страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Святитель Феофан Затворник
Письма. Выпуск I
Письмо 196

Милость Божия буди с вами!

Долго не отвечал вам. - Виноват; прошу простить. Тогда, когда писали письмо, было у вас все хорошо, и вы были в радостном настроении под влиянием совершенного вами хождения пешком в Воронеж, на богомолье. - Видите, что творит твердая решительность, самоотверженная? Труд не в труд. А в конце необычно утешительное состояние сердца. В основе лежала безжалостность к себе. Извольте возлюбить ее, и не отпускайте от себя; безжалостность устрояет внутренний крест, а он дает сораспятие Христу Господу, за которое Господь тут же воздаст и благом духовным, утешением и крепостью бодрою, готовою на всякий труд. В этом и средство к недопущению и прогнанию вялости духа, сухости и безжизненности. Идите всегда наперекор себе и не давайте себе покоя, особенно чрез телесное какое услаждение.

Кроме этой безжалостности к себе, возбудителями духовными, самыми сильными бывают - стояние вниманием в присутствии Божием и непрестанное чаяние - вот - вот смерть.

Если б дал Бог сии три пунктика водрузить в сердце, тогда вам не было бы нужды ни в каких уроках и напоминаниях со вне. Найдите также какое либо дело из ряда подвижнических, которое было бы однако ж тяжеловато и соединено с затруднениями в исполнении, и наложите его на себя как закон неотложный, хоть умри, а исполни. Как это было бы благотворно для возбодрения духа?! Вы писали: "час-другой простоишь на молитве, а в душе все безжизненно". - От чего так? Я думаю, от того, что внимание ваше обращено в эту пору только на то, чтоб простоять, - и перечитать, и переговорить положенное. Это внимание надо иметь, но не впереди его держать, а на 3 и 5 месте. Напереди надо ставить чувство грешности. За тем - вот-вот смерть, суд и осуждение. - Куда укрыться? Некуда, в лоно лишь милосердия: Боже милостив буди... Под сень креста, раздери Господи на нем рукописание грех моих. Пред молитвою - всякий раз если проводить сии чувства по сердцу, то оно вялым оставаться не может. - Один старец говаривал, что самое пригодное место для молитвы - стояние вниманием на суде Божием, в ожидании, что вот-вот услышится решение! Молимся без подобной приготовки - и молитва бывает ни куда негожею. Еще от того она такова, что припоминая, как была у нас хороша молитва, несколько прежде, и думаем, что и теперь она будет такою же - стоит только стать, и все пойдет добре, а оно нейдет. Сейчас надо дело направить. Это пустяки, когда говорят, что поправить не можем, не беремся и не поправляется. Господь близ! А Он никогда не оставляет, кто искренно ищет Его.

Благослови вас Господи! Спасайтесь!

Ваш доброхот Е. Феофан. 7 октября 1892 г.

Сколь ценили почившего Святителя лица, состоявшие с ним в переписке, видно из следующих слов одного из них, достававшего копии с последних писем для печати:

Честь имею уведомить Редакцию, что на этих днях пришлю копии с последних писем почившего Святителя, чего одновременно с сим не в состоянии был сделать, так как все копии списываю собственноручно, делая сие по чувству благоговения и глубокого уважения к памяти почившего Святителя, который с кончиною своею унес с собою в могилу все, что было самого драгоценного в моей жизни: наставника, руководителя, печальника и молитвенника, вся забота которого при жизни состояла в том, чтобы вырывать из когтей велиара погибающие души и вместе с Ангелами радоваться о каждом кающемся грешнике. Хотя трудно примириться с тою мыслию, что Святитель покинул нас на веки, но утешение имеем в том сознании, что как здесь на земле он любил своих ближних, также точно и там, в горних обителях, предстоя престолу Всевышнего, возносить свои горячие молитвы за всех скорбных, убогих и несчастных. Митрофан Корякин.

Г. Задонск. Июня 9 дня 94 г.

Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Выпуски I, II, III и IV. Том I. - М.: Правило веры, 2000
Собрание писем святителя Феофана. Выпуск первый. Издание Афонского Русскаго Пантелеимонова монастыря. Москва. Типо-Литография И. Ефимова, 1898. C.241-244

 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение