страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Преподобный Макарий Оптинский
Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей
Письмо 562

Духовной дочери моей мир и благословение Божие, и да простит ее Господь за приносимое ею раскаяние и соболезнование о грехах своих! Канон она исполнила так точно, как и назначено было: 16 на 8 недель, а не каждый день по 16. - Снам верить пусть опасается, довольно с нее успокоения в совести; хотя бы и благодатный был сон, - но все не погрешит, когда, опасаясь прелести, вменит себя недостойною того быть; а второй сон, кажется, изъявляет страстное устроение, как о сем пишут святые отцы, - кто какой страсти подвержен, тому и во сне бесы представляют подобное, например: гордым и честолюбивым - престолы, колесницы, возношение на высоты; гневливым - зверей, свары и споры; сребролюбивым - золото и серебро и попечение о стяжаниях; а плотолюбивым - плотские представления. Надобно оные сны пренебрегать; ежели же станем судить, обратив в хорошую сторону, - прельстимся и впадем в гордость; а ежели в худую, - то будем смущаться и отчаиваться. Сны благодатные бывают, - но смиренным, очищенным от страстей, или страждущим какими скорбями и напастями, к утешению; но и то с большим рассуждением надобно принимать оные. Что ж она думала, - что имеет какое-нибудь смирение, или прикасается оное ее сердцу, то самое сие доказывает ей противное: что она, услыша, что нет в ней следа смирения, очень о сем загрустила; следовательно она мнила иметь добродетель, но когда тронули сию струну, она смутилась; но смиренный не смущается, а вмещает в себя; "аще услышит от кого что противное, или печальное, - абие осуждает себя, яко есть достоин, - и прочее преходит без смущения, без печали со всяцем покоем", - пишет св. Дорофей; - а ее и многие действия доказывают, что нет следа смирения: "Тщеславия не избавляется никак, в гордости часто путается"; да и как же ей было стяжать сей дар и научиться смирению, проживши по своей воле, да еще и в И.? "Смирение рождается от послушания", - по слову св. Иоанна Лествичника; но она его не имела, как должно, то нельзя и мечтать о сем чудном свете и великом богатстве. А если не стяжала его через добродетели, так пусть заменяет всегдашним самоукорением, помышляя свои грехи и неисправление, и принятием скорбей и болезней со вменением себя того достойной быть; ибо иногда смотрительно Господь попускает впадать в различные страсти, чтобы вменял себя человек хуже всех, через что получает и богодарное и совершенное смирение, как пишет св. Григорий Синаит в конце 117 главы.

Пусть она прочитывает у отцов о смирении учения, как-то: у св. Иоанна Лествичника, у св. аввы Дорофея, у св. Исаака Сирина, и из оных научается и познает свое устроение. Св. Иоанн Лествичник пишет: "Егда священного сего винограда ветви расцветати в нас начинают, - (это есть начало), то мы в скорости с великою досадою ощущаем в себе ненависть ко всякой человеческой славе и похвале, изгнав из сердца своего гнев и ярость"; далее пишет и о следующем возрасте и успеянии сей добродетели. Из сего пусть судит, есть ли в ней след смирения? Св. Исаак в 58 слове пишет: "Ты убо смирение непщуеши имети; инии же сами себе оглаголоваху, ты же ниже от инех оглаголуем терпиши, а смиренномудра себе быти уставляеши. Смиренномудр ли еси, искуси себе в сих, не смущаешися ли обидим бывая"? А св. Лествичник: "Смиренномудрие есть Божественное покрывало, не позволяющее нам смотрети свои добродетели. Смиренномудрие есть бездна собственного уничижения, никаким татем недоступная" (степ. 25). И паки св. Исаак в 36 слове: "Праведнии истиннии присно помышляют в себе, яко не суть достойни Бога, и сим искушаются, яко истинни суть, яко окаянных имут себе и яко не суть достойни прилежания его". Они и не думали, что стяжали смиренномудрие, а имели его; не якоже они. Полагаю, довольно с нее сего к познанию того, что у ней нет следа смирения; а как оному научиться, пусть читает святоотеческие книги, как выше написал, и в 48 слове св. Исаака особенно. Да вразумит ее Господь и наставит на правый путь смиренномудрия, которое "есть пород разума, а разум есть пород искушений".

Письма преподобного Макария Оптинского. - Мн.: Свято-Елисаветинский монастырь, Православное Братство во имя Архистратига Михаила, 2002, c.562-564
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение