страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Епископ Никодим (Милаш)
Толкование на дополнительные правила

Правила святого Иоанна Постника
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65

Правила святого Никифора Исповедника
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49

Правила Николая, патриарха константинопольского
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Правило 2.

Второбрачнаго не следует венчать, но следует наказать отлучением от пречистаго таинства на два года, троебрачных же - на пять лет.

(Ап. 7; Трул. 3; Анкир. 19; Неокес. 3, 7; Лаод. 1; Василия Вел. 4, 12).

Начальные слова правила в подлиннике гласят: ό δίγαμος ου στεφανούται (bigamus ηοη coronatur, в Кормчей - двоеженец не венчается), что в сущности значило бы: второбрачный не украшается венцом, на главу его не возлагается венец. При совершении таинства брака главным моментом является то, когда священник, благословляя новобрачных, говорит: "Господи Боже наш, славою и честью венчай я (Κύριε ό Θεός ημών, δόξη και τιμη στεφάνωσον αύτούς)", а эти слова священник произносит сразу после того, как положит венцы на головы жениха и невесты, так что таинство тогда уже в сущности совершено. Вследствие этого и самое таинство называется венчанием (στεφάνωμα). А потому слова правила "второбрачный не венчается" означают, что тот, кто желает вторично вступить в брак, не может удостоиться церковного благословения, иными словами: над ним не может быть совершено церковное "последование венчания" (ακολουθία του στεφανώματος) и, следовательно, согласно смыслу настоящего правила, церковь не благословляет второго брака, а считает его недозволенным. Гражданская же власть признавала законность такового брака, чем пользовались многие христиане и вступали во второй брак. Церковь не протестовала против этого, но подвергала таковых лиц епитимии, отлучая их на год или на два от св. причастия (Василия Вел. 4), что в настоящем правиле повторяет и патр. Никифор. И если он подвергает таковой епитимии второбрачных, то сколь большей епитимии должен был он подвергнуть троебрачных? Вследствие этого он и предписывает, что таковые должны быть отлучены от причастия на пять лет.

Для понимания предписания настоящего правила, согласно которому только первый брак удостаивается благословения и венчания церковного, а не удостаиваются этого второй и еще меньше третий брак, - нужно иметь в виду то строгое суждение церкви первых веков о втором браке, о чем мы упоминали в толковании 1-го правила Лаодикийского Собора. Такое суждение о втором браке, как видно, имело в восточной церкви в начале IX века, когда жил патриарх Никифор, всеобщее значение. Оно имело силу также и в X веке, как видно из διάταξις συνοδική περί δευτερογαμίας константиинопольского патриарха Сисиния II (995-998), где повторяется данное правило Никифора [12]. Только впоследствии, а именно в XI или в начале XII века, изменилось такое суждение церкви о втором браке, как видно из канонического ответа Никиты, митрополита ираклийского, на вопрос епископа Константина. В этом своем ответе митр. Никита говорит, что, по точному учению церкви, второбрачный не может быть удостоен венчания (τους διγάμους ουκ οΐδε στεφανουν), что, однако, в Константинопольской церкви строго не соблюдается, а возлагаются венцы и на второбрачных (αλλά και τοις διγάμοις τους νυμφικούς στεφάνους έπιτιθησι), только второбрачные отлучаются от св. причастия на один или два года, и священнику возбраняется принимать участие в их брачном пиршестве [13]. Эта практика Константинопольской церкви стала с тех пор всеобщею, почему составлено было соответствующее "последование о двоебрачном", в котором возложение венцов на головы брачующихся точно такое же, как и у первобрачных. Для оправдания этого отступления от древней церковной практики о второбрачных, в изданиях греческих великих евхологионов приводятся текстуально как настоящее правило патр. Никифора, так и канонический ответ митр. Никиты [14].

Примечания
12. См. статью проф. А.С. Павлова об этом синодальном предписании патриарха Сисиния в "Византийском Временнике" (СПб. 1895, II,152-159); ср. также и Zhishman, Eherecht, S.414, Anmerk.2.
13. Аф. Синт, V,441.
14. Венец. изд. 1891 г., стр. 253. То же и в нашем Б. требнике (изд. Москва, 1808, 44 об.).

Правила Православной Церкви с толкованиями епископа далматинско-истрийского. Перевод с сербского. Издана впервые в России в 1911-12 годах. Переиздана Свято-Троице Сергиевой Лаврой в 1993 году.
Сканирование и подготовка текста выполнена
чтецом Владимиром Радаевым.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение