страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Преподобный Макарий Оптинский
Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей
Письмо 565

В первых твоих строках выразила желание свое видеть свои прегрешения, смиряться и не осуждать ближнего. - Да исполнит Господь во благих желание твое и пошлет помощь Свою на исполнение всех заповедей Его; а в каком-либо поползновении дарует истинное покаяние!

Подробные твои вопросы одобряю, но я со своей стороны погрешаю в ответах или медлительностью, или не вполне изъяснением на оные. Я и желал бы исполнить всех и каждого требования и отвечать то, как Бог вразумит по вере их написать, но время и силы изменяют; время у меня так сжато, что не могу и выразить.

Обращение твое с детьми и руководство их к сознанию своих вин, и по мере наказания, выговоров или прощения, можно одобрить, и чтобы все это было основано на вере в Бога и повиновении святой Его Церкви Православной. Нынче время тяжко и дни лукавы, попадут в обращение со светом, то много насыплется плевел на доброе семя, так что иногда при всходе и подавят хороший плод. При таком хорошем направлении, надобно внушать им и смирение, которое одно сильно сохранить нас от всех козней и сетей вражьих; да и самим смотреть за собою, не закралось бы высокоумие в сердце, что "я делаю очень хорошо и не так, как другие"; но помнить, что наши дела без помощи Божией ничего не стоят; а потому мы должны просить оную от Бога и смиряться в своей нищете, ибо Он на смиренные призирает, и недоумения наши и ошибки в чем-либо Своим тайным вразумлением и помощью исправит. Говоришь о непослушании их, и не знаешь, чем исправить? - Вразумлением, терпением и помощью Божией. Сей доброе семя, а Господь ниспослет благорастворенный дождь и принесет плод. А ежели что и неудачно кажется, то оставить непостижимому для нас промыслу Божию. В истории человечества много видим и добрых и злых, даже от первых людей и впоследствии: и не знаем судеб Божиих. Многие от падения приходили в покаяние и смирение. Предадим все дела наши и о себе на волю Божию.

Спрашиваешь о чтении книг, какие именно и по сколько читать? На это нельзя сказать ограниченно, а по времени и силе, хотя понемногу, а надобно читать; более такие, которые могут исправить нашу нравственность деятельным образом; а умозрительные еще рано. Читавши же, надобно на дело простираться, а в неисправлении познавать свою немощь и смиряться.

Канон можно читать тот и другой попеременно, а о том, что читала без ирмосов, не надобно смущаться; это было по неведению; продолжать же дальше срока, оставляю на твою волю; не мешает, для возбуждения себя к покаянию, а не для того, что сим будто благоугождаю Богу. Слава Ему и Его неизреченному долготерпению и милосердию! Стоять на коленях у нас не принято, разве когда сила в ногах оскудеет.

Изъяснив перед духовником свою совесть, так ли, или по записке, не надобно уже смущаться, что все не сказала; это от врага; а надобно успокаиваться, взирая на намерение свое ничего не утаить, и на милосердие Божие, а смущение отвергать. Также и о поклонах: когда исполняешь положенное число, не надобно думать, что не исполнила, и это от врага, и обе крайности от него, т.е. и смущение и мнение, или самодовольство; нужна середина со смирением и упованием на милосердие Божие. И. М. 2 августа 1850 года.

Письма преподобного Макария Оптинского. - Мн.: Свято-Елисаветинский монастырь, Православное Братство во имя Архистратига Михаила, 2002, c.567-569
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение