страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Преподобный Макарий Оптинский
Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей
Письмо 234

От 11 марта письмо твое и П. мы получили; видим из оного, что вы, хотя и при слабости здоровья, но все еще, о укрепляющем вас Иисусе, течение совершаете. И впредь да поможет вам Господь проводить жизнь свою по заповедям Господним в мире и согласии между собою и со всеми, низлагая всякое злое вражье умышление, возносящееся к расстройству мира и любви. Старайтесь друг друга тяготы носить, прощающе друг друга погрешения, да и Господь простит вам прегрешения ваши.

Благодарение Господу, что Он даровал тебе, сестра П., некоторое облегчение, при всей твоей лености и нерадении, о коих ты описываешь; а когда еще будешь благодушествовать и принимать посещение Господне, что послано тебе от неизреченной Его любви, чтобы спасти тебя, не могущую делами своими заслужить сего дара, то и еще больше получишь утешения, отрады в духе и облегчения. Что пишешь ты, мать О. о Н. О-не, то на требования ее ты не должна снисходить, но она и сама верит и сознает, что это не должно, и обещает оставить оное. Но впрочем по незнанию ей сего и духовных браней, встречи сии, о коих ты писала, надобно ей простить, они послужат ей впредь осторожностью и наукою; ибо враг не престанет и еще чем-нибудь искушать ее, так как и все мы не свободны от его стрел и сетей, и аще бы не Господь помогал, то ниже минуту могли бы постоять против оных. Ты этим не отягощайся, что несешь немощи немощных; и твои немощи Господь понесет; а ты говори им должное, от чистого усердия и за послушание к нам недостойным, желающим вам спастись; то хотя семя сеется и из нечистых рук, но, может быть, падет на добрую землю, которая со временем и плод принесет. Ко всем старайся иметь равную любовь и к Г-ии тоже; давай им читать в книгах то более, что служит к самоукорению, смирению, терпению, послушанию и любви.

Пишет еще к вам А. В-на Ж-ва, просит также, чтобы и ее тебе поручить для духовного собеседования и окормления; она знает это, что иметь окормление много значит, но при отъезде мы ей не говорили, куда ходить, потому что она ехала к вам только погостить и посмотреть обитель. Мы, зная ее тонкие и высокие понятия и острый ум, оставили ей на волю самой избрать для себя наставницу. Так как она теперь желает у вас остаться, то и просит о сем, чтобы тебе поручить; а мы просим тебя по Бозе принять на себя этот труд, не яко достойную сего по уму и по делам, но по вере их, да не охладеет она. Она, или паче Бог будет действовать в этих случаях, а чтобы не вышло чего-нибудь неприятного со стороны начальниц ваших, то мы к игуменье пишем о сем, и ты можешь объясниться с игуменьею и показать ей эти наши строки; мы, кажется, видим ее к нам благоволение и не сомневаемся, чтобы она приняла какое подозрение в этом на нас или на тебя. Это делается как к общей, так и к ее пользе, облегчая ее иго правления; ты не против ее вразумляешь, а больше еще к послушанию и дабы не сбиться с пути в противную сторону превосхождений или оскудений, но средним путем идти.

На В-ны строки особо отвечать времени нет, да и нужды мало настоит; пусть она сохраняет послушание со смирением и упорство нрава смягчает, да держится откровения; когда помыслом себя смирит, то не трудно ей будет делать откровение.

Письма преподобного Макария Оптинского. - Мн.: Свято-Елисаветинский монастырь, Православное Братство во имя Архистратига Михаила, 2002, c.264-266
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение