страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Афонские листки
Бог особенно печется о благочестивых и добродетельных

(Из сочин. Евсевия архиепископа Могилевского).

Как в этом видимом мире свет и теплота солнца проливают свою благотворную силу особенно на те предметы, которые открыты пред солнцем, и ничем не застесняются от него, так и в мире нравственном, между человеками, свет и теплота благоволения Божия и дары спасительной благодати особенно изливаются на тех, кои умом и сердцем постоянно обращаются в вечному, незаходимому солнцу - Богу — коих души всегда бывают открыты для принятия даров благодати Божией. Дары Божии сообщаются творениям по мере их приемлемости. Так бывает и в мире духов: высшие, совершеннейшие духи, Херувимы, Серафимы, Престолы, как ближайшие к Богу, приемлют совершеннейшие дары от Бога, так что сами потом сообщают просвещение низшим чинам духов. А согрешившие духи и чрез грех низпадшие с высоты небесной славы лишились и тех даров, какие при сотворении своем получили от Бога. Так и в мире видимом одни твари, по степени их приемлемости, получают от Творца более даров, чем другие; животные более, чем неодушевленные вещи, человек, как разумное животное, более, чем неразумные, звери, скот или птицы; а благочестивые и добродетельные люди более нежели нечестивые и порочные. Нечестивые и порочные люди, не внемающие себе и не заботящиеся о своем спасении, подобны тем растениям, которые растут в тени, или закрыты от лучей солнечных; потому и не получают полного света и теплоты от солнца, необходимых для их полной жизни. Они своим невниманием к дарам Божиим и своими грехами произвольно скрывают себя от благодатных лучей благодатного света, делают себя недостойными милостей Божеских. Напротив, благочестивые, усердно соблюдая заповеди Божии, привлекают к себе благоволение Божие и обилие небесных милостей. Они мыслями и чувствами стремятся к Богу, всегда помнят о Нём и питают любовь к Нему, стараясь все делать по правилам Его святого закона; потому и Бог, как милосердый Отец, являет им преимущественную любовь Свою, изливая на них особенные Свои милости. Священное Писание ясно раскрывает преимущественное Божие попечение о людях благочестивых и добродетельных. Так в Псалмах читаем: ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их. Блажен муж иже уповает нань. Бойтеся Господа вси святии, яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякого блага. Воззваша праведнии и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренные духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, и ни едина от них сокрушится (Пс.33:8-11.18-21). Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Милость Господня от века и до века на боящихся Его: и правда Его на сынех сынов хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я (Пс.102:13.17.18). Премудрый говорит: благословение Господне на главе праведного: уста же нечестивых покроет плачь безвременный (Прит.10: 6). Иисус Христос, обещая Своим ученикам особенное покровительство среди предстоявших им гонений, говорит: и влас главы вашея не погибнет (Лк.21:18). Также Господь учит: ищите прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам (Мф.6:33); обещает им особенную помощь в удовлетворении необходимых потребностей внешней жизни. Апостол Петр говорит: весть Господь благочестивыя от напасти избавляти (2Пет.2:9). Апостол Павел пишет: вемы, яко любящим Бога вся поспешествуют во благое (Рим. 8, 28). В другом послании: на сие бо и труждаемся и поношаеми есмы, яко уповахом на Бога жива, Иже есть Спаситель всем человеком, паче же верным (1Тим.4:10).

Св. Писание показывает нам множество примеров особенного Божественного попечения о благочестивых и святых мужах. Бог спас от погибели праведного Ноя во время всемирного потопа. Современники его грехами своими навлекли гнев Божий на землю. Бог во гневе судил истребить водою весь род человеческий, кроме праведного Ноя с его семейством. Бог повелел Ною заблаговременно приготовить ковчег и, когда наступило время потопа, повелел ему с семейством и с определенным числом животных, кои не могли жить в воде, войти в ковчег; в нем и оставался Ной до прекращения потопа, когда ковчег остановился на горе в Армении (Быт. гл.8:4).

Великое попечение Свое показал Бог о праведном Аврааме. Чтобы воспитать Авраама в отца верующих, Бог вызвал его из своего отечества в землю неизвестную, водил его посреди иноплеменных народов, многократно открывал ему Свою волю и подкреплял веру его великими обетованиями. Так Бог милостив был к Аврааму потому, что Авраам во всем повиновался Ему и боялся в чем-либо нарушить волю Божию (Быт. гл.12-22).

Бог дивно промышлял о целомудренном Иосифе. Рано было открыто Иосифу, что Бог возвысит его над братьями. Но братья замыслили воспрепятствовать определению Божию: продали юного Иосифа иноплеменникам в Египет. Иосиф в доме царедворца. Иосиф за добродетель свою оклеветан. Иосиф в темнице. По-видимому Иосиф погиб. Но Бог был с ним, и Божиим промышлением Иосиф из темницы возвышается на степень первого по царе достоинства. Иосиф спасает от голодной смерти Египет и род свой. И сам Иосиф, утешая братьев своих, раскрыл им чудное Божеское попечение о себе так: не скорбите, ниже жестоко вам да явится, яко продасте мя семо: на жизнь бо посла мя Бог пред вами (Быт.45:5). Вы совещасте на мя злая: Бог же совеща о мне во благая, дабы было якоже днесь, и препиталися бы людие мнози (Быт.50:20).

Великий пророк Моисей потребовал бы многих бесед, если бы стали мы подробно рассматривать дивное Божие промышление о нем. Бог Своим попечительным промыслом спасает его из воды, воспитывает при царском дворе, где научен был он всей египетской мудрости (Деян.7:22), изводит его из Египта, совершенствует в стране Мадиамской, призывает к великому подвигу освобождения евреев из Египта, силою чудес вооружает его к преодолению всех препятствий. Бог был с Моисеем во время освобождения израильтян из Египта и в Чермном море, чрез которое дивный вождь, как посуху, провел народ избавленный от рабства; был с ним на горе Синае, где Моисей получил от Бога закон. Бог руководил Моисея во все время странствования Израильтян по пустыне.

Много и долго надлежало бы говорить, если бы нужно было перечислить всех благочестивых мужей, о коих повествуют книги ветхого завета, изображая особенное Божие попечение о них: надлежало бы говорить о праведном Иове, о царе-пророке Давиде и других благочестивых царях избранного народа, о пророке Илии, о Елисее, о Данииле и других пророках и благочестивых мужах и женах, которые, по свидетельству Апостола, верою победиша царствия, содеяша правду, получиша обетоваиия, заградиша уста львов, угасиша силу огненную, избегоша острия меча, возмогоша от немощи, быша крепцы во бранех, обратиша в бегство полки чуждих (Евр.11:33.34).

Ёще более можно бы указать примеров особенного Божеского попечения о праведниках новозаветных. Повествование о святых Апостолах и мужах Апостольских, о святых мучениках, исповедниках, подвижниках и множестве святых мужей и жён раскрывает дивный путь попечения Божия о святых Его. Псалмопевец сказал: Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром (Пс.28:11); и видим мы в их жизни и делах, как Господь Своею невидимою десницею укреплял их к перенесению всех трудностей подвижнической, праведной жизни, и среди великих скорбей и страданий украшал их обильными дарами Своей благодати. Благодать Божия всегда присуща любящим Бога: она их укрепляет, она дает им мир и утешение в непоколебимом уповании на Бога.

Нет другого способа заслужить нам особенное Божие попечение о себе кроме истинного благочестия и ревностного исполнения заповедей Божиих. Кто истинно благочестив и добродетелен, и сим путем идет твёрдо и постоянно, тот истинно счастлив.

Кто благочестив и добродетелен, тот будь тверд и непоколебим в благочестии и добродетели: Господь печется о тебе. Не бойся никаких превратностей жизни, а непоколебимо уповай на Господа. Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает: не даст в век молвы праведнику (Пс.54:23). Будь верен Богу, и рука Господня будет с тобою, и что бы ни постигло тебя в жизни - Господь сохранит тебя среди всех испытаний, и рукою промысла Его все направлено будет к твоему благу. И тебе Господь скажет, что древле чрез Пророка говорил Своему народу: Мой еси ты. Аще преходиши сквозе воду, с тобою есмь, и реки не покрыют тебе; и аще сквозе огнь пройдеши, не сожжешися, и пламень не опалит тебе. Яко Аз Господь Бог твой, Святый Израилев, спасаяй тя (Ис.43:1-3).

Сканирование и подготовка текста выполнена чтецом Владимиром Радаевым.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение