страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Епископ Никодим (Милаш)
Толкование на дополнительные правила

Правила святого Иоанна Постника
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65

Правила святого Никифора Исповедника
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49

Правила Николая, патриарха константинопольского
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Правило 49.

Если случится, что в каком либо месте и пресвитер и диакон и чтец подпали извержению, а налицо окажется монах, то пусть он и благословляет трапезу.

(Ап. 28; I Всел. 5; II Всел. 6; IV Всел. 29; Сердик. 14; Антиох. 4, 12, 15; Карф. 29, 65; Василия Вел. 88).

Здесь разумеется монах (μοναχός), не имеющий вовсе иерархической степени. Таковой монах не имеет, согласно правилам, права благословлять, как этого права не имеют также ни диакон, ни чтец, о которых упоминает правило, и если здесь сказано, что монах ευλογεί (благословляет), то это нужно понимать в смысле чтения предобеденных молитв, каковые может читать и благочестивый мирянин, а тем более тот, кто удостоился св. монашеского образа чрез молитвы и благословение церкви.

Эти последние четыре (46-49) правила взяты из второго сборника правил св. Никифора, где, судя по нумерации некоторых этих правил в Афинской Синтагме, было гораздо большее их число (во всяком случае, не менее 66 правил), однако они в полном своем составе еще не напечатаны [34].

В Афинской Синтагме за вышеприведенными правилами следует послание св. Никифора в 17-ти вопросах и ответах, заглавие которого (послания) мы привели выше (т.I, стр.43) [35]. Древние писатели приписывали это послание патриарху Никифору. Нужно полагать, что таковым, подлинным, считали его и издатели Аф. Синтагмы, ибо не сделали никакого замечания о его происхождении. Между тем доказано, что означенное послание принадлежит не патр. Никифору, а его современнику Феодору Студиту (†826), почему мы здесь и печатаем перевод этого послания особо и иначе, нежели прочие подлинные правила св. отцов.

В Афинской Синтагме не сказано, кому настоящее послание адресовано, но это сказано в издании Миня (Migne), где оно напечатано под №CCXVI, а именно: оно адресовано монаху Мефодию. Это нужно иметь в виду, иначе начало и конец послания были бы непонятны.

Вот это послание Феодора Студита к монаху Мефодию [36].

Сколько твое достоинство желает видеть наше смирение, столько же, будь уверен, и мы желаем личнаго собеседования, но так как написано: ни хотящаго, ни текущаго, но милующаго Бога (Рим.9:16), то надобно Ему предоставить это желание и на Него возложить попечение; и Он сотворит, когда будет Ему угодно, волю боящихся Его (Пс.144:19). А теперь нужно отвечать надлежащим образом на вопросы, предложенные духовными братиями нашими Иларионом и Евстратием, при посредстве твоего благочестия. Но чтобы имеющее быть сказанным было удобопонятнее, пусть наряду с каждым из предложенных вопросов помещается и ответ.

Вопрос 1. О пресвитерах, рукоположенных в Риме, Неаполе и Лангобардии без извещения и отпущенных: следует ли принимать таких и иметь общение с ними, вместе вкушать пищу и вместе молиться?

Ответ. Во время ереси, по необходимости, не все бывает непременно по правилам, установленным во время мира. Так, мы видим, поступали и блаженнейший Афанасий и святейший Евсевий, которые оба совершали рукоположение над лицами не своей области. И теперь, видим, совершается то же самое при настоящей ереси. Итак, упомянутые, если явно не осуждены, отнюдь не должны быть отвергаемы за то, что рукоположены таким образом, а должны быть принимаемы с соблюдением четырех предложений (κατά τάς τέσσαρας προτάσεις).

Вопрос 2. О пресвитерах, рукоположенных в чужой области в Сицилии: следует ли принимать таких?

Ответ. Этот вопрос подобен предъидущему, хотя и отличается от него в отношении к месту. Очевидно, что он будет иметь подобный же и ответ.

Вопрос 3. О церквах, оскверненных священниками, вступившими в общение с ересью, и занимаемых ими: можно ли входить в них для молитвы и псалмопения?

Ответ. Отнюдь не должно входить в такия церкви для указанных целей, ибо написано: се оставляется дом ваш пуст (Мф.23:38). Подлинно, как скоро введена ересь, то отлетел ангел-хранитель тех мест, по словам великаго Василия [37]; и такой храм стал обыкновенным домом. И не вниду, говорит псалмопевец, в церковь лукавнующих (Пс.25:5). И апостол говорит: кое сложение церкви Божией со идолы (2Кор.6:16)?

Вопрос 4. О церквах, оскверненных теми же священниками, но не занимаемых ими: можно ли петь и молиться в них?

Ответ. Можно входить в такия церкви для пения и молитвы, если только оне не будут более оскверняться еретиками, но будут занимаемы православными навсегда. Впрочем, на этот случай постановлено, чтобы совершалось открытие церкви не совратившимся епископом или священником, с произнесением молитвы. Если это будет сделано, то и совершать литургию там не воспрещается. Примером служит святый Афанасий, который, когда император Констанций просил от него одной милости - предоставить арианам один храм в Александрии для собраний, соглашался на это, если и он получит такую же милость, чтобы в Константинополе православные могли собираться в одном храме, занимаемом арианами.

Вопрос 5. О мощах святых: можно ли входить в их усыпальницы, и молиться, и покланяться им, если оне заняты нечистыми священниками?

Ответ. Правило не позволяет, по вышеизложенным причинам, входить в такия усыпальницы, ибо написано: вскую свобода моя судится от иныя совести (1Кор.10:29); - разве по необходимости, только для поклонения останкам святаго, можно войти.

Вопрос 6. О принявших монашеский образ от нечистых священников: как нужно принимать таких?

Ответ. Нужно принимать их, когда исповедуют, что они согрешили, и будут под епитимией некоторое время, и затем таким образом будут запечатлены не совратившимся священником.

Вопрос 7. О подписавшихся и имевших общение с тою же ересью монахах и клириках: как нужно принимать таких, без епитимии, или с епитимиею? Если они обещаются больше не священнодействовать, то можно ли нам налагать епитимии на них?

Ответ. Очевидно, что с надлежащими епитимиями, ибо не оказавшие плодов покаяния как могут быть достойны присоединения к православному телу? Назначать же таким епитимии и нам не предосудительно; ибо написано: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал.6:2).

Вопрос 8. О монахах, которые безразлично обращаются со (всеми) встречающимися, молятся и вкушают пищу вместе с ними: можно ли допускать таких к общей трапезе и псалмопению?

Ответ. Когда апостол заповедует отлучатися вам от всякаго брата безчинно ходяща, а не по преданию, еже прияша от нас (2Сол.3:6), то как вы сами по себе не благоразсудили? Итак, если они будут воздерживаться от греховной привычки, подвергшись и надлежащей епитимии, то могут быть принимаемы. Впрочем, надобно наблюдать, кто те, которых вы называете встречающимися, еретики ли, или явно предосудительные по жизни? О таких говорит апостол: аще некий брат именуем будет блудник или лихоимец, или идолослужитель, и пр., с таковым ниже ясти (1Кор.5:11).

Вопрос 9. О пресвитерах, вкушавших пищу вместе с еретиками однажды или дважды, но не вступавших в общение с ними, или не подписавшихся, или не служивших вместе с ними: можно ли допускать таких к общей трапезе и псалмопению, с печатию (благословения), или без печати?

Ответ. Относительно таких надобно наблюдать: вкушавшие пищу священники с священниками ли еретиками, или с мирянами вкушали пищу, и с известными или православно мыслящими, но имеющими общение с еретиками? В отношении священных лиц суд строже. Но тех и других, по надлежащем раскаянии, можно допускать к общению (и в соли), и в молитвах, и в печати.

Вопрос 10. О мирянах, подписавшихся под ересью и имеющих общение с нею: можно ли с такими мирянами православным мирянам вместе вкушать пищу?

Ответ. Безразличие - причина зол. Между нечистым и чистым не разделяху, говорится в Писании (Иез.22:26). Поэтому, если православные имеют ревность, то им не следует допускать таких до вкушения пищи вместе, пока они наперед не подвергнутся епитимии за нечестивую подпись и не откажутся от общения с еретиками. Но так как некоторые оскверняются общением с еретиками по стеснительным обстоятельствам, избегая опасностей, то можно допускать их до вкушения пищи вместе, если они исповедуют, что делали это случайно и раскаиваются; впрочем, и тогда не безразлично, а с некоторыми соответствующими условиями, приносящими и тем и другим пользу, а не вред душевный.

Вопрос 11. О желающих креститься, когда не находится священника православнаго или безукоризненнаго: можно ли им креститься от священников, имеющих общение с еретиками, или таких, о которых не было извещения, особенно когда угрожает смерть?

Ответ. Здесь изречено исповедниками, иерархами и игуменами такое правило: пресвитерам, устраненным от священнослужения за общение с еретиками, когда не находится не совратившагося священника, дозволяется и крестить и преподавать святыя тайны, прежде освященныя невиновным священником, также сообщать монашеский образ, совершать молитвословие при погребении, читать евангелие на утрени и благословлять богоявленскую воду, по причине стеснительных обстоятельств, как сказано, чтобы народы не оставались совершенно без слушания евангелия и непросвещенными. Если вам нравится, то пусть соблюдается это правило и в тамошних местах.

Вопрос 12. Относительно отделившихся и прибегающих с раскаянием: позволительно ли нам налагать на таких епитимии, или принимать их?

Ответ. В вышеизложенном уже объяснено, что можно налагать; излишне дважды повторять одно и то же.

Вопрос 13. Если епископ, впадший в преступление, будет низложен собором, а потом, после низложения, рукоположит пресвитера, и этот пресвитер, прибыв в монастырь, примет от своего игумена епитимию на время и после того станет священнодействовать, то желаем знать, можно ли принимать такого священника, если он невиновен?

Ответ. Так как здесь явная нелепость, то вам не следовало бы и спрашивать о таком преступлении. Ибо Христос сказал: Несть бо древо зло, творя плода добра (Лук. 6:48). Поэтому, хотя бы такой от какого либо святаго, а не только что от своего игумена, принял епитимию, он не разрешается к священнослужению. Он не священник, и разрешивший его не святой; ибо таким образом ниспровергнутся и исчезнут все каноническия постановления.

Вопрос 14. О пресвитерах, рукоположенных православными, не подписавшихся и не имевших общения, но только вкушавших пищу вместе с митрополитом Константином [38].

Ответ. В вышесказанном предложено суждение об этом. Итак, с Константином [39] ли, или с кем либо другим из иноверных, было это вкушение пищи, вкушавший ее, по надлежащем раскаянии, разрешается от вины не только ко вкушению пищи вместе с несовратившимися, но и к священнодействию, котораго он удостоен. Меры же епитимии определенно назначить невозможно, по свойству лица и нрава; достаточно нести ему епитимию в продолжении двух или трех четыредесятниц.

Вопрос 15. О пресвитерах, также рукоположенных православными и по неведению вкушавших пищу вместе с пресвитерами, вкушавшими ее вместе с тем же митрополитом.

Ответ. Написано: всякий грех, совершенный по неведению, очистится (Лев.4:2). Таким образом, они не подлежат никакой епитимии.

Вопрос 16. О пресвитерах православных, именно Иларионе и Евстратии монахе: имеют ли они власть назначать епитимии?

Ответ. Выше сказано, что (им) можно назначать ее. Но так как вопрос выражает, должно ли и не имеющему священства назначать ее за неимением пресвитеров и по вере приступающаго, то (скажу, что) не противно правилам и простому монаху назначать епитимии.

Вопрос 17. О монахе, принявшем священный образ по неведению от пресвитера, рукоположеннаго низложенным (епископом).

Ответ. В другом месте сказано, что всякий грех, совершенный по неведению, очистится. Поэтому не следует отвращаться от вкушения пищи вместе с таким и ни от чего другаго подобнаго, способствующаго согласию и дружбе.

Это мы по возможности разъяснили тебе, как единодушному и сподвижнику нашему. А ты осторожно передай спрашивавшим братиям. Не всех бо есть вера (2Сол.3:2), и не для многих изложено это, не только по неразумию беззаконных, но и по причине искушений от властителей. За посылки же многия и прекрасныя, которыя прислали благочестивейшие люди, да получат они воздаяние от Бога, и эти две корзиночки (посылаются) на память дружбы. Будьте здравы в Господе, почтеннейшие, молясь и для нас грешных о лучших и придержащихся спасения (Евр.6:9).

Примечания
34. Аф. Синт. IV, 431α-β.
35. Правила Никифора Исповедника (†818). Никифор сделался патриархом константинопольским в 806 году и управлял церковию до 815 года, когда был низвержен с кафедры иконоборческим императором Львом Армянином за то, что хотел остаться верным определениям VII всел. собора, и в заточении умер. Некоторые из многих его сочинений имеют значение для церковного права. Нам известны: а) о первых (6) вселенских соборах, б) канонические предписания о разных предметах, в) правила, извлеченные из его типика, и г) правила, извлеченные из церковных постановлений, которые он вместе с другими святыми отцами издал. Из всех правил Никифора Властарь собрал 37 главных, которые вошли в Пидалион, а по другой рукописи 38 вошло в Афинскую Синтагму. Прибавлено в том и другом сборнике еще 7 правил, затем в Афинской Синтагме еще 9 из общих церковных постановлений Никифора, и 17 канонических вопросов и ответов из одного его канонического послания. В Кормчую (57 гл.) вошли 23 правила, собранные Властарем.
36. Предлагаемый русский перевод заимствуется из издания с.-петербургской дух. академии "Творения преподобнаго Феодора Студита в русском переводе" (СПб. 1908), т.II, стр.622-627, с некоторыми, указанными в подстрочных примечаниях, незначительными изменениями применительно к тексту Аф. Синтагмы. Ред.
37. Письмо ССХХХ [Migne, s.g., t.32, col.860. Cp. pyc. пер., ч.7, стр.168].
38. Так в Аф. Синтагме (IV,431θ), а в русском переводе - Григорием (II, стр.626). Ред.
39. Так в Аф. Синтагме (там же), а в русском переводе - Григорием. Ред.

Правила Православной Церкви с толкованиями епископа далматинско-истрийского. Перевод с сербского. Издана впервые в России в 1911-12 годах. Переиздана Свято-Троице Сергиевой Лаврой в 1993 году.
Сканирование и подготовка текста выполнена
чтецом Владимиром Радаевым.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение