страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Афонские листки
Мощи святых - видимые залоги будущего воскресения нашего

Печальное зрелище представлять род человеческий с тех пор, как прогремело над прародителем нашим грозное определение правды Божией: земля еси и в землю отыдеши (Быт.3:19)! Повсюду царство тления, повсюду и во всем владычество смерти и разрушения! Посреди мертвенной пустыни взор христианина с отрадою останавливается на некоторых избранных Божиих, которым, и потом чрез многие века, по неисповедимым судьбам Вышнего, не дано видети общего всем истления (Деян.2:27). Что за таинство неведомой жизни совершается в сих сосудах благодати Божией, обреченных, по-видимому, смерти и тлению, наравне с прочими собратьями своими по плоти? Ужели это дело природы, которое всех явлений и изменений ещё доселе не успел исследовать и определить ум человеческий?

Но хотя некоторые из них действительно остаются ещё загадкою для ума человеческого, однако общие, основные законы природы - все и непреложны, и общеизвестны. По силе их всё получающее бытие на земле сначала возрастает и достигает, более или менее успешно, предназначенного ему развития. Потом начинает истощаться в силах, слабеет, разрушается и истлевает - все, от зерна горушичного, еже мнее всех семен есть земных (Мк.4:31), до великолепного кедра Ливанского, от ничтожного червя, едва заметного взору, и пресмыкающегося в персти до красы и царя творений Божиих на земле - человека. И однако, вопреки сим законам, тела некоторых избранных Божиих, подвизавшихся в вере и благочестии, быв пожерти смертью, положены в землю и находясь в утробе её, иногда целые столетия, не только не истлевают сами, но с ними, весьма часто, ризы, покровы их и даже самые раки остаются тоже непричастными истления. И притом в то время, когда здесь же истлевает и превращается в прах всё вокруг находящееся.

Будем ли изъяснять это чудесное нетление действием причин естественных, скрытых в самой жизни святых праведников, которые от продолжительного изнурения плоти истощают в себе всякую влагу - первую и главнейшую причину гниения и разрушения? Но сколько болезней подобным образом иссушают и людей грешных, и тела их, однако по смерти обращаются в персть! Притом нам известно, что весьма многие из нетленно почивающих праведников, живя в мире, хотя и не жили для него, но и не изнуряли себя чрезмерным постом и воздержанием, вели жизнь обыкновенную, некоторые восхищены из неё внезапно в крепости мужества и сил, весьма многих меч гонителей пожал на заре их жизни во всей девственной красоте нежного возраства, и, между тем, тела их, преданные в свое время земле, остались в ней чрез много время непричастными истлению.

Нет! не действием естественных причин, не какою-либо игрою природы, но изволением всеблагого Промысла Божия о человеке должно изъяснять подобные явления. И если при виде смерти и разрушения человеческого естества, созданного Богом в неистление (Прем.2:23), христианский мудрец восклицал: "что сие еже о нас бысть таинство? Как предахомся тлению, как сопрягохомся смерти? Воистину Бога повелением!", то тем более при виде нетленных останков праведников - этого очевидного торжества жизни над смертью, христианин в праве воскликнуть: "во истину Бога повелением оставляются нетленными тела угодников Божиих, как видимые залоги будущего воскресения нашего!"

Священное писание свидетельствует, что Бог воззвал всех тварей к жизни и бытию, что Он смерти не сотвори (Прем.1:13), но что единым человеком грех в мир вниде и грехом смерть, и тако смерть не только во вся человеки вниде, но и во всю тварь повинувшуюся суете неволею в работу истления (Рим.5:12; 8:20). Однако милосердный Бог, в утешение порабощенного тлению рода человеческого, по временам, видимо и торжественно являть в некоторых избранных Своих, что Он несть Бог мертвых, но Бог живых (МФ.22:32), и что закон смерти и тления не вечен для человека, но должен будет некогда уступить непредложности первоначального совета Божия о человеке. Так Енох и Илия воспарили над бездною тления в горные обители вместе с телами своими; Моисеевы не отемнесте очи, ни истлеста устне его (Втор.34:7); кости Пророка Елиссея, воскрешавшего мертвых при жизни своей, сохранили животворящую силу и по смерти в такой мере, что чрез одно прикосновение к ним ожил мертвец (4Цар.13:21). Эти примеры нетления, конечно, редкие в ветхозаветной Церкви, служили только приготовлением к более полному и заметному торжеству жизни над смертью и нетления над тлением, которое открылось с того времени, как Христос, сокрушив Крестом державу смерти и тления, воста от мертвых, начаток умершим бысть (1Кор.15:20). С сего времени жизнь, излившаяся из гроба Христова, обновив духовную природу человека, сообщила в обилии живоносную силу и его телесной природе. В самый час смерти Богочеловека, много телеса усопших святых восташа, и издеше из гроба по воскресении Его, внидоша во святый град и явившася мнозем (Мф.27:52). Эти первенцы воскресения, неотъемлемо воскресших тел своих послужили уже видимым залогом того, яко проторжеся вода бессмертия и нетления в пустыни (Ис.35:6). В последствие времени сила нетления начала являться в Церкви Христовой в таком обилии, что в сим необыкновенном явлении нельзя было не узнать перст Всемогущего.

Для чего же премудрость Божия творит сие непрерывное чудо в Церкви Христовой? Конечно, для той главной цели, чтоб нетленные останки Праведников Божиих служили для верных видимым залогом будущего воскресения всех, а для слабых - опорою веры их в минуты колебания её. Так точно в окружающей нас природе мы видим, что хотя бури и хлад зимы лишают зелени и прекращают жизнь большей части растений, однако некоторые из них, сохраняя и под хладными снегами свою зелень, служат залогом обновления и прочих с наступлением весны. По временам Господь видимо являл людям сей совет Свой о нетленно почивающих праведниках, пробуждая их на мгновение от смертного сна и самым восстанием их свидетельствуя об истине будущего всеобщего воскресения. Так во время волнений, происшедших в церкви от суемудрия некоторых, отвергавших воскресение мертвых, Господь воздвиг почти от двухвекового смертного сна нетленно почивших в Ефес святых семь отроков (память их 4 августа), которые, по словам Церкви, "умерше, кроме тления пребыша и все погребше лютых неверие, восташа яко ото сна в уверение воскресения всех людей". Подобное чудо Господь явил и в святой обители Печерской в самый день живоносного Христова воскресения, когда на глас священнослужителя: Христос воскресе, собор много святых, целые веки нетленно почивающих в пещерах, отозвался радостным восклицанием: воистину воскресе!

Итак, притекай христианин к ракам, нетленно почивающих праведников Божиих, не только как к молитвенным заступникам твоим пред Богом, но и как к видимым залогам будущего воскресения твоего! И что может смущать или колебать веру твою в сию утешительную истину? Разрушение ли телесного твоего состава? Но вот св. мощи праведников, нетленно почивающие, предлежат пред очами твоими в показание того, что область имущаго державу смерти (Евр.2:14) уже сильно потрясена Крестом и воскресением Сына Божия, что не только над душами, но и над тленными телами нашими, если Господу угодно, он не имеет уже прежней власти! Смущает ли тебя то, как может стихийное тело твое, истлевающее в прах, часто ветром развиваемой, опять соединиться в своих частях и счиниться в один совершенный состав? Но телеса праведников, которые по общему закону долженствовали сгнить и между тем остаются неповрежденными чрез целые века, очевидно убеждают тебя, что для всемогущества Божия равно возможно как сохранить тленное от истления, так и истлевшее опять воззвать к жизни и нетлению! Посему с верою и упованием лобызай св. мощи угодников Божиих, как видимые залоги будущего освобождения твоего и всей твари из работы смерти и тления! Приноси чаще перст твой семо, осязай эти бренные тела, благодатию и проразумением Божиим соблюдаемые в нетлении, и не буди не верен, но верен (Ин.20:27)! (Из Воскресн. Чтен. 1851 г.)

Сканирование и подготовка текста выполнена чтецом Владимиром Радаевым.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение