страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Афонские листки
Природа ведет к Богу, Христос открывает Бога
Невидимое Его, Его вечная сила и Божество, от самаго сотворения мира видимы чрез рассматривание творений (Рим.1:20).

Весна и праздник. День прекрасный. Выхожу в цветущий сад подышать свежим ароматным воздухом. Как хорошо!... Тихая радость невольно проникает в душу. Природа гораздо более и лучше, чем вино, веселит сердце человека. Она всем нашим чувствам приносит свою долю отрады: приятно смотреть на разнообразную красоту ее, приятно слушать пение птиц, шелест и шум деревьев; приятно вдыхать благоухание цветов; приятно осязать ласкающее веяние утренней прохлады; приятно насладиться сочной зеленью, ароматными плодами. Среди весенней природы живешь всей полнотою жизненных сил: легче дышется, добрее чувствуется, зорче всматривается глаз, живее работает мысль. На все кругом, хотя много лет уже знакомое, смотришь как на нечто новое, как на истинное чудо... А как многие говорят, что в наше время нет чудес... Напрасно! Всмотритесь внимательнее, вдумчивее, и вы поймете, что все вокруг нас - чудо! Вот пред вами сирень, ландыш, фиалка, роза, выросшие из зернышка: откуда явились у них эти обильные побеги, эти узоры листьев, это яркое разнообразие цветов, этот аромат их и, наконец, крестообразный вид цветочков сирени, фиалки?! Если вы возьмете по зерну всех этих растений, вы не различите зерен одно от другого: откуда же такое изумительное разнообразие в их росте, цвете, благоухании? Как извлекает роза из черной земли свою яркую розовую краску, а лилия - свою блестящую белизну?! Я вспоминаю при этом слова преосв. Иннокентия Херсонского: "возьмите осенью, - говорит он, - семена разных растений и смешайте их как угодно; бросьте потом их в землю и смешайте сколько можно более эту землю: вы не смешаете сим весеннего их всхода; ни одно из семян не забудет своей природы; пшеничное зерно явится пшеницею, роза - розою, виноград - виноградом, все удержит свою природу, свой вид, так, как бы вы посадили его особенно". Откуда же, повторяю, явилось в этих зернышках такое неодолимое и разнообразное творческое свойство? Или - как происходит то, что из каждого хлебного зерна, брошенного в надлежащую почву, выходит на высоком стебле зрелый колос и несет десятки новых животворных зерен?.. Вы, может быть, улыбаясь скажете: "да это все - очень естественно!" Но неужели это слово что-нибудь нам объясняет? Скажите: что естественного во всех явлениях, происходящих пред вашими глазами? Смена времен года, смена дня и ночи совершаются в неизменном порядке: неужели это естественно? Вы опять возражаете: "все происходит по законам природы". Точно! но откуда взялись эти законы?.. Или объясните мне, как из гадкой гусеницы образуется прелестная бабочка? Отчего яйцо у птиц по внешнему виду одно и тоже, а производит безчисленные разновидности великолепного пернатого царства?.. Откуда взялись вы сами? Как зародились в вас ваши ум, совестъ, воля? На земле все - чудо! А сама земля! А небо!... Многие тысячи лет солнце, луна и множество планет носятся в пространстве вселенной, совершают свой путь безпрерывно, с неизменною правильностью, среди неисчисленного множества звезд, и не мешают друг другу. И это все естественно?! Кто же указал им пути их? кто двинул? что держит их в воздухе? Говорят: "миры держатся силою притяжения". А притяжение кто сообщил им? Да и что такое притяжение?.. Вот сверкает молния, усиливается более и более; дождь льется потоком, но не угашает огня небесного, а кажется умножает его; все небо в пламени, воздух горит из края в край; земля стонет и содрогается от потрясающих ударов грома: что такое все эти явления? Ученые говорят: это в природе действует сила, так называемая электрическая. Хорошо, что же это за сила? Ответа не может дать ни один мудрец... Очевидно, что наука только наблюдает явления, но сущности их не постигает. Так со всех сторон, куда ни оглянемся, мы окружены чудом, тайной, непостижимостью, но мы с детства привыкли ко всем этим явлениям и потому не считаем их чудом. Так не лучше ли сознаться прямо, что мир наш делится на мир чудес, к каким мы привыкли, и на мир чудес, к каким мы не привыкли? А самые явления и там и тут остаются чудесами. И все наши усилия - познать себя и весь окружающий нас мир не имеют никакого значения... Таким образом природа своими тайнами еще в глубокой древности приводила людей к вере в Бога. И сама вера в свой черед есть чудо, одно из величайших и священнейших чудес на земле. И мир слава Богу, всегда жаждал веры, потому что радостно предчувствовал, что только она одна есть сила великая и разумная и спасительная. И сердце вдохновенного человека с радостным трепетом восклицало: "Дивны дела Твоя, Господи! Вся премудростию сотворил еси! Твоя суть небеса, и Твоя есть земля; вселенную и что паполняет ее Ты основал. Исчитаяй множество звезд и всем им имена нарицаяй, даяй пищу всякой плоти, Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим; я восхищаюсь делами рук Твоих. Как велики дела Твои, Господи! Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это! (Пс.103:88;91;135;146;138).

Но ограниченный человеческий ум не в силах был сам собою приобрести и сохранить понятие о Боге безконечном. Затемненный страстями, он стал почитать за Божество разные твари. Единого истинного Бога не видал никто никогда, т.е. не знал Его точно; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил, т.е. Христос сообщил людям полное познание о Боге, на сколько мог понять наш ограниченный ум. Христос засвидетельствовал истину Своего учения всею святейшею жизнию, чудесами, страданиями, смертью, воскресением, вознесением на небо и ниспосланием Св. Духа. Без Христа, что такое была бы жизнь наша на земле? Начало без продолжения, суета сует, нечистота и беззаконие, призрак, дым, тень бегущая от дыма сонный образ, мечта!... Что такое люди одни, сами по себе? Земля и пепел! Что была бы душа без веры в Спасителя, за что бы она здесь держалась, когда все рвется и падает?.. Без Христа, без спасительного служения Сына Божия роду нашему, нам не на чем было бы стать твердо ни мыслию, ни сердцем, ни волею. У нас не было бы тогда ни отрады в прошедшем, ни утешения в настоящем, ни вадежды в будущем. Мы не знали бы: ни что есть жизнь, ни что есть мир, ни что есть Бог? Без человеческого образа Сына Божия, каких утешений лишился бы дух человеческий, покидающий бренную оболочку телесную и вступающий в безпредельную неведомую вечность! Одним словом, человек был бы наиболее жалким существом земли, а мы окаяннейши всех человек. О, как преизобилен благодатью для нас Христос, не от человек приемлющий свидетельство, от вышних посланный, сошедший с небес! (Ин.5:34; 8:23; 6:38). В каком лучезарном сиянии приснорадующего света, с каким сладчайшим утешением вечно блаженной жизни является нам образ Христа, поправшего смертию смерть, пленившего ад, воскресшего и с Собою вся совоскресившего! Где и что подобное может найти и дать человеку весь мир со всеми открытиями и изобретениями смертной науки?..

Так, вера в Христа дает нам ясное разрешение великих тайн бытия, даетъ нам основу и опору среди вечно колеблющего нас своими неразрешимыми тайнами мира, доставляет успокоение каждому труженику, страдальцу, говорит нам о великом милосердии Бога и приносит душевный мир пред темным таинством смерти. И еще раз скажем: "слава Богу", - мир жаждет этой веры, потому что видит в ней силу великую и разумную и спасительную...

Как же нам смотреть на то, что эта вера в наше время видимо слабеет, что ум человеческий восстает на разум Божий, что современный дух мечется от мрака неверия к отчаянию небытия?

Прежде всего вспомним, что это нам не раз предсказано было. Самое первое появление Господа Иисуса Христа в храме вызвало следующие пророческие слова о Нем: Се лежит Сей на падение и на возстание многих в Израиле и в предмет пререканий (Лк.2:34). Пред концом Своей жизни Христос с грустью говорил: Сын Человеческий, пришедши, найдет ли веру на земле? (Лк.18:8). Апостолы предсказывали, что наступят времена тяжкия, будут люди отвергающиеся единаго Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа, ругатели, отделяющие себя от единства веры, всегда учащиеся и никогда не могущие дойти до познания истины (Иуд.4:19; 2Тим.3:1,7).

Наконец, удел веры и верующих обыкноненно - гонения, скорби и страдания. И этому нечего удивляться. По свидетельству свящ. предания, Христа никто не видел смеющимся, а плачущим видели часто. Были люди, кои не верили самому Христу, в лицо говорили Ему: беса имаши (Ин.8:52), ненавидели Его, распяли. Христос все это знал наперед, и однако говорил, пред самой кончиной Своею, Апостолам - детям Своим: "Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога и в Меня веруйте" (14:1). Подобно Христу, и христианство в мире от самого начала своего весьма часто являлось гонимым и терпящим, и это предсказал Христос в молитве Своей к Отцу Небесному: Аз дах им (Апостолам) слово Твое, и мир возненавиде их. Он же говорил ученикам Своим: Аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы; якоже от мира несте, cero ради ненавидит вас мир; но ведите, яко Мене прежде вас возненавиде, яко Аз свидетельствую о нем, яко дела его зла суть (Ин.17:14; 15:18-19; 7:7). И христиан первого времени языческий мир, рассеянный и легкомысленный, не любил за их строго-благочестивый образ жизни. Дело понятное. Святая жизнь древних христиан служила обличением и укоризною для язычников. Как же понять теперь, что в христианском обществе христиане от христиан за христианство подвергаются также разным нападкам, что у нас, на Святой Руси нередко считают тяжелыми и невыносимыми некоторых людей за то только, что они, как рабы Христовы, иногда по ревности о славе Божией и о спасении ближнего считают святым долгом своего христианского звания - действовать по слову Христову. Ужели должно относиться и к нашему времени печальное предсказание Апостола: вси, хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут? (2Тим.3:12). О, братья, о ревностные христолюбцы, примите Апостольское слово утешения: Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас (1Пет.4:14). Всякий, кто так или иначе не покоряется Евангелию Божию, пусть крепко подумает, что его ждет конец и - какой конец!...

Сканирование и подготовка текста выполнена чтецом Владимиром Радаевым.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение