страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Епископ Никодим (Милаш)
Толкование на дополнительные правила

Правила святого Иоанна Постника
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65

Правила святого Никифора Исповедника
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49

Правила Николая, патриарха константинопольского
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Правило 11.

Вопрос. Нужно ли подлежащих лиц подвергать епитимии по Каноникону Постника?

Ответ. Означенный Каноникон, своим чрезмерным снисхождением, многих погубил; а посему те, которые знают, что добро и от добра удаляются, да исправляются.

Об этом правиле мы упоминали в толковании 3-го правила св. Иоанна Постника и видели, что, несмотря на столь беспощадное осуждение, Каноникон Постника все же вошел во всеобщее употребление в восточной церкви, и на основании этого Каноникона, главным образом, составлен Номоканон при нашем Б. требнике.

Различные канонические предписания.

1. Какое же зло потерпели мы? Разве то одно огорчительно, что ничего не потерпели, не признаны и достойными страданий за Христа (Деян.5:41). Если же печалит вас то, что другой владеет домом молитвенным, а вы на открытом воздухе поклоняетесь Творцу неба и земли, то разсудите, что одиннадцать учеников заключены были в горнице, а распявшие Господа совершали иудейское богослужение в пресловутом храме. Иуда, который смерть удавления предпочел постыдной жизни, показал себя едва ли не лучшим тех, которые ныне равнодушно принимают все упреки людей, и потому с безстыдством готовы на дела гнусныя. Не обольщайтесь только их лживыми речами, когда приписывают себе правоту веры. Ибо они христопродавцы, а не христиане; полезное для них в сей жизни всегда предпочитают они жизни истинной. Когда задумали приобрести эту пустую власть, присоединились к врагам Христовым: а когда увидели народ раздраженным, опять налагают личину православия. Не признаю епископом и не причислю к иереям Христовым того, кто оскверненными руками к разорению веры возведен в начальники. Таково мое решение! А вы, если есть у вас что либо общее со мною, очевидно, будете держаться того же мнения. Если же сами что либо от себя придумаете, то всякий волен в своем мнении, а мы чисты от крови сей [46].

Эта выдержка из одного (240 al. 192) послания Василия Великого, адресованного в 376 г. пресвитерам Никополя. Некий Фронтон поставлен был противозаконно епископом никопольским и старался всеми средствами, силою ли, хитростью ли утвердиться в никопольской церкви, ради чего преследовал пресвитеров, не желавших признать его таковым. Св. Василий ободряет этих пресвитеров, советует не падать духом, а надеяться на Божию помощь, которая освободит их от человека, относительно которого Василий говорит, что епископом его не считает.

2. Хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать божественныя тайны: ибо Сам Христос ясно говорит: ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имать живот вечный (Ин.6:54). Впрочем, мы приобщаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, в пяток и в субботу, также и в иные дни, если бывает память какого святаго. А что ни мало не опасно, если кто, во время гонений, за отсутствием священника или служащаго, бывает в необходимости принимать причастие собственной рукою, - излишним было бы это и доказывать, потому что долговременный обычай удостоверяет в этом самым делом. Ибо все монахи, живущие в пустынях, где нет иерея, храня причастие в доме, сами себя приобщают. А в Александрии и в Египте и каждый крещеный мирянин, по большей части, имеет причастие у себя в доме, и сам приобщается, когда хочет. Ибо, когда иерей единожды совершил и преподал Жертву, то принявший ее как всецелую, причащаясь ежедневно, справедливо должен веровать, что принимает и причащается от самого преподавшаго. Ибо и в церкви иерей преподает часть, и приемлющий с полным правом держит ее, и таким образом собственною своею рукою подносит к устам. Потому одну имеет силу, приемлет ли кто от иерея одну часть, или вместе многия части [47].

И это также послание (93 al. 289) Василия Великого, адресованное им около 372 года некоей Кесарии. Здесь затронуты два вопроса: 1) как надлежит причащаться святых тела и крови Христовых, и 2) что во время гонений, когда нет священника, можно причащаться из собственных рук. Относительно второго вопроса см. толкование 58-го и 101-го правил Трулльского Собора.

3.Старайся священник быть безупречным деятелем, право правящим слово истины. Никогда не приходи на церковную службу, если с кем нибудь находишься во вражде, чтобы Дух Святый не покинул тебя в день службы. Не судись и не ссорься в тот день, а пребывая в церкви молись и читай, пока не придет время совершить божественное таинство, и тогда сокрушенно и с чистым сердцем приступи к святому алтарю, притом не озирайся кругом, а с трепетом и страхом предстань пред небеснаго Царя. Ради угождения людям не спеши и не сокращай молитв, не обращай внимания на людей, а обращай взор твой к присутствующему тут Царю и предстоящим вокруг небесным силам. Будь достойным исполнителем святых правил. Не служи с теми, которым это воспрещено. Смотри, перед Кем стоишь, как служишь и кого причащаешь. Не забывай Господней заповеди и заповеди святых Апостолов, которая говорит: не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиниями (Мф.7:6). Смотрите псов и пр. Смотри, чтобы не пасть, боясь человека, и не давай Сына Божия в руки недостойныя. В тот час не бойся земных вельмож и даже того, кто носит диадему. Тех, кто достоин божественнаго причастия, причасти даром, как даром и сам получил; а тех, которым божественными правилами это воспрещено, не причащай, ибо они как язычники, и если не обратятся, горе и им и тем, которые причащают их. Смотри (не мое, а твое дело), чтобы по твоему небрежению не коснулась святых даров мышь или что нибудь другое, чтобы дары не испортились, чтобы от дыма не почернели, чтобы до них не дотронулись руки нечистых и недостойных. Если всегда будешь иметь в уме это и подобное, то будешь в состоянии спасти себя и слушающих [48].

Sermo ob sacerdotum instructionem называется в издании Миня (Migne) настоящее наставление (παράγγελμα) Василия Великого, данное священнику, которому предстоит служить св. литургию. Это наставление св. Василий составил в 375 году, причем копию его получал каждый священник тотчас по рукоположении.

4.(На этом месте у автора приводится в сербском переводе с греческого из Аф. Синтагмы (IV,387) руководство для духовников, принадлежащее св. Иоанну Златоусту, о котором упоминалось в I томе. (44 стр.) и которое мы уже привели в русском переводе на стр.216-217 того же I тома настоящего издания) [49].

Замечаю, что многие просто, как случится, больше по обычаю и заведенному порядку, чем с разсуждением и сознательно, приобщаются тела Христова. Настало, говорят они, время св. четыредесятницы и день св. Пасхи, всем, - каков бы кто ни был (по внутреннему расположению), - должно приобщиться таин. Праздник можно и не праздновать, между тем совесть надо очистить и только тогда причаститься. Ибо кто не чист и не достоин, не вправе и в праздник причащаться святаго и страшнейшаго тела. Помысли, что участвовавшие в древнем жертвоприношении употребляли большую предосторожность. Они наперед очищались и являлись во всем очищенными; ты же, приступая к жертве, которой ангелы трепещут, определяешь совершение этого дела известным временем и осмеливаешься нечистыми устами и руками принимать тело Христово? Ты и царя не осмелишься облобызать, когда изо рта у тебя дурной запах: как же ты с зловонной душею дерзаешь лобызать Царя небеснаго? Такой поступок оскорбление для Него. А потому, если ты недостоин причастия, в таком случае не принадлежишь и к тем, которые достойны молитвы и церковной службы. Послушай же Господа, который говорит: Елицы в покаянии (те и приступают), а которые не причащаются, те не в покаянии [50].

Настоящее каноническое предписание о том, как надлежит приступать к святому причастию, взято из беседы св. Иоанна Златоуста на послание ап. Павла к Ефесянам.

6.Многие причащаются этой (святой) жертвы однажды в год, другие дважды, а иные несколько раз. Слово наше относится ко всем, не только к присутствующим здесь, но и к находящимся в пустыне, ибо они причащаются раз в год. Кого нам одобрить? Тех ли, которые причащаются однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с безукоризненною жизнью. Такие пусть всегда приступают, а не такие - ни однажды. Почему? Потому, что они навлекают на себя суд, осуждение, наказание и мучение. Не удивляйся этому: как пища, сама по себе питательная, когда попадает в разстроенный желудок, производит вред и разстройство во всем теле и делается причиною болезни, так бывает и с страшными (святыми) тайнами. Ты сподобляешься трапезы духовной, и потом опять оскверняешь уста нечистотою. Ты намащаешься миром и потом опять наполняешься зловонием, а чрез год приступаешь к причащению. Думаешь ли ты, что сорока дней тебе достаточно для очищения твоих грехов за все время, а потом, по прошествии недели, опять предаешься прежнему? Скажи же мне, если бы ты, выздоравливая в течение сорока дней от продолжительной болезни, потом опять принялся за ту же пищу, которая причинила болезнь, то этим не погубил ли ты и предшествовавший труд и себя еще больше не погубил ли? Если же таким образом извращается естественный порядок, то тем более нравственный, который зависит от воли. Сорок дней ты употребляешь на возстановление здоровья души, а быть может даже не сорок, - и думаешь умилостивить Бога? Скажи мне, ты смеешься? Для того и диакон возглашает, говоря: святая святым, т.е. кто не свят, пусть не приступает. Не говорит только: кто чист от греха, а кто свят [51].

И это каноническое предписание принадлежит св. Иоанну Златоусту: взято оно из беседы его на послание ап. Павла к Евреям.

7. Вопрос: Что лучше: причащаться часто или редко?

Ответ. Апостол говорит: да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет. Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая тела Господня. Сего ради в вас мнози немощни и недужливи, и спят доволни. Аще бо быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были. Судими же, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся (1Кор.11:28-32). Ясно, что мы должны предварителыю очиститься и явиться чистыми от всякаго супротивнаго дела и только тогда приступить к божественному таинству, чтобы оно не послужило на погибель наших души и тела. Ибо Бог через Моисея говорит Израилю: в роды ваша всяк человек, иже аще приступит от всякаго семени вашего ко святым, елика аще освятят сынове израилевы Господу, и нечистота его на нем будет, потребится душа оная от мене: Аз Господь Бог ваш (Лев.22:3). И в другом месте: И благоговейны сотворите сыны израилевы от нечистот их: и да не умрут нечистоты ради своея, внегда осквернити им скинию мою яже в них (Лев.15:31). Ибо и апостол говорит причащающимся недостойно, как выше сказано, что многие из вас немощны и больны и не мало умирают, т.е. больны и умирают. Потому и божественный Давид и бывшие с ним, когда пожелали есть хлебы предложения, служившие прообразом тела Христова, архиерей спросил их: аще сохранени отроцы суть токмо от жены, снедят (1Цар.21:4) [52].

Этот канонический ответ принадлежит св. Анастасию, антиохийскому патриарху (от 561 г.). Как видно, ответ этот касается того же предмета, которому посвящены и канонические предписания, приведенные нами выше под номерами 2, 5 и 6, а именно: когда и как надлежит принимать св. причастие?

Примечания
46. Греческий текст см. в Аф. Синтагме, IV,386 [Ср. Migne, s.g., t.32, col.893-898. Предлагаемый здесь русский перевод заимствуется, с некоторыми, применительно к тексту Аф. Синтагмы, видоизменениями, из "Творений св. Василия Великаго" в русском переводе моск. дух. академии, 3-е изд. 1892 г., ч.7, стр.173].
47. Греческий текст см. в Аф. Синтагме, IV, 389 [Ср. Migne, s.g., t.32, col.483-486. Предлагаемый здесь русский перевод заимствуется, с некоторыми, применительно к тексту Аф. Синтагмы, видоизменениями, из "Творений св. Василия Великаго" в русском переводе моск. дух. академии, 3-е изд. 1892 г., ч.6, стр.201-2].
48. Греческий текст см. в Аф. Синтагме, IV, 391-2 [Ср. Migne, s.g., t.31, col.1685-8. Предлагаемый русский перевод сделан с греческого текста Аф. Синтагмы].
49. "При налагании епитимии нужно глядеть не столько на количество грехов, сколько на расположение грешника, для того, чтобы, намереваясь зашить то, что порвано, не сделать еще большей дыры, и желая поднять то, что упало, не сделать еще большего разрушения; потому что больные, рассеянные и вообще преданные светским удовольствиям, точно так же, как и те, которые могут гордиться своим происхождением и своим могуществом, только мало-помалу смогут заставить себя думать о своих грехах и только постепенно смогут освободиться от зла, которому подпали. Таким образом, кто хочет обратить их на истинный путь сразу при помощи строгости, тот легко может достигнуть того, что они не покаются хотя бы даже отчасти. Потому что, когда душа дойдет до того, что перестает быть чувствительной, она впадает в отчаяние и уже не внимает благим словам, не пугается угроз и не укрепляется добродетелью, но становится хуже того города, о котором пророк с презрением говорит: "лицо у тебя, как у блудницы, и не имеешь стыда ни в чем". Вследствие этого, пастырю необходимо много знания, чтобы суметь проникнуть со всех сторон в стремления души. Потому что, как многие впадают в безумие и отчаиваются в своем спасении только оттого, что не могли перенести слишком горьких лекарств, так есть и такие, которые, не подвергшись наказанию сообразно мере своих грехов, перестают уже оглядываться на душу, а становятся еще хуже и грешат еще больше. Итак, пастырю ничего нельзя оставлять неисследованным, но все точно испытать и, сообразно с этим, употребить то, что нужно для того, чтобы труд его не был тщетным" (Аф. Синт., IV,387).
50. Греческий текст см. в Аф. Синтагме, IV,390 [Ср. Migne, s.g., t.62, col.28-9. Предлагаемый русский перевод по сокращенному тексту Аф. Синтагмы, а распространенный русский перевод по распространенному тексту в издании Миня см. в полном собрании "Творений св. Иоанна Златоуста", изд. спб. дух. академии 1905 г., т.11, стр.29-30].
51. Греческий текст см. в Аф. Синтагме, IV,390-391 [Ср. Migne, s.g., t.63, col.131-2. Предлагаемый русский перевод заимствуется из полного собрания "Творений св. Иоанна Златоуста", изд. спб. дух. академии, 1905 г., т.12, стр.153-154, с некоторыми, применительно к греческому тексту Аф. Синтагмы, видоизменениями].
52. Греческий текст см. в Аф. Синиагме, IV,388.

Правила Православной Церкви с толкованиями епископа далматинско-истрийского. Перевод с сербского. Издана впервые в России в 1911-12 годах. Переиздана Свято-Троице Сергиевой Лаврой в 1993 году.
Сканирование и подготовка текста выполнена
чтецом Владимиром Радаевым.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение