страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Преподобный Макарий Оптинский
Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей
Письмо 225

Почтеннейшая о Христе сестра, мати О.!

Желаю тебе со всеми о Христе единодушными сестрами мира и здравия душевного и телесного.

Писание твое, посланное через брата N., получил и содержанию оного внял; равно и от него о сей материи довольно известился. Чувствительно сожалею о тебе и об искушаемых от общего врага душ наших, имеющих с тобою духовную связь по откровению. Но сколько бы ни было ухищрений, однако премилосердый Господь не попустил тебе пасть под крестом сего искушения, но укрепил и поддержал непостижимою Своею силою и могуществом. Хотя от стекшихся душевных смутительных случаев и телесную болезнь понесла; но и от оной воздвиг тебя Господь. А плоды скорбей твоих явственно сама познала на себе: увидела свои недостатки, страсти внутрь лежащие и действия оных; и хотя не вдруг исправилась, однако помрачающая душевные очи гордость и мнение не будут иметь места и предлагать об исправлении своих мнимых добродетелей, а ближних зазрения; но паче в бездну смирения и самоуничижения низводиться должна, а на оное призирает Господь и дарует мир душевный. И между ними, после таковых происшествий и обличения оных, впредь будет больше осторожности и рассмотрения.

Послушай о пользе искушений св. Исаака Сирина в 35 слове: "Во искушениих пребывающии никогда же попущаются от промысла приити в руце бесов; паче же, аще ноги братий лобызают, и покрывают вины их, и сокрывают я, яко же своя". В 36 слове: "Весть Господь, яко несть мощно в покои телеснем сущим, пребыти в любви Его, и сего ради возбранил их от покоя и сласти его". В 37 слове: "Всяк сын необучен не приемлет богатства дому отца своего, во еже помощися от него. Сего ради прочее, первее искушает Бог и томит, таже показует дарование. Несть иже во время обучения не скорбит, и несть кто, ему же не горько бывает время, в няже ядом напояется искушений".

Рассмотрев сие, уразумей, что попущение искушений от любви Божией бывает, и с благодарением приемли. Впредь же будь поосмотрительнее в словах и не вдруг откровенно доверяй что всем; и проси о сем Бога, да даст тебе разум о всем. В принятии же вещей без великой нужды отрицайся и остерегайся, а паче, когда уже произошло от сего значительное смущение, потому что не можешь быть покойна. Наше спасение в сострадании ближним содевается, по возможности сил; а выше сил ниже Бог требует. Совершенно тебе развязаться нельзя, но будь равнодушнее в их объяснениях и не заискивай их, т.е. не ходи к ним без крайней нужды, - а чтобы всяк, кто имеет нужду, сам искал тебя и со смирением; но памятуя и свои немощи, неси и других, и прощай ближним согрешения.

Что ж касается до испытующих о тебе, об иноверстве, - в этом будь спокойна, имея незазорную совесть в исповедании православной веры и содержания всех церковных постановлений; то хотя бы и стали испытывать, Бог тебя вразумит, как отвечать, по слову Самого Господа: "Егда же приведут вы пред цари и владыки, не пецытеся, како или что отвещаете, Святый бо Дух научит вы в той час, еже подобает рещи" (Мф.10:18). Премилосердый Господь да укрепит тебя и вразумит, и да даст мир душевный. И. М. 7-го февраля 1834 года.

Письма преподобного Макария Оптинского. - Мн.: Свято-Елисаветинский монастырь, Православное Братство во имя Архистратига Михаила, 2002, c.254-256
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение