капители украшены растительным орнаментом. В венчающем фризе триглифы чередуются с розетками. Тимпан фронтона акцентирован круглым ложным окном.
Восьмерик храма обработан по углам пилястрами, капители которых украшены розетками. Грани восьмирика расчленены окнами в прямоугольных рамках-наличниках, а по сторонам света сделаны ложные окна с полукруглым завершением. Антаблемент с гладким фризом имеет профилированный архитрав и карниз. Фасад апсиды решен, как продолжение фасада четверика нижнего яруса храма. Фасады северного придела решены в том же стиле, что и основной четверик.
Архитектурное убранство колокольни выдержано в позднеклассических традициях.
Внутреннее убранство храма типично для своего типа: переход от четверика к восьмиреку осуществляется при помощи ступенчатых ртомпов. Сомкнутый свод с отверстием, открывающемся в восьмигранный барабан. В юго-западном углу четверика лестница, ведущая на хоры.
В целом храм хорошо сохранил первоначальную архитектуру и декор. Пристройки XIX в. также сохранились почти без изменений…".

Расположен храм в очень живописном месте, на высоком берегу пруда, возможно ста-рицы реки Моча. Вблизи располагалась усадьба, от которой остались фрагменты, некогда богатого парка и до 70-х годов XX в. оставались развалины флигеля.

Семья Крыловых

Одним из служивших в Покровском храме священников был Петр Дмитриевич Крылов. Сюда его перевели из села Льялово под Зеленоградом, рядом с Крюково Московской области, а корни его были из кубанских казаков.

У священника была большая семья, сыновья Василий, Николай, Виктор, Петр, Иван и дочери Ольга и София, для которой требовалось подходящее жилье. Купили старый дом в д. Ясенки и перевезли его в Покровское, поставили рядом с храмом, на красивом берегу у пруда.

Умер отец Петр рано, в 54 года из-за болезни желудка. Похоронен пастырь у алтаря Покровского храма, с левой стороны. Надпись на памятнике гласит:

"Местный священник Петр Дмитриевич Крылов
родился 23 июня 1848 г.
Скончался 1 мая 1903 г.
в 9 часов вечера
жития его было
54 года 10 месяцев 8 дней".

Старший сын умершего настоятеля - Василий, родился в 1881 г. 22 августа, а на 24 августа приходится день его ангела - память преподобномученика Василия Печерского (1098 г.). Увлекался молодой человек биологией, но на семейном совете решили, что он должен наследовать отцу, нужно было поднимать семью, помогать учиться младшим. Времена были тяжелые, братья болели, простужались, свирепствовала чахотка.

Василий Крылов женился на девице Софии. Происходила она из духовной семьи, отец - иерей Владимир Васильевич Лебедев служил священником в селе Сальково. София родилась в 1903 г., училась в Епархиальном женском училище в Москве, которое окончила третьей ученицей, при выпуске она написала прекрасное сочинение. Все три дочери священника Владимира Лебедева, в последствии были педагогами. Это Александра 1908 года рождения, работала заведующей детским садом и Мария, она организовала образцовую школу, за что получила орден Ленина. Был в семье еще брат Василий, ставший кадровым военным, он воевал с Блюхером, был на острове Хасан, партизанил под Вязьмой в Великую отечественную, затем, в мирное время писал об этом книги.

У Крыловых родились дети. В 1925 г. - сын Виталий, в 1927 г. - дочь Валентина и в 1934 г. - Константин.

В 1926 г. в Покровском торжественно отметили 200-летие храма. К этому событию готовились. Проживавший в деревне Усадище художник Дроженников (Дрожников) был приглашен для работы в храме. Он выполнил несколько росписей, в том числе на сюжеты "Чудесный лов", Тайная вечеря" и "Христос и грешница у колодца". Было много гостей, по случаю юбилейного торжества, протоиерей Василий был награжден правом ношения митры, это высшее отличие для белого духовенства в Русской Православной Церкви.

Батюшка обладал хорошим голосом, служил красиво, был уважителен с прихожанами. После литургии одаривал усердных большой и проявлял другие знаки внимания. Матушка пела на клиросе. Сельчане уважали своего пастыря, выделяли за доброту, приходили даже из других деревень, из других приходов, и не только на службу, но часто и домой для духовной беседы, совета. Он для всех находил время и возможность общения.

Священник был образованным и развитым человеком для своего времени, он помогал крестьянам составлять документы. Люди его любили. Уже после ареста, во время одного разговора, одна из жительниц села, сама член партии, когда кто-то назвал Крылова врагом народа, возразила, сказав, что напротив, он был очень хороший человек.

В хозяйстве были корова, лошадь. Простая крестьянская работа требовала сил и умения. Священник делал это все сам, пахал, сеял, сажал, косил и т.д. Делал отводку воды из подвала, заготавливал дрова, носил воду. Батюшка мог сам сделать санки, бочку. Одна женщина вспоминала: "У меня есть куст красной смородины, который батюшка подарил".

У отца Василия было одно увлечение - он хорошо рисовал и еще увлекался фотографией, к сожалению, когда его арестовали в 1937 г, забрали и все работы.

Как вспоминают дети священника, - день рождения отца приходился всегда на постный день. В семье строго соблюдались православные обычаи и правила. Мама никогда ничего не давала скоромного, никакого послабления в еде, в этот день не было, несмотря на праздник. Жили по уставу.

В детской памяти осталась впечатления о пасхальной службе в церкви, воспоминания о том, как готовились и проводили этот праздник. В гостиной стоял большой буфет, из которого доставали праздничную посуду, мама сама пекла куличи, которые не получались и мама от этого плакала. Жили хлебосольно, по-русски. На столе белая скатерть, на кото-рую выкладывали угощения. После службы приходил домой отец, он сам все резал, раскладывал, освящал. За столом собиралась семья и гости.

В доме жила одна убогая женщина, она была фактически членом семьи, звали ее Ксения (Аксюша) Красулина. Необычная судьба этого человека. В детстве она была очень красивым ребенком, но случилось несчастье, девочка упала с печи, стала горбатой, замуж не выходила. Семья Крыловых стала для нее родной. Ксения научилась шить, она изготавливала для батюшки подрясники и другие церковные облачения. Ее заботливые руки со тщанием и усердием вышили бисером ризу на чтимый Смоленский образ Божией Матери. Эта икона почиталась чудотворной, находилась она, ранее в часовне деревни Безобразово. Затем, ради спасения от поругания, святыню перенесли в Покровскую церковь. До сего дня эта риза украшает икону и все поклоняющиеся, могут зреть работу рабы Божией Ксении в Спасской Церкви села Старое Вороново, куда икону перенесли после закрытия Покровского храма.

День ангела девицы Ксении приходился на 6 февраля, отец Василий всегда привозил ей к этому празднику в подарок из Москвы новое платье.

Летом отец устраивал с детворой игры, организовывал крестьянскую забаву - чижики, зимой катал детей на санках. В гостиной устраивали елки, на которые приглашалась со-седская детвора, дети выступали, читали стихи, пели, веселились. Эта традиция сохранялась в доме и после того, как был арестован отец Василий. Однако, спустя годы помнится то, что мама боялась даже стихов про ангелов, чтобы не приписали в случае чего, как пропаганду религии.

В 1930 г. семья Крыловых подпала под раскулачивание, забрали мебель, так что дом остался совершенно пустым. Зато сельсовет и красная изба читальня украсились и обустроились. В это время вышла статья И. Сталина о перегибах на местах "Головокружение от успехов". В результате кое-что из мебели вернули, что-то было сломано, шкафы и столы поцарапаны.

Батюшку забирали два раза, сначала отпустили, он вернулся домой. Этот арест был оформлен по ложному доносу за использование наемной силы. Чтобы спасти от конфискации имущество корову, лошадь, личные вещи, одеяла т.д. Крыловы отвезли к знакомым и спрятали. Обвинение не соответствовало действительности, поэтому отец Василий вернулся домой. Знакомые предупреждали о возможной опасности, предлагали поменять место жительства. Даже церковное начальство предлагало перевод в другое место, подальше от ареста. Однако, отец Василий отказался, как он мог бросить всех?

Власти проводили широкую компанию против церкви и духовенства, добивались публичного отречения от Бога. На местах брали встречные. Повышенные планы, в угоду богоборцам. Были арестованы священники соседних сел Вороново и Никольское. Священник села Вороново, не выдержав давления и угроз со стороны гонителей, в местном клубе, перед всем народом, отказался от веры. Ему оставили жизнь, потом он уехал. Священник села Никольское был репрессирован.

Протоиерей Василий Крылов не смог покривить совестью, остался верен своим убеждениям, не пошел на сделку с совестью, 29 ноября 1937 г. его взяли. Власти заставили соседа написать донос, двое знакомых расписались и еще один, был неграмотным, не мог писать, поставил крестик напротив своей фамилии. Смысл доноса заключался в том, что якобы священник агитировал не голосовать односельчан за коммунистов на предстоящих выборах.

Виталий учился в пятом классе, Валентине было 10 лет, она училась в третьем. Костя, младший, был совсем маленьким. Школа тогда была на другом берегу пруда, т.н. "красная школа" потому что построена была из красного кирпича. Сейчас этого здания уже нет, осталась память о ней только в названии автобусной остановки, которая так и звучит "Покровская школа". Дети прибежали домой на большую перемену, благо рядом, перекусить. Были тогда, т.н. французские булочки, их привозили из Москвы. Прибежали, а отца уже нет… взяли.

Через три дня после ареста - 3 декабря уже состоялся суд.

Утверждаю:
Зам. Нач. Упр. НКВД МО
Майор Госуд. Безопасн.
/ЯКУБОВИЧ/

ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По след. делу №12658 по обв. КРЫЛОВА Василия Петровича в пр.пр.ст.58-10 УК.
Я Нач. Красно-Пахорского Р/О УНКВД МО Лейтенант Госуд. Безопасн. МАКАРОВ рассмотрев 29-го ноября 1937г. след. дело №12658 по обв. Служителя религиозного культа - попа КРЫЛОВА Василия Петровича - установил следующее:
В 1931 г. КРЫЛОВ В.П. арестовывался и привлекался по ст. 58-10 УК. После освобождения из под ареста КРЫЛОВ говорил:
"Советская власть за это поплатится. Как будет война, мы этих людей, которые меня судили всех повешаем. Мы с Вами верующие должны способствовать в установлении другой власти, т.к. она будет стоять за церковь и религию и как только наши люди будут наступать на советскую власть я первый пойду с оружием в руках против коммунистов и всем Вам советую идти за мной".
По вопросу о выборах в Верховный Совет Крылов пытался собрать собрание верующих и на этом собрании выдвинуть своих кандидатов. Когда же это ему не удалось, то он повел среди верующих агитацию заявляя:
"Если в беллютнях не будет никого из служителей религиозного культа, то всех вычеркивайте и никого не оставляйте, а то в Верховный Совет могут попасть люди, которые отменят ст. 124 в отношении прав гражданина на свободное вероисповедение".
В другом месте КРЫЛОВ по вопросу выборов в Верховный Совет говорил:
"На колхозных собраниях можно будет выдвигать и священников, т.к. по конституции они так же могут быть избранными. Если же, кто-либо из коммунистов будет делать отвод выдвигаемым в кандидаты в Верховный Совет священников, то они нарушают тот закон, который есть…".
По вопросу колхозного строительства КРЫЛОВ говорил:
"Колхозы долго не просуществуют, т.к. эта система ведения сельского хозяйства не рентабельна".
В отношении Советского государства Крылов говорил:
"Придет то время, когда Советской власти не будет, а установится старая власть, при которой не будет колхозов и все люди заживут по-прежнему. Церковь по-прежнему займет свое место в государстве и будет служить своему народу".
По вопросу о международном положении КРЫЛОВ говорил:
"Капиталистические страны понемногу уже начинают подготавливать войну против Советского Союза. Япония поможет Германии установить свою власть в Советском Союзе. Нам верующим, когда начнется война нужно идти в первую очередь против коммунистов. Я первый пойду против коммунистов в это время и отомщу ей за бога".
Во время процесса над врагами народа КРЫЛОВ говорил:
"Эти люди не вредили, а хотели создать для верующих хорошую жизнь".
Кроме того КРЫЛОВ распространяет провокационные слухи о голоде в случае войны, заявляя:
"Во время войны будет голод, нужно заранее запасаться продуктами, все деньги которые имеются у нас мы должны их израсходовать на сахар, керосин, соль и пр. товары".
Допрошенный в качестве обвиняемого КРЫЛОВ В.П., виновным себя в предъявленном обвинении не признал, но полностью уличается свидетельскими показаниями:

НА ОСНОВАНИИ ВЫШЕИЗЛОЖЕННОГО
обвиняется -
КРЫЛОВ Василий Петрович по паспорту 1881 г.р., из показаний КРЫЛОВА В.П. 1878 г.р., урож. С. Льялово б. Московского уезда, б. Московской губ., по соцпроисхождению и по соц. положению служитель религиозного культа - поп, образование духовная семинария, в 1931 г. судим по ст. 61 УК, в 1930 г. подвергался раскулачиванию.
Семья - жена и трое детей проживают в с. Покровское Кр. Пахорского р-на Мос. обл. - в том, что ведет активную антисоветскую деятельность, высказывает повстанческие настроения против Советской власти, а так же выступает с угрозами расправой с коммунистами.

ПОСТАНОВИЛ
Следственное дело №12658 по обв. КРЫЛОВА Василия Петровича представить на рассмотрение Тройки при Упр.НКВД МО

СПРАВКА: КРЫЛОВ Василий Петрович арестован 29/XI - 1937 г. и содержится в Таганской тюрьме.

Нач. Красно-Пахорского Р/О УНКВД МО
Лейтенант Госуд. Безопасн /МАКАРОВ/

СОГЛАСЕН: Зам. Нач. 4-го ОТД. УГВ УНКВД МО
КАПИТАН Госуд. Безопасн. /МАПИВИН/

Тройка НКВД, в три дня сломала все, порвалась жизнь человека и страшно, непоправимо изменилась жизнь близких. Судьями были - молодой лейтенант представитель НКВД, один представитель партийных органов и один от Советов. Приговор гласил: "Расстрел", затем заменили: "Десять лет, без права переписки".

12 декабря 1938 г. были выборы. Детская память сохранила такую подробность. Мама в то время, повредила руку, ей пришлось идти на избирательный участок с перевязанной рукой, там она просила советских чиновников отпустить мужа ради нее. Но разве боль и горе когда-либо были причиной для сострадания в антихристианском обществе? Святая наивность. Как стало известно позднее, по результатам голосования, по избирательному округу, нашлись три человека, которые голосовали против официальных кандидатов.

В постперестроечное время в Прокуратуре Московской области Валентину Васильевну, дочь священника Крылова ознакомили с личным делом отца, из которого стало известно, что умер он в пути от разрыва сердца, где-то под г. Белогорском, не доезжая Благовещенска. Снят с поезда, похоронен на Чернышевском кладбище в деревянном гробу, в нательном белье. Есть такая железнодорожная станция Чернышевск-Забайкальский, очевидно это там. Дата смерти указана по-разному, в одном месте 18 февраля 1938 г., в другом 21 января 1938 г. Очевидно, один из документов, подготовленный Прокуратурой был просто отпиской.

Осудили человека быстро в три дня, реабилитация пришла спустя десятилетия. Официальный документ гласит:

Российская Федерация (Россия)
Прокуратура Московской области
103866, Москва, тверской бульвар, дом 18
12.03.93. №13

СПРАВКА О РЕАБИЛИТАЦИИ

Гражданин Крылов Василий Петрович, 1878 года рождения, уроженец села Льялово московского уезда Московской губернии, священник, на момент ареста 29 ноября 1937 г. проживавший в с. Покровское Краснопахорского района Московской области по постановлению тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области от 3 декабря 1937г. за антисоветскую агитацию (ст. 58-10 УК РСФСР) заключен в исправительно трудовой лагерь сроком на десять лет.
В соответствии со ст. 3 п.б. и ст. 5 п.а. Закон РСФСР от 18 октября 1991 г. "О реабилитации жертв политических репрессий" Крылов Василий Петрович реабилитирован.

Прокурор области
Государственный советник
Юстиции 1 класса Б.П. Наметников

Официальных ответов на свои запросы детям отца Василия Крылова, пожилым уже людям, пришлось ждать месяцами. Вот цена советского отношения к жизни. Валентина Васильевна ждала ответ полгода, помимо этого несколько раз звонила и ездила в Москву. Константин Васильевич ждал ответа пять месяцев.

Прокуратура Российской Федерации
Прокуратура Московской области
103031, г. Москва, Малый Кисельный пер., д. 5
12.03.95. №13.645.95

СПРАВКА
О признании пострадавшим от политических репрессий гр. Крылова Константина Васильевича
Год и место рождения: 1934 г., с. Покровское Калининского р-на Московской обл.

Согласно свидетельству о рождении №431592 от 4 июля 1949 г., выданному Покровским с/советом являющийся сыном гражданина Крылова Василия Петровича, 1878 г.р.
репрессированного 3 декабря 1937 г. Тройкой при УНКВД СССР по МО по ст.58-10 УК РСФСР заключенного в ИТТ на 10 лет
реабилитированного 12 марта 1993 г. Прокуратура Московской обл. на основании ч.2 ст.2 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий от 18 октября 1991 г. признается пострадавшим от политических репрессий".

Заместитель прокурора области
Старший советник юстиции В.И. Шульга

С арестом настоятеля закрыли Покровский храм, изуродовали, разграбили, уничтожили.

Был арестован диакон отец Успенский, его сослали в Казахстан. Дом диакона разобрали за недоимки, т.к. церковь облагалась неимоверно высоким налогом, семья жила бедно, что сталось с ними дальше? Известно только, что одна из дочерей диакона вышла замуж за коммуниста и уехала в Подольск.

София Владимировна Крылова учительствовала в с. Богоявление, ее предупреждали, чтобы ничего религиозного она не смела говорить детям. Однако, она продолжая петь в церковном хоре Вороновской церкви. Умерла София Владимировна в 1982 г.

По воспоминаниям Крыловых, после ареста отца жили тяжело, все отвернулись, сторонились, осталась только калека горбатенькая Аксюша, помогала мамина сестра тетя Шура, да еще продолжала общаться Анна Семеновна, старушка из деревни Лукошкино. Эта женщина, как только узнала, что отца Василия арестовали, сразу пришла, поддержать, разделить горе. Как вспоминает Валентина Васильевна: "она зналась с нами, сама пришла. Помню ее, дожила она до 90 лет, идет мимо закрытого, разрушенного храма, остановится у зарослей черемухи, на алтарь перекрестится".

Дети отца Василия и матушки Софии Крыловых выросли. Валентина Васильевна окончила вуз, учительствовала в Серпухове, ныне пенсионер.

Константин Васильевич честно трудился всю жизнь, сейчас на заслуженном отдыхе, живет в дедовском доме.

Старший сын Виталий учился хорошо, но на заседании педсовета решили, что его нельзя делать отличником, т.к. он сын попа и учителя сознательно понижали оценки. Попович вырос добрым человеком, христианская атмосфера, царившая в семье не была изгнана безбожным духом гонителей. Когда он получил первую зарплату, купил всем подарки, до сих пор это памятно в семье. Молодым Виталий остался навсегда, в 1941 г. его забрали работать на шахты под Тулой, где он погиб под обвалом.

В период Великой отечественной войны, зимой 1941 г., немцы рвались к Москве, опасность подошла совсем близко к жителям Покровского. В доме Крыловых разместился лыжный батальон, в одной половине жили офицеры, в другой на соломе, вповалку спали солдаты. В память о военном времени установлена на крутом берегу, в окружении старой липы, березки, разросшейся сирени и туи, пустившей четыре ствола из одного корня, небольшая композиция из двух фигур, изображающая солдата с винтовкой и матроса, склоненного на левое колено со знаменем, внизу прикреплены две таблички:

Здесь похоронены 14 неизвестных
воинов Советской армии, павших
смертью храбрых в боях за Родину
1941-1942

с-нт Костин И.Ф.
ст. с-т Новиков Ф.А.
л-нт Новиков А.П.
кр-ц Шеховцев К.К.

Ныне, этот памятник, оказался под опекой храма, т.к. территория с возрождением церкви была огорожена и советский монумент, вместе с со старыми надгробиями составили единый мемориал, под символическим Покровом Божией матери.

Изуродованными оказались не только души людей, но и сама природа. На месте дворянской усадьбы запустение, металлолом. Вместо барского дома - огороды. Никогда не увидеть уже белокаменного одноэтажного флигеля с парадным выходом к пруду. Где, была в советское время школа, сейчас - мастерские, трактора и гараж. Опять же на территории церкви осталась могилка местных учителей:

Директор школы Брынский Юрий Михайлович 1927-1968
Лидия Андреевна 1922-1984

Прекрасный парк, который называли "аглицкий сад", заботой и многолетним уходом ставший украшением местного ландшафта, имел аллеи - липовую, березовую, дубовую. Сейчас все разрослось и не узнать былого.

В парковой зоне, под вековыми липами, вдоль дороги, где ежегодно 14 октября к престольному празднику Покрова устраивали ярмарку, разбили кладбище. Людей стали хоронить рядом с ригой, сараями, амбарами. А христианское кладбище смели, уровняли могилы, памятники предков утопили в пруду. Некоторые из могильных плит и памятников в недавнее время удалось вытащить и установить в символическом мемориале возле возрожденной Покровской церкви. Вот надписи на некоторых из них:

"Здесь погребено тело крестьянина дер. Безобразова Георгия Филипповича Романова
Род. 1852г. сконч. 19 марта 1906 г.
Жития его было 53 г.".

"Под сим камнем покоится тело… мещанина
поставлен супругой Ольгой Ивановной".

"Под сим камнем
С правой стороны погребено тело рабы Божией Крестьянки дер. Мочи Агрипины Никитичны Шишкиной
Родилась 10 июня 1823 года, скончалась 31 декабря 1896 г.
Жития ея было 73 года…
Дорогой матери скорбящего сына Шишкина
С левой стороны погребено тело рабы Божией крестьянки дер. Мочи Агрипины Васильевны Шишкиной
Родилась 20 июля 1843 года, сконч… 1896 г… жития ея было 53 года.
Многоуважаемой супруге от любящего супруга П.А. Шишкина
Господи приими дух их с миром".

Забвению пытались предать название села. Слово "Покровское", как не хитри, а церковного происхождения, храм освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, события, имевшего место в Константинополе, когда перед угрозой варварского разорения жители города были спасены покровом, предстательством, защитой Божией Матери.

Коммунисты село переименовали, и до сего дня оно Юдановка. Говорят, что название это от одного из украинских переселенцев, которые, спасаясь от голода, появились в здешних местах в 1932 г. Может и правда, был среди них некий Иуда, имя которого прижилось, только странно, обычно это имя связано с определенным человеком, поцеловав-шим Христа в Гефсиманском саду. Православные христиане никогда не называли своих сыновей именем этого предателя. Судите сами, чья память до сего дня чтится в названии села.

Течет время. В июне 1994 г. началось возрождение храма. Назначен настоятель, им стал архимандрит Савва (Волков), ныне епископ, викарий Святейшего патриарха.

В апреле 1999 г. при Покровском храме была образована женская община. Старшей сестрой обители назначена монахиня Алексия (Деменева). Ныне на том месте, где была школьная волейбольная площадка возник сестринский корпус а на месте сельского совета устроен монастырский погреб.

Давно, давно пришло время, говоря библейским языком, - собирать камни. Слава Богу, возрождается Русь. Но возрождается не сама собой, а нашим трудом. И дабы сохранить частичку той памяти, той истины, той истории, невольным свидетелем которой пришлось быть, написан настоящий материал, предложенный на суд читателя.

Запомнилось автору этих строк воспоминание, одной старушки, прихожанки Покровского храма бабушки Веры, о старом бочаге [10], бывшем в окрестностях села. Ныне бочаг зарос, а раньше в нем купались дети. Старые люди никогда не пахали ближе 10 метров до реки, по берегам были заливные луга, поэтому и реки были чистыми, дно песчаное. Была сделана специальная отводная канава для воды, чтобы предохранять мельницу в половодье. За канавой следили. Здесь нерестилась рыба, ловились большущие щуки. Сейчас все заилилось. Поразило меня это слово - "заилилось". Так заилилась вся наша жизнь. Как пустить чистой воды, как выбраться из омута?

Источники
1. Даль В. Толковый словарь. В 4 т. - М.: Русский язык, 1991.
2. Холмогоров В. Исторические материалы о церквях и селах XVII-XVIII столетия. Вып. 7. - М., 1889. - с.87.
3. Памятники архитектуры Московской области. Т.2. - М., 1975.
4. Подрядная запись, 1703 г. - ЦГАДА, Москва.
5. Дело об уничтожении придела, план церкви 1849 г. - Ф.203, О.754, Д.653,1784-1790.
6. Ведомость 1849 г. - Ф.203, О.744, Д.2339, Л.337.
7. О постройке придела. - Ф.203, О.443, Д.374,1859-1863.
8. Метрика №534 "Московской губернии. Подольского уезда церковь во имя Покрова что на Моче, с. Покровского на Моче", 1894. - Ф.453, О.3, Д.81, ч.2, Л.105.
9. Усадьба Покровское, 1878 г. - Ф.1267, О.1, Д.144.
10. Епархиальные ведомости, 1873, №14. - с.137-139.

Примечания
1. "Стольник, старший придворный сан, смотритель за царским столом вообще" - Даль В. Толковый словарь. Т.4. – М.: Русский язык, 1991. – с.329.
2. 2. Подрядная запись, 1703 г. - ЦГАДА
3. Ведомость 1849 г. – ЦГИА. - Ф.203, О.744, Д.2339, Л.337.
4. Пуд – мера веса равная 16,38 кг. 40 фунтов составляли 1 пуд.
5. Метрика №534 "Московской губернии. Подольского уезда церковь во имя Покрова что на Моче, с. Покровского на Моче", 1894. – ЦГИА. - Ф.453, О.3, Д.81, ч.2, Л.105.
6. Аршин – погонная мера равная 0,711 метра.
7. Четверть – ¼ аршина.
8. Вершок – ¼ четверти.
9. Золотник – мера веса, равная 96 долей – 4,266 г.
10. Бочаг - глубокая лужа, яма, залитая водой. – См.: Даль В. Ук. соч. т.1. – с.120.

Copyright © Колупаев В.Е., 2004. All rights reserved. Для связи: rostigumen@mtu-net.ru
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение