страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Преподобный Макарий Оптинский
Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей
Письмо 531

Из двух писем твоих вижу одно и то же: одержащую тебя болезнь, а к оной примешался страх, как бы не возроптать на Бога за продолжение и лютость болезни. Я писал тебе, сколько подавал Господь к укреплению и к утешению твоему, но и теперь кое-что скажу, а может быть и то же, что писал прежде. Св. Апостол пишет: "Недостойны страсти нынешнего времене к хотящей славе явитися в нас" (Рим.8:18), т.е. всякого рода скорби и болезни в здешней жизни ничто против будущей славы, которую удостоит Господь получить терпящим здесь. Я знаю, что ты утверждена в этом, что без воли Божией не могла бы ты так страдать; а эта воля Божия конечно есть благая, спасающая твою душу. Мы должны любить Бога; но неужели только тогда, когда получаем от Него временные блага и идем пространным путем, вводящим в пагубу? - А когда Он посетит скорбями и болезнями, то уже и отпадать от любви Божией? Нет, любовь искушается противными вещами, - когда мы любим Бога не из видов наших видимых, а постигаем верой и надеждой, что Он, наказуя нас, творит от любви Своей, спасая души наши. Примерные скорби и болезни праведного Иова должны нас возбудить к подражанию и укреплять нашу немощь; с какой он покорностью принимал лишения всего и болезнь всего состава своего! Яко же Господеви изволися, тако и бысть! буди имя Господне благословенно во веки (Иов.1:21). Приведу тебе пример: великий Феодосий, уже в старости лет, переносил жесточайшие страдания болезней, бывшие лишь по силам юноше; так что нельзя было смотреть равнодушно даже предстоящим. Один из старцев сказал ему, чтобы он помолился Господу об укрощении болезни. "Ах! отче, - отвечал Феодосий, - часто приходила мне мысль сия, но я отгонял, как искушение диавольское: успевший во всех предприятиях моей жизни, окруженный славой и честью, не должен ли я скорее радоваться сим страданиям на исходе, чтобы мне не лишиться обещанного блаженства, и не услышать из уст Авраама страшные сии слова: "Помяни чадо, яко восприял еси благая твоя в животе твоем"". Слушай и второй пример: один инок одержим был болезнью и в оной роптал и малодушествовал; явился ему Ангел Божий и сказал: "Что ты хочешь, - одно ли лето (год) пребыть в болезни и отъити в вечное блаженство или там (во аде) претерпеть три часа мучение и потом свободиться"? Он, желая скорее свободиться от болезни, согласился на три часа мучения будущего, и тотчас умер. По прошествии одного часа пришел к нему Ангел и говорит: "Ну вот, прошел один час мучения, хочешь ли остальные здесь испытывать или возвратиться в тело, и назначенное время поболеть; ибо пока тело еще не погребено, можно это сделать"? - Он же отвечал ему: "Какой ты Ангел: сказал один час мучусь, а я уже тысячу лет тут страдаю! Не только едино лето, но и всю жизнь готов страдать там, только бы избавиться мук"! И тотчас возвращен был к жизни. - Прими от сих примеров укрепление страданиям твоим; сама же сознаешь, что страсти душевные и при болезни тебя не оставляют; что ж было бы в полноте здоровья? - Надобно более смиряться, укорять себя, тогда и страсти умалятся. Вопрошаешь: можно ли ходить в церковь в сапогах, сшитых из собачьих овчин? Тебе это нужно по болезни. Что такое значит собака? не такой же ли зверь, как медведь, волк, лисица, заяц и многие другие, коих Писания исключают из числа чистых, дозволенных в пищу употреблять? Однако ж из их кож носят шубы, и в церковь ходят в них; почему же одна собака из сего исключается, когда между тем есть и собачьи меха? Что же такое волк? Не то ж ли собака в большом виде и гораздо хищнее собаки, а в шубах волчьих ходят, - то я и не могу дать решения на сей вопрос, не зная, откуда положено такое запрещение на собачьи меха. И. М. 4 января 1846 года.

Письма преподобного Макария Оптинского. - Мн.: Свято-Елисаветинский монастырь, Православное Братство во имя Архистратига Михаила, 2002, c.536-537
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение