страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Преподобный Макарий Оптинский
Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей
Письмо 123

Удивляюсь долгому ходу моего к тебе письма от 9-го декабря, получила 6-го января, почти через месяц: из Америки скорее можно получить. Я же, напротив, получил твое письмо довольно скоро, от 19-го января 25-го, но до сих пор не отвечал. Из оного вижу, что сестра твоя М.У. располагала проситься к тебе погостить; из сего заключаю, что она должна быть у тебя в гостях. О решимости ее с маменькой также ничего не знаю. Итак, я пишу теперь к вам обеим вместе: ежели она теперь и временно живет, пусть испытывает себя и приуготовляет к терпению, без которого и спастись нельзя, - и твои скорби разделяя с тобою, научится от них и сама, когда посланы будут, только ты, матушка, не малодушествуй, но делай сим ослабы для нее. Ведь все одно: надобно нести, что Бог пошлет, только та разница, что малодушие увеличивает скорби, а мужество и великодушие облегчает. Читай книгу св. Петра Дамаскина; там много найдешь о сем, а особенно где пишет о блаженстве, кротости.

Ты упоминаешь в своем письме, что только падаю без восстания. Падения есть различного рода: надобно их смотреть, а более откуда происходят. Св. Лествичник пишет: "Где есть падение, там предварила гордость". Смиряться и полагать начало к исправлению; а при умножении гордости нельзя избежать и падений, которые ее низлагают и творят душу мнить себя последнейшей и хуждшей всех, хотя бы и исправление имела. На все есть духовная врачебница - св. отцов учение, ибо они сами прошли опытом духовную жизнь.

Как же можно было написать открыто об искушении? Письмо могло бы и тобою затеряться, или и не дойдет до тебя.

Пишешь, что худая ей помощница, сама не испытавши подобного искушения; до того дела иметь, а по крайней мере, ее откровение и посрамление себя обличат козни вражьи, и когда смирится, то и получит исцеление.

О сестре, желающей помогать родным, я не знаю, что тебе сказать: для живущих в мире сие похвально и полезно, а в монастырь вошедшим св. отцы отрицают; ибо и наше звание есть отрицание мира; они приводят примеры, "что монах даяй родным, огнь вносит в дом их". А я законополагать опасаюсь. 3-го марта 1842 г.

Письма преподобного Макария Оптинского. - Мн.: Свято-Елисаветинский монастырь, Православное Братство во имя Архистратига Михаила, 2002, c.155-156
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение