страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Афонские листки
Св. чудотворная икона Иерусалимская Божией Матери в Русском на Афоне Пантелеимоновом монастыре

Сия святая икона находится в соборном храме Покрова Пресвятой Богородицы в спускном киоте над царскими вратами. Спускается она на широкой бархатной ленте, по которой вышит тропарь Иерусалимской иконы Божией Матери. Писана сия св. икона в Троицкой Кривоезерской пустыни иеродиаконом Никоном (в схим - иеросхимонах Нил) в 1825 г. и им послана в 1850 г. в дар Русскому Пантелеимонову монастырю при собственноручном письме от 8-го ноября сего года. На сей иконе Пресвятая Дева держит Богомладенца - Господа Иисуса - на правой Своей руке и умиленно смотрит на него, возседающего, как на престол славы, на Её девственной длани. Правою Своею рукою Господь благословляет именословно, а в левой держит свиток. Тут же на полях иконы изображены св. Богоотцы Иоаким и Анна, как бы созерцающие славу своей дщери, сподобившейся быть Матерью Господа Своего и держать Его на Своих руках. Икона эта отличается правильностью своего рисунка и прекрасною иконописью, так называемого древнерусского стиля. На внутренней стороне этой св. иконы находятся следующие надписи: 1) посвящается в Русский Святогорский монастырь святая икона сия, по благоволению Пресвятой Богородицы; 2) сия св. икона, написанная в 1825 г. от воплощения Бога Слова, в Великой России, в Кривоезерской общежительной пустыни, грешным иеромонахом Никоном, и ныне еще находящимся в Нило-Сорской пустыни, который и усердствует, по особенному Промысла Божия внушению, благодати причастную икону сию, в святую обитель св. великомученика Христова и целителя Пантелеимона Русскую, что на св. горе Авонской, в вечное наследие, благоволением Бога и Пресвятой Богородицы. Аминь. В лето 1850-е, месяца ноября в 8-й день сие подписал убогий старец Нило-Сорской пустыни иеромонах Никон. После сих надписей помещен портрет отца Никона со свитком в руке, в коем написано: "Помяни мя, о Владычице Богородице, во жребии Твоем, раба Твоего Никона!" В конце ещё 3-я надпись: "Виждь, Владычице, усердное исполнение воли Твоей; благоволи удостоити мя недостойного спасаемых доли, матерски о сем умоляющи Твоего Сына и всех Творца!"

По получении в Русском монастыре св. Пантелеимона сей Иерусалимской иконы Божией матери послано было из монастыря письмо иеромонаху отцу Никону, в коем просили, чтоб он объяснил, по мере возможности, какое особенное внушение и благоволение Божие и Царицы Небесной было в препровождении в монастырь св. иконы? Отец Никон в письме от 12-го декабря 1852 г. объясняет следующее: "Святая эта Владычицы икона писана моим недостоинством около 30-ти лет назад, когда я был еще иеродиаконом и жил в Кривоезерской пустынной обители, где находится чудотворная икона Божие Матери Иерусалимской, которую сподобился я недостойный возобновить. По происходящим до днес многим чудотворениям от сей св. иконы, я по силе немощи моей, со всяким усердием и верою, начал писать верную (кроме меры) копию с той чудотворной иконы и помощью Владычицы совершил. При самом освящении было тоя знамение, и некто нечто прорек о ней, что уже ясно и сбылось. Когда же по воле Божией я убогий переселился в обитель потчи вовсе запустевшую преподоб. Нила, чудотворца Сорского, и эта св. икона всюду была неразлучна с моим недостоинством, а во время испытания моего в Иверском монастыре это было единственное мое пристанище и успокоение утомляемому волнами скорбей, это пластырь сердцу и душе. Но что говорить? Видел и силу благодатную, явленно пребывающую при этой св. иконе - глас, сказание... целение болезней, от огня спасение и иные чудеса. Никогда и никаким образом я не намерен был разлучиться по жизнь мою с этим спасительным сокровищем, но Божий Промысл и Пресвятой Его Матери устроил иначе. Веруйте, отцы святые, и не сомневайтесь, что эта св. икона вашей обители дарована от Промысла Божия и благоволением Царицы, а подробности от сем описании от моей худости не приложите требовать. Но да не оскорблю вас, ещё мало и сем нечто скажу. За два с небольшим месяца пред отправлением иконы в тонком, мнится мне, сне видел я, думаю, св. гору Авонскую. Я и другой кто-то, казалось, начали восходить на оную. Другой, бывший при мне, был моим руководителем: ибо он, как говорил, бывал на Святой горе. Итак, приближались мы к каменистой, из утесов составленной горе: с каким трудом восходили на неё, и описать нет слов. Товарищ мой быстро, с каким-то неимоверным удобством, возвышался, а я с боязнью и трудностью, ему следуя, взбирался за ним. Наконец, достигли к какому-то краю, и тут мой руководитель стал невидим. (Я полагаю, наверно, что это был мой святой старец - преп. Нил Сорский, который, как известно из жития его, пребывал на Святой горе довольное время и с Авона перенес устав скитский в Россию, и был оного первоначальник в Сорской пустыни). Тут подвиг и страх: казалось, совсем не было возможности взойти по каменистым утесам. Однако я решился идти, и как-то скоро очутился на равнине у врат храма. Радость, смешанная со страхом и благоговением, исполнила мою душу и сердце. Тут я непосредственно узрел, во-первых, близ самого входа сидящую на престоле необыкновенно прекрасную жену. Она была одета белыми, как снег, одеждами. Взгляд Её был крайне любезен и умилен. Она, увидя меня, сказала: "как ты счастливо и скоро сюда взошел!" И тогда же подала мне на лжице что-то белое, как бы млеко и сказала: "приими, это тебе нужно, ты утомился". Вкуса принятой сладости я и сказать не могу. Здесь-то непояснимое и несказанное сказано от Божественной Жены и повелено то, что и учинено. (Благоволено и велено св. икону послать в Авонской русский монастырь св. Пантелеимона). До сего предела объяснение... Тут видел я ещё верх Авона: до конца его было уже очень далеко, но крайне круто и голый камень. И не зная, что это за верх, спросил находившихся тут монахов и мне отвечали: "Это верх Авона". По отправлении св. иконы на Авон сбылось все обещанное благодатию Владычицы, а именно: 1) Скит Нило-Сорской пустыни сделан самостроительным; 2) церковь на месте жительства преп. Нила, во имя св. Предтечи, стоявшая 10 лет не освященною, освящена; 3) мое давнее желание облечься во святую схиму и пребывание при храме Предтечи, где была келья преподобного Нила, чудным образом исполнилось, и прочее все сбылось вскоре, благодатною силою и милосердным промышлением Божией Матери. Прославим, возвеличим чудную нашу общую Промыслительницу, Попечительницу и Покровительницу. Слава, величие и честь Приснодеве Марии Богородице!"

Сими словами закончил письмо свое благолюбивый старец Нил. И оно лучше всякого красноречивого сказания объясняет благодатное значение св. чудотворной иконы Богоматери Иерусалимской, как для него самого, так и для Русской на Авоне Пантелеимоновой обители, сподобившейся чрез него получить сие Божественное благословение от небеси и земли Царицы. На всенощных бдениях Богородичных праздников по шестой песни канона, а в воскресные дни по окончании вечернего Богослужения эта православная св. икона с подобающею честью опускается пред царскими вратами, и пред нею читается игуменом с двумя иеромонахами и двумя кадящими иеродиаконами акавист Богоматери, по окончании которого братия обители, по чину, подходят к св. иконе и, положив земные поклоны, благоговейно к ней прикладываются, испрашивая помощи и представительства пред престолом Сына Её и Бога нашего. В день празднования сей чудотворной иконы Иерусалимской, 12 октября, в обители совершается торжественное бдение.

Старец иеросхимонах Нил, по отсылке св. иконы, прожил еще не малое время в Нило-Сорской пустыни, в подвигах поста и молитвы, достиг в меру возраста совершенства духовного о Христе и скончался блаженною кончиною в ночь с 19 на 20-е июля 1970 года. Подробные сведения о жизни его имеются в изданной нашей обителью книге "Подвижник Нило-Сорской пустыни иеросхимонах Нил" (издание 3-е, М. 1987г., цена 30к., с перес. 40к.)

Сканирование и подготовка текста выполнена чтецом Владимиром Радаевым.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение