страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Преподобный Макарий Оптинский
Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей
Письмо 418

Достопочтеннейшая о Господе мать У.! Где возсиявает свет, там прогоняется тьма, и все вещи ясно видятся; а во тьме сокрыты пребывают. Так - и где смирение, там прогоняется гордость, и ясно видим все наши грехи и не считаем никого виновными оных, а токмо самих себя, то скоро получаем помощь Божию и исцеление от страстей.

Из письма твоего от 2 октября вижу, что ты, хотя и говоришь, что желаешь положить начало в исправлении и, что бы ни случилось в жизни, - какая скорбь, все бы равнодушно понести: но никак не можешь и не в силах понести, чтобы чувство сердца не тронулось. Отчего ж это происходит? - Оттого, что ты не стараешься о приобретении смирения, а водишься гордостью; оттого тьма покрывает сердце твое. Ежели б ты с начала вступления, а хотя бы и поживши, старалась об истреблении своих страстей, то давно бы получила оным исцеление. Ты винишь людей, мать и сестру, оскорбляющих тебя, а того не видишь, что это оскорбляет тебя враг через душевное твое устроение. Ты должна несомненно веровать, что Господь посылает людей досадить тебе, т.е. приложить целебный пластырь к страстной твоей язве: а ты, вместо того, чтобы принять пластырь во исцеление, отрываешь его и на место оного прикладываешь смертоносный яд - слово оправдания и взаимного досаждения. Вместо того, чтобы тебе укорить себя за непонесение слова или взгляда: а ты, ставя себя правою, винишь других, что они причиною твоего смущения; - и сим самым противоратуешь Божией правде и промыслу, хотящему тебе спастись.

Ты всегда описываешь пространно свои приключения, но все оные состоят в укорении ближних, что они тебя оскорбляют: а я тебе говорю, - когда будешь принимать с самоукорением, а не сопротивлением, то дойдешь до того, что никто тебе и слова не скажет грубого; да ты еще и желать будешь оскорблений, чтобы иметь случай отпускать ближним вины их, да и твои Господь отпустит прегрешения.

Ты же требуешь невозможного: чтобы матушка и при твоих противлениях говорила тебе; должна ли ты требовать условия от старицы, чтобы она поступала с тобою по твоему желанию? Где ж будет твое спасение? Ты паче должна во всем повиноваться ей, и она имеет право требовать от тебя жить по ее воле и обычаю; так как и многие старцы требовали от своих учеников: "Когда хотите жить со мною, то живите вот так и так, а когда не хотите так, то оставьте меня". Это и от тебя не отнято; когда хочешь жить с нею, то живи по ее наставлениям и принимай от нее оскорбления, как того достойная; и конечно она без причины не будет тебя оскорблять; а когда и оскорбит, то надобно понести; и тебе удобнее от нее, нежели ей от тебя, - тебе послужит то на исцеление; а когда она от тебя будет нести, то на повреждение.

Я пишу это тебе не от своего разума, но от св. отцов учения, и ты должна принять с верою и послушать, - то получишь велию пользу; а что ты пишешь: "Не хочу быть в тягость другим", это слова гордости; не хочешь, а бываешь. Надобно чем-нибудь решить: или отойти, или смириться; последнее-то будет лучше и спасительнее.

Желаю, чтобы Господь тебя вразумил и укрепил идти путем смирения, от коего обретешь покой. Остаюсь многогрешный И. М. 14 октября 1850 года.

Письма преподобного Макария Оптинского. - Мн.: Свято-Елисаветинский монастырь, Православное Братство во имя Архистратига Михаила, 2002, c.429-430
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение