страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Епископ Никодим (Милаш)
Толкование на дополнительные правила

Правила святого Иоанна Постника
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65

Правила святого Никифора Исповедника
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49

Правила Николая, патриарха константинопольского
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Правило 31.

Старый закон [Ветхий Завет] предписывает, что человекоубийца имеет быть наказан смертью; Василий же Великий, в своем 56 правиле, лишает данное лице причастия на двадцать лет за всякое намеренное и на десять лет за всякое ненамеренное убийства. Мы же лишаем причастия (на пять лет за намеренное убийство, а за ненамеренное) на три года, в случае, если тот, кто собственною рукою убьет, будет поститься ежедневно до вечера, а по вечерам довольствоваться сухоядением и, кроме того, будет творить триста поклонов. Если же будет нерадив в исполнении этого, то да исполнит определение отцев. В 22 правиле Анкирскаго собора говорится, что одно из прежних определений предписывает, что должны быть отлучены на семь лет от св. причастия те, которые совершат ненамеренное убийство, согласно же другому предписанию - должны оставаться без причастия пять лет.

(Ап. 65; Трул. 91; Анкир. 21, 22, 23; Василия Вел. 2, 8, 11, 43, 54, 56, 57; Григория Нисск. 5).

Начиная с этого 31-го и до 48-го правила рассматриваются, как сказано в оригинале Властарева Синопсиса Каноникона Иоанна Постника, грехи против любви к ближним.

В данном (31) правиле говорится о человекоубийцах, причем, упоминая о прежних канонических предписаниях против этих преступников, Иоанн Постник сокращает таковым срок епитимии: до пяти лет - за намеренное убийство и до трех лет - за ненамеренное, назначая, по обыкновению, ежедневные тяжелые телесные подвиги. В Афинской Синтагме значится лишь: "мы же лишаем причастия на три года (εις τριετίαν)" [5]. Так как из этого текста нельзя понять, кто, по Иоанну Постнику, подлежит трехлетней епитимии, вольный или невольный убийца, между тем он как раз об этом и хотел издать предписание, то мы этот текст дополнили по Пидалиону, где значится: τον έκούσιον μεν φόνον εις πενταετίαν, τον άκούσιον δέ [6], и мы это дополнение в нашем переводе настоящего правила заключили в скобки.

Примечания
5. Аф. Синт., IV,442.
6. Изд. 1864, стр.710; [изд. 1886, стр.572 (κανών κ')].

Правила Православной Церкви с толкованиями епископа далматинско-истрийского. Перевод с сербского. Издана впервые в России в 1911-12 годах. Переиздана Свято-Троице Сергиевой Лаврой в 1993 году.
Сканирование и подготовка текста выполнена чтецом Владимиром Радаевым.

 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение