страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Святитель Феофан Затворник
Письма. Выпуск I
Письмо 197

Милость Божия буди с вами!

В начале письма своего вы поминаете о бесчувствии с пресечением духовных обычных занятий - и выставляете причину того. Причина эта настоящая, и как она в руках ваших, то можно вам посоветовать - вперед не давать выступать ей на сцену и строить свои разрушительные батареи. Привыкнете к строгой степенности в речах и движениях. Страх Божий от памятования о Боге научит.

Три пунктика [1], которые я вам указал, к сему же ведут. - Но вы, помянув о них, и сознав важность их, и положив постараться водрузить их в сердце, тотчас же и руки опускаете, считая невозможным успеть в этом, по причине тяготы житейских забот, вызываемых нуждами не легкими. - Нужды и заботы действительно разорительны для духовного строя; но сию разрушительную их силу можно подсечь преданием себя в волю Божию. Это не то значит, что, сложив руки, сиди и жди, что Бог даст, но - придумывай способы и употребляй их в дело, успех же всего предоставь Божию устроению, не предрешая и не строя воздушных замков, и стоя в готовности принять благодушно, что Богу угодно будет послать. Попечение иметь должно, а кручиниться и томить сердце до раздирания его - грех: ибо тут нет веры и упования, и покорности Богу. - Затем вы заботу о водружении в сердце трех сказанных пунктиков всю возлагаете на меня. - Я всегда поминаю вас в молитвах, но моя молитва только пособие, а не главная производительная причина. Сия в ваших руках. Я предложил вам иметь какое-либо дело духовное тяжеловатое и всегда его делать. - Оно прогонять может всякую леность, энергию поддерживать и бодрость духа. - Вы опять на попятную; но, слава Богу, Ангел Хранитель еще прежде навел вас на такое дело. Оно совершенно соответствует тому, что я имел в мысли. Извольте так справлять свое молитвенное правило утром и вечером. Но не теряйте благодушия и не допускайте разленения, а напротив веру держите, что от такого труда изойдет благотворное действие на ваш духовный строй. Враг начнет нападать, чтобы пресечь труд сей. Стойте! И не движьтесь.

Следуют ваши вопросы.

1) Позволительно ли входить в алтарь мирянину, просфоры подавать на проскомидию и самому прочитывать поминание свое.

В старинных наших церквах - жертвенник, на коем совершалась проскомидия, устроялся особо от алтаря, с левого бока его, и с особою дверью из настоящей. В эту дверь входили и выходили миряне с просфорами и поминаньями… Потом для удобства перестали делать эту перегородку; обычай же самим мирянам приходить на проскомидию остался. - Потому полагаю, что так делать можно. За порядком же смотрят служащие. Во время же священнодействия - стоять в алтаре не надо мирянам.

2) Идти в рядах с священными лицами при перенесении св. мощей, и обхода с ними церкви - не следует. Да это и не делается, разве по нужде какой. Но идут с боку.

3) Поднос просфоры и благословенного хлеба в церкви при всех конфузит. Для кого это делается, пусть смиряется в себе, а отклонять не удобно. Надо бы общий запрет сделать, а пока терпеть.

4) Еретик или еретичка в монастыре - с такими деяниями, какие вы указали, - невозможны. Если есть, вы сделали свое дело, известив преосвященного, - и оставайтесь покойны.

Ваши адвокатские дела.

1) Развод второй. Если причина не в жене, а в муже, то, думаю, можно похлопотать, а если в ней, и она хлопочет только склонить мужа принять на себя вину, лучше не касаться сего. - Да я не знаю, как духовное начальство должно отнестись к такому случаю? Если душа претит, то можно отказаться от хлопот, - если и не виновата жена. - Но как же ей быть?

В отношении житейского вашего положения ничего не имею сказать, кроме - возверзите на Господа печаль вашу. Но вы уже стоите в сем уповании твердо, и стойте. А пока придет помощь, - сократите расходы do minimum-а и терпите. Господь да призрит на вас Своею милостию.

Благослови Господи вас и все семейство ваше. Спасайтесь!

Ваш доброхот Е. Феофан. 4 ноября 92 г., 8 ноября 92 г.

Примечания
1. Три пунктика: а) безжалостность к себе; б) стояние пред Богом вниманием; и в) память о смерти.

Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Выпуски I, II, III и IV. Том I. - М.: Правило веры, 2000
Собрание писем святителя Феофана. Выпуск первый. Издание Афонского Русскаго Пантелеимонова монастыря. Москва. Типо-Литография И. Ефимова, 1898. C.244-247

 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение