страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Святитель Феофан Затворник
Письма. Выпуск I
Письмо 188

Милость Божия буди с вами!

Книги послал вам, а письма написать не успел. - Сажусь писать и скажу, что потребуется по течению вашего письма.

Вашим руководителем и наставником и пастырем перестаньте меня называть. Ни для кого не берусь быть таким лицом; а когда спрашиваешь кто, сказываю, что представляется мне подходящим.

Ваш замысел сделать что-то по случаю посылки книг не пригоден. Книг своих я не издаю и не продаю; а издатели присылаюсь мне издаваемых книг некое количество, для раздачи. Я и раздаю кому считаю нужным. - Если будете исполнять, что признаете подходящим вам, - и потом положите поклон о многогрешном писателе; вот и все, что можно вам сделать.

Прочитали путь ко спасению? - Добре. И еще прочитайте когда-нибудь. Тут все, что мною писалось, пишется и будет писаться. Это мои уроки академии студентам С.-Петербургской. Конспект пересмотрен с о. архимандритом Игнатием - после бывшим архиереем Брянчаниновым, и им одобрен. Это было в 46-7 годах.

"Без руководителя нельзя" написали вы. - Руководитель - столб на дороге, а дорогу проходить надо всякому самому, - и тоже смотреть и под ноги и по сторонам. Старец Паисий Величковский всю жизнь искал руководителя и не нашел. Но жил в двоем-троем, - и взаимным советом руководились. Меня прошу исключить из гожих руководителей. И сами смотрите, как быть, с молитвою и отеческими уроками.

Случаи взрыва вашей самости не важны сами по себе; но важен дух, с которым сделано вами то, что сделано. Его уже вы сами осудили. И следует так. Более других укорен поступок ваш с молоканом. - Общение, которого вы боитесь, не житейское разумеется и не доброжелательное, а религиозное: не общиться в вере и таинствах, и молитвах. Зачем он приходил к вам, вы должны были помочь ему.

В других двух случаях вы могли и серьезное внушение сделать, - и не пылить. Много извиняет то, что русскому как резонно ни толкуй, не послушает, а пригрози и приколоти, послушает. Но это идет скорее к властным лицам, а не к частным. - Мне думается, что вы хорошо сделаете, если встречаясь с теми лицами, будете ласково говорить с ними, как будто ничего не было. Можете сказать: "я тогда немного вспылил, прошу извинить. Но это не значит, что я одобряю поступок ваш: вы дурно сделали". Работнице говорите: "как только замечу, что ты прибила дочь, так сгоню тебя. Твой грех равен смертоубийству". Не найдется ли для девочки какой работы у вас в комнатах - подместь комнату, подтереть что, воды принесть и подобные мелочи по дому. Она и была бы у вас под крылом. - Епитимия. Когда при исправлении молитвы Иисусовой приходит желание своим словом помолиться, припомните при сем и об этих подвигах и с сокрушением помолитесь, положив при сем поклона три. Так несколько дней, - с десяток. Но было бы крепче, если бы вы исповедались духовному отцу, и он вам что-нибудь назначил бы. Окажите - какую-либо ласку и молоканину, и перестаньте чуждаться молокан. Искать их дружества нечего, а когда случится быть вместе, не следует хмуриться на них. Иначе действовать на них - есть - себя в грязь лицом бросать.

Слово к Ангелу-Хранителю: радуйся яко... общитися возбраняеши, - разумеется - в таинствах и веровании и в молитвах. Св. Павел не возбранял верным ходить на обеды к язычникам, и все предлагаемое есть, даже идоложертвенное, заповедав воздерживаться от сего последнего, только когда скажут: это идоложертвенное. - А молокане далеко отстоят от язычников в деле веры. - Ваше отвращение к ним не хорошо. - Их жалеть надо и молиться об них, и при случае в обычный разговор вбрасывать какое слово или фразу - для вразумления. - Забыл я приложить вам книжки во вразумление молокан. После пришлю.

Принимать квартирантов безбрачно сожительствующих нет греха. Но коль скоро от этого зарождается соблазн какой в своей семье, то надо как-нибудь освободиться от них. - Иные такие бывают очень добры и благочестивы. Жаль таких: ишь пошли у нас разные учения противобрачные и сбивают с толку. Блудничают и ухом не ведут.

"Надо тещи добре... без благодати это невозможно... благодать же избранных доля". Тут кривотолк. - Благодатью никто не заделяется; она дается всем грядущим к Господу; и Спаситель говорит, что Он пришел грешников спасти, а не праведных. Благодать всем обща, только бери... и всем открыт доступ к ней, - и все могут спасены быть, если захотят. Вина неспасения не на благодати, - а на нехотении нашем.

Делание молитвы Иисусовой просто: стать вниманием в сердце пред лицем Господа и взывать к Нему: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! Дело не в словах, а в вере, сокрушении и предании себя Господу. С сими чувствами можно предстоять Господу и без слов, и это будет молитва.

Полное наставление о молитве вообще, и об Иисусовой молитве, - найдете в книге "Невидимая брань". Там и прочитайте. - То что, восприяв под действием молитвы Иисусовой молитвенный дух, вы начинаете молиться своим словом по насущным потребностям сокрушенного сердца, очень хорошо и для созидания духовного очень плодотворно. Извольте доводить себя до сего всякий раз, однако ж не напрягайтесь сочинять при сем молитву, а пусть сама изольется из сердца. Сие последнее есть наилучший путь к непрестанной молитве.

Благослови вас Господи, и всю семью вашу. Спасайтесь. Ваш доброхот Е. Феофан.

16 июня 1888 года.

Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Выпуски I, II, III и IV. Том I. - М.: Правило веры, 2000
Собрание писем святителя Феофана. Выпуск первый. Издание Афонского Русскаго Пантелеимонова монастыря. Москва. Типо-Литография И. Ефимова, 1898. C.221-225

 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение